Знакомство с деревянными духовыми инструментами
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Стеганцова Галина Геннадьевна

Открытое занятие для детей,где детиВ гости пришел папа воспитанницы.Замечательный музыкант , любищий свою профессию Желтов Александр Сергеевич.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Знакомство с деревянными  духовыми инструментами»

Ход занятия: звучит музыкальное произведение в исполнение деревянных духовых инструментов. дети сидят на стульчиках. Воспитатель демонстрирует на мониторе компьютера слайды по теме духовые инструменты.

ФЛЕЙТА

латинское слово, переводится как «Дыхание», «Дуновение». Звук в нее светлый, высокий, немного свистящий.

Флейте хорошо удаются и напевное звучание, и самые сложные виртуозные пассажи. Нередко она вступает в своеобразное соревнование с высоким женским голосом – колоратурным сопрано.

КЛАРНЕТ

 деревянный духовой инструмент с одинарной тростью, широким звуковым диапазоном и мягким тембром. Может выступать как в качестве сольного инструмента, так и в составе оркестра или ансамбля. Инструмент может быть использован в произведениях любых музыкальных жанров.

ГОБОЙ

Звук гобоя в разных регистрах неодинаков. Нижние его звуки довольно резкие; средние – насыщенные, мягкие, с немного гнусавым оттенком; высокие же звуки – пронзительные.

Очень хорошо гобой передает мечтательное, задумчивое настроение, помогает рисовать картины сельской природы.

Но лучше всего гобою удается подражание звучанию свирели или пастушьего рожка. Еще бы! Ведь гобой произошел от этих старинных народных инструментов. Он и внешне больше напоминает народную дудку: трубка с дырочками по всей длине, чтобы получались звуки разной высоты. А самое замечательное – это пищик, приспособление, куда вдувается воздух. Музыкант играет на гобое, сжимая губами две камышовые пластинки, а между ними – щель не больше зернышка.

Кто знает, когда и зачем первобытный человек срезал камышовую тростинку, или веточку бузины, или стебель бамбука и увидев, что внутри она полая, пустая, подул в не. Получился сипловатый, но довольно громкий звук. Звук этот был один, а хотелось играть разные мелодии. Можно было, конечно, нарезать много разных дудочек, и больших, и маленьких, но играть попеременно на всех неудобно. Тогда человек придумал вот что: на дудочке он вырезал дырочки-отверстия, которые можно было затыкать пальцами. Дырочка открыта, воздух сквозь нее выходит, значит, трубочка короче и звук выше, и наоборот: отверстие закрыто, трубочка длиннее и звук ниже.

По такому принципу устроены все деревянные духовые инструменты, в том числе и флейта.

Дудочка

Дудка представляет собой трубку с игральными отверстиями и свистковым приспособлением. Дудки отличаются размерами (длина от 20 до 50 см), формой трубок (существуют конусообразные, ровные, с расширением, сужением концов), количеством игральных отверстий, конструкцией свисткового приспособления. Для изготовления используют клён, ясень, орешник, граб, сосну, липу, крушину. Состоит из бузинной тростины, камыша, и имеет несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок. В современной практике используют алюминий и эбонит. Бывают цельные и разборные. Дудки высверливаются, выжигаются, выкручиваются вручную, точатся на токарном станке.

Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук.

Воспитатель: Ребята, что я слышу? (Это звучит музыка). Какое красивое звучание музыкального инструмента, а как он называется мы узнаем, отгадав загадку:

Вот так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

А что же это?    (дудочка)

Это дудочка. У дудочки есть много братьев и сестер. И сейчас мы с вами увидим и услышим их. В группу заходит приглашенный родитель одного и детей. Начинается концерт.

Папа А.С. Желтов: все эти музыкальные инструменты называют духовыми. Как, по-вашему, почему они получили название «духовые»? (Ответы детей). Чтобы получить звук, в эти инструменты нужно дуть. Именно поэтому они и называются духовыми. А играют на музыкальных инструментах … кто? (Ответы детей). Музыканты. А сможем ли мы с вами взять в руки какой-нибудь из этих духовых инструментов и сыграть? (Ответы детей). Почему же, как вы думаете, у нас это не получится сразу? (Ответы детей). Чтобы стать музыкантом и играть на музыкальном инструменте, нужно учиться.

Воспитатель: А сейчас мы тоже поиграем, подуем в трубу.

Дыхательная гимнастика «Я играю на дудочке»

Дети берут в руки «дудочки» из бумаги и дуют в них

Дети издают голосом тонкий звук «ту-ууу»

Беседа с родителем(ребята задают интересующие вопросы)

Ребята, а дудочка зовёт вас поиграть в жмурки.

Динамическая пауза «Жмурки с дудочкой»

Воспитатель берет в руки дудочку и отходит в один из углов комнаты. Дети встают и закрывают глаза. Воспитатель с дудочкой начинает издавать звуки. Дети должны повернуться в ту сторону, откуда раздается звучание дудочки, не открывая глаз. Глаза дети открывают после того, как дудочка перестает играть, и проверяют, правильно ли определено место, откуда раздавался звук. Игра повторяется несколько раз.

Дети прощаются с гостем.

Рефлексия:

С какими музыкальными инструментами сегодня познакомились? (ответ детей)

Почему они называются деревянные духовые инструменты?

Назовите пожалуйста название инструментов, которые сегодня вы узнали?

Как называется инструмент, который принес Александр Сергеевич?

Ребята, вам понравилось?

Ребята, вы большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Путешествие в сказочную страну "Симфонический оркестр" в гости к семейству деревянно-духовых и медно-духовых инструментов"

Презентация может использоваться на музыкальном занятии у детей старшей и подготовительной группы.Ребята знакомятся с инструментами деревянно-духовой и медно-духовой группы симфонического оркестра.Уча...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Деревянные духовые»

 На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа деревянных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания ...

"Волшебная флейта". Беседа-концерт о деревянных духовых инструментах

Конспект данного занятия разработан в рамках цикла занятий "Музыка и окружающий мир. Как с нам музыка пришла" и включает разные виды деятельности - музыкальное восприятие, пение, музыкальное движение,...

"Волшебная флейта". Беседа-концерт о деревянных духовых инструментах

Конспект данного занятия разработан в рамках цикла занятий "Музыка и окружающий мир. Как с нам музыка пришла" и включает разные виды деятельности - музыкальное восприятие, пение, музыкальное движение,...

Беседа - концерт "От флейты до тромбона" (знакомство с духовыми инструментами)

В этом конспекте дети знакомятся с инструментами симфонического оркестра. Учащиеся школы искусств показывают дошкольникам, как они звучат....

Презентация "Музыкальные деревянные и медные духовые инструменты"

Инструментов знаем много музыкальных, Голос каждого – особый, уникальный. Музыканты долго думали: “Как быть?” И решили всех по группам разделить....

Тематический альбом "Деревянно-духовые инструменты"

Электронный тематческий альбом удобен для знакомства дошкольников с инструментами деревянно-духовой группой оркестра...