Мастер - класс в старшей группе "Зима, Зима!"
материал (старшая группа)
Мастер - класс в старшей группе "Зима, Зима!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc-20221207-wa0015_1.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
в старшей группе «Зима, Зима!”
Подготовила воспитатель Толкач Оксана Николаевна
ГБОУ ОШ ОДО 220
Цель: формирование мотивационной готовности педагогов ДОУ к овладению проектной деятельностью
Задачи: 1. Познакомить педагогов с технологией проектной деятельности, создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью стимулирования развития интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.
2. Содействовать совершенствованию профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
Что такое проектный метод, насколько он актуален в наше время? Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей детей дошкольника.
Основоположником метода проектов стал американский педагог У. Х. Килпатрик. По его мнению, проект предлагает «энергичную, от всего сердца деятельность». Что такое проект? Проект- это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самостоятельность, это практическое, творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это- звено в системе воспитания, в целом развивающей личность программы. Проектная деятельность - специально организованная совместная познавательная деятельность педагога и воспитанников по разработке и реализации проекта, направленная на решение личностно-значимых образовательных задач и создание конкретного продукта в рамках определённых этапов. Остановимся непосредственно на организации проектной деятельности.
Первый этап – подготовительный.
Выбор темы. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей. На каждую неделю берётся тема. Над этой темой работают все педагоги ДОУ и дети в тесном взаимосотрудничестве.
Тема данной недели : «Зима, Зима!»
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Продолжительность: краткосрочный, 10 – 22 декабря
Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели
Актуальность: научить детей видеть красоту окружающего мира и совершенствовать технические стороны изобразительной деятельности. Научить детей раскрывать свои музыкально-творческие способности. Конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года.
Цель: дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Зима, Зима!"
Задачи:
• Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
• Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы, свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
• Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
• Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
• Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы.
• Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
• Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
• Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
• Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.
Предполагаемый результат:
• Дети должны уметь устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
• Осознанно правильно относиться к растениям и животным.
• Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.
• Участие семей группы в конкурсе ДОУ «Новогодняя ёлка».
• Оформление групповой комнаты и выставочного стенда по теме «Зима, Зима!».
• Проведение утренника к Новому году.
Второй этап – реализация проекта.
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
Формы реализации проекта: занятия, беседы, наблюдения, досуговая деятельность, игровая деятельность, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность детей, чтение художественной литературы, фенологические наблюдения.
Занятия. Тема: «Зимующие птицы»
Дидактические игры: «Найди ошибки» (чего не бывает зимой) «Кто что делает зимой» «Найди по следу» «Найди такую же снежинку» «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе) «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах)
Беседы. «Почему мне нравится зима». «Как звери в лесу зимуют». «Как зимуют домашние животные» «Как человек помогает зимой животным в лесу». «Почему скрипит снег?» «Помоги птицам». «Зачем зимой снег» «Осторожно! Зимние травмы» «Как заботиться о здоровье зимой». «Откуда идёт снег»
Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Зима».
Опыты и эксперименты.
Целевые прогулки по территории детского сада. В зимний сквер.
Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Суд над декабрём» В. Одоевский «Мороз Иванович» (просмотр сказки) С. Иванов «Каким бывает снег» Е. Трутнева «Первый снег» К. Бальмонт «Снежинка» Г.Снегирёв «Про птиц» Н Сладков «Еловая каша» В.Зотов «Клёст», «О птицах» В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона» С.Маршак «Двенадцать месяцев» (просмотр сказки) Бр.Гримм «Госпожа Метелица» (просмотр сказки)
Загадки о зимних явлениях в природе
Пословицы и поговорки о зиме.
Творческая мастерская. Вырезывание снежинок. Оформление макета «Зима» Лепка снежинки. Вернисаж: «Зимушка-зима»
Рисование: «Деревья в инее». Рисование : « Зимняя ночь» Рисование «Снежинки-балеринки» Изготовление цветных льдинок.
Работа с родителями: Изготовление кормушек для птиц. Оформление папки-передвижки « Прогулки зимой». Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы»
Труд на участке. Заготовка корма для птиц Подкармливание птиц. «Окучивание» снегом деревьев. Расчистка дорожек от снега во время прогулки. С помощью воспитателя посыпать дорожки песком. Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега. На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговиков. Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек Постройка из снега Лепка различных форм из снега.
Физкультурные досуги: Зимний спортивный праздник. «Физкультурный досуг зимой»
Новогодний утренник.
Третий этап – обработка результатов по реализации проекта, презентация проекта. Раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.
Формы реализации: конкурс кормушек "Супер столовая для птиц". Акция «Птицы – наши соседи на земле»: раздача листовки с призывом подкармливать и помогать птицам, зимующим в нашем районе. Выставка рисунков «Зимушка-зима», Новогодний утренник.
Все этапы проекта, и способы их реализации вы хорошо знаете. Остановлюсь поподробнее на видах проектной деятельности, характерных для работы с детьми старшего дошкольного возраста: исследовательская, творческая, нормативная.
В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы:
1. Создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи на этом этапе можно выделить несколько стратегий педагога:
а) педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, вопрос может обсуждаться всей группой;
б) внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребенка, затем создается особая ситуация, которое помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу.
в) привлечение родителей, которые совместно с ребенком формулируют задачу для проекта.
2. Оформление. Родители помогают дошкольнику, но организатором является - ребенок.
3. Защита.
4. Выставка результатов проектной деятельности, организованная педагогом.
Пример: мини - проект «Почему зимой холодно».
Творческая проектная деятельность выделяет такие этапы:
1. Подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы.
2. Определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности.
3. Высказывание детьми своих идей по реализации.
4. Зарисовка детьми идей, которые они высказали.
5. Демонстрация своих работ сверстникам, выбор наиболее интересной идеи.
6. Информирование родителей.
7. Организация работы по реализации общего замысла.
8. Продумывание того, как представить полученный продукт.
9. Презентация продукта творческой деятельности.
Пример: Поздравления с Новым Годом.
В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы:
1. Выявление воспитателем достаточно часто повторяющихся ситуаций, которые характеризуются нежелательными формами поведения детей.
2. Инициация педагогом обсуждения вариантов поведения в той или иной ситуации.
3. Изображение детьми, нежелательных последствий неприемлемого поведения.
4. Беседа о рисунках, на которых дети изобразили последствия.
5. Обдумывание того, как надо себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий.
6. Зарисовка правила, в том виде, в котором оно будет понятно всем (знак, алгоритм, схема).
7. Объяснение детьми своего «знака».
8. Выполнение «знака» правила всеми детьми, и вклеивание правила в «Альбом правил». Пример: «Как правильно гулять зимой на прогулке».
А сейчас я предлагаю вам примерить на себя роль детей, и мы разыграем с вами все 3 типа проектной деятельности (деление на 3 группы). Представим, что 1 группа- это семья: мама, папа, ребенок-дошкольник и старшая сестра. Ребенок уже озадачен в детском саду вопросом, который его интересует (стоит отметить что подход к детям индивидуальный, в этом и заключатся залог успеха деятельности) и родителям предложено помочь ребенку. Родители должны быть готовы к предстоящей работе: консультации, собрания.
Примерный диалог с родителями «Ребёнок заинтересовался вопросом: «Что такое снег?». Мы с ним уже выяснили, что информацию по данному вопросу можно прочитать в энциклопедии, в интернете, узнать мнение всех членов семьи. Но ребёнок без помощи семьи справиться не сможет. Семья может помочь ему получить ответ на этот вопрос. И очень хорошо было бы, чтоб ребёнок оформил свое исследование в виде альбома, а потом рассказал об этом всей группе. Это было бы очень интересно и увлекательно».
Возьмите коробку, с необходимым материалом и приступайте к работе. Результатом вашей деятельности должен быть альбом с выводами и умозаключениями разных членов семьи. И презентация ребенка перед всей группой.
Творческая проектная деятельность. Предварительно проводится работа по закреплению и формированию новых представлений о Новом Годе как о празднике. Работа будет происходить со 2 группой. Вам необходимо составить краткий план предварительной работы. Далее мы представим, что вы все дети одной группы, а я ваш воспитатель. Диалог происходит незадолго до наступления Нового года. «Представляете, я зашла вчера в магазин, а там невероятное столпотворение: и взрослые и дети выбирают и покупают различные сувениры. Вероятно, у кого-нибудь день рождения, как вы думаете?
(Ответы детей) Ребята, а что это за праздник? Кого поздравляют, и почему? Как вы себе его представляете? (Ответы детей) Ребята, а вы хотели бы поздравить друг друга, или может быть вы хотите поздравить кого-то из своих близких и родных? (Ответы детей) Давайте подумаем, как мы с вами можем это сделать? Ответы детей, высказывание идей, при этом если дети затрудняются педагог может начать первым «Мне кажется, что можно сделать открытку. А сейчас я предлагаю каждому из вас зарисовать свою идею, вот вам карандаши и бумагу. А также подумайте, что нам необходимо для того, чтобы сделать такой подарок?» (зарисовка идей).
А мы вас ненадолго оставим и перейдем к примеру нормативной деятельности. Мы с вами возьмем типичную ситуацию, где в ходе зимней прогулки дети наблюдают за птицами. Предварительно на занятиях дети совершенствуют представления о перелётных и зимующих птицах. Незадолго перед прогулкой воспитатель предлагает детям послушать рассказ. Ребята послушайте пожалуйста историю:
«Городские птицы зимой. рассказ для малышей
Каждое утро, когда Антон идет в детский сад, он слышит, как в сквере на деревьях галдят птицы. Их очень много – целая стая. Мама говорит, что это галки, а живут они на чердаках старых двухэтажных домов, которые стоят по обе стороны от сквера. Сквер старый, и деревья в нем тоже старые. Вон какие высокие, до самого неба! И чтобы увидеть этих галдящих птиц, нужно хорошенько задрать голову верх.
Сейчас зима. Весь сквер, клумбы и даже лавочки покрыты снегом. Только дорожки, по которым ходят люди, почищены. Целые дни Антон проводит в детском саду, только в субботу и воскресенье он может погулять во дворе своего дома или в сквере. Многим не нравится зима за то, что дни серые и темные, часто идет снег, и мороз щиплется. А Антон любит зиму. И не только за новогодние праздники. Зимой можно покататься на санках, на лыжах, поиграть в снежки, слепить снеговика или снежную крепость.
Тем утром, когда мальчик шел в детский сад, молодые галки, сидя на верхушках деревьев, обсуждали, где и как можно найти еду. И, хотя, они еще совсем юные, можно сказать, птенцы, которым нет и года, теперь им уже нужно самостоятельно добывать себе пропитание, чтобы не умереть с голоду в зимнее время.
Хорошо, что рядом со сквером – большой микрорайон, куда птицы часто прилетают в поисках чего-нибудь из еды. Сердобольные старики подкармливают птиц. С утра деревянная кормушка для синиц и воробьев, висящая у подъезда высотного дома на дереве, до краев наполнена хлебом. Но есть хочется не только синицам. И галки сгоняют их, выхватывая кусочки хлеба из кормушки.
Видя такую несправедливость, дедушка из соседнего подъезда придумал для маленьких пугливых птичек особенную кормушку из пустой фляги для воды. В узкое оконце, вырезанное во фляге, ни галка, ни ворона, ни сорока даже не попытается пролезть. С утра на дереве у дедушкиной кормушки выстраивается целая очередь из желтогрудых юрких птиц. Каждая, схватив зернышко или кусочек хлеба, выскакивает из кормушки, освобождая путь следующей за ней синичке.
Вот так и движется очередь, пока все зернышки в кормушке не кончатся, и птицы не наедятся. А галкам, воронам и голубям остается только сидеть рядышком и наблюдать за ними, надеясь, что и им что-нибудь все же перепадет.
Вечером, перед тем, как забрать Антона из сада, баба Надя положила на снег у дедушкиной кормушки кусочки хлеба. Но ни галки, ни вороны, ни голуби не нашли и не склевали его. Антон, идя с бабушкой домой, видел, как черные птицы кружат над сквером. «Это они так прогуливаются перед сном», – подумал мальчик. Бабушка рассказала ему о хлебе, который положила для птиц у кормушки на снег. \» – Ведь большие птицы так же, как и маленькие, хотят есть\», – сказала она. – И не всегда им удается где-нибудь раздобыть себе еду.
На следующий день, уходя утром в детский сад, Антон специально заглянул под кормушку, на землю, где бабушка вчера клала хлеб. Теперь там уже ничего не лежало. «Значит, – понял мальчик, – птицы нашли и съели бабушкин хлеб». С того дня Антон, так же, как и его бабушка, зимой подкармливает птиц хлебом, семечками, крупой. Он заботится о них, понимая, что птицам очень трудно пережить холодную зиму.»
Ребята, почему птицам трудно зимой? Нарисуйте пожалуйста, эту историю. Возьмите карандаши и бумагу.
Пока рисует 3 группа, мы вернемся ко второму виду проектной деятельности. Итак, что у нас получилось, давайте посмотрим. Расскажите о своем рисунке. Каждый рисунок обсуждается, например, такими вопросами «А как мама догадается по рисунку, что ты ее любишь» и т.д., для того чтобы ребенок имел возможность доработать свою идею и качественно изменить содержание рисунка. Путем голосования давайте выберем наиболее понравившуюся идею. Возьмите фишки и проголосуйте. Естественно, реализовывать до конца проект мы не будем, но проговорим, что дальше происходит информирование родителей. Для этого идея (рисунок) и название вывешивается на стенд. Затем педагог вместе с детьми организует работу по реализации, продумывает, как представить полученный продукт, и осуществляется презентация продукта творческой деятельности.
Вернемся к нормативной проектной деятельности. Давайте посмотрим, что вы нарисовали. Какой персонаж, по – вашему мнению, поступил правильно, почему? А ведь очень часто ребята видят птиц на участке во время прогулки. Что мы можем сделать? Давайте придумаем правило, и придумаем знак, который будет напоминать нам о помощи птицам зимой. А что мы можем сделать, для того, чтобы вспоминать это правило, если вдруг кто-нибудь забыл? (Нарисовать знак). Зарисовка знака.
Ну и результат нашей деятельности.
Рефлексия. Мы посмотрели на примере 3 разных вида проектной деятельности в рамках недели по теме « Зима, Зима!». Что вам понравилось, или не понравилось? Что было непонятным? Какие у вас есть вопросы?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме: "Зимою белой, белой..." Коллаж с использованием кружева.
Ознакомление педагогов с опытом работы вне занятий путем показа последовательности действий, методов, приемов. форм педагогической деятельности. Коллаж - однин из самых интересных для детей дошкольног...
Мастер-класс "Накормите птиц зимой"
Изготовление кормушек для птиц...
Мастер-класс Подкормка птиц зимой
Зима трудное время года для пернатых. Снег укрыл землю, скрыв семена, холод заставил попрятаться всех насекомых, лишь некоторые деревья сохранили плоды, да на крупных сорняках можно найти семена на то...
Презентация "Мастер-класс Лэпбук "Медведь зимой""
Лэпбук набирает все большую популярность среди педагогов. Он очень удобен и применим в любой образовательной области. Вашему вниманию предлагаю мастер- класс по изготовлению лэпбука "Медведь...
Сценарий мастер – класс «Покормите птиц зимой»
Данный сценарий расширяет кругозор детей дошкольного возраста, обращает внимание на трудное существование птиц зимой;Прививает любовь к природе и воспитывает гуманность, рассказывает о пользе пт...
Мастер-класс "Украшение окон зимой"
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мастер-класс по украшению окон вместе сдетьми к зимним праздникам....
Мастер - класс " Покорми птиц зимой"
Зимняя пора – это серьёзное испытание для пернатых. С каждым днём найти пищу становится всё труднее. Необходимо позаботиться о птицах - повесить кормушку. Кормушку для птиц, которую сделает ребё...