Конспект ООД по развитию речи «Космос»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект ООД по развитию речи
Сафина Н.Н., воспитатель МДОУ «Детский сад № 109»
Тема: «Космос»
Возраст: 6-7 лет
Цель: Уточнить и расширить знания детей по лексической теме "Космос"; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_podgot_gr._20-21.docx | 43.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по развитию речи
Сафина Н.Н., воспитатель МДОУ «Детский сад № 109»
Тема: «Космос»
Возраст: 6-7 лет
Цель: Уточнить и расширить знания детей по лексической теме "Космос"; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.
Виды задач | Интеграция образовательных областей | Предпосылки УУД |
| ||
1.1. Закрепить знания детей о цветах: лесных, полевых, садовых 1.2. Познакомить детей со строением цветка (корень, стебель, листья, соцветие). | Познавательное развитие | Познавательные (логические) УУД: анализ – выделяет существенные признаки объектов. Познавательные (обще учебные) УУД: создаёт, использует, преобразовывает наглядные модели (знаково-символические). Регулятивные (контроль) УУД: осуществить действие по образцу и заданному правилу; сравнить свой результат с образцом. Коммуникативные (продуктивное взаимодействие) УУД: интегрируется в группу сверстников. Коммуникативные (владение монологической и диалогической речью) УУД: слушает собеседника и вступает в диалог. |
1.4.Закрепить навыки словообразования и словоизменения. 1.5. Совершенствовать навык образования прилагательных от существительных; образования существительных уменьшительно-ласкательного значения; согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными; подбирать прилагательные к существительным. 1.6.Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. | Речевое развитие | |
2.Развивающие: | ||
2.1. Развивать целостное восприятие предмета. 2.2. Развивать память и внимание. 2.3. Развивать наглядно-действенное мышление. | Познавательное развитие | Познавательные (обще учебные) УУД: понимает смысл заданного. Регулятивные (контроль) УУД: осуществить действие по образцу и заданному правилу; сравнить свой результат с образцом; способен увидеть ошибку, как с помощью взрослого, так и самостоятельно. Коммуникативные (владение монологической и диалогической речью) УУД: слушает собеседника и вступает в диалог. Личностные (смыслообразование) УУД: проявляет осознанный познавательный интерес. |
2.4. Развивать общую и мелкую моторику. 2.5. Развивать зрительно-моторную координацию. | Физическое развитие | |
2.6. Развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; 2.7.Развивать диалогическую речь. | Речевое развитие | |
3.Воспитательные: | ||
3.0. Воспитывать любознательность, активность. организованность. 3.1. Воспитывать у детей любовь к природе и чувство сопереживания. 3.2.Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи. 3.3. Воспитывать самостоятельность. 3.4.Воспитывать усидчивость, умение слушать взрослого и товарища. | Социально-коммуникативное развитие | Коммуникативные (продуктивное взаимодействие) УУД: позитивно относится к процессу учебного сотрудничества. Коммуникативные (владение монологической и диалогической речью) УУД: слушает собеседника и вступает в диалог. Личностные (нравственно-этическая ориентация) УУД: проявляет эмпатию, сопереживание, внимательное и доброжелательное отношению к растительному миру. |
4.Коррекционные | ||
4.0 Развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, логическое мышление). | Речевое развитие | Регулятивные (саморегуляция) вносит необходимые изменения в свой план и способ действия, как по указанию взрослого, так и самостоятельно. |
Предварительная работа с детьми:
- Домашнее задание – просмотр мультфильмов «Тайна третьей планеты» и «Путешествия в открытом космосе. Сборник. Смешарики ПИН-код».
- Просмотр презентации по теме: «Первые в космосе»;
- Разгадывание загадок по теме «Космос»;
- Составление разрезных картинок (2 части по прямой, 3 части по прямой, 4 части по прямой, 4 части по диагонали);
- Выкладывание из счётных палочек по заданной схеме-образцу.
Предварительная работа:
- Подготовить интерьер группы: создать атмосферу;
- Предварительная беседа по теме «Космос»;
- Чтение художественной литературы по теме «Космос»;
- Разглядывание картинок;
- Подготовить картинки: планеты, ракета, космодром;
- Приготовить строительный материал для постройки ракет: счетные палочки, конструкторы.
- Приготовить корзину с подарками.
Словарная работа: космос, названия планет и космических тел, космонавт, ракета.
Методические приёмы:
- Наглядные (использование демонстрационного и раздаточного материалов);
- Словесные (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- Игровые (использование сюрпризных моментов);
- Поощрение, анализ занятия.
Оборудование и материалы ООД:
- Картинки: Солнце, планеты, ракета, космодром;
- Картинки с изображением Ю.А. Гагарина, Белки и Стрелки;
- Доска;
- Магнитофон;
- Корзина.
Структура занятия:
- Приветствие;
- Д/и «Отгадай букву»;
- Д/и «Расставь планеты по порядку»;
- Пальчиковая гимнастика «Звездочет»;
- Д/и «Скафандр»;
- Физкультминутка «Космодром»;
- Д/и «Найди лишнее»;
- Д/и «Назови профессию собак».
- Составление рассказа о разговоре Белки и Стрелки;
- «Возвращение» детей в детский сад: итог ООД с сюрпризным моментом.
- Подведение итогов.
Ход ООД
Этапы ООД | Продол житель ность | Задачи | Методы, приёмы, формы | Ход ООД | |
1.Организационный этап (подготовка к ООД) | 1 мин. | ____ | Дети входят в группу, их встречает воспитатель Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Дети здороваются Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь на стульчики. Дети присаживаются на стульчики | ||
2.Мотивационный этап (обеспечение мотивации и принятие детьми цели деятельности, введение в игровую ситуацию) | 3 мин. | ____ | Беседа Дидактическая игра (устная инструкция, индивидуальные указания, опорные схемы-образцы) | Воспитатель: Наше сегодняшнее занятие не совсем обычное. Чтобы вы поняли, о чем мы сегодня будем говорить, нужно отгадать ключевое слово. Мы будем отгадывать его по буквам и запишем в этих клеточках: (воспитатель стоит у доски, где расположена схема из пустых клеток, над каждой клеткой написаны цифры от 1 до 6, прописывает буквы, отгаданные детьми) (ответы детей). Воспитатель: В третьей клетке запишем букву, которая спряталась в слове «сон». В слове «сон» эта буква стоит на первом месте. В шестой клетке запишем букву, которая спряталась в слове «осока». В слове «осока» нужная нам буква стоит на втором месте. В первой клеточке запишем букву, которая спряталась в слове «окно». В слове «окно» эта буква стоит на втором месте. В пятой клеточке запишем букву, которая стоит на третьем месте в слове «крот». В четвертой клетке запишем букву, которая стоит на последнем месте в слове «костюм». Во второй клетке запишем букву, которая стоит на четвертом месте в слове «салон». (Выполнив это задание, дети читают ключевое слово «космос», таким образом определяя тему занятия). Воспитатель: О чем же сегодня мы будем разговаривать? (ответы детей- о космосе). (педагог предлагает детям присесть на стулья) | |
3.Этап создания проблемной ситуации (актуализации и знаний) | 4 мин. | 3.1 3.2 3.3 3.4 | Беседа Обобщение ответов детей Проблемный вопрос | Воспитатель: Послушайте стихотворение: В космосе так здорово! В космосе так здорово! Звёзды и планеты В чёрной невесомости Медленно плывут! В космосе так здорово! Острые ракеты На огромной скорости Мчатся там и тут! Так чудесно в космосе! Так волшебно в космосе! В настоящем космосе Побывал однажды! В настоящем космосе! В том, который видел сквозь, В том, который видел сквозь Телескоп бумажный! Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (Ответы детей) Воспитатель: А какие космические слова вы услышали? (Ответы детей) | |
4.Этап решения проблемной ситуации | 14 мин. | 2.5 2.6 2.7 2.1 2.2 2.3 3.3 3.4 3.5 1.1 1.5 2.2 2.6 2.7 3.4 1.2 2.5 2.6 2.7 1.1 1.2 2.1 2.2 2.3 2.6 3.2 3.3 3.4 2.2 2.3 2.6 2.7 1.4 1.5 2.5 2.6 2.7 3.2 3.3 3.4 | Беседа (опорные картинки) Дидактическая игра (устная инструкция, индивидуальные указания, опорные схемы-образцы) Пальчиковая гимнастика Беседа Обобщение ответов Констуирование из различных материалов Беседа Дидактическая игра (устная инструкция, индивидуальные указания, опорные схемы-образцы)
Физическое упражнение: показ движений, устная инструкция Беседа Обобщение ответов Дидактическая игра (устная инструкция Беседа Обобщение ответов | Воспитатель: Когда-то, давно, человек стал задумываться, что же окружает Землю? А окружает ее огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами и метеоритами. (воспитатель показывает картинки «Планеты солнечной системы»). Воспитатель: Назовите, какие планеты солнечной системы вы знаете. А что вы можете о них рассказать? (ответы детей) Игра «Расставь планеты по порядку» Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вместе расставим планеты по порядку. В этом нам поможет пальчиковая гимнастика. На Луне есть звездочет, Он ведет планет учет: Меркурий - раз, Венера - два-с, Три - Земля, Четыре – Марс, Пять - Юпитер, Шесть - Сатурн, Семь - Уран, Восьмой - Нептун. (На каждую строчку загибаем пальчик) Воспитатель: Кто сможет правильно назвать планеты по порядку? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, молодцы! А на чем можно полететь в космос? (на ракете) (педагог предлагает детям построить ракеты из различного материала. «Для этого нужно разделиться на две команды» обратиться к опыту детей «Как будем делиться?» В случае, если дети не смогут предложить, педагог предлагает сам на выбор два варианта (Первый, второй рассчитайся) Воспитатель: Ребята, вы знаете кто строит ракеты? (ответы детей). Воспитатель: Но для того, чтобы начать работу, строителям нужны чертежи. Кто чертит чертежи? (ответы детей). Воспитатель: Сегодня мы с вами будем конструкторами и строителями. Разделитесь на две команды, одна команда работает за первым столом, другая за вторым. Теперь каждая из команд разделитесь на конструкторов и строителей. Все необходимое лежит на столах. (педагог координирует деятельность детей) Воспитатель: Ракеты мы с вами построили, а что же еще необходимо для того, чтобы отправиться в космос? (скафандр). Воспитатель: Да, космонавты, прежде чем отправиться в открытый космос надевают скафандр. Воспитатель: А зачем нужно обязательно надеть скафандр? (ответы детей). Воспитатель: Правильно. В открытом космосе нет воздуха, а в скафандре находится необходимый запас воздуха. игра «Скафандр» Воспитатель: Космонавты выходят в открытый космос: проводят наблюдения, осматривают станцию снаружи. В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени все замерзает. Единственный выход скафандр. В нем температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит слишком ярко и слепит глаза, то можно в гермошлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать со своими товарищами, оставшимся на станции. Правильнее было бы называть скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого, прочного и надежного материала и сшита по росту. Вот какая одежда у космонавтов! Предложите детям подбирать слова, близкие по смыслу: надежный -…(прочный), смелый - ….(храбрый, отважный), большая -…..( огромная). Предложите придумать словосочетания с этими синонимами (надежный товарищ, прочная ткань). Воспитатель: Ракеты готовы, скафандры надели, пора отправиться в полет. (педагог вместе с детьми выполняет движение по тексту) Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам размяться, сделаем физминутку «Космодром». Все готово для полета (поднимают руки сначала вперед, затем вверх) Ждут ракеты всех ребят (соединяют пальцы над головой, изображая ракету). Мало времени для взлета (маршируют на месте). Космонавты встали в ряд (встали прыжком-ноги врозь, руки на поясе). Поклонились вправо, влево (делают наклоны в стороны). Отдадим земной поклон (делают наклоны вперед). Вот ракета полетела (прыжки на двух ногах). Опустел наш космодром (приседают на корточки, затем поднимаются). (педагог предлагает присесть на стулья) игра «Найди лишнее» Воспитатель: «Мы – космонавты, собираемся сесть в космический корабль для полета к дальним планетам. Перед тем, как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытания на сообразительность. Сейчас я хочу устроить такое испытание вам. Я буду вам называть слова, а вы должны будете найти лишнее. Предполагаемые наборы слов: 1.Солнце, Юпитер, Венера, Африка 2.Ракета, спутник, лодка, луноход 3.Комета, метеорит, звезда, глобус 4.Астронавт, астроном, астролог, космонавт 5.Меркурий, Венера, Большая Медведица, Марс 6.Звезда, галактика, созвездия, телескоп 7.Большая Медведица, Юпитер, Малая Медведица, Кассиопея 8.Море, пустыня, океан, река 9.Овен, Близнецы, астролог, Рак 10.Равнины, горы, пустыня, океан 11.Смелый, храбрый, злой, отважный. Воспитатель: Молодцы, справились с заданием! А как зовут первого космонавта? (ответы детей) Воспитатель: Правильно! Первым человеком, покорившим космос, был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Полет продолжался 1 час 48 минут. Корабль «Восток» совершил один оборот вокруг Земли. Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем и назовем: какими словами можно охарактеризовать Ю.А. Гагарина? Расскажите какой он? (ответы детей) Воспитатель: А вы хотели бы быть похожими на первого космонавта? (ответы детей) | |
5.Этап закрепления знания в играх | 5 мин. | 1.1 1.4 1.5 1.6 2.7 3.5 | Беседа Обобщение ответов Дидактическая игра (устная инструкция Беседа Обобщение ответов (устная инструкция, индивидуальные указания, опорные схемы-образцы | Воспитатель: А какие животные летали в космос? (педагог показывает слайды с изображением Ю. Гагарина, Белки и Стрелки) Воспитатель: Правильно, ребята. Собака – друг, помощник, защитник человека. Прежде чем отправить человека в космос, полетели две собаки – Белка и Стрелка, полет прошел успешно, и они вернулись на землю. Тысячи книг написаны о собаках, и это не удивительно, так как из всех животных именно собака стала верным другом человека, его помощником, членом семьи. В течении многих веков, человек и собака жили вместе, делили пищу и тепло, охотились бок о бок. Чего только не делают эти благородные животные ради человека. Многие из них отдали свои жизни, находясь в одном строю с человеком. Миллионы собак становятся жертвами науки, обеспечивая здоровье человека. Собаки проложили дорогу в космос, и мы с благодарностью вспоминаем Белку и Стрелку – собак «космонавтов», ведь им впервые удалось в настоящем космическом корабле больше суток летать вокруг планеты и вернуться домой живыми и невредимыми. Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру с мячом «Назови профессию собак». (педагог предлагает детям встать полукругом и напоминает правила игры) Я буду называть, что делает собака, а вы профессию собаки. Собака, которая ходит на охоту? Собака, которая «пасет» стадо? Собака, которая сторожит дом? Собака, которая служит на границе? Собака, которая находит взрывчатые вещества? Собаки, которые снимаются в цирке, в кино? Собака, которая спасает утопающих? Собаки, которые летали в космос? Молодцы, все знаете. Присядьте, давайте продолжим разговор о героических собаках- Белке и Стрелке. Как вы думаете, ребята, о чем разговаривали между собой Белка и Стрелка во время полета? Что они увидели в космосе? Я предлагаю вам придумать рассказ о том, как Белка и Стрелка летали в космос, что видели, слышали – какие приключения, события с ними произошли при полете. Как они вернулись назад, домой. Но сначала вспомним, как начинается рассказ. У рассказа есть начало, середина и конец. (педагог включает космическую музыку, дети сочиняют истории). В: Кто готов рассказать нам свою историю? (слушается 3-5 рассказов) | |
6 (Рефлексивный этап (подведение итогов ООД, самооценка детей) | 3 мин. | 2.6 2.7 3.1 3.2 3.5 | Беседа Вопросы Обобщение ответов Сюрпризный момент | Воспитатель: О чем мы сегодня разговаривали? Ответы детей Воспитатель: Какие планеты запомнили? Ответы детей Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось? Ответы детей Воспитатель: Молодцы дети!!! Добрые слова не лень говорить нам целый день! Всем гостям мы на прощанье скажем дружно: До свидания!!! В следующий раз мы ещё с вами по путешествуем. Спасибо за увлекательное путешествие. Воспитатель: раздаёт детям подарки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод по развитию речи "космос"
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА».Программные задачи: Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Обогатить и расширить представления и знания де...
Конспект занятия по развитию речи «Космос»
Познакомить детей с историей развития космонавтики, с созвездиями....
конспект занятия по развитию речи "Космос"
Представлен конспет занятия по развтию речи по теме "Космос"...
Конспект занятия по развитию речи"Космос".
конспект занятия...
Конспект занятия по развитию речи «Космос»
Конспект занятия по развитию речи«Космос»для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование и совершенствование грамматического строя речи.Программное содержание: способствова...
Конспект занятия по развитию речи "Космос - это интересно!"
Конспект занятия по развитию речи "Космос - это интересно!"...
Конспект НОД по развитию речи " Космос"
Данный конспект разработан для детей подготовительной группы...