Рабочая программа дополнительного образования детей по теме: «Послушные пальчики»
рабочая программа (младшая группа)

Тюмина Ирина Викторовна

Цель программы:

Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи программы:

Обучающие:

Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями.

Знакомить детей с названием пальчиков.

Формировать навыки исполнительского мастерства.

Развивающие:

Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Развивать творческую активность, пространственное мышление.

Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

Развивать память, звуковую культуру речи.

Воспитывающие:

Воспитывать в детях усидчивость.

Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_22-23.docx37.41 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

Протокол № ______

от «_____» _________ 20___ г.

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующей

МБДОУ «Детский сад «Чайка»

__________________ Т.В. Фрик

Приказ № _ от «__» __20___г.

Рабочая программа

 дополнительного образования детей

по теме: «Послушные пальчики»

(развитие мелкой моторики рук)

Разработала: воспитатель –

Тюмина И.В.

г. Горняк 2022-2023 уч.год

Ι. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Актуальность:

Проблема развития мелкой моторики дошкольников является крайне важной, воспитателям необходимо провести с детьми углублённую работу в этом направлении, обеспечивая тесный контакт с логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (с младшей группы). Зная, что эпизодическая нерегулярная деятельность не сможет дать заметного положительного эффекта, я решила создать свою, приемлемую для нашей возрастной группы и существующих материальных условий, систему занятий с детьми.

Учитывая возрастные особенности детей, я сочла, что наиболее оптимальным для проведения индивидуальных и групповых упражнений является время, отведённое для игр во второй половине дня. Кроме того, иногда, по мере необходимости, я включала игры с пальчиками в занятия в качестве физкультминутки. На основе карт нервно-психического развития детей я разработала программу кружка «Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики играть».

Цель программы:

Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи программы:

Обучающие:

Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями.

Знакомить детей с названием пальчиков.

Формировать навыки исполнительского мастерства.

Развивающие:

Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Развивать творческую активность, пространственное мышление.

Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

Развивать память, звуковую культуру речи.

Воспитывающие:

Воспитывать в детях усидчивость.

Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

1.2. Принципы и подходы к формированию программа

научной обоснованности и практической применимости;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

комплексно – тематическое построение образовательного процесса;

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;

1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения программы:

- укрепить мышечный тонус кисти рук;

- развить чёткие движения и координацию рук ребёнка;

- снизить утомляемость и повысить работоспособность.

1.4. Планируемые результаты на этапе завершения программы:

Возможные достижения ребёнка к концу обучения

  • знает названия пальцев рук, их очередность.
  • знает и рассказывает народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующими тексту.
  • может управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.
  • может согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек.
  • может выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  Формы работы:

-пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

-самомассаж кистей рук;

-упражнения  для  развития  тактильной  чувствительности  пальцев  и  кистей рук.

Методы

Игровой метод (дидактические игры).

Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Практический – показ способов действий с предметами, эксперимент.

 

Формы организации деятельности

Подгрупповая

Индивидуальная

Количество занятий в месяц 4

Количество занятий в год 36

ΙΙΙ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Работа кружка осуществляется на базе дошкольной образовательной организации в соотвествии с моделью дня
  2. При проведении  кружковой деятельности руководствуюсь действующими санитарными правилами и нормами (СанПиН 2.4.1.3049 – п.11.9, 11.10, 11.11, 11.12)
  3.      Кружковая работа проводится 1 раз в неделю; во второй половине дня, продолжительностью 10-15 минут. Возраст детей участвующих в реализации данной программы 3-4 года. Программа рассчитана на 1 год обучения.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

«Огород»

 Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту»

«Морковка» - раскрась по образцу

 Цель: развивать мелкую моторику рук; тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур

2 неделя

Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно)

Упражнение «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу

Цель: стимулировать тактильные ощущения;

тренировать в умении хлопать в ладоши тихо или громко по сигналу

3 неделя

Игра «Что растет в огороде?» - чудесный мешочек

Самомассаж косточками от фруктов

Цель: развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением

4 неделя

«Капустка»

1.Упражнения для кисти и пальцев рук.

2.Пальчиковая игра «Капустка».

3.Разучивание потешки «Огуречек, огуречек».

ОКТЯБРЬ

1 неделя

«Ёжик»

1.Игры в сухом бассейне – «Найди предмет».

2.Пальчиковая игра «Ёжик», «Повстречал ежонка еж».

3.Игры с мелким конструктором

2 неделя

«Поезд»

1.Самомассаж ладоней в сухом бассейне.

2.Пальчиковая игра «Рельсы-рельсы».

3.Разучивание потешки «Сидит белка на тележке».

4.Подвижная игра «Поезд».

3 неделя

«Семья»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

2.Статистическое упражнение «Очки».

3.Пальчиковая игра «Моя семья».

4.Игра с мелкими предметами.

4 неделя

«Ладушки-ладушки»

1.Массаж ладоней при помощи мяча-ёжика.

2.Пальчиковая игра «Сорока-белобока», «Ладушки».

3.Подвижная игра «Птицы и автомобиль».

НОЯБРЬ

1 неделя

«Строим дом»

1.Массаж подушечек пальцев рук.

2. Пальчиковая игра «Замок».

3. Музыкальная игра «Тук-молоток», «Замок».

2 неделя

«Здравствуйте»

1.Сжимаем и разжимаем кулачки.

2.Пальчиковая игра «Пальчики здороваются», «Как живёшь?»

3.Музыкальная игра «Ручки».

3 неделя

«Осенние листочки»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук с использованием сухого бассейна.

2.Пальчиковая игра «Осенние листочки»

3.Подвижная игра «Зайка».

4 неделя

« Шум дождя»

1.Упражнения с сомкнутыми ладонями.

2.Пальчиковая игра «Шум дождя», «Паучок».

3.Музыкальная игра «Паучок».

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Дидактическая игра «Животные и их детеныши»

Цель: воспитывать любовь к животным, фантазию

2 неделя

Пальчиковая игра «Коготки и лапки»

«Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений;

обучать детей ритмичному нанесению штрихов

3 неделя

Упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь

Цель: стимулировать тактильные ощущения

4 неделя

«Зайчики»

1.Сжимание и разжимание пальцев рук.

2.Пальчиковая игра «Зайчик в норке», «Зайчики», «Зайка и ушки», «Зайка и барабан».

3.П.и «Зайка сереньктй»

ЯНВАРЬ

1 неделя

«Идёт коза рогатая»

1.Массаж подушечек пальцев рук.

2.Пальчиковая игра «Идёт коза рогатая».

3.Игры с пирамидками.

2 неделя

«Котик»

1.Упражнение для кисти и пальцев рук – «Ножницы».

2.Пальчиковая игра «Кто это?».

3.Разучивание потешки «Кисонька-мурысенька».

3 неделя

«Перчатка»

1.Самомассаж ладоней при помощи карандаша с ребристой поверхностью.

2.Пальчиковая игра «Перчатка».

3.Игра на развитие речевого дыхания «Снежинки».

4 неделя

«Лапки-царапки»

1.Самомассаж ладоней при помощи мяча-ёжика.

2.Пальчиковая игра «Погладим котёнка», «Лапки-царапки».

3.Разучивание потешки «Как у нашего кота».

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать в маленькие шарики

Подвижная игра «Утята»

Цель: закреплять у детей умение работать с бумагой – отрывать кусочки бумаги и сминать их в комочки

2 неделя

 «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками

Цель: закреплять умение ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии

3 неделя

«Новый дом»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

2.Статические упражнения «Стол», «Стул».

3.Пальчиковая игра «Новый дом».

4 неделя

 «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро

Самомассаж бусинками

Цель: формировать произвольное координирование движения пальцев рук

МАРТ

1 неделя

«Ножки»

1.Самомассаж – «Постучим по столу».

2.Пальчиковая игра «Ножки».

3.Подвижная игра «Озорной мячик».

2 неделя

«Мальчик с пальчик»

1.Игра с элементами самомассажа.

2.Пальчиковая игра «Пять братьев», «Пальчики в лесу».

3.Музыкальная игра «Мальчик с пальчик», «Пальчики».

4.Лепка из пластилина.

3 неделя

«За работу»

1.Упражнения для кистей рук.

2.Пальчиковая игра «На работу», «За работу».

3.Музыкальная игра «Часы»

4 неделя

«Дружные ребята»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук.

2.Статистическое упражнение « Пальчики здороваются».

3.Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять».

АПРЕЛЬ

1 неделя

«Лошадка»

1.Самомассаж при помощи мяча-ёжика.

2. Пальчиковая игра «Лошадка».

3.Подвижные игры

2 неделя

«Пирожки»

1.Упражнение для пальцев рук - «Цепочки».

2.Пальчиковая игра «Пирожки».

3.Настольная игра «Шнуровка».

3 неделя

«Куличи»

1.Самомассаж ладоней при помощи карандаша с ребристой поверхностью.

2.Пальчиковая игра «Куличи».

3.Лепка из пластилина.

4 неделя

«Покатались!»

1.Самомассаж при помощи сухого бассейна.

2.Пальчиковая игра «Покатались!».

3.Подвижная игра «Пузырь».

МАЙ

1 неделя

«Солнышко»

1.Упражнения для кисти и пальцев рук «Ножницы».

2.Пальчиковая игра «Солнышко».

3.Разучивание потешки «Солнышко-вёдрышко!».

4.Подвижная игра «Солнышко и дождик».

2 неделя

«На море»

1.Упражнения для кисти и пальцев рук с замком.

2.Пальчиковая игра «На море».

3.Игры с мелкими предметами.

3 неделя

«Велосипед»

1.Самомассаж при помощи мяча-ёжика.

2.Пальчиковая игра «Велосипед».

3.Рисование «Колёса для велосипеда».

4 неделя

Мониторинг

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей по пальчиковым играм

1. Знаете ли вы, что такое «пальчиковые игры»? ____________________

2. Согласны ли вы с утверждением, что пальчиковые игры полезны для развития детей?

а) да б) нет в) не уверен

3. Знаете ли вы пальчиковые игры (текст, движения). Если «да», то укажите, сколько и какие? _______________________________________________________________

4. Вы видите, что взрослый играет с ребёнком в пальчиковую игру. Выскажите своё мнение:

- развлекает ребёнка

- наверное, этот человек воспитатель

-полезно для ребенка

-пустое времяпровождение

-надо запомнить и поиграть со своим ребенком

- свой вариант__________________________________________________

5. Играете ли вы со своим ребенком в пальчиковые игры?

а) да б) нет в) иногда г) не хватает времени д) свой вариант

6. Кто из членов семьи чаще играет с ребенком в пальчиковые игры?

а) мама б) папа в) бабушка г) дедушка д) свой вариант

7. Как вы считаете, есть ли связь между умением ребёнка в младшем возрасте выполнять движения пальчиковых игр с успешным обучением в школе?

а) да б) нет в) не уверен

8. Хотели бы вы узнать больше о значении пальчиковых игр для развития ребёнка и узнать новые игры? а) да б) нет

Массаж карандашами

  • Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).
  • Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.

Стихотворение:

-Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

-Карандаш в руках катаю, я ладошки растираю.

Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

 

Потешки

 

Сидит белка на тележке

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

 

Огуречек, огуречек

Не ходи на тот конечек

Там мышка живёт

Тебе хвостик отгрызёт!

 

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

 

- Кисонька-мурысенька,

Где ты была?

- На мельнице.

- Кисонька-мурысенька,

Что там делала?

- Муку молола.

- Кисонька-мурысенька,

Что из муки пекла?

- Прянички.

- Кисонька-мурысенька,

С кем прянички ела?

- Одна.

- Не ешь одна! Не ешь одна!

 

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора –

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху –

Грру-грру-у-грру-у-грру-у!

Наши курочки в окно –

Кко-кко-кко – ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним рано поутру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!

 

Сидит ворон на дубу

И играет в трубу.

Он играет во трубу

Во серебряную.

 

Солнышко-вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят да ягнят,

Ещё маленьких ребят.

 

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах (сентябрь, май). Для проведения мониторинга образовательного процесса используется тестирование по следующим показателям:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

  • дифференцированность движений рук и пальцев рук, координированность и синхронность движений рук, концентрация внимания на одном виде деятельности
  • насколько точно выполняется действие
  • способность к переключению с одного движения на другое, трудности нахождения поз
  • точность движений пальцев рук, дифференцированность пальцев рук, координация движений пальцев рук
  • способность синхронно выполнять движения обеими руками

Оценка в баллах:

0 баллов: задание не принимает, действует неадекватно;

1 балл: испытывает трудности в нахождении поз;

2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;

3 балла: способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

  • рассказывает потешки, небольшие стихотворения, тексты нескольких пальчиковых игр
  • знает названия пальцев рук, ориентируется в их местоположении
  • ориентируется в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Оценка в баллах:

0 баллов: не может рассказать не одной пальчиковой игры, не ориентируется в названиях пальцев рук;

1 балл: играет в пальчиковую игру с помощью взрослого, повторяет только движения соответствующие тексту, испытывает трудности в ориентировании в пространстве;

2 балла: для проведения пальчиковой игры или инсценировки требуется незначительная помощь педагога, допускает ошибки в ориентации в пространстве;

3 балла: ребенок может провести несколько пальчиковых игр самостоятельно, сопровождая слова движениями, редко ошибается в ориентировке пространства и названии пальцев рук.

ОЦЕНОЧНЫЙ КЛЮЧ ДЛЯ ФИКСАЦИИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уровень

Количество баллов

(В) Высокий

6 баллов

(С) Средний

4-5 баллов

(Н) Низкий

до 3 баллов

 

Список литературы

  1. Белая К.Ю. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002 год.
  2. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребёнка от одного года до трёх лет. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003 год.
  3. Журналы «Дошкольное воспитании»: Д/в № 4 (2004г.) «Дошкольная группа: двигательно – оздоровительные моменты на занятиях» В. Кудрявцев; Д/в №11, 2002г.
  4. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений –М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2005 год.
  5. Методическая разработка педагога МБДОУ «Д/с № 12» г. Конаков Ерофеевой Татьяны Викторовны «Комплексы пальчиковой гимнастики (по месяцам)» .
  6. Шарикова Е. Книги из серии «Уроки логопеда», «Пальчиковые игры» ОАО «Тульская типография» 2010 год.
  7. Шмелёва Е.Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет М.: Издательство «Ювента», 2008 год.
  8. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Весёлые пальчики"

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....

Рабочая программа по дополнительному образованию детей Тюминой И.В. по теме: «Послушные пальчики»

Родителей всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в ста...

Рабочая программа образования детей 4- 5 лет, средняя группа 2023-2024

Составлена на основе Федеральной образовательной программы ДО...

Рабочая программа образования детей 5-7лет

1.Целевой раздел- цели и задачи,принципы реализации программы;2.Содержательный раздел -содержание образовательной деятельностив разновозрастной группе по образовательным областям в части формирования ...

Рабочая программа образования детей подготовительной к школе группы №12

Цель программы: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических...

Рабочая программа образования детей 1 младшей группы в соответствии с ФОП ДО

Программа составлена на основе ООП дошкольной группы при МКОУ Бажинской ООШ....

Рабочая программа образования детей 2 младшей группы в соответствии с ФОП ДО

Программа составлена на основе ООП дошкольной группы при МКОУ Бажинская ООШ...