Консультация для воспитателей на тему: «Развивающий диалог в инновационной программе «От рождения до школы»
консультация
Развивающий диалог – это обсуждение детьми проблемной (противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и становятся новые задачи. Именно в развивающем диалоге рождается новое совместное решение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_razvivayushchiy_dialog.docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Развивающий диалог в инновационной программе
«От рождения до школы»
Выполнила: воспитатель Боева С.А.
Развивающий диалог – это обсуждение детьми проблемной (противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и становятся новые задачи. Именно в развивающем диалоге рождается новое совместное решение.
Какие задачи стоят перед педагогом?
- Поведение детей:
Не развивающий диалог:
- «угадывание» правильного ответа, потому как взрослый задает вопрос;
- стремление ответить правильно, страх ошибиться.
Развивающий диалог:
- активно включаются в диалог;
- выражают свое мнение, не зная «правильное» оно или нет.
- Позиция педагога:
- инструктирует педагог, носитель готового знания;
- интерпретирует дирижёр «слышит голос ребенка».
Основные признаки развивающего диалога:
- проблемная ситуация;
- дети активно включаются в диалог (задают вопросы, поддерживают беседы, детям интересно мнение других, проявляют свое отношение к сказанному, высказывают и аргументируют свое мнение);
- использование новых слов;
- появляются суждения (дети начинают рассуждать, мыслить).
Как сделать диалог развивающим?
педагог – модератор:
- ставит проблему;
- с помощью открытых вопросов пытается включить детей в активно мыслящий процесс;
- не прерывает и не торопит детей;
- не дает готовых ответов;
- использует противоречия;
- аргументирует свой ответ;
- старается не упустить ни одного ребенка;
- отвечая на вопросы детей, должен ответить так, чтобы его ответ помог ребенку развиваться мыслить рассуждать самостоятельно);
- должен помочь ребенку сформулировать мысль и высказать ее, чтобы группа детей ее поняла.
Что должен учитывать воспитатель?
- интересы и потребности детей;
- опыт;
- возраст;
- индивидуальные особенности детей;
- текущие события в группе.
Образовательные результаты:
- развитие навыков общения, умение доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности;
- развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения;
- развитие умения соблюдать установленные нормы и правила;
- ознакомление с окружающим миром, развитие речи;
- обеспечение эмоционального комфорта.
Место развивающего диалога в программе «От рождения до школы»:
- во время утреннего круга (10-15 мин.);
- элементы развивающего диалога (во всех режимных моментах):
на занятии;
в проектной деятельности;
в свободной деятельности;
в игре;
на прогулке;
на вечернем круге.
Как поставить проблемную ситуацию?
- Проблемная ситуация возникает тогда, когда дана цель, а пути достижения ее субъектом не известны;
- Постановка проблемы предполагает видение целостной структуры в пространстве возможностей и противоречий в ней.
Примерные вопросы для обсуждения:
- взрослых нужно слушаться всегда?
- зачем верблюду, который живет в пустыне такая теплая шерсть?
- можно и всегда делать то, что хочется?
- можно перебегать дорогу на красный свет, если нет машин?
- а у моей подружки живет белая крыса дома. Крыса дикое животное или домашнее?
Как поставить проблему?
Диалог не возникнет, если нет проблемы, цепляющей ребенка и заставляющей задуматься ( например: педагог приносит в группу кусок льда и спрашивает, как поместить его в бутылку).
Правила ведения диалога:
- вопросы продумайте заранее;
- не давайте готовых ответов;
- не говорить «не правильно!», показывайте детям, что все их идеи и гипотезы очень интересны;
- поддерживайте детскую инициативу;
- резюмируйте, время от времени, то что было сказано, называя детей по именам;
- позволяйте детям самим увидеть и понять суть противоречий ситуации;
- позволяйте детям самим обсудить, что произошло;
- принимайте на себя различные роли (а вот я думаю так., а я не поняла, что ты хотел сказать.).
Правила для детей:
- говорить по очереди (передавать мячик, микрофон);
- слушать говорящего (а что сказал Вася);
- не повторяться, любые идеи важны;
- отвечать на поставленный вопрос;
- объяснять, почему ты так считаешь.
Показатели успешности развивающего диалога:
- появляется разнообразие (ответов, вопросов, способов взаимодействия между детьми);
- содержание диалога переходит на новый уровень:
охвачено большинство детей;
дети проявляют свое отношение к сказанному;
высказывают свое мнение и аргументируют его;
- возникает диалог между детьми.
Примерные темы развивающего диалога:
- Естественно - научная (как изобразить движение).
- Социальное окружение (мы одинаковые или разные).
- Норматворчество (всегда нужно делиться своими игрушками).
- Совместное планирование (как мы поздравим наших мам на 8 Марта).
- Философское (что такое счастье, как рождаются мысли).
Структура развивающего диалога:
- проблемная ситуация;
- высказывание детьми своего отношения к проблемной ситуации;
- обсуждение проблемы;
- структурирование ответов детей;
- анализ высказываний;
- формирование гипотезы (возможное решение проблемы);
- проверка гипотезы и выводы.
Варианты развития развивающего диалога
проектная деятельность образовательное событие развивающее занятие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность воспитателя с детьми в старшей группе по программе «От рождения до школы». Тема недели: «Рождественская сказка»
Планирование деятельности воспитателя, разработанное по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М....
Совместная деятельность воспитателя с детьми в старшей группе по программе «От рождения до школы». ТЕМА НЕДЕЛИ: «День Победы».
Планирование деятельности воспитателя, разработанная по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М....
Совместная деятельность воспитателя с детьми в средней группе по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы. Тема недели: «Птицы нашего края».
Совместная деятельность воспитателя с детьми в средней группе по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы. Тема недели: «Птицы нашего края». ...
семинар на тему : " Внедрение инновационной программы «От рождения до школы» в образовательный процесс ДОУ"
Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня моё выступление посвящено инновационной программе от рождения до школы. Детские сады нашего города работают по 4 и 5 изданию, которое вышло в 2019 году. А ...
«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы»» Тема: «Вечерний круг»
laquo;Вечерний круг» помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников – это и есть цель «Вечернего круга». Дети учатся справедлив...
программа воспитания и обучения в старшей группе на основе инновационной программы "От рождения до школы"
Программа воспитания и обучения в старшей группе составлена на основе инновационной программы "От рождения до школы"...