Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании навыков поведения на улице "
консультация (младшая группа)

Детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется смертностью и более тяжелыми последствиями по сравнению с травматизмом взрослых. Это объясняется особенностями несформировавшегося детского организма.

Более половины всех дорожно-транспортных происшествий с участием детей происходит по их вине. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»»

Консультация для родителей

Ергина А.А

воспитатель


Детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется смертностью и более тяжелыми последствиями по сравнению с травматизмом взрослых. Это объясняется особенностями несформировавшегося детского организма.

Более половины всех дорожно-транспортных происшествий с участием детей происходит по их вине. Вот основные причины:

- незнание детей правил пользования общественным транспортом;

- недисциплинированность, невнимательность детей на улице;

- различные игры на тротуарах и на проезжей части дороги;

- недостаточный надзор взрослых за поведением детей на улице;

Немало случаев происходит потому, что дети не выполняют элементарных правил безопасности движения пешеходов. Именно недисциплинированность детей на улице приводит к несчастным случаям. Ребячество, неправильное понимание геройства, игры вблизи дороги – все это чревато печальными последствиями.

Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что дети сознательно нарушают правила ДД, но в силу их незнания. Тут важна и просто воспитанность ребенка. Воспитанный ребенок, приученный соблюдать правила поведения дома, в гостях, в школе, в общественном транспорте, редко нарушают ПДД.

Начинать знакомство детей с правилами движения следует с того момента, как ребенок самостоятельно сделал свои первые шаги. Взрослые должны сообщить ребенку необходимые сведения о законах улиц и дорог, закрепить навыки правильного поведения на улицах. При этом не следует концентрировать внимание детей на ужасах несчастных случаев: они должны понимать опасность, связанную с движением транспортных средств, но не должны бояться улицы. Чувство страха парализует действия ребенка, делает его менее находчивым в моменты опасности. Необходимо развивать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице, умение учитывать возможную опасность, самообладание, умение быстро и правильно оценивать обстановку, расстояние до приближающего транспорта, скорость движения автомобиля.

Знакомить ребенка с правилами дорожного движения следует постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент на улице, во дворе, на дороге.

Гуляя с малышом, обязательно вслух комментируйте все, что происходит на дороге с транспортными средствами и пешеходами. Например, объясните, почему сейчас вам нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, сказав, что они поступают неправильно, рискуют попасть под машину. Дома тоже найдите время, чтобы вернуться к разговору о правилах движения. Детям интересно послушать стихи, рассказы, посмотреть диафильмы на эту тему. Издательством «Изобразительное искусство» выпускаются наборы красочных открыток «Красный, желтый, зеленый», «Пешеходу-малышу» и другие. Рассматривая их с ребенком и читая надписи под рисунками, можно познакомить малыша с самыми необходимыми правилами дорожного движения.

Дети любят играть. Обучать ребенка дорожной грамоте также можно в игре, принимая в ней самое активное участие. Купите детям игрушечные автомобили, трамвайчики, автобусы, троллейбусы, светофоры, фигурки регулировщика и т.п. и организуйте игру, обозначив улицы, перекрестки, тротуары, трамвайные и троллейбусные остановки. Сюжеты игр можно придумать самим – их подскажут правила дорожного движения.

Вместе с детьми можно слушать радиопередачи, смотреть телевизионные передачи по безопасности дорожного движения. Хорошо, если взрослые станут не просто слушателями и зрителями, но и примут живое участие в обсуждении с детьми услышанного и увиденного, постараются ответить на все ребячьи «почему?».

Если дети ходят в детский сад или учатся в школе, родители должны расспросить ребенка, что рассказывали учителя и воспитатели о правилах дорожного движения. Следует поддерживать и развивать интерес детей к этим вопросам.

Наибольшее число случаев травматизма наблюдается тогда, когда дети находятся на проезжей части улицы или дороги. Чаще всего это происходит потому, что внимание детей было отвлечено чем-то заинтересовавшим их. Рассказывая о происшедшем с ними, дети говорят, что они совершенно не заметили приближающийся транспорт, то есть они не могли своевременно реагировать на опасности. Поэтому основной задачей при обучении детей правилам движения на улице является воспитание внимания к уличному движению, самообладания и уравновешенности в момент опасности. Надо учить их сдерживать свои импульсивные порывы, например желание, возможно скорее перебежать улицу. УЧИТЕ РЕБЕНКА СМОТРЕТЬ: у него должен быть выработан твердый навык – прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

В предупреждении травматизма большую роль играет воспитание навыка правильной оценки расстояния до движущейся машины, скорости и направления ее движения. Эта оценка, незатруднительная для взрослого человека, не всегда посильна детям. Отсутствие навыков правильной оценки расстояния иногда проявляется в том, что при интенсивном движении на улице или шоссе ребенок начинает переходить в наиболее опасный момент. Дети не понимают, что остановить движущуюся машину нельзя.

Понятие «далеко» и «близко» дают представление о расстоянии применительно к транспорту, но надо учить ребенка соотносить их со временем. Если машина далеко, но едет быстро, значит опасность рядом. Чтобы ребенок понял это, покажите ему появившуюся вдали и быстро приближающуюся машину. Считайте вместе с ними: раз, два, три... То есть определите, какое время потребуется машине, чтобы поравняться с вами. Спросите: «А можно ли успеть за это время спокойно перейти улицу?». Научившись считать «секунды», наблюдая за машинами, ребенок научится правильно определить скорость и предвидеть движение машин. Научите ребенка определить, какая машина едет прямо, какая готовится к повороту.

Серьезную опасность представляет движущийся транспорт в местах с ограниченной видимостью. Дети часто переходят улицу сразу после прошедшего автомобиля или перед стоящим транспортом. В обоих случаях они не видят идущего автомобиля и неожиданно для водителя появляются перед машиной.

Ситуация, казалось бы, понятна. Вспомним, как мы, взрослые, ведем себя в таких случаях. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо. Непроизвольно мы приостанавливаемся и проверяем, нет ли из-за препятствия автомашины. То есть, предвидим возможность появления опасности, потому что не раз наблюдали, как из-за забора, деревьев, стоящих машин неожиданно «выскакивают» различные транспортные средства. Дети же неопытны и такой возможности не учитывают.

 Ошибка «опасность не видна – значит ее нет» – очень типична для ребенка. Больше половины несчастных случаев с детьми происходит в обстановке, когда увидеть опасность дети не могут, а предвидеть ее не умеют.

Как научить ребенка избегать этой ошибки? Как воспитывать у них осторожность, привычки, навыки оценки дорожной обстановки, предвидения опасности. Здесь вам, уважаемые родители, несомненно пригодятся наши советы.

Первая задача – создать условный рефлекс «опасность препятствия, закрывающего обзор улицы». Надо добиться, чтобы ребенок, увидя, скажем, автобус на остановке, не задумываясь, чувствовал, что за этим препятствием может скрываться движущаяся машина.

Как это сделать? Подойдите к стоящему на остановке автобусу вместе с ребенком и обратите его внимание на то, как часто из-за автобуса внезапно и бесшумно выезжает машина. Объясните ребенку, что может произойти, если в этот момент, не глядя по сторонам, он выбежит на дорогу. Пусть он несколько раз своими глазами убедится в том, что безопасность улицы обманчива.

Затем продемонстрируйте, как надо приостановиться и посмотреть, нет ли впереди опасности. Повторить этот урок надо многократно, пока у ребенка не возникнет привычка.

Обзору улицы может мешать не только автобус. Это и грузовик, стоящий у обочины. И группа машин, ожидающих зеленого сигнала светофора (могут появиться специальные машины, пропускаемые вне очереди, и лихачи, проскакивающие переход на желтый свет). И двигающиеся машины (из-за нее может быть не видна обгоняющая или идущая навстречу) и деревья, дома... Чтобы ребенок безошибочно предвидел опасность и вел себя осторожно в различных ситуациях, необходимо провести обучение, используя все виды препятствий.

Многократно, буквально сотни раз, показывайте ребенку с тротуара:

- стоящий автобус (спереди) и внезапно выезжающую из-за него попутную машину;

- стоящий автобус (сзади) и внезапно выезжающую из-за него встречную машину;

- стоящий грузовик или легковую машину и внезапно выезжающую из-за нее машину;

- кусты, деревья, забор и машину из-за них;

- движущуюся машину и машину, обгоняющую первую и выезжающую из-за нее;

- движущуюся машину и встречную, выезжающую из-за первой.

Ребенка должен привыкнуть, убедиться своими глазами, что за разными предметами на дороге часто скрывается опасность. Сам вид предмета, мешающий свободному обзору дороги, должен восприниматься ребенком, как сигнал опасности, как напоминание о повышенной скорости.

Все наглядные уроки предвидения скрытой опасности давайте, находясь на тротуаре, у пешеходного перехода или в зоне остановки общественного транспорта.

Формирование навыков наблюдения и предвидения опасности у детей – длительный процесс, и для цели необходимо использовать каждое пребывание на дороге с ребенком. Но особенно целесообразно использовать для этой цели путь с детьми в школу и обратно, чтобы «отработать» безопасные движения с ребенком на этом постоянном маршруте.

Обращать внимание ребенка на обманчивость и опасность пустынных дорог. На дорогах, по которым редко ходят машины, дети часто устраивают игры. Не видя машин и не слыша их шума, они не редко выходят на проезжую часть, не осмотревшись, интуитивно полагая, что «дорога пуста». Пустынные дороги не менее опасны, чем оживленные. Следует воспитывать также в ребенке самообладание в момент опасности.

На первый взгляд, все это может оказаться слишком сложным, требующим много времени. Но вспомните, мы, не считаясь с трудностями, постоянно учим детей разным полезным навыкам.

Не следует жалеть и тех сил, которые вы потратите, обучая своего ребенка быть осторожным на улице.

Нужно крепче держать ребенка за руку, быть готовым удерживать его при попытке вырваться. Не посылайте ребенка переходить дорогу впереди вас – этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси всегда выходите первым, впереди ребенка. В противном случае он может упасть или побежать на проезжую часть дороги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по формированию навыков поведения на улице

Навык переключения на улицу:подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.   Навык спокойного, уверенного поведения на улице:уходя из дома, не опаздывайте, выходите забла...

Консультация для педагогов «Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице »

Чтобы занятия по обучению детей безопасного поведению на улицах и дорогах проходили успешно, необходимо организовать уголок дорожного движения. В нем должны быть представлены следующее: - наглядно-ил...

Консультация на тему:«Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах.»

Воспитание безопасного поведения детей на улицах города- одна из важнейших задач дошкольного учреждения.Задачи, которые ставит педагог впроцессе совместной деятельности с детьми: Ребёнок- пешеход...

консультация для родителей на тему "Как выработать безопасные навыки поведения на улице"

Одна из основных причин дорожных происшествий с детьми состоит в том, что дети в своем поведении на улице руководствуются наблюдениями за действиями взрослых в сходных ситуациях. К сожалению, эт...

консультация для родителей "Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения у детей"

Информация может быть использована педагогами для родительского стенда, или родителями для воспитания культуры поведения у своих детей...

Советы для родителей «Роль семьи в воспитании у детей навыков поведения на улице»

Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно стремится стать каждый ребенок не зависимо от во...

Консультация для педагогов «Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице».

Консультация для педагогов «Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице» Чтобы занятия по обучению детей безопасного поведению на улицах и дорогах проход...