Слушание музыки
статья (подготовительная группа)

Елена Викторовна Лобанова

Основная цель слушания музыки - приобщить детей к музыке, воспитывать устойчивый интерес и любовь к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slushanie_muzyki.doc36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слушание музыки

Лобанова Елена Викторовна, музыкальный руководитель

МДОАУ № 102 г. Оренбург

Программа по слушанию музыки в детском саду определяется преимущественно воспитательными задачами, а не задачами обучения, т. к. сведения, получаемые детьми при слушании музыки, еще очень ограниченны. Основная цель этого вида деятельности - приобщить детей к музыке, воспитывать устойчивый интерес и любовь к ней.

В соответствии с этой целью воспитательной задачей по слушанию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры, а именно:

- знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, дифференциация их по жанрам, видам;

- формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам,

- развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке;

- воспитание оценочного отношения к музыке и ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса;

- формирование навыка слушания музыки;

- создание фонда любимых детских произведений.

В содержании программы по слушанию музыки можно выделить три основных направления:

1 Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

2. Развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.

Навыки культуры слушания музыки формируются на основе воспитанных в детстве умений прислушиваться к музыке. Постепенно вырабатываются навыки устойчивого слухового внимания. Это означает, что ребенок способен эмоциональнее и сознательнее воспринимать музыку и испытывать силу ее воздействия, что ведет к воспитанию культуры слушания музыки. Сравнения ассоциации, начальные обобщения возникают в условиях непосредственного восприятия музыки. Желание узнать, "о чем рассказывает музыка", заставляет детей прислушиваться к звучанию, различать некоторые музыкальные формы, выразительные средства. Первые проявления оценочного отношения к музыке можно наблюдать уже у детей средней группы. Дети старшего дошкольного возраста владеют более разнообразным запасом слов, они уже оценивают не только музыкальные произведения, но и их исполнение.

Формы слушания музыки.

Слушание музыки в детском саду проводится в различных формах.

1. Дети встречаются со слушанием музыки в процессе всей музыкальной работы с ними - в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструментах. Слушание музыки является методическим приемом работы по обучению всем видам музыкально-эстетической деятельности.

2. Часть музыкального занятия посвящается специальному слушанию музыки, не связанному с пением и движением. Дети слушают музыкальные произведения, анализируют их, знакомятся с музыкальной терминологией, жанрами и их разновидностями.

3. С детьми старшего возраста можно проводить слушание музыки как самостоятельное занятие. В занятие обычно включается 4-5 произведений, из которых 1-2 инструментальные, а остальные вокальные. С детьми проводится беседа об услышанном, простейший анализ музыкального произведения. Кроме музыки в такое занятие хорошо включить небольшой рассказ, сказку, стихотворение, отвечающее музыкальным образам. Положительным моментом является объединение занятия одной темой. В каждое занятие по слушанию музыки входит новый (не более 1-2 произведений) и уже знакомый детям материал.

4. Дети встречаются со слушанием музыки на вечерах досуга, праздниках. Устраиваются концерты, целиком посвященные слушанию музыки. Положительным моментом на концертах является знакомство детей с различными музыкальными инструментами, выступление учащихся музыкальных школ, педагогического коллектива детского сада.

Не стоит утомлять детей длительным слушанием музыки, так как у них пропадает интерес к музыкальным произведениям, они невнимательно слушают, а, следовательно, плохо усваивают музыкальный материал.

 

Приемы работы по слушанию музыки.

Слушание музыки в младших и средней группах является как самостоятельным видом деятельности, так и моментом, предваряющим детское пение и музыкально-ритмическое движения, ибо прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить некоторый запас музыкальных впечатлений.

В младших группах в процессе слушания музыки педагог стремится:

- накапливать у детей музыкальные впечатления, вызывать у них радостное настроение;

- развивать умение различать звуки по высоте, динамике, тембру; не отвлекаясь, дослушивать до конца произведение, запоминать его;

- развивать умение чувствовать характер музыки, различать простейшие формы, рассказывать, о чем поется в песне, узнавать знакомые музыкальные произведения.

В процессе слушания музыки в средней группе педагог должен:

- формировать умение слушать музыку заинтересованно, внимательно до конца, откликаясь на ее характер и настроение;

. развивать память путем узнавания песни инструментальной пьесы по сыгранной мелодии или пропетой без слов;

- воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать ее, накапливать музыкальные впечатления;

- средствами музыки содействовать возникновению чувства любви 1 окружающему.

В старших группах в процессе слушания музыки педагог стремиться:

- приучать детей со вниманием слушать музыку;

- воспитывать интерес к слушанию вокальной и инструментальной музыки;

- прививать интерес к слушанию народной музыки, классической и современной в исполнении солистов, хора, инструментальных ансамблей разных составов, оркестра;

- приучать запоминать произведения по вступлению и заключению, по мелодии, отдельным фразам, частям;

- развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности; различать двух и трехчастную форму, песенный, танцевальный, маршевый жанры;

- развивать умение сравнивать произведения по сходству и контрасту;

- вызывать желание неоднократно слушать любимые произведения;

Слушание музыки проходит по трем этапам:

1. Первоначальное знакомство детей с музыкальным произведением.

2. Повторное слушание, разбор произведения, привлечения внимания детей к основным средствам музыкальной выразительности.

3. Узнавание произведения, уточнение отдельных средств выразительности.

На каждом из этих этапов применяются определенные методические приемы обучения.

На первом этапе педагог должен возбудить интерес к произведению, выразительно исполнив его. Слово педагога, посвященное музыке, должно быть кратким, образным, направленным на ее основное содержание.

На втором 'этапе — повторное слушание. Перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Педагог поясняет композицию музыкального произведения, обращает внимание на наличие вступления, заключения, а также на основные средства музыкальной выразительности. Можно использовать игрушки, игровые приемы обучения, показать картинку, тематически связанную с содержанием произведения.

На третьем этапе - ребенок начинает узнавать музыкальные произведения, что свидетельствует о сформировавшихся представлениях о музыке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Методы и приёмы обучения дошкольников слушанию музыки.Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу ребёнка.

Развитие интереса,любви к различным жанрам музыки,расширение музыкального кругозора,привитие детям культуры слушания музыки....

Детский альбом. Конспект из цикла занятия по слушанию музыки. В гостях у Феи музыки.

Рассказ о жизни и творчестве композитора П,И,Чайковского. Слушание произведений  из Детского альбома композитора Чайковского....

«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки

Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....

Конспект НОД по слушанию музыки "Сказочное путешествие с музыкой". Средняя группа

На занятии дети совершат путешествие в музыкальный мир композитора Камиля Сен-Санса. В этом им помогут композиции из цикла "Карнавал животных"....

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию: Цикл комплексной НОД по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста "П.И.Чайковский и его музыка"

Предлагаю методическую разработку, включающую в себя конспекты комплексных занятий по слушанию музыки по теме "Чайковский и его музыка". Знакомство с музыкальными произведениями из "Детского альбома",...