Рабочая программа дополнительного образования детей по теме: «Послушные пальчики»
рабочая программа (младшая группа)
Цель программы:
Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи программы:
Обучающие:
Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями.
Знакомить детей с названием пальчиков.
Формировать навыки исполнительского мастерства.
Развивающие:
Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Развивать творческую активность, пространственное мышление.
Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
Развивать память, звуковую культуру речи.
Воспитывающие:
Воспитывать в детях усидчивость.
Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_22-23.docx | 37.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол № ______ от «_____» _________ 20___ г. | УТВЕРЖДЕНО: Заведующей МБДОУ «Детский сад «Чайка» __________________ Т.В. Фрик Приказ № _ от «__» __20___г. |
Рабочая программа
дополнительного образования детей
по теме: «Послушные пальчики»
(развитие мелкой моторики рук)
Разработала: воспитатель –
Тюмина И.В.
г. Горняк 2022-2023 уч.год
Ι. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Актуальность:
Проблема развития мелкой моторики дошкольников является крайне важной, воспитателям необходимо провести с детьми углублённую работу в этом направлении, обеспечивая тесный контакт с логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (с младшей группы). Зная, что эпизодическая нерегулярная деятельность не сможет дать заметного положительного эффекта, я решила создать свою, приемлемую для нашей возрастной группы и существующих материальных условий, систему занятий с детьми.
Учитывая возрастные особенности детей, я сочла, что наиболее оптимальным для проведения индивидуальных и групповых упражнений является время, отведённое для игр во второй половине дня. Кроме того, иногда, по мере необходимости, я включала игры с пальчиками в занятия в качестве физкультминутки. На основе карт нервно-психического развития детей я разработала программу кружка «Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики играть».
Цель программы:
Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи программы:
Обучающие:
Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями.
Знакомить детей с названием пальчиков.
Формировать навыки исполнительского мастерства.
Развивающие:
Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Развивать творческую активность, пространственное мышление.
Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
Развивать память, звуковую культуру речи.
Воспитывающие:
Воспитывать в детях усидчивость.
Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
1.2. Принципы и подходы к формированию программа
научной обоснованности и практической применимости;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;
1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения программы:
- укрепить мышечный тонус кисти рук;
- развить чёткие движения и координацию рук ребёнка;
- снизить утомляемость и повысить работоспособность.
1.4. Планируемые результаты на этапе завершения программы:
Возможные достижения ребёнка к концу обучения
- знает названия пальцев рук, их очередность.
- знает и рассказывает народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующими тексту.
- может управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.
- может согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек.
- может выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Формы работы:
-пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
-самомассаж кистей рук;
-упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук.
Методы
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действий с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности
Подгрупповая
Индивидуальная
Количество занятий в месяц 4
Количество занятий в год 36
ΙΙΙ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Работа кружка осуществляется на базе дошкольной образовательной организации в соотвествии с моделью дня
- При проведении кружковой деятельности руководствуюсь действующими санитарными правилами и нормами (СанПиН 2.4.1.3049 – п.11.9, 11.10, 11.11, 11.12)
- Кружковая работа проводится 1 раз в неделю; во второй половине дня, продолжительностью 10-15 минут. Возраст детей участвующих в реализации данной программы 3-4 года. Программа рассчитана на 1 год обучения.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
СЕНТЯБРЬ | |
1 неделя | «Огород» Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту» «Морковка» - раскрась по образцу Цель: развивать мелкую моторику рук; тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур |
2 неделя | Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно) Упражнение «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу Цель: стимулировать тактильные ощущения; тренировать в умении хлопать в ладоши тихо или громко по сигналу |
3 неделя | Игра «Что растет в огороде?» - чудесный мешочек Самомассаж косточками от фруктов Цель: развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением |
4 неделя | «Капустка» 1.Упражнения для кисти и пальцев рук. 2.Пальчиковая игра «Капустка». 3.Разучивание потешки «Огуречек, огуречек». |
ОКТЯБРЬ | |
1 неделя | «Ёжик» 1.Игры в сухом бассейне – «Найди предмет». 2.Пальчиковая игра «Ёжик», «Повстречал ежонка еж». 3.Игры с мелким конструктором |
2 неделя | «Поезд» 1.Самомассаж ладоней в сухом бассейне. 2.Пальчиковая игра «Рельсы-рельсы». 3.Разучивание потешки «Сидит белка на тележке». 4.Подвижная игра «Поезд». |
3 неделя | «Семья» 1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. 2.Статистическое упражнение «Очки». 3.Пальчиковая игра «Моя семья». 4.Игра с мелкими предметами. |
4 неделя | «Ладушки-ладушки» 1.Массаж ладоней при помощи мяча-ёжика. 2.Пальчиковая игра «Сорока-белобока», «Ладушки». 3.Подвижная игра «Птицы и автомобиль». |
НОЯБРЬ | |
1 неделя | «Строим дом» 1.Массаж подушечек пальцев рук. 2. Пальчиковая игра «Замок». 3. Музыкальная игра «Тук-молоток», «Замок». |
2 неделя | «Здравствуйте» 1.Сжимаем и разжимаем кулачки. 2.Пальчиковая игра «Пальчики здороваются», «Как живёшь?» 3.Музыкальная игра «Ручки». |
3 неделя | «Осенние листочки» 1.Самомассаж ладоней и пальцев рук с использованием сухого бассейна. 2.Пальчиковая игра «Осенние листочки» 3.Подвижная игра «Зайка». |
4 неделя | « Шум дождя» 1.Упражнения с сомкнутыми ладонями. 2.Пальчиковая игра «Шум дождя», «Паучок». 3.Музыкальная игра «Паучок». |
ДЕКАБРЬ | |
1 неделя | Дидактическая игра «Животные и их детеныши» Цель: воспитывать любовь к животным, фантазию |
2 неделя | Пальчиковая игра «Коготки и лапки» «Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений; обучать детей ритмичному нанесению штрихов |
3 неделя | Упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь Цель: стимулировать тактильные ощущения |
4 неделя | «Зайчики» 1.Сжимание и разжимание пальцев рук. 2.Пальчиковая игра «Зайчик в норке», «Зайчики», «Зайка и ушки», «Зайка и барабан». 3.П.и «Зайка сереньктй» |
ЯНВАРЬ | |
1 неделя | «Идёт коза рогатая» 1.Массаж подушечек пальцев рук. 2.Пальчиковая игра «Идёт коза рогатая». 3.Игры с пирамидками. |
2 неделя | «Котик» 1.Упражнение для кисти и пальцев рук – «Ножницы». 2.Пальчиковая игра «Кто это?». 3.Разучивание потешки «Кисонька-мурысенька». |
3 неделя | «Перчатка» 1.Самомассаж ладоней при помощи карандаша с ребристой поверхностью. 2.Пальчиковая игра «Перчатка». 3.Игра на развитие речевого дыхания «Снежинки». |
4 неделя | «Лапки-царапки» 1.Самомассаж ладоней при помощи мяча-ёжика. 2.Пальчиковая игра «Погладим котёнка», «Лапки-царапки». 3.Разучивание потешки «Как у нашего кота». |
ФЕВРАЛЬ | |
1 неделя | Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать в маленькие шарики Подвижная игра «Утята» Цель: закреплять у детей умение работать с бумагой – отрывать кусочки бумаги и сминать их в комочки |
2 неделя | «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками Цель: закреплять умение ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии |
3 неделя | «Новый дом» 1.Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. 2.Статические упражнения «Стол», «Стул». 3.Пальчиковая игра «Новый дом». |
4 неделя | «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро Самомассаж бусинками Цель: формировать произвольное координирование движения пальцев рук |
МАРТ | |
1 неделя | «Ножки» 1.Самомассаж – «Постучим по столу». 2.Пальчиковая игра «Ножки». 3.Подвижная игра «Озорной мячик». |
2 неделя | «Мальчик с пальчик» 1.Игра с элементами самомассажа. 2.Пальчиковая игра «Пять братьев», «Пальчики в лесу». 3.Музыкальная игра «Мальчик с пальчик», «Пальчики». 4.Лепка из пластилина. |
3 неделя | «За работу» 1.Упражнения для кистей рук. 2.Пальчиковая игра «На работу», «За работу». 3.Музыкальная игра «Часы» |
4 неделя | «Дружные ребята» 1.Самомассаж ладоней и пальцев рук. 2.Статистическое упражнение « Пальчики здороваются». 3.Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять». |
АПРЕЛЬ | |
1 неделя | «Лошадка» 1.Самомассаж при помощи мяча-ёжика. 2. Пальчиковая игра «Лошадка». 3.Подвижные игры |
2 неделя | «Пирожки» 1.Упражнение для пальцев рук - «Цепочки». 2.Пальчиковая игра «Пирожки». 3.Настольная игра «Шнуровка». |
3 неделя | «Куличи» 1.Самомассаж ладоней при помощи карандаша с ребристой поверхностью. 2.Пальчиковая игра «Куличи». 3.Лепка из пластилина. |
4 неделя | «Покатались!» 1.Самомассаж при помощи сухого бассейна. 2.Пальчиковая игра «Покатались!». 3.Подвижная игра «Пузырь». |
МАЙ | |
1 неделя | «Солнышко» 1.Упражнения для кисти и пальцев рук «Ножницы». 2.Пальчиковая игра «Солнышко». 3.Разучивание потешки «Солнышко-вёдрышко!». 4.Подвижная игра «Солнышко и дождик». |
2 неделя | «На море» 1.Упражнения для кисти и пальцев рук с замком. 2.Пальчиковая игра «На море». 3.Игры с мелкими предметами. |
3 неделя | «Велосипед» 1.Самомассаж при помощи мяча-ёжика. 2.Пальчиковая игра «Велосипед». 3.Рисование «Колёса для велосипеда». |
4 неделя | Мониторинг |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для родителей по пальчиковым играм
1. Знаете ли вы, что такое «пальчиковые игры»? ____________________
2. Согласны ли вы с утверждением, что пальчиковые игры полезны для развития детей?
а) да б) нет в) не уверен
3. Знаете ли вы пальчиковые игры (текст, движения). Если «да», то укажите, сколько и какие? _______________________________________________________________
4. Вы видите, что взрослый играет с ребёнком в пальчиковую игру. Выскажите своё мнение:
- развлекает ребёнка
- наверное, этот человек воспитатель
-полезно для ребенка
-пустое времяпровождение
-надо запомнить и поиграть со своим ребенком
- свой вариант__________________________________________________
5. Играете ли вы со своим ребенком в пальчиковые игры?
а) да б) нет в) иногда г) не хватает времени д) свой вариант
6. Кто из членов семьи чаще играет с ребенком в пальчиковые игры?
а) мама б) папа в) бабушка г) дедушка д) свой вариант
7. Как вы считаете, есть ли связь между умением ребёнка в младшем возрасте выполнять движения пальчиковых игр с успешным обучением в школе?
а) да б) нет в) не уверен
8. Хотели бы вы узнать больше о значении пальчиковых игр для развития ребёнка и узнать новые игры? а) да б) нет
Массаж карандашами
- Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).
- Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.
Стихотворение:
-Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
-Карандаш в руках катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
Потешки
Сидит белка на тележке
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Огуречек, огуречек
Не ходи на тот конечек
Там мышка живёт
Тебе хвостик отгрызёт!
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
- Кисонька-мурысенька,
Где ты была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора –
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху –
Грру-грру-у-грру-у-грру-у!
Наши курочки в окно –
Кко-кко-кко – ко-ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним рано поутру
Нам споёт ку-ка-ре-ку!
Сидит ворон на дубу
И играет в трубу.
Он играет во трубу
Во серебряную.
Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах (сентябрь, май). Для проведения мониторинга образовательного процесса используется тестирование по следующим показателям:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
- дифференцированность движений рук и пальцев рук, координированность и синхронность движений рук, концентрация внимания на одном виде деятельности
- насколько точно выполняется действие
- способность к переключению с одного движения на другое, трудности нахождения поз
- точность движений пальцев рук, дифференцированность пальцев рук, координация движений пальцев рук
- способность синхронно выполнять движения обеими руками
Оценка в баллах:
0 баллов: задание не принимает, действует неадекватно;
1 балл: испытывает трудности в нахождении поз;
2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;
3 балла: способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- рассказывает потешки, небольшие стихотворения, тексты нескольких пальчиковых игр
- знает названия пальцев рук, ориентируется в их местоположении
- ориентируется в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Оценка в баллах:
0 баллов: не может рассказать не одной пальчиковой игры, не ориентируется в названиях пальцев рук;
1 балл: играет в пальчиковую игру с помощью взрослого, повторяет только движения соответствующие тексту, испытывает трудности в ориентировании в пространстве;
2 балла: для проведения пальчиковой игры или инсценировки требуется незначительная помощь педагога, допускает ошибки в ориентации в пространстве;
3 балла: ребенок может провести несколько пальчиковых игр самостоятельно, сопровождая слова движениями, редко ошибается в ориентировке пространства и названии пальцев рук.
ОЦЕНОЧНЫЙ КЛЮЧ ДЛЯ ФИКСАЦИИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Уровень | Количество баллов |
(В) Высокий | 6 баллов |
(С) Средний | 4-5 баллов |
(Н) Низкий | до 3 баллов |
Список литературы
- Белая К.Ю. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002 год.
- Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребёнка от одного года до трёх лет. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003 год.
- Журналы «Дошкольное воспитании»: Д/в № 4 (2004г.) «Дошкольная группа: двигательно – оздоровительные моменты на занятиях» В. Кудрявцев; Д/в №11, 2002г.
- Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений –М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2005 год.
- Методическая разработка педагога МБДОУ «Д/с № 12» г. Конаков Ерофеевой Татьяны Викторовны «Комплексы пальчиковой гимнастики (по месяцам)» .
- Шарикова Е. Книги из серии «Уроки логопеда», «Пальчиковые игры» ОАО «Тульская типография» 2010 год.
- Шмелёва Е.Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет М.: Издательство «Ювента», 2008 год.
- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2007 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Весёлые пальчики"
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....
Рабочая программа по дополнительному образованию детей Тюминой И.В. по теме: «Послушные пальчики»
Родителей всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в ста...
Рабочая программа образования детей 4- 5 лет, средняя группа 2023-2024
Составлена на основе Федеральной образовательной программы ДО...
Рабочая программа образования детей 5-7лет
1.Целевой раздел- цели и задачи,принципы реализации программы;2.Содержательный раздел -содержание образовательной деятельностив разновозрастной группе по образовательным областям в части формирования ...
Рабочая программа образования детей подготовительной к школе группы №12
Цель программы: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических...
Рабочая программа образования детей 1 младшей группы в соответствии с ФОП ДО
Программа составлена на основе ООП дошкольной группы при МКОУ Бажинской ООШ....
Рабочая программа образования детей 2 младшей группы в соответствии с ФОП ДО
Программа составлена на основе ООП дошкольной группы при МКОУ Бажинская ООШ...