Картотека дидактических игр по формированию ЗОЖ
картотека (младшая группа)
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗОЖ
Младший дошкольный возраст
Составила: Молчанова С. В.
Энгельс 2022 г.
Содержание дидактических игр по формированию навыков ЗОЖ
Младший дошкольный возраст
Карточка № 1
Дидактическая игра «Назови предметы»
Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.
Материал: картинки с изображением овощей, фруктов.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку с овощем, фруктом и описать его. - У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя? Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какой по запаху?
Карточка № 2
Дидактическая игра «Скажи, что делают с этими предметами»
Цель: активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.
Ход игры: Скажите, как врач использует эти предметы? Что делает врач шприцем? Делает уколы. Что делает врач термометром? Измеряет температуру. Что делает врач ватой? Смазывает кожу перед уколом. Что делает врач зеленкой? Смазывает царапину. Что делает врач бинтом? Перевязывает рану. Что делает врач массажором? Делает массаж. Что делает врач фонендоскопом? Слушает дыхание и биение сердца. Что делает врач грелкой? Прогревает больное место. Что делает врач пинцетом? Достает занозы. Что делает врач пластырем? Заклеивает мозоли.
Карточка № 3
Дидактическая игра «Найди различия»
Цель: развивать произвольное внимание, наблюдательность, закрепить умение различать и называть цвета.
Ход игры: Взгляните на эту картинку. Кто на ней изображен? Врач. Как вы думаете, почему у врачей халаты белого цвета? Если халат испачкается, на белом сразу будет заметно, и халат постирают. А на этой картинке кто изображен? Тоже врач. Одинаковые ли эти картинки? Эти картинки очень похожи, но все-таки не одинаковые. Ваша задача найти различия.
Карточка № 4
Дидактическая игра «К какому врачу пойдем?»
Цель: Упражнять детей в понимании пиктограмм, различении выражений лица и сопоставлении их с чувствами и эмоциями. Учить говорить сложными предложениями.
Ход игры: Ребята, посмотрите на эти лица. (Показ пиктограмм). К какому из этих врачей пошел бы ты? Почему? (К доброму, ласковому, веселому, внимательному, заботливому). Как вы поздороваетесь и представитесь врачу? Здравствуйте, меня зовут …, а беспокоит меня …
Карточка № 5
Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»
Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах. Ход игры: Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах. Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?
Карточка № 6
Дидактическая игра «Узнай на вкус»
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.
Материал: тарелка с нарезанными овощами, фруктами
Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?», «Кислый, как что?», «Сладкий, как что?»
Карточка № 7
Дидактическая игра «Узнай по запаху»
Цель: формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств.
Материал: баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло …)
Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает: - Что помогло вам почувствовать этот запах? – Где можно почувствовать такой запах? Цель: развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией. Некоторые растения помогают человеку не только, когда он их проглотит. Есть такие растения, которые помогают даже своим запахом. Мы с вами делали чесночные кулоны (резаный чеснок в пластиковом яйце от Киндер сюрприза с отверстиями, на ленточке). Запах чеснока защищает от гриппа и простуды. Вот мята. Ее запах восстанавливает силы, помогает справиться с кашлем. А это лаванда. Ее запах помогает уснуть. Это кожура любимого вами фрукта. Какого? Апельсина. Ее запах поднимает настроение, улучшает аппетит. Это хвоя какого растения? Сосны. Ее запах успокаивает и помогает справиться с кашлем. Это комнатное растение вам знакомо. Как оно называется? Запах герани устраняет беспокойство, повышает работоспособность, внимание. (Детям предлагается определить некоторые растения по запаху).
Карточка № 8
Дидактическая игра «Наполни баночку витаминами»
Цель: развивать мелкую моторику кистей рук, учить располагать изображение равномерно по всей поверхности.
Ход игры: Детям предлагается нарисовать «витамины» – кружочки с помощью трафаретной линейки. Можно налепить пластилин на картон, вырезанный в форме баночки, а сверху надавливанием заполнить горошинами – «витаминами».
Карточка № 9
Дидактическая игра «Делаем зарядку»
Цель: учить детей пользоваться рисунком-схемой.
Ход игры: Все мы скажем «нет» простуде. Мы с зарядкою дружны. Упражненья делать будем, Нам болезни не страшны. Ребята, будем делать зарядку по этим рисункам-схемам. (В соответствии с показанной схемой, дети выполняют упражнение).
Карточка № 10
Дидактическая игра «Умею – не умею»
Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.
Ход игры: Ведущий бросает мяч и произносит: « Я умею» или « Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он не умеет или умеет. Например: « Я умею бегать, так как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».
«Угадай, кто позвал?»
Цели: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.
Ход игры: Ведущий, стоя спиной к детям, детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен.
Карточка № 11
Дидактическая игра «Правила гигиены»
Ход игры: С помощью считалочки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов, мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, причёсывание, купание, обтирание.
Карточка № 12
Дидактическая игра «Найди опасные предметы»
Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с ним.
Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.
Ход игры: В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности: - все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место; - нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара; - ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд; - нельзя трогать стиральные порошки, средство для мытья посуды, соду, хлорку; - опасно одному выходить на балкон.
Карточка № 13
Дидактическая игра «Отгадай загадку по картинке»
Цели: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание. Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.
Ход игры: Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.
Загадки:
1. На столе, в колпаке,
Да в стеклянном пузырьке
Поселился дружок
Развесёлый огонёк. (Настольная лампа)
2. Из горячего колодца
Через нос водица льётся. (Чайник)
3. Режет хлеб,
Намажет масло.
Но помни:
Есть с него опасно! (Нож)
4. Два конца, два кольца
Посередине – гвоздик. (Ножницы)
Карточка № 14
Дидактическая игра «Наша улица, или Светофор»
Цели: закрепить знания детей о сигналах светофора; понятиях: улица, дорога, тротуар, деревья, дома; вспомнить ПДД.
Ход игры: Детей учат не спешить, переходя дорогу, быть внимательным, знать и находить место пешеходного перехода, понимать сигналы светофора, дорожные знаки.
Карточка № 15
Дидактическая игра «Автобус»
Цели: закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение.
Оборудование: маленькие стулья, руль.
Ход игры: С помощью считалочки выбирают водителя. Моделирование ситуаций: женщина с ребёнком, бабушка, слепой.
Карточка № 16
Дидактическая игра «Переход»
Цель: Закрепление ПДД.
Ход игры: На полу полосками обозначен переход, на светофоре красный свет. Дети стоят у перехода. На светофоре жёлтый свет. На зелёный сигнал дети идут по переходу, сначала смотрят налево, потом направо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь воспитателю. "Картотека дидактических игр для формирования геометрических представлений" (вторая младшая и средняя группа)
Дидактическая игра: «Разложи фигуры»Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах,...
Учебно-методическое пособие "Картотека дидактических игр по формированию представлений детей о природе"
Картотека дидактических игр....
Картотека дидактических игр по формированию лексики у детей дошкольного возраста с ОНР.
Картотека дидактических игр по формированию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (ф...
Картотека дидактических игр по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность...
Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр по развитию речи....
Картотека дидактических игр по формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста
Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста...
картотека дидактических игр на формирование морфологического строя речи у детей среднего дошкольного возраста
Цель: формировать морфологический строй речи...