Консультация для воспитателей на тему: «Развивающий диалог в инновационной программе «От рождения до школы»
консультация

Светлана Александровна Боева

Развивающий диалог – это обсуждение детьми проблемной (противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и становятся новые задачи. Именно в развивающем диалоге рождается новое совместное решение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvivayushchiy_dialog.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Развивающий диалог в инновационной программе

«От рождения до школы»

Выполнила: воспитатель Боева С.А.

Развивающий диалог – это обсуждение детьми проблемной (противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и становятся новые задачи. Именно в развивающем диалоге рождается новое совместное решение.

Какие задачи стоят перед педагогом?

  • Поведение детей:

Не развивающий диалог:

«угадывание» правильного ответа, потому как взрослый задает вопрос;

- стремление ответить правильно, страх ошибиться.

Развивающий диалог:

- активно включаются в диалог;

- выражают свое мнение, не зная «правильное» оно или нет.

  • Позиция педагога:

- инструктирует педагог, носитель готового знания;

- интерпретирует дирижёр «слышит голос ребенка».

Основные признаки развивающего диалога:

- проблемная ситуация;

- дети активно включаются в диалог (задают вопросы, поддерживают беседы, детям интересно мнение других, проявляют свое отношение к сказанному, высказывают и аргументируют свое мнение);

- использование новых слов;

- появляются суждения (дети начинают рассуждать, мыслить).

Как сделать диалог развивающим?

педагог – модератор:

- ставит проблему;

- с помощью открытых вопросов пытается включить детей в активно мыслящий процесс;

- не прерывает и не торопит детей;

- не дает готовых ответов;

- использует противоречия;

- аргументирует свой ответ;

- старается не упустить ни одного ребенка;

- отвечая на вопросы детей, должен ответить так, чтобы его ответ помог ребенку развиваться мыслить рассуждать самостоятельно);

- должен помочь ребенку сформулировать мысль и высказать ее, чтобы группа детей ее поняла.

Что должен учитывать воспитатель?

- интересы и потребности детей;

- опыт;

- возраст;

- индивидуальные особенности детей;

- текущие события в группе.

Образовательные результаты:

- развитие навыков общения, умение доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности;

- развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения;

- развитие умения соблюдать установленные нормы и правила;

- ознакомление с окружающим миром, развитие речи;

- обеспечение эмоционального комфорта.

Место развивающего диалога в программе «От рождения до школы»:

- во время утреннего круга (10-15 мин.);

- элементы развивающего диалога (во всех режимных моментах):

на занятии;

в проектной деятельности;

в свободной деятельности;

в игре;

на прогулке;

на вечернем круге.

Как поставить проблемную ситуацию?

- Проблемная ситуация возникает тогда, когда дана цель, а пути достижения ее субъектом не известны;

- Постановка проблемы предполагает видение целостной структуры в пространстве возможностей и противоречий в ней.

Примерные вопросы для обсуждения:

- взрослых нужно слушаться всегда?

- зачем верблюду, который живет в пустыне такая теплая шерсть?

- можно и всегда делать то, что хочется?

- можно перебегать дорогу на красный свет, если нет машин?

- а у моей подружки живет белая крыса дома. Крыса дикое животное или домашнее?

Как поставить проблему?

Диалог не возникнет, если нет проблемы, цепляющей ребенка и заставляющей задуматься ( например: педагог приносит в группу кусок льда и спрашивает, как поместить его в бутылку).

Правила ведения диалога:

- вопросы продумайте заранее;

- не давайте готовых ответов;

- не говорить «не правильно!», показывайте детям, что все их идеи и гипотезы очень интересны;

- поддерживайте детскую инициативу;

- резюмируйте, время от времени, то что было сказано, называя детей по именам;

- позволяйте детям самим увидеть и понять суть противоречий ситуации;

- позволяйте детям самим обсудить, что произошло;

- принимайте на себя различные роли (а вот я думаю так., а я не поняла, что ты хотел сказать.).

Правила для детей:

- говорить по очереди (передавать мячик, микрофон);

- слушать говорящего (а что сказал Вася);

- не повторяться, любые идеи важны;

- отвечать на поставленный вопрос;

- объяснять, почему ты так считаешь.

Показатели успешности развивающего диалога:

- появляется разнообразие (ответов, вопросов, способов взаимодействия между детьми);

- содержание диалога переходит на новый уровень:

охвачено большинство детей;

дети проявляют свое отношение к сказанному;

высказывают свое мнение и аргументируют его;

- возникает диалог между детьми.

Примерные темы развивающего диалога:

- Естественно - научная (как изобразить движение).

- Социальное окружение (мы одинаковые или разные).

- Норматворчество (всегда нужно делиться своими игрушками).

- Совместное планирование (как мы поздравим наших мам на 8 Марта).

- Философское (что такое счастье, как рождаются мысли).

Структура развивающего диалога:

- проблемная ситуация;

- высказывание детьми своего отношения к проблемной ситуации;

- обсуждение проблемы;

- структурирование ответов детей;

- анализ высказываний;

- формирование гипотезы (возможное решение проблемы);

- проверка гипотезы и выводы.

Варианты развития развивающего диалога

проектная деятельность образовательное событие развивающее занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность воспитателя с детьми в старшей группе по программе «От рождения до школы». Тема недели: «Рождественская сказка»

Планирование деятельности воспитателя, разработанное по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М....

Совместная деятельность воспитателя с детьми в старшей группе по программе «От рождения до школы». ТЕМА НЕДЕЛИ: «День Победы».

Планирование деятельности воспитателя, разработанная по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М....

Совместная деятельность воспитателя с детьми в средней группе по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы. Тема недели: «Птицы нашего края».

Совместная деятельность воспитателя с детьми в средней группе по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы. Тема недели: «Птицы нашего края». ...

семинар на тему : " Внедрение инновационной программы «От рождения до школы» в образовательный процесс ДОУ"

Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня моё выступление посвящено инновационной программе от рождения до школы. Детские сады нашего города работают по 4 и 5 изданию, которое вышло в 2019 году. А ...

«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы»» Тема: «Вечерний круг»

laquo;Вечерний круг» помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников – это и есть цель «Вечернего круга».  Дети учатся справедлив...

программа воспитания и обучения в старшей группе на основе инновационной программы "От рождения до школы"

Программа воспитания и обучения в старшей группе составлена на основе инновационной программы "От рождения до школы"...