Проект "Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет"
проект (средняя группа)
Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенной популярностью у педагогов пользуются «Логические блоки» Дьенеша, палочки Кюизенера и кубики Никитина. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны, т.к. развивает у детей умение анализировать, классифицировать и обобщать материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 63.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет»
Актуальность: Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и в игровых действиях.
Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенной популярностью у педагогов пользуются «Логические блоки» Дьенеша, палочки Кюизенера и кубики Никитина. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны, т.к. развивает у детей умение анализировать, классифицировать и обобщать материал. Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко.
Данные дидактические пособия, позволяют решать следующие задачи:
- ознакомление детей с формой предметов, цветом, размером и толщиной;
- развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, комбинировать, обобщать, абстрагировать;
- развитие пространственного воображения, сообразительности и логического мышления;
- развитие познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения;
- развитие творческих способностей.
- воспитание аккуратности, внимания, точности, усидчивости и целеустремленности.
Исходя из этого, мы имеем возможность использовать данные дидактические пособия в организованной образовательной деятельности дошкольников, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры. Включая данное пособие в содержание образовательной деятельности (конструирование, развитие математических представлений). «Логические блоки» Дьенеша, палочки Кюизенера и кубики Никитина обеспечивают наглядность, системность и доступность. А также позволяют сделать игры детей разнообразней и интересней.
Проблема: дети плохо справляются с простейшими логическими задачами, не могут выделить признаки предметов, объяснить сходства и различия объектов, вызывает трудности ориентировка в пространстве, неумение комментировать свои действия.
Обоснование проблемы:
Недостаточность знаний детей и их родителей об играх с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера и кубиками Никитина.
Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.
Срок реализации проекта: сентябрь 2021 года – май 2022 года.
Тип проекта: творческий, долгосрочный, семейно – групповой, практико – ориентированный.
Гипотеза проекта: Игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, кубиками Никитина дают возможность детям овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Цель: создание условий и содействие интеллектуальному развитию ребёнка.
Задачи проекта для детей:
- Развитие визуального, аудиального и тактильного восприятия.
- Формирование представлений о цвете, размере.
- Обучение детей работе по вербальному и зрительному образцу.
- Развитие наглядно-образного мышления.
- Обучение детей соотнесению формы и образца.
- Развитие памяти: аудиальной, визуальной, моторной, кратковременной, долговременной и ассоциативной.
- Развитие концентрации и распределения внимания.
- Обучение детей находить нужную фигуру по заданным признакам.
- Развитие зрительно-пространственной ориентации.
- Развитие мелкой моторики руки, сенсорно-моторной координации и графических навыков.
- Развитие произвольных действий, обучение ребенка согласовывать свои действия с действиями взрослого и действиями других детей.
Задачи для педагогов:
- Ознакомиться с современной методической литературой по теме: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина;
- Повышать педагогическую грамотность;
- Повышать профессиональный уровень по проектной деятельности.
Задачи для родителей:
- Познакомить родителей со структурой игр с логическими блоками Дьенеша, кубиками Никитина, палочками Кюизинера их обучающими задачами, способами подачи детям.
- Участвовать в развитии интеллектуальных способностей детей в домашних условиях.
Основные принципы:
- Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
- Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
- Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
- Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
Время проведения: два раза в неделю, как в первую, так и во вторую половину дня, с продолжительностью 20-25 минут.
Методическое обеспечение:
- «Логические блоки» Дьенеша;
- палочки Кюизенера;
- кубики Никитина
- карточки с изображением символов;
- игровые поля;
- картотеки.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный (сентябрь-октябрь 2021г.)
Мониторинг знаний детей по ФЭМП.
Определение цели и задач проекта, участников проекта.
Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.
Подбор нагляднo-дидактичeских материалов и оборудования для занятий, исследовательской деятельности и индивидуальной работы с детьми вне занятий.
Наглядная информация «Блоки Дьенеша – это интересно».
Консультации для родителей: «Блоки Дьенеша - забавная игра для развития и ума», «Кубики Никитина»: родителям, педагогам, детям!»,
«Палочки Кюизенера или умные игрушки»
Диагностика элементарных математических представлений и мыслительных умений.
Наблюдение за детьми в ходе использования блоков Дьенеша, кубиков Никитина, палочек Кюизенера.
Проведение ознакомительного занятия.
Предполагаемый результат.
Первоначальная заинтересованность детей и их родителей в использовании блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, кубиков Никитина.
2 этап. Основной (октябрь 2021г. – май 2022г.)
Перспективное планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий,
проводимых с родителями детей (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
Формы организации работы с логическими блоками Дьенеша, виды деятельности.
Сроки | Формы работы |
Октябрь | № 1 «Первое знакомство с блоками Дьенеша» Цель: Формирование первого представления о блоках Дьенеша. Задачи: Освоение свойств (по форме, цвету, размеру, толщине), развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение); познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение); воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Оборудование: блоки Дьенеша. |
№ 2 «Первое знакомство с палочками Кюизенера» Цель: Формирование первого представления о палочках Кюизенера. Задачи: Освоение свойств (по цвету, размеру) развивать удетей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение); познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение); воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
| |
Ноябрь | № 3 Упражнение «Найди фигурке место» Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша. Оборудование: блоки Дьенеша |
№ 4 Упражнение «Найди фигуру» Цель: развитие восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по аудиальному образцу. Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал». | |
№ 5 Упражнение «Строим дорожки» Задачи: учить детей различать и группировать палочки по цвету. Осваивать эталоны цвета и их названия. Использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная и т.д. Развивать зрительный глазомер. Оборудование: палочки Кюизенера | |
№ 6 «Путешествие в город геометрических фигур» Задачи: Учить называть геометрические фигуры, описывать их свойства. Развивать у детей умения классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам (по цвету, форме и величине), развивать восприятие, внимание. Упражнять в узнавании цифр от 1 до5. Развивать внимание, воображение, логику. Оборудование: блоки Дьенеша. | |
№ 7 Игра «Ленточки в подарок» Задачи: учить детей различать и группировать палочки по цвету. Осваивать эталоны цвета и их названия. Использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная, одинаковые по цвету и по длине и т.д. Развивать зрительный глазомер. Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Оборудование: палочки Кюизенера | |
№ 8 Знакомство с развивающей игрой « Сложи узор» кубики Никитина. Цель: Формирование первого представления о кубиках Никитина. Оборудование: кубики Никитина. | |
№ 9 Упражнение «Сложи картинку» Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша. Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал». | |
№ 10 Упражнение «Найди фигуру» Цель: развитие восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша. Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал». | |
Декабрь | № 11 Упражнение «Моделируем квадрат» Задачи: учить детей различать палочки по цвету. Осваивать эталоны цвета и их названия. Использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и по длине и т.д. Развивать представление о квадрате. Развивать зрительный глазомер. Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Оборудование: палочки Кюизенера по 6 шт.: розового 2, голубого 3, красного 4 и желтого 5 цвета по количеству детей. |
№ 12 Упражнение «Найди фигурке место» Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с кубиками Никитина. Оборудование: кубики Никитина, «Демонстрационный материал». | |
№ 15 Упражнение «Покажи фигуру» Цель: развитие восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал». | |
№ 16 Выкладываем из палочек Цель: умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Поощрять желание выложить что-то свое. Оборудование: палочки Кюизенера. Комплект игр «На золотом крыльце…».. | |
№ 17 Упражнение «Сложи картинку» Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша. Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал». | |
№ 18 Упражнение «Покажи фигуру» Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша. Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал». | |
№ 19 Упражнение «Найди фигурке место» Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с кубиками Никитина. Оборудование: кубики Никитина, «Демонстрационный материал». | |
№ 20 Выкладываем из палочек Цель: умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Поощрять желание выложить что-то свое. Оборудование: палочки Кюизенера. Комплект игр «На золотом крыльце…». | |
Январь | № 21 Упражнение «Моделируем прямоугольник» Задачи: учить детей осваивать эталоны цвета и их названия. Использовать в речи слова: такая же, тоже розовая, одинаковые по цвету и по длине и т.д. Развивать представление о прямоугольнике. Развивать зрительный глазомер. Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Оборудование: палочки Кюизенера по 6 шт.: розового 2, голубого 3, фиолетового 6 и черного 7 цвета по количеству детей. |
№ 22 Упражнение «Найди фигурке место» Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с кубиками Никитина. Оборудование: кубики Никитина, «Демонстрационный материал». | |
№ 23 Упражнение «Сложи картинку» Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша. Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал». | |
№ 24 Упражнение «Найди фигуру» Цель: развитие восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша. Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал». | |
№ 25 Упражнение «Подбираем к домику крышу» Задачи: учить детей различать палочки по цвету. Осваивать эталоны цвета и их названия. Развивать зрительный глазомер. Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Материалы: набор домиков (см. приложение, размер домиков 4×4 см, 6×6 см, 8×8 см, 10×10 см) и палочек по количеству детей. | |
№ 26 Игра-конструирование «Дом и мебель для матрешки» Задачи: учить детей различать палочки по словесному указанию взрослого. Учить детей устанавливать соответствие между цветом и числом. Развивать воображение, зрительный глазомер. Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | |
Материалы: матрешка или другие мелкие объемные или плоскостные игрушки, палочки: белые 1 – 2, розовые 2 - 3, голубого 3 - 3, красные 4 – 12, желтые 5 – 3. | |
Февраль | № 27 Упражнение «Найди фигурке место» Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с кубиками Никитина. Оборудование: кубики Никитина, «Демонстрационный материал». |
№ 28 Игра-конструирование «Собачка» Цель: учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого. Распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образца. Развивать воображение. Развивать зрительный глазомер. Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Материалы: матрешка или другие мелкие игрушки, палочки: 4 розовых 2, одна голубая 3, одна белая 1. | |
№ 29 Упражнение «Сложи картинку» Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша. Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал». | |
№ 30 Игра-конструирование «Кошечка» Цель: учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого. Распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образца. Развивать воображение. Развивать зрительный глазомер. Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Материалы: шесть палочек: голубого цвета и две желтого, матрешка или другая игрушка. | |
№ 31 Упражнение «Найди фигурке место» Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с кубиками Никитина. Оборудование: кубики Никитина, «Демонстрационный материал». | |
№ 32 Упражнение «Сложи картинку» Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша. Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал». | |
№ 33 «Спортивные соревнования» Задачи: развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства. Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. Развивать умение классифицировать. Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство – форма) у предметов по их знаково-символическим обозначениям (форма, отрицание формы). Развивать умение обозначать словом (с помощью частицы «не») отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (форма – не квадратный, не круглый, не треугольный, не прямоугольный). Оборудование: блоки Дьенеша | |
№ 34 «Все выше, выше и выше»» Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. Развивать умение классифицировать. Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (два свойства – толщина и размер). Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не». Материалы: блоки Дьенеша – 18 шт. (по 6 шт. каждого цвета). Карточки-символы свойств (цвет). Картинки: самолетики – 16 шт. (красные, зеленые, синие, желтые, оранжевые), поезд, вагончики, прямоугольники коричневого цвета («дорожки») – 4,5×40 см, 4,5×30 см, 4,5×24,5 см, воздушные шары – 6 шт. Атласная ленточка - 1,5см ×1,5 см Таблицы – «домики» (табл. 23) – 3 шт. | |
Март | № 35 «Пятачок отправился в гости» Задачи: развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать. Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (два свойства – форма и размер). Развивать умение подбирать предметы по их контурному изображению на листе бумаги. Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форма, размер, толщина) предметов (два свойства), обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не толстый и т.п.). Материалы: блоки Дьенеша Картинки: геометрические фигуры черного цвета для логических таблиц (прямоугольник – 1 шт., квадрат – 2 шт., круг – 2 шт., треугольник – 2 шт.), изображение поросенка Пятачка. Логические таблицы (табл. 24) – 2 шт., таблицы-домики для дидактической игры «Строим город» (табл. 25) – 4 шт. У всех домиков крыши разного цвета, например желтая, голубая, розовая, зеленая. Карточки-«накладные» (табл. 26) – 4 шт. «Накладные» должны быть такого же цвета, как и крыши домиков для игры «Строим город». |
№ 36 Упражнение «Найди фигурке место» Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с кубиками Никитина. Оборудование: кубики Никитина, «Демонстрационный материал». | |
№ 37 Рисуем цветными палочками Цель: развивать художественные способности детей (умение воплощать свой замысел в рисунке, выбирать средства необходимые для этого). Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения, соответствующие размеру картины. Распределять их в пространстве с целью получения нужного образа. Развивать ориентировку детей в пространстве («слева», «справа», «вверху», «внизу»), воображение, зрительный глазомер. Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Материалы: палочки Кюизенера. | |
№ 38 Упражнение «Покажи фигуру» Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша. Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал». | |
№ 39 «День рождения Димы» Задачи: развивать умение классифицировать. Развивать способность к анализу, абстрагированию, умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм – «выращивание дерева»), творческое мышление, воображение. Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (два свойства – форма и толщина). Материалы: блоки Дьенеша, карточки-символы свойств (цвет), карточки-символы свойств машинок (модель). Картинки: гаражи – 4 шт., мальчики (2 картинки), прямоугольник коричневого цвета («дорожки») – 4,5×60 см – 1 шт., машинки 24 шт. (машинки отличаются цветом, формой и размером), стрелки – 4 шт. Раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы (таб. 33), тарелочки, блоки Дьенеша – 9 шт., карточки-схемы разветвленного алгоритма – «Выращивание дерева» (табл. 16в). | |
№ 40 Упражнение «Найди фигурке место» Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с кубиками Никитина. Оборудование: кубики Никитина, «Демонстрационный материал». | |
№ 41 Упражнение «Сложи картинку» Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша. Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал». | |
№ 42 Игра-конструирование «Пирамидка и лесенка» Цель: развивать у детей: представления о цвете, представления о длине («длинный», «короткий» и т.д.), умение сравнивать полоски по длине («длиннее - короче» и т.д.), зрительный глазомер, учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно, формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. Материалы: палочки Кюизенера: белого, розового, голубого, красного и желтого цвета. | |
Апрель | № 43 «Расколдуем зеркала» Задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм – «Выращивание дерева»), творческое мышление, воображение. Познакомить детей с карточками-символами видоизменения свойств (цвет, форма, размер). Материалы: блоки Дьенеша. Логические таблицы на поиск недостающей фигуры (табл. 38) – 6 шт. Карточки-символы видоизменения свойств (цвет, форма, размер), карточки символы свойств – размер. «Волшебный клубочек», конверт из плотной бумаги. Картинки: роботы – 6 шт., камни – 6 шт., волшебные бутылочки – 4 шт., звездолет, планета, злой колдун, стрелки – 4 шт. |
№ 44 Упражнение «Найди фигурке место» Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с кубиками Никитина. Оборудование: кубики Никитина, «Демонстрационный материал». | |
№ 45 Игровое упражнение «Коврик для кошки» Задачи: учить детей различать полоски по цвету и длине. Учить детей составлять квадрат из палочек. Развивать зрительный глазомер детей. Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. Материалы: палочки Кюизенера не менее 4 красных палочек, и игрушечные кошки по количеству детей. | |
№ 46 Игровое упражнение «Коврик для собачки» Задачи: Учить детей составлять прямоугольники и сравнивать их с квадратами. Развивать зрительный глазомер детей. Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. Материалы: 4 желтых палочки для каждого ребенка, игрушечная собака. | |
№ 47 Упражнение «Сложи картинку» Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша. Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал». | |
№ 48 «Кондитерская фабрика» Задачи: развивать умение классифицировать. Развивать умение выявлять абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов (два свойства), обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.). Развивать умение рассуждать логически. Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (два свойства). Материалы: блоки Дьенеша. Карточки-символы свойств (размер – по 2 шт., цвет, форма, толщина). Прямоугольники коричневого цвета («дорожки»): 4,5×24,5 см – 4 шт., 4,5×60 см – 1 шт., коробка для игры «Угадайка». Картинки: утенок, цыпленок, лягушонок, бабочка, медвежонок, обезьянка, домики (кондитерская фабрика) – 4 шт. К каждому домику должна быть приклеена картинка – изображение какого-либо фрукта или ягоды. | |
№ 49 Упражнение «Найди фигуру» Цель: развитие восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша. Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал». | |
№ 50 Упражнение «Найди фигурке место» Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с кубиками Никитина. Оборудование: кубики Никитина, «Демонстрационный материал». | |
Май | № 51 Дидактическая игра «Найди цветок» Цель: выделяет и абстрагирует цвет, форму, размер. Сравнивает предметы по заданным свойствам. Материал: набор логических блоков Дьенеша. Ход игры. Перед детьми поляна с «цветами» (из логических блоков, отличающихся цветом, формой, размером). Задание для детей: найти цветок, который цветет только в начале весны - его лепестки должны быть одинаковыми по размеру и цвету, но разными по форме. Дети отыскивают, объясняют, почему так решили. Затем загадывают другой цветок, игра продолжается. |
№ 52 Упражнение «Найди фигурке место» Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с кубиками Никитина. Оборудование: кубики Никитина, «Демонстрационный материал». | |
№ 53 Выкладываем сюжеты Цель: умение работать со схемой, выкладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам. Оборудование: палочки Кюизенера, игры «На золотом крыльце…» | |
№ 54 Дидактическая игра « Гусеница» Цель: выделяет и абстрагирует цвет, форму, величину. Материал: набор логических блоков Дьенеша, обручи, карточки - символы. Ход игры. Воспитатель предлагает детям построить гусеницу из волшебных фигур. Для этого раскладываются в ряд обручи путем наложения одного на другой, для создания общей области. Раскладываются карточки - символы в каждый обруч. Например:
Коды - символы можно располагать в любом порядке. Длина « гусеницы» любая. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками. |
1. Дидактические и развивающие игры.
2. Подвижные игры;
3.Театрализованные игры;
4. Сюжетно-ролевая игра;
5. Конструирование;
6. Образовательные ситуации.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Найди место в фигуре»);
в) в сюжетно-ролевых играх:
- «Магазин» - деньги обозначаются блоками.
- «Почта» - адрес на доме обозначается кодовыми карточками.
- «Поезд» - билеты, места.
3 Этап. Заключительный (май 2022г)
- Обработка и оформление материалов проекта.
- Оценка результатов работы всех участников проекта.
Сотрудничество с семьями воспитанников:
- Просветительская работа с родителями через «Уголки для родителей», индивидуальные и коллективные консультации.
- Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.
Предполагаемый результат:
Возможность родителям увидеть и осмыслить результаты не только труда воспитателя, но и собственного участия в развитии детей.
Предполагаемые результаты по проекту:
для детей:
- Предоставление детям возможности увидеть реальные результаты сотрудничества с воспитателем.
- Появление у детей не только новых знаний, но и навыков анализировать собственные действия.
- Повышение внутренней мотивации дошкольников на активное использование в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша, кубиков Никитина, палочек Кюизенера, как средства развития логического мышления.
- Подвести детей к самостоятельному использованию игровых пособий блоки Дьенеша. кубиков Никитина, палочек Кюизенера.
для педагогов:
- Повышение профессионального уровня по проектной деятельности;
- Расширение и углубление знаний о блоках Дьенеша, кубиков Никитина, палочек Кюизенера.
для родителей:
- Установление эмоционального контакта с детьми.
- Возникновение у родителей мотивации к использованию блоков Дьенеша, кубиков Никитина, палочек Кюизенера, как средства развития логического мышления.
Результат проекта
- Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей.
- Родители познакомились со структурой логических блоков, её обучающими задачами, способами подачи детям.
- Дети чаще играют с логическими блоками Дьенеша. кубиками Никитина, палочками Кюизенера.
- В результате дети различают и называют основные цвета, размер, форму, величину, толщину геометрических фигур и палочек.
- Находят нужную фигуру по заданным признакам.
- Умеют работать со схемами.
- Ссоотносят форму и образец.
- Умеют находить фигуру не только по двум свойствам, но и оперировать одновременно двумя, тремя свойствами.
- Сравнивать, классифицировать предметы по каждому из этих свойств.
- Определять свойства фигур на ощупь.
- Умеют декодировать информацию.
- Умеют обобщать объекты одновременно по трём, четырём свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.
- Согласовывают свои действия с действиями взрослого и действиями других детей.
Материал, используемый при проведении проекта:
- Учебный курс для детей 4-5 лет «Играем с логическими блоками Дьенеша». Н.И. Захарова.
- Учебно-методический комплекс игровых материалов «Блоки Дьенеша для малышей».
- Конспекты практических занятий «Интеллектуальное развитие детей». Л.И. Сорокина.
- Игры и упражнения по обучению математике «Как работать с палочками Кюизенера?». Л.Д. Комарова.
- Цветные счетные палочки Кюизенера для детей 3-9 лет.
- Комплект игр и упражнений с цветными и счетными палочками Кюизенера «На золотом крыльце…».
- Развивающая игра для детей 2-7 лет кубики Никитина «Сложи узор».
- Карточки – символы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления социально-личностного воспитания и развития детей. Социально-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: возможности институтов детства. Киров, 2011г.
В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста....
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме
1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить с...
ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство
1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...
Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития:«Развитие детей старшего дошкольного возраста по физическому развитию через приобщение детей к здоровому образу жизни».
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития.Презентация....
ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по развитию детей 6-7 лет по образовательным областям: физическое развитие социально–коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно–эстетическое развитие
ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по развитию детей 6-7 лет по образовательным областям: физическое развитиесоциально–коммуникативное развитиепознавательное развитие речев...
"Птицы": конструкт организации образовательной деятельности - познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие детей 5-го года жизни. е
Конструкт организации образовательной деятельности "Птицы" - познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие дете...