Формирования этики и культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх (из опыта работы)
статья (старшая группа)
Предлагаем материал из опыта работы по теме "Формирования этики и культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирования этики и культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
(из опыта работы)
Выбор сюжетно-ролевой игры напрямую соотносится с направлениями воспитания культуры поведения у дошкольников:
-воспитание культуры чувств,
-воспитание культуры внешности,
-воспитание культуры еды,
-воспитание культуры общения,
-воспитание культуры поступков.
Цель каждой игры соотносится с задачами каждого из обозначенных направлений:
-Воспитание положительных чувств и эмоций как основы воспитанности и формирования положительных моральных качеств будущей личности.
-Формирование основ культуры внешности как необходимое условие развитие эстетического комфорта.
-Привитие навыков культуры еды и формирование основ столового этикета.
-Привитие навыков культурного общения и речевого этикета.
-Воспитание привычки соблюдать нормы и правила поведения в быту и общественных местах.
При подготовке к игре тщательно прописываем все необходимые атрибуты для игры, планируем и проводим предварительную работу, организовываем игровую среду, создаем игровую ситуацию для возникновения игрового замысла детей, организовываем ситуацию распределения ролей между детьми.
При проведении сюжетно-ролевых игр особое внимание уделяем созданию воображаемой ситуации, распределению ролей, сохранению игровой ситуации. Так, при проведении сюжетно-ролевой игры «Семья»: с целью развития игры мы сначала беседуем с детьми на тему «Где работают родители», раскрываем нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Далее мы побуждаем детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, сооружаем постройку дома по представлению, используя строительный материал. Во время постройки дома учим детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносим игрушки (куклы, мебель, посуду и др.), игровые атрибуты (передники, косынки). После этого мы совместно с детьми разбираем следующие игровые ситуации: «Когда мамы и папы нет дома», «Встречаем гостей», «Я помогаю маме», «Наш выходной день» и т. д. Говорим о том, что мы бы хотели увидеть в игре, например, если дошкольники выберут ситуацию «Встречаем гостей», то эта ситуация должна научить детей, как правильно приглашать в гости, встречать гостей, вручать подарок, вести себя за столом, а, если они выберут ситуацию «Я помогаю маме», то отыграть элементы труда в семье: стирка кукольного белья, починка одежды, ремонт книг, уборка помещения.
При организации сюжетно-ролевой игры «Гости» мы проводим игру в разных вариантах. Сначала дети играют в своей группе в воображаемой ситуации, а потом приглашают гостей из другой группы. Подготовку к игре начинаем с беседы, в которой сообщаем, что правила игры требуют, чтобы хозяева были вежливы по отношению к гостям, предупредительны, употребляли вежливые слова: «будьте добры», «пожалуйста», «спасибо», «кушайте на здоровье» и, т. д.
После этого все игровые действия разворачиваются вокруг подготовки к приему гостей и заботы о них. Мы сообщаем ребятам, что перед приходом гостей хозяева должны убрать квартиру, украсить ее цветами, накрыть на стол, правильно расставить приборы. Затем предлагаем ребятам договориться как они встретят гостей, чем их займут.
Также разучиваем с детьми куплет известной песенки с хлопками:
К нам гости пришли,
Дорогие пришли,
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли.
И с капустой пирог,
И с картошкой пирог.
А который без начинки —
Самый вкусный пирог!
Затем предлагаем детям самостоятельно составить план игры, что, как и зачем будет происходить в ней. Дошкольники предложили следующий вариант игры, когда «гости» пришли, «хозяева» правильно рассаживают их, предлагают самые удобные места. Во время чаепития гостей занимают интересной беседой, их приветливо угощают: «Кушайте, пожалуйста», «Попробуйте этот пирог», «Не хотите ли еще чаю или сока?». После чаепития «хозяева» с нашей помощью развлекают гостей коллективными песнями, загадками, подвижными или словесными играми. Все это «хозяева» заранее обсуждают и готовят, распределяя, кто какие развлечения будет проводить.
По окончании игры коллективно обсуждаем все ошибки, допущенные хозяевами или гостями.
При организации сюжетно-ролевой игры «День рождения», мы предлагаем ребятам самостоятельно составить план игры. Выслушав предложения ребят, наводим детей на мысль объединить сразу три игры: в семью, школу и в день рождения. Распределив роли, дети делятся на группы.
Так, дети, играющие в семью, разыгрывают эпизод утра: все встают, умываются, делают зарядку, завтракают, затем дети – ученики уходят в школу, а младшие остаются дома. Они помогают старшим членам семьи готовиться к дню рождения.
Школьники и гости (товарищи именинника) где-то рядом в группе играют в школу. Девочку выбрали на роль учителя, остальные — ученики. Таким образом, пока дома готовились ко дню рождения, старшие братья и сестры, именинник и его товарищи учились в школе.
Содержание игры в день рождения проводилось аналогично содержанию игры в гости: уборка квартиры, приготовление угощений, подарков.
Когда дома все готово, зовем именинника и гостей. Все остальные игры свертывались, ребята начинают играть в день рождения: именинника тепло поздравляют родственники и друзья, дарят ему подарки, окружают вниманием, угощают, предлагая все самое лучшее. Члены семьи и сам именинник заботятся о том, чтобы гостям было весело и хорошо. Они заранее договаривались, кто и как будет развлекать гостей, придумали игры, читали стихи, загадывали загадки и т. д.
Когда день рождения закончился, гостей вежливо провожали, помогали им одеться. Члены семьи ложились спать.
По окончании игры мы совместно с детьми делимся своими впечатлениями об игре, обсуждаем интересные моменты и ошибки, допущенные в игре.
При организации сюжетно-ролевой игры «Школа» мы начали с беседы о том, что дети через год пойдут в школу, что в школе учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (директор может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы), завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок.
В начале игры предложили детям построить школу. Мы дали им для этого рисунок с образцом. Когда школа была построена, устроили в ней класс и коридор, затем оборудовали класс, расставив в нем парты и стол для учительницы, сделанные из крупного строительного материала-кубов. Затем раздали ребятам картонные фигурки и сказали: «Вы папы и мамы. Это ваши дети. Им надо учиться в школе. Нужно купить в магазине портфели, тетради, альбомы, карандаши, пластилин, пенал; в парикмахерской подстричь дочку или сына; сходить к доктору. Он посмотрит, здоровы ли дети. Если дочка или сын больны, надо вылечить, а потом вести в школу. Затем папы и мамы должны привести детей в школу, потому что дети еще не знают дороги».
После этого игра началась. Дети шли в магазин за покупками, потом в парикмахерскую, в поликлинику. Когда папы и мамы приводили своих детей в школу, там их встречала учительница (эту роль мы выполняли сами). Учительница здоровалась с детьми, знакомилась с ними и говорила, что она будет их учить. После этого мы предлагали родителям попрощаться с детьми и завели детей в школу, где объясняли им, показывая класс, что они будут здесь учиться писать, считать, рисовать, лепить, потом ведет их в коридор, зал и т. д., по пути рассказывая, что и где они будут делать. В классе детей рассадили за парты, повесили их портфели на место и начали урок. Во время перемены дети выходили из класса, ходили по коридору, играли, завтракали в буфете и т. д.
Игра в «школу» заканчивалась тем, что детей отпускали домой, их встречали родители, они готовили с ними уроки.
После игры проводим обсуждение, обязательно обращаем внимание на ошибки, допускаемые детьми, нарушение внутренних правил игры.
При проведении сюжетно-ролевой игры «Семья покупает полезные продукты. Магазин»
С целью развития игры сначала беседуем с детьми на темы «Где работают родители», «Магазин», «Полезные продукты питания». Раскрываем нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Далее побуждаем детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Предлагаем ребятам соорудить постройку дома, магазина по представлению, используя строительный материал. Во время постройки дома, магазина учим детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносим игрушки, игровые атрибуты.
После этого совместно с детьми разбираем следующие игровые ситуации: «Я с мамой и папой в магазин пойду», «Идем в магазин по просьбе бабушки», «Мы в магазине» и т. д. и предлагаем детям сделать выбор, перед этим охарактеризовая каждую игровую ситуацию:
Игровая ситуация «Я с мамой и папой в магазин пойду» позволит научиться распределять роли, выполнять действия в соответствии с ролью, планировать игру, играть самостоятельно, выстраивать дружеские взаимоотношение, воспитывает умение идти на компромиссы, сотрудничать.
Игровая ситуация «Мы в магазине» должна научить, как правильно вести себя в общественных местах, соблюдая нормы поведения, культуру взаимодействия со сверстниками.
Игровая ситуация «Идем в магазин по просьбе бабушки» должна воспитать у детей уважительное отношение к взрослым, умение слушать и слышать другого, выполнять действия в соответствии с выполняемой ролью.
Дошкольники выбрали последний вариант и предложили разыграть его следующим образом: бабушка говорит о том, что в доме недостаточно продуктов и просит сходить в магазин. Мама с папой решают пойти за покупками всей семьей - взять с собой малыша в коляске. Бабушка просит покупать только полезные продукты, чтобы не навредить здоровью. Придя в магазин, мама с папой просят продавца дать им овощи, фрукты, молочные продукты (называют каждый), рассчитываются, получают сдачу, складывают продукты в сумку и коляску и возвращаются домой. Бабушка просматривает продукты и просит маму приготовить обед, а папу - погулять с малышом, так как сама она устала и хочет прилечь.
Подготовку сюжетно-ролевой игры «Банк» начали с беседы, в, которой сообщили, что сотрудники банка должны быть вежливы по отношению к клиентам, предупредительны, употреблять вежливые слова: «будьте добры», «пожалуйста», «спасибо», «здравствуйте», «до свидания» и т. д.
В основу сюжета игры легла деятельность банка как учреждения, выдающего денежные кредиты для организации собственного дела (бизнеса) детьми. В игру вводились деньги (использовали ксерокопии настоящих купюр) как универсальное средство обмена между детьми, источник получения дохода (прибыли).
Банк и деньги по ходу игры выполняли две основные функции:
- запускали игру и познавательную активность вначале (начальная цель);
- являлись средством развития игрового сюжета по ходу игры (конечная цель).
Детям дается установка: «Все желающие открыть собственное дело (бизнес) могут получить в банке денежный кредит. Подумайте, какое дело вы хотите открыть, чем вам интересно заниматься? Полученными деньгами вы распоряжаетесь, как хотите: можете заработать еще больше, можете тратить на что-нибудь, но в конце игры вы должны вернуть деньги банку».
У каждого ребенка заранее был приготовлен паспорт. Банк объявлял, что все желающие могут получить денежный кредит. Банкир обговаривал с каждым ребенком, какое дело он хочет открыть, почему, сколько денег ему для этого нужно; договаривался, какую сумму нужно будет вернуть в конце игры в банк. Каждый клиент банка предъявлял паспорт, подписывал договор, ставил печать. Кассир выдавал деньги. Охранник следил за порядком.
При организации сюжетно-ролевой игры «Почта» начинаем с беседы о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио, рассмотреть иллюстративный материал по этой теме.
После беседы раздаем детям бумагу и цветные карандаши и предложили им нарисовать для мамы и папы красивый рисунок. Когда рисунки сделаны, советуем детям написать под ними «Маме и папе» и подписать свое имя. Затем даем каждому ребенку конверт, просим аккуратно положить в него свой рисунок, показываем как заклеить конверт, как и где приклеить марку.
Далее предлагается детям поместить конверты в почтовый ящик и приступить к оформлению помещения почты, повесить почтовый ящик, аккуратно разложить для продажи конверты, бумагу, марки, открытки, газеты, журналы, предложили детям распределить роли.
Мы напоминаем дошкольникам, что, играя, нужно быть вежливыми друг с другом (здороваться с почтальоном, благодарить за доставку писем, газет, журналов).
Организуя сюжетно-ролевую игру «Ателье. Дом мод»
Начинаем с беседы «Ателье, его функции и сотрудники». Во время беседы показываем и объясняем детям смысл, значение деятельности каждого работника (приемщица принимает заказ и записывает на квитанции, чья это ткань и что из нее хотят шить; закройщица измеряет ткань и снимает мерку с заказчика, чтобы знать, выйдет ли из ткани платье и какой длины и ширины надо его шить; портниха стачала сметывает одежду, чтобы закройщица могла примерить, хорошо ли, правильно ли шьют, после этого прострачивает на машинке и т. д.). При этом подчеркиваем коллективный характер труда (и приемщица, и закройщики, и портные - все работают вместе для того, чтобы сшить хорошую, красивую одежду: платья, пиджаки, брюки, пальто, юбки, кофты, сарафаны).
Результаты беседы закрепляются показом иллюстраций: как снимают мерку, кроят материю, примеряют заказчику то, что шьют, как шьют, и т. д. Затем спрашиваем у детей, есть ли у кого-нибудь новая одежда и откуда она: купили ее в магазине или сшили, что сшил и видел ли ребенок, как шили одежду. Даем ребятам возможность рассказать, кому и как сшили или купили новую одежду.
Организуя сюжетно-ролевую игру «Космос», сначала беседуем с детьми на тему «Космос», раскрываем нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Далее предлагаем ребятам соорудить космодром, космические корабли, используя строительный материал. Во время постройки учим детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца.
После этого совместно с детьми разбираем следующие игровые ситуации: «Строим ракету для полета на Марс», «Привет из космоса», «Мы летим!», «Встреча с инопланетянами».
Таким образом, выбор игры напрямую соотносится с направлениями воспитания культуры поведения у дошкольников. Цель каждой игры соотносится с задачами каждого из обозначенных направлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы «Развитие самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре».
Информация будет полезна для воспитателей, так как игра является ведущим видом деятельности для ребенка дошкольного возраста.Перед воспитателем детского сада стоит задача - создать дружный организован...
Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры.
Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры необходимо для развития духовных и физических сил ребенка: его внимания, памяти, речи, ...
Публикация: Формирование основ нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
В статье представлено теоретическое и практическое обоснование формирования основ нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре....
«Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр».
laquo;Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр»....
«Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр».
laquo;Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр»....
Развитие культуры общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что развитие культуры общения у детей дошкольного возраста является одной из важных задач в рамках развития их...
Статья «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх»
Культура поведения - важная часть общей культуры человека. Культура поведения, культура человеческих отношений, общение людей между собой играет важную роль в жизни каждого человека....