Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников как одно из приоритетных направлений образования детей
консультация (старшая, подготовительная группа)

Ильина Татьяна Владимировна

На сегодняшний день дошкольное образование в России по праву признано начальным звеном в системе непрерывного общего образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) большое внимание уделяется сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; делается акцент на развитии личности ребёнка, социализации, раскрытии его потенциальных возможностей и способностей. В связи с этим основной спектр задач современных дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) смещается на создание условий, при которых дети полноценно развиваются, осваивая этап дошкольного детства, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе.

Одним из приоритетных направлений образования детей старшего дошкольного возраста, которое отражает социальный заказ общества и семьи, согласно ФГОС ДО, является их социально-коммуникативное развитие, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности в ДОО. Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников как одно из приоритетных направлений образования детей

На сегодняшний день дошкольное образование в России по праву признано начальным звеном в системе непрерывного общего образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) большое внимание уделяется сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; делается акцент на развитии личности ребёнка, социализации, раскрытии его потенциальных возможностей и способностей. В связи с этим основной спектр задач современных дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) смещается на создание условий, при которых дети полноценно развиваются, осваивая этап дошкольного детства, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе.

Одним из приоритетных направлений образования детей старшего дошкольного возраста, которое отражает социальный заказ общества и семьи, согласно ФГОС ДО, является их социально-коммуникативное развитие, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности в ДОО. Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми.

Педагоги дошкольных образовательных организаций обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии детей, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Проблема приобщения ребенка к социальному миру, формирования у него умения адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества на современном этапе развития общества остается одной из ведущих. Особую актуальность вопросы социально-коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром приобретают на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольном периоде детства, что, в свою очередь, возлагает на дошкольную образовательную организацию серьезную ответственность за воспитание и развитие необходимых личностных качеств у детей. Теоретические и практические аспекты социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов: А. Валлона, М. С. Кагана, А. Н. Леонтьева, И. Лингарта, Ж. Пиаже, C. JI. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. Проблемы коммуникативного развития дошкольников, его содержание и структура достаточно глубоко проработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями − Л. Н. Галигузовой, Д. Б. Годовиковой, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Р. Б. Стеркиной и др.

Социально-коммуникативное развитие — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Согласно ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие детей направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Наиболее полно показатели социально-коммуникативного развития старшего дошкольника раскрываются в игровой деятельности, которая в дошкольном возрасте является одной из важнейших форм социализации ребёнка.

К данным показателям отнесли следующие: ребенок в совместной игре со сверстниками умеет найти для себя подходящую роль, в зависимости от игровой ситуации изменить ролевое поведение; способен организовывать различные игры на бытовые и сказочные сюжеты; адекватно принимает варианты сюжетных действий, предлагаемые сверстниками, способен развивать их и разворачивать сюжет; принимает и разыгрывает проблемные ситуации. Перечисленные показатели были нами выделены на основе анализа современной психолого-педагогической литературы.

Общение старшего дошкольника качественно меняется, об этом свидетельствуют следующие показатели: на основе усвоения норм и правил способен регулировать своё поведение, проявляя в случае необходимости волевые усилия; выражает свои чувства в приемлемой форме; понимает эмоциональное состояние сверстника, взрослого, способен сочувствовать, готов прийти на помощь; охотно участвует в коллективной деятельности (продуктивной, трудовой, познавательной и др.); переживает, если сверстники не принимают его в совместную игру; владеет основными коммуникативными навыками (приветствие, прощание, просьба, обращение и др.); способен в приемлемой форме сформулировать отказ, не обижая сверстника, найти способы и слова для примирения в случае разногласия, ссоры; знает своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес, имена членов своей семьи, имени и отчества воспитателей и других педагогов; знает название своего города, страны.

 В старшем дошкольном возрасте активно развивается трудовая деятельность, в которой также можно наиболее четко отследить проявления показателей социально-коммуникативного развития дошкольников, среди которых можно выделить следующие: ребёнок испытывает удовольствие от процесса выполнения совместных трудовых действий; способен выполнять просьбы и поручения взрослого, доводить начатое дело до конца; в случае необходимости готов прийти на помощь сверстнику; в ходе игр и бесед демонстрирует знания о различных профессиях, их особенностях, орудиях труда. О наличии этих знаний и умений свидетельствуют следующие показатели: ребёнок имеет представление о здоровом образе жизни (правильное питание, регулярные физические нагрузки, прогулки на свежем воздухе и др.); знает, как нужно одеваться в холодную и тёплую погоду, понимает, чем опасен неправильный выбор одежды; выполняет без напоминания правила безопасного поведения дома и в детском саду (не уходит без разрешения взрослых, не дотрагивается до опасных предметов и т. п.); соблюдает правила личной гигиены, также чистоту и порядок в детском саду и дома; осознаёт потенциальную опасность улицы, знает и выполняет правила поведения на дороге; знает правила поведения в общественном транспорте. Таким образом, целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования в современных образовательных организациях является обеспечение высокого уровня социально-коммуникативного развития будущих первоклассников как предпосылки их успешной социализации и адаптации к обучению в школе. Выделенные показатели социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста легли в основу разработки диагностической программы для проведения констатирующего этапа эксперимента.

Подводя итог, хочется отметить, что основная задача современной дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы из её стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но также обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качества, необходимые для социальной адаптации, в том числе к обучению школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников. В статье рассматриваются теоретические аспекты разви...

Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

Что может быть ближе, чем игра в песок? Песок – необыкновенно приятный материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых....

Ранняя профориентация дошкольников как одно из приоритетных направлений развития образовательной политики государства

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики.В жизни каждого человека проф...

Презентация: "Развитие мелкой моторики, как одно из приоритетных направлений в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Мы хотим рассказать вам о том, как проходит развитие мелкой моторики рук у детей в наших группах. Полагаясь на установление добрых отношений между детьми, помогая им лучше узнать друг друга и ,способс...