Формирование информационной компетентности
консультация

Информационная компетентность и ее формирование  является важной составляющей профессионализма современного педагога. Овладение ИК позволит педагогу эффективно решать учебные задачи , целенаправленно и системно развивать воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный этап развития человеческого общества,  характеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации,  появлением высоких технологий, что является определяющим фактором развития экономики, политики, науки, образования. В нормативных документах РФ в области образования,  задачам E:\сайт ДОУ 222\Методический кабинет\1270799586_011.jpg

                                                         информатизации,  уделяется большое значение.

Освоение педагогами новой техники — это не только знакомство с новыми информационными технологиями (ИТ), но и умение грамотно их использовать в своей профессиональной деятельности.

В настоящее время существуют различные трактовки термина “профессиональная компетентность”. Одна из них -         «профессиональная компетентность" - способность педагога к эффективному осуществлению своей профессиональной деятельности.  Профессиональная компетентность – понятие многогранное. В частности, А.С. Белкин определяет порядка 70 компетентностей педагога. Одной из основных компетентностей на современном уровне развития образования является информационная компетентность (ИК).

Следует отметить, что в современном толковании термина «информационная компетентность» чаще всего подразумевает использование компьютерных информационных технологий, а более точное определение следует трактовать как «компьютерная информационная компетентность».

Основными элементами процесса формирования ИК являются:

  • умение применять информационные технологии для демонстрации печатных  и графических документов;
  • умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на занятии;
  • умение создавать презентации;
  • умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт;
  • умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера;
  • умение применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов;
  • умение использовать компьютерное тестирование;
  • умение использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.

ИК - одна из основных компетентностей современного педагога, имеющая объективную и субъективную стороны. Объективная сторона выражается в требованиях, которые общество предъявляет к профессиональной деятельности  педагога. Субъективная сторона ИК определяется  индивидуальностью учителя, его профессиональной деятельностью, особенностями мотивации в совершенствовании и развитии педагогического мастерства.

Формирование ИК педагога предполагает:

- освоение ими знаний и умений из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;

- развитие коммуникативных способностей педагога;

- умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности и ее результатов.

В составе ИК педагога можно выделить четыре составляющие:

мотивационную - наличие мотива достижения цели, готовность и интерес к работе, постановка и осознание целей информационной деятельности;

когнитивную -  наличие знаний, умений и способности применять их в профессиональной деятельности, анализировать, классифицировать и систематизировать программные средства;

операционно-деятельностную - демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности, применение информационных технологий на практике;

рефлексивную - обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, их творческому преобразованию на основе анализа своей профессиональной деятельности.

        Формирование ИК педагога является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности, позволяет целенаправленно и эффективно организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в учебной работе, целенаправленно и системно развивать воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коллекционирование как средство формирования информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста».

Коллекционирование делает ребенка более внимательным, собранным, вдумчивым, наблюдательным, расширяет его кругозор. Коллекционирование способствует активизации имеющих знаний, развитию речевого и худо...

«Игра «Да-Нет» как средство формирования информационной компетентности»(Статья из опыта работы)

  В настоящее время идет изменение стратегии обучения детей, которым предстоит жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Основополагающим в этой стратегии должно быть формирование способн...

Формирование информационной компетентности современного педагога

Современный этап развития человеческого общества  характеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации,  появлением высоких технол...

Формирование информационной компетентности современного педагога

Современный этап развития человеческого общества  характеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации,  появлением высоких технол...

Формирование информационной компетентности современного педагога

Современный этап развития человеческого общества  характеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации,  появлением высоких технол...

Формирование информационной компетентности современного педагога

Современный этап развития человеческого общества  характеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации,  появлением высоких технол...