Развивающие игры по математике в детском саду.
статья

Осипова Светлана Викторовна

Развивающие игры по математике в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry_po_matematike_v_detskom_sadu.odt30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Осипова С.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №362 Кировского района

Санкт-Петербурга

Развивающие игры по математике в детском саду.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития».

В. А. Сухомлинский.

Игра имеет особое важнейшее значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. В. А. Сухомлинский высоко оценивая значение игры, писал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной. Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять Игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.

Сегодня, а тем более – завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Перед педагогами дошкольного образования поставлены следующие задачи: использовать дидактические игры при обучении, закреплении знаний. Развитие математических способностей по математике во всех видах педагогической деятельности (на занятиях и индивидуально, благодаря которым у детей развивается память, внимание, мышление, воображение, происходит в целом развитие ребенка.

Все развивающие игры по математике разделили на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентировки в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Игра «Считай, не ошибись» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.

Для подкрепления порядкового счета помогают дидактические игры с таблицами направляющихся героев сказок в гости к другим сказочным героям. Кто будет первый? Кто идет второй? Через дидактические игры добиваемся от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Знакомим детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Используя игры, учим детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Какое число спряталось?», «Составь число», «Кто первый назовёт, какой игрушки не стало?» и многие другие мы используем на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Так же через дидактические игры знакомим детей с днями недели. Подсказали, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник – второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый.

Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя». Для игры вызываем к доске 7 детей, пересчитываем их по порядку, даём им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Затем, усложняем игру тем, что строились дети, начиная с любого другого дня недели. Используем разнообразные дидактические игры «Назови скорее дни недели», «Назови пропущенный месяц (день недели)», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

В начале каждого занятия проводим игровую минутку: любую игрушку прятали где-то в комнате, а дети ее находили, или выбирали ребенка и прятали игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда воспитатели давали этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, использовали появление какого-либо сказочного героя. Например, игра «Помоги Карлсону найди потерянную игрушку». Распечатываем конверт, читаем: «Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 4 шага и т. д.» Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, усложнили для них задания – т. е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала предлагаем детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. В эти дидактические игры можно играть и совершенствовать знания индивидуально в свободной деятельности. В своей работе используем множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как «Найди такой же узор и выложи его», «Сложи квадрат», «Каждую фигуру на своё место», «Подбери по форме», «Чудесный мешочек», «Кто больше назовёт».

Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» используем на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей:

а) Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

в) Работа по собственному замыслу (просто человека)

Дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

Кроме того, давали задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложнялись. Предлагали выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, мы убеждаемся в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.

Список литературы.

  1. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д, Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду - М.: Издательский центр "Академия", 1997.
  2. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе "Детство": Учебно-методическое пособие/Т.И. Бабаева и др. - СПб.: ООО "Издательство "Детство-пресс", 2005.
  3. Михайлова З.А. Математическое развитие дошкольников: Учебное пособие/ Сост.З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО "Издательство "Детство-пресс", 2000.
  4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.

5.Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. - СПб.: ООО "Издательство "Детство-пресс", 2004.

6.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием - М.: Просвещение, 1987.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры по математике в детском саду и дома

Максимального эффекта при формировании ЭМП у детей можно добиться используя занимательные упражнения,  развивающие и дидактические игры...

Развивающие игры по математике в детском саду.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого ра...

Развивающие игры по математике в детском саду

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.Основное усилие и педагогов и...

Развивающие игры по математике в детском саду

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию математических способностей детей с помощью развивающих игр.Задачи:1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в рабо...

Развивающие игры по математике в детском саду

Роль развивающих математических игр в познавательном развитии детей дошкольного возраста....

"Развивающие игры по математике в детском саду"

Для ребёнка-дошкольника - игра есть жизнь. Это положение доказано как детскими психологами, так и мастерами дошкольной педагогики. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современ...

Развивающие игры по математике в детском саду

Развивающие игры по математике в детском саду...