"Нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
консультация
Консультация для воспитателей "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vosptanie.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание
детей дошкольного возраста
Воспитатель:
Стерхова Л.Н.
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Моральные ценности - это система миропонимания человека, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви,
позволяющая установить связь поступка человека с общепринятой системой
социальных ценностей.
Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
Процесс становления личности и ее нравственной сферы продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку "путеводную нить" в среде себе подобных.
Дошкольный возраста отличается повышенной воспримчивостью к социальным воздействиям. Ребенок впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпиричекие выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.
Однако этот путь очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как "социального проводника" очень важна и ответственна.
Задача взрослого - определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Механизм нравственного воспитания
Рассмотрим механизм нравственного становления личности.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны
- знания, на основе которых у ребенка будут складываться
- представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли
- мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечет за собой
- отношение к качеству, которое в свою очередь, формирует
- социальные чувства, которые придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации -
- в поступках, поведении, которые берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
В результате формируется нравственное качество.
Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда при формировании любого (нравственного или безнравственного ) качества личности.
Главная особенность механизма заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.
Н. , что произойдет, если мы решим формировать доброту станем воспитывать у ребенка лишь представление о том, что такое доброта? Или не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание стать добрым? Или не создадим условия для проявления доброты?
При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенностей качества (от его сложности и т.п.) и от возраста объекта воспитания.
Н. воспитание нравственного качества у детей младшей группы следует начинать с формирования эмоциональной базы, практики поведения, а не с сообщения знаний.
Задачи нравственного воспитания
1 группа задач - это задачи формирования механизма нравственного воспитания: представление, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.
Воспитание носит исторических характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е. у него разные идеалы человека. Н., в одни годы самым значимым было воспитание коллективизма, в другие - воспитание деловых качеств, предприимчивости, в настоящее время - воспитание патриотизма.
Каждый идеал экстраполируется на дошкольное детство.
Эта группа задач носит постоянный характер.
2 группа задач - отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня требуемыми качествами.
Эта группа задач подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.
Н. . в советский период задачи были сгруппированы в 4 смысловых блока:
- воспитание гуманных чувств и отношений;
- начала патриотизма и интернационализма;
- трудолюбие, умение и желание трудиться;
- коллективизм.
В настоящее время:
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Средства и методы нравственного воспитания
Средства нравственного воспитания:
1 группа - художественные средства:
- художественная литература;
- изобразительное искусство;
- музыка;
- кино и др.
Эти средства очень важны, так как способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.
Дети очень живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации в книгах. На ребенка производят сильно впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику.
Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и чувств.
2 группа - природа.
Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формирований у ребенка уверенности в себе.
3 группа - собственная деятельность детей:
- игра;
- труд;
- учение;
- художественная деятельность.
Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения.
3 группа - общение.
Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
4 группа - атмосфера, в которой живет ребенок.
Атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определённых нравственных качества.
Выбор средств воспитания зависит
- от ведущей задачи;
- от возраста воспитанников;
- от уровня их общего и интеллектуального развития;
- от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).
Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
Методы нравственного воспитания
Классификации В.И., Логиновой и В.Г.Нечаевой.
Основание - активизация механизма нравственного воспитания.
1 группа - методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
2 группа - методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа);
3 группа - методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение, наказания).
Условия, при которых методы дают эффективный результат.
1. Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребёнка, не нарушающим его прав.
2. Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.
(Обещать то, что возможно выполнить; выполнять, если обещали наказывать или поощрять).
Каждый метод должен быть весомым, значимым.
3. Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства.
(Н., бережное обращение с книгами - организована "книжкина больница").
4.Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Иначе метод убеждения превратится в назидание и перестанет приносить нужный результат.
5. Методы воспитания следует применять тактично. (Опосредованно, чтобы не чувствовали, что их воспитывают).
6. При подборе метода следует учитывать степень сложности формируемого качества.
7. Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть результаты воздействия их на конкретного ребенка. (Если не верены в успехе - не использовать данный метод).
8. Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат.
9. Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия.
Если опираться на осознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет. Положительные поступки взрослого, за которыми наблюдает ребенок, не гарантируют, таких же поступков у ребенка.
10. Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Академия воспитания внуков" - средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Третий областной образовательный Форум: открытость, качество, развитие. Киров, 2009г.
Проект посвящен вопросам обновления воспитательной работы через взаимодействие с ветеранми ЗАО "Омутнинский металлургический завод"...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет «Воспитание любовью»
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал....
Программа нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Воспитание сказкой»
Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру....
Программа нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Воспитание сказкой»
Занятия программы предполагают использование народных и авторских, русских и зарубежных сказок, малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок, былин, познавательных рассказов из ...
ПРОГРАММА «Истоки нравственности» духовно -нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Программа на тему духовно-нравственного воспитания детей....
Программа нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Воспитание сказкой».
Занятия программы предполагают использование народных и авторских, русских и зарубежных сказок, малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок, былин, познавательных рассказов из ...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...