Слушание музыки
статья (подготовительная группа)
Основная цель слушания музыки - приобщить детей к музыке, воспитывать устойчивый интерес и любовь к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slushanie_muzyki.doc | 36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Слушание музыки
Лобанова Елена Викторовна, музыкальный руководитель
МДОАУ № 102 г. Оренбург
Программа по слушанию музыки в детском саду определяется преимущественно воспитательными задачами, а не задачами обучения, т. к. сведения, получаемые детьми при слушании музыки, еще очень ограниченны. Основная цель этого вида деятельности - приобщить детей к музыке, воспитывать устойчивый интерес и любовь к ней.
В соответствии с этой целью воспитательной задачей по слушанию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры, а именно:
- знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, дифференциация их по жанрам, видам;
- формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам,
- развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке;
- воспитание оценочного отношения к музыке и ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса;
- формирование навыка слушания музыки;
- создание фонда любимых детских произведений.
В содержании программы по слушанию музыки можно выделить три основных направления:
1 Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
2. Развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.
Навыки культуры слушания музыки формируются на основе воспитанных в детстве умений прислушиваться к музыке. Постепенно вырабатываются навыки устойчивого слухового внимания. Это означает, что ребенок способен эмоциональнее и сознательнее воспринимать музыку и испытывать силу ее воздействия, что ведет к воспитанию культуры слушания музыки. Сравнения ассоциации, начальные обобщения возникают в условиях непосредственного восприятия музыки. Желание узнать, "о чем рассказывает музыка", заставляет детей прислушиваться к звучанию, различать некоторые музыкальные формы, выразительные средства. Первые проявления оценочного отношения к музыке можно наблюдать уже у детей средней группы. Дети старшего дошкольного возраста владеют более разнообразным запасом слов, они уже оценивают не только музыкальные произведения, но и их исполнение.
Формы слушания музыки.
Слушание музыки в детском саду проводится в различных формах.
1. Дети встречаются со слушанием музыки в процессе всей музыкальной работы с ними - в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструментах. Слушание музыки является методическим приемом работы по обучению всем видам музыкально-эстетической деятельности.
2. Часть музыкального занятия посвящается специальному слушанию музыки, не связанному с пением и движением. Дети слушают музыкальные произведения, анализируют их, знакомятся с музыкальной терминологией, жанрами и их разновидностями.
3. С детьми старшего возраста можно проводить слушание музыки как самостоятельное занятие. В занятие обычно включается 4-5 произведений, из которых 1-2 инструментальные, а остальные вокальные. С детьми проводится беседа об услышанном, простейший анализ музыкального произведения. Кроме музыки в такое занятие хорошо включить небольшой рассказ, сказку, стихотворение, отвечающее музыкальным образам. Положительным моментом является объединение занятия одной темой. В каждое занятие по слушанию музыки входит новый (не более 1-2 произведений) и уже знакомый детям материал.
4. Дети встречаются со слушанием музыки на вечерах досуга, праздниках. Устраиваются концерты, целиком посвященные слушанию музыки. Положительным моментом на концертах является знакомство детей с различными музыкальными инструментами, выступление учащихся музыкальных школ, педагогического коллектива детского сада.
Не стоит утомлять детей длительным слушанием музыки, так как у них пропадает интерес к музыкальным произведениям, они невнимательно слушают, а, следовательно, плохо усваивают музыкальный материал.
Приемы работы по слушанию музыки.
Слушание музыки в младших и средней группах является как самостоятельным видом деятельности, так и моментом, предваряющим детское пение и музыкально-ритмическое движения, ибо прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить некоторый запас музыкальных впечатлений.
В младших группах в процессе слушания музыки педагог стремится:
- накапливать у детей музыкальные впечатления, вызывать у них радостное настроение;
- развивать умение различать звуки по высоте, динамике, тембру; не отвлекаясь, дослушивать до конца произведение, запоминать его;
- развивать умение чувствовать характер музыки, различать простейшие формы, рассказывать, о чем поется в песне, узнавать знакомые музыкальные произведения.
В процессе слушания музыки в средней группе педагог должен:
- формировать умение слушать музыку заинтересованно, внимательно до конца, откликаясь на ее характер и настроение;
. развивать память путем узнавания песни инструментальной пьесы по сыгранной мелодии или пропетой без слов;
- воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать ее, накапливать музыкальные впечатления;
- средствами музыки содействовать возникновению чувства любви 1 окружающему.
В старших группах в процессе слушания музыки педагог стремиться:
- приучать детей со вниманием слушать музыку;
- воспитывать интерес к слушанию вокальной и инструментальной музыки;
- прививать интерес к слушанию народной музыки, классической и современной в исполнении солистов, хора, инструментальных ансамблей разных составов, оркестра;
- приучать запоминать произведения по вступлению и заключению, по мелодии, отдельным фразам, частям;
- развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности; различать двух и трехчастную форму, песенный, танцевальный, маршевый жанры;
- развивать умение сравнивать произведения по сходству и контрасту;
- вызывать желание неоднократно слушать любимые произведения;
Слушание музыки проходит по трем этапам:
1. Первоначальное знакомство детей с музыкальным произведением.
2. Повторное слушание, разбор произведения, привлечения внимания детей к основным средствам музыкальной выразительности.
3. Узнавание произведения, уточнение отдельных средств выразительности.
На каждом из этих этапов применяются определенные методические приемы обучения.
На первом этапе педагог должен возбудить интерес к произведению, выразительно исполнив его. Слово педагога, посвященное музыке, должно быть кратким, образным, направленным на ее основное содержание.
На втором 'этапе — повторное слушание. Перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Педагог поясняет композицию музыкального произведения, обращает внимание на наличие вступления, заключения, а также на основные средства музыкальной выразительности. Можно использовать игрушки, игровые приемы обучения, показать картинку, тематически связанную с содержанием произведения.
На третьем этапе - ребенок начинает узнавать музыкальные произведения, что свидетельствует о сформировавшихся представлениях о музыке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы обучения детей слушанию музыки. Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу дошкольников.
Слушание музыки с раннего возраста до подготовительной группы....
Методическая разработка.Методы и приёмы обучения дошкольников слушанию музыки.Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу ребёнка.
Развитие интереса,любви к различным жанрам музыки,расширение музыкального кругозора,привитие детям культуры слушания музыки....
Детский альбом. Конспект из цикла занятия по слушанию музыки. В гостях у Феи музыки.
Рассказ о жизни и творчестве композитора П,И,Чайковского. Слушание произведений из Детского альбома композитора Чайковского....
«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки
Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....
Конспект НОД по слушанию музыки "Сказочное путешествие с музыкой". Средняя группа
На занятии дети совершат путешествие в музыкальный мир композитора Камиля Сен-Санса. В этом им помогут композиции из цикла "Карнавал животных"....
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию: Цикл комплексной НОД по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста "П.И.Чайковский и его музыка"
Предлагаю методическую разработку, включающую в себя конспекты комплексных занятий по слушанию музыки по теме "Чайковский и его музыка". Знакомство с музыкальными произведениями из "Детского альбома",...