Дидактические игры и приёмы в обучении детей рассказыванию
учебно-методический материал
Каждая образовательная область основана на какой-либо детской деятельности и направлена на её развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_i_priyomy_v_obuchenii_detey_rasskazyvaniyu.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и приёмы в обучении детей рассказыванию
Каждая образовательная область основана на какой-либо детской деятельности и направлена на её развитие.
Коммуникация является центральным понятием области «Познание». Образовательная область «Коммуникация» направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах
детской деятельности.
При этом речь выступает одним из важных средств коммуникации. Наиболее сложную форму речевой деятельности представляет собой связная речь.
Работа по формированию связной монологической речи- это обучение детей рассказыванию. Она, как известно, проводится по двум направлениям:
• обучение пересказу;
• обучение составлению рассказов.
В содержание работы по формированию связной речи включается подборка технологий, используемых в ДОУ в соответствии с направлением коррекции. Изучив систему работы различных авторов по обучению детей рассказыванию, мы предлагаем следующий порядок работы:
- пересказ рассказа по наглядному действию;
- рассказ по следам наглядного действия;
- пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
- пересказ рассказа по серии сюжетных картинок;
- пересказ рассказа по сюжетной картине;
- рассказ по сюжетной картине.
Пересказ – более лёгкий вид монологической речи. Это в какой то степени отраженная речь с известной долей самостоятельности. При работе над текстом произведения можно порекомендовать следующие игры и упражнения:
С использованием зрительной опоры
1. Разложить в логической последовательности перемешанные иллюстрации к произведению. (демонстрация дидактического материала)
2. Выделение из текста фраз к каждой картинке. (демонстрация дидактического материала)
3. Раздать картинки детям и предложить вставить их на демонстрационное полотно в нужный момент коллективного рассказа. (демонстрация дидактического материала)
4. Лексико- грамматические упражнения о тексту произведения
- выделение и проговаривание детьми признаков и действий предмета
из текста (Нпр: рассказ М Пришвина «Дятел», дятел – умный,
находчивый, трудолюбивый, пёстрый)
- использование упражнения «Потерялись слова» ( третье чтение
рассказа с пропуском слов, предлогов, окончания предложения);
- распространение предложений с использованием упражнения
«Волшебная цепочка» (Нпр: педагог говорит короткое предложение,
первый ребенок дополняет это предложение ещё одним словом,
следующий повторяет полученное новое предложение, добавляя
своё новое слово).
*Птенчик махал крылышками – Маленький птенчик махал
крылышками - Маленький птенчик беспомощно махал
крылышками.
- использование проблемных вопросов педагога, требующих полных
сложноподчиненных предложений с опорой на текст;
(Нпр: Почему говорят, что грачи открыли весну?
Говорят, что грачи открыли весну, потому что они
возвращаются с зимовки самыми первыми.)
- дети задают вопросы по содержанию произведения, а отвечает
педагог.
Зрительной опорой при пересказе могут быть не только иллюстрации к произведению, но и:
1. Предметные «живые картинки», которые помогают демонстрировать действия персонажей на фланелеграфе с отработкой пространственных ориентиров и предложно - падежных конструкций (демонстрация дидактического материала к сказке «Кот, петух и лиса»)
2. Набор силуэтных (черно-белых) изображений персонажей. Моделирование сюжета. (демонстрация дидактического материала к рассказу «Три котёнка»)
3. Символы и пиктограммы, опорные схемы (демонстрация дидактического материала к сказке «Лиса и журавль»)
В основу обучения пересказу с использованием опорных схем положен единый алгоритм структуры занятия, который представлен в учебно- методическом пособии Л.В.Лебедевой, И.В.Козиной «Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем»
В виде вербальной (речевой) опоры при пересказе небольших произведений может быть представлен:
а) деформированный текст с последующим восстановлением;
б) рассказ в прошедшем времени с последующей заменой рассказа от первого
лица рассказом от третьего лица.
Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста и базируется на овладении навыкам пересказа.
Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти при освоении рассказов по картине рекомендуем проведение следующих игровых упражнений:
(демонстрация наглядного дидактического материала)
1. «Кто больше увидит?» (Нпр: назвать предметы указанного цвета и назначения);
2. «Кто лучше запомнил?» (Нпр: вспомнить, какие действия выполняют разные персонажи картины);
3. «Кто самый внимательный?» (Нпр: закончить предложение, начатое педагогом, по смыслу содержания картины)
Для формирования навыков грамматически правильной речи, обогащения словарного запаса можно предложить следующие виды упражнений:
- составление предложений по опорным словам (Нпр: выросла, опушка,
ель, лес);
- восстановления цепочки событий по глаголам;
- после составления ребенком предложения коллективное его
распространение по цепочке с помощью синонимов родственных
слов (Нпр: На опушке леса выросла ель – На опушке леса выросла
стройная, высокая, красивая ель ).
При связном рассказывании важна логика изложений, поэтому одно из направлений работы – это установление последовательности в ходе игр с сериями сюжетных картинок:
а) педагог читает сказку, рассказ и предлагает отобрать из всех картинок только те, которые иллюстрируют данный рассказ, при этом используется метод «ошибки» педагога. (демонстрация наглядного дидактического материала)
б) восстановление порядка картинок по памяти на следующий день после чтения текста.
в) восстановление места пропавшей картинки в ряду других, при этом картинки сдвинуты друг к другу.
г) найти ошибку в чтении текста через правильный порядок картинок.
Очень полезно формировать у детей умение узнавать образцы связной речи через образцы аудиозаписи рассказов педагога.
При этом применяются следующие упражнения:
а) сопоставление связного рассказа и набора слов из этого рассказа (рассказ полный и неполный об одном и том же)
б) сопоставление рассказа и предложений из него в измененной последовательности. (Нпр: Книга порвалась. То, что осталось, я склеила. Послушайте, хорошо ли получилось.)
в) сопоставление полного рассказа и рассказа, в котором подлежащие заменены местоимениями. (Нпр: Он жил в доме, в котором на первом этаже располагался зоомагазин. Когда она приводила его из детского сада, он сразу бежал в него. Особенно ему нравились они … - «Почему рассказ получился непонятным? Надо заменить слово на подходящее по смыслу.)
При работе над рассказами – описаниями предметов закреплять и развивать речевые навыки можно в ходе игровых заданий:
1. Упражнения на узнавание предметов по описанию, в которых применяются приемы работы с загадками с использованием описания разными словами одного и того же объекта. ( Нпр: Загадка о собаке. «Как вы догадались?» Затем предлагается другая загадка о собаке)
2. Упражнения над описательными рассказами типа загадок. Сначала даются общие признаки. Затем все более специфические:
- «Я загадаю животное. Оно на четырёх лапах»;
- «Оно на четырёх лапах и питается мясом?» « Кто это?»
- « У него сильные лапы с длинными когтями и длинный хвост»
- « На конце хвоста кисточка» ( ЛЕВ )
Рассказы по представлению ( из личного опыта )
(Составление рассказа «Как мы лепили снеговика» с демонстрацией наглядного дидактического материала):
- при выполнении детьми действий фиксируется их последовательность;
- после прогулки восстанавливаем последовательность действий с помощью
составления опорных схем. Используются провокационные вопросы
педагога;
- рассказывание по опорным схемам
При составлении творческих рассказов (по воображению) можно предложить следующие варианты заданий:
1. После пересказа сказки «Хвосты» детям предлагается составить творческий рассказ с введением в сюжет новых действующих лиц (корова, петух и т.д ).
2. При пересказе сказки «Пряничный домик» на отдельном занятии детям предлагается составить пересказ от первого лица.
3. Игра-упражнение «Угадай – ка» с использованием многофункциональной картины, в которой фрагмент закрывается экраном. Педагог называет место действия на закрытой части (Напр: «Здесь каток, там изображение – горка»). Дети высказывают догадки о возможных персонажах и их действиях. Затем экран убирается и дети составляют по данному фрагменту рассказ – описание. (демонстрация наглядного дидактического материала).
Формы и приемы развития связной речи детей дошкольного возраста
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог.
Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребёнка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение с взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребёнку поводы для разговоров с другими детьми.
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение с взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространённой форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Формы организации обучения связной речи детей в старшей и подготовительной группах могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения.
Задачи и содержание обучения монологической речи.
В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом).
В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные дни).
В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа.
Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребёнок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т.п.).
При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.
Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребёнком.
Приёмы работы по формированию связной речи.
1. Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов. Например беседа по картинке к сказке «Колобок».
2. Чтение рассказов или сказок.
Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребёнком причинно-следственных связей (Почему медведи разозлились? Правильно ли поступила Маша? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.
3. Беседа (диалог).
Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребёнка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развёрнутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребёнка перехода к монологической речи.
Пример «усложнённой» беседы. Картинка «Заюшкина избушка»
- Каких животных ты видишь на этой картинке?
- Петуха, зайца и лису.
- Лиса какая?
-Лиса хитрая, злая, рыжая, у нее пушистый хвост.
- А заяц какой?
- Заяц добрый, трусливый, хороший, у него длинные уши.
- А что ты знаешь о петухе?
- Петух храбрый, добрый, у него есть клюв и гребешок.
- Какие ты знаешь сказки про петуха, лису, зайца? и т.п.
4. Составление описательного рассказа.
Ребёнок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он усваивает признаки предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.
Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребёнку о признаках описываемых предметов.
Сначала описывать единичные предметы, а затем переходить к сравнительным описаниям однородных предметов, учиться сравнивать животных, фрукты, овощи, деревья и т.д.
Пример составления описательного рассказа по схеме.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений.
Примеры серии сюжетных картинок.
6. Составление рассказа по сюжетной картине.
При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:
- она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребёнка;
- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
- она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.
Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребёнок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребёнку вопросов.
7. Пересказ.
В процессе работы над пересказом у ребёнка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребёнок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребёнка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.
При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему.
Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа. Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребёнку ещё раз внимательно его прослушать и постараться запомнить, а затем пересказать близко к оригиналу.
Важно упражнять ребёнка и в других видах пересказа:
- Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.
- Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.
- Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.
- Пересказ без опоры на наглядность.
При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующие критерии:
- полноту пересказа;
- последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;
- использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности);
- характер употребляемых предложений и правильность их построения;
- отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.
8. Самостоятельное составление рассказа.
Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематически. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребёнка. Рассказ из личного опыта требует от ребёнка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объёму самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребёнка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра в воспитании и обучении детей
Дидактическая игра помогает детям освоить наиболее сложный материал, закрепить его на занятиях и вне их. Каждая игра самостоятельна, имеет свои обучающие задачи. В то же время все игры выстроены так, ...
Интерактивные дидактические игры и пособия по обучению детей двум государственным языкам РТ для старших и подготовительных групп, г. Нижнекамск.
"Кем нишли?" уены максат:ы1. Сүз һәм сүзтезмәләрне киң кулланышка кертү;2. Балаларны мөстәкыйль фикер йөртергә һәм җавап бирергә күнектерү;3. Сөйләм әдәбе кагыйдәләрен камилләштерү. "Син нәрсә яр...
Особенности проведения дидактической игры в коррекционно-воспитательном обучении детей с ЗПР
Статья по теме: Особенности проведения дидактической игры в коррекционно-воспитательном обучении детей с ЗПР...
План самообразования по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной группы основам математики».
Актуальность выбранной темы: работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Детей в подготовительной к школе ...
План самообразования воспитателя по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей старшей группы основам математики»
План самообразования воспитателя по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей старшей группы основам математики»...
Дидактические игры и приёмы в обучении детей рассказыванию
Каждая образовательная область основана на какой-либо детской деятельности и направлена на её развитие....
Дидактические игры и приёмы в обучении детей рассказыванию
Дидактические игры и приёмы в обучении детей рассказыванию...