ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка

Патрикеева Ирина Валентиновна

  ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как центральную фигуру образовательного процесса и подчеркивает необходимость уделять особое внимание накоплению опыта творческой деятельности как гармоничному объединению личностных новообразований, в которых ребёнок реализует свои ценностно-смысловые ориентации, формирующие его личностную культуру.

В настоящее время широко обсуждаются вопросы полноценного движения творческой личности в образовательном пространстве, особое место в данной дискуссии занимает аспект художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

В нынешней образовательной ситуации приходиться констатировать глубинное противоречие между: востребованностью педагогических знаний и технологий организации оптимального взаимодействия в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста при недостаточном использовании современных вариативных ресурсов, средств, форм и методов работы с дошкольниками; необходимостью научно-методического обеспечения и сопровождения ФГОС дошкольного образования в направлении художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста и педагогического поиска инновационных оснований организации художественно-эстетического образования ребёнка.

В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стало очевидно, что проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готового и способного к осуществлению педагогической деятельности.

Значение художественно-эстетического развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующее от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Эстетическая и художественная культура являются важнейшими составляющими духовного облика личности. В наиболее общем виде результатом художественно-эстетической культуры в педагогическом аспекте может выступать эстетико-поведенческий элемент культуры ребёнка, который реализуется в разных сферах человеческой деятельности (отношение к природе, эстетика общения, культура речи, изобразительное искусство).

Для обеспечения качественного результата художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста необходимо поддержание в детях постоянного интереса и увлечённости народной культурой; разными видами искусства и окружающим; желание каждый раз выражать свои чувства, своё видение и отношение к миру в ярких художественных образах.

В современном дошкольном образовании назрел вопрос о пересмотре содержательной стороны условий и иной оценки их роли в художественно-эстетическом и творческом развитии личности. Обоснование основных содержательных условий в педагогике предпринималось многими исследователями, которые рассматривали их как культурные ресурсы.

Практика работы в дошкольных учреждениях показала, что эффективность педагогической деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста немыслима без ресурсного обеспечения, которое понимается как необходимое информационно-методическое средство, позволяющее вывести всех участников образовательного процесса: «ДОО – ребёнок – родитель» на качественно новый уровень компетентности.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются в жизни с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневной трудовой деятельности, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде познание прекрасного и безобразного, трагического и комического может играть важную роль. Красота увиденного, способна доставлять радость и удовольствие, содействует стимуляции трудовой активности личности, наделять приятными чувствами встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствовать и сопереживать, комическое помогает преодолеть существующие недостатки.

Эстетическое воспитание является целенаправленным процессом развития творческой личности, которая способна к восприятию, анализу, пониманию и оцениванию прекрасного, созданию на этой основе системы художественных ценностей.

Стимулирование интегрального способа общения ребенка с миром, процесс эстетического воспитания готовит дошкольника на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения к гармонизации окружающей действительности и продуктов своей деятельности, себя и своего общения с другими людьми.

В.Н. Шацкая обозначает цель эстетического воспитания в том, чтобы служить формированию способности обучающихся эстетически активно формировать отношение к произведениям искусства, а также стимулировать посильное их участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты. Из приведенного определения автора следует, что важное место в процессе эстетического воспитания следует отводить знакомству с миром искусства. Искусство является частью эстетической культуры и художественного воспитания, важной, весомой составляющей, но охватывающей только одну сферу человеческой деятельности.

В процессе эстетического воспитания реализуется ряд специальных задач, которые можно дифференцировать по двум группам.

В первую группу задач, которая направлена на развитие эстетического отношения к миру прекрасного, включается следующее: развитие умений понимать и замечать красоту в природных явлениях, поступках людей, искусстве, оценивать красоту; воспитывая тонкость художественного вкуса, потребность в освоении прекрасного.

Во вторую группу задач, направленную на приобретение разнообразных художественных умений в областях разных искусств, включается: рисование, лепка, конструирование; пение, выполнение движений под музыкальное сопровождение; словесное творчество детей.

Определение уровня эстетической воспитанности личности, в значительной мере способствует совершенствованию работы по эстетическому развитию детской личности, которая может иметь более определенный и целенаправленный характер.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» представляется как педагогически адаптированным опытом, который состоит из нескольких компонентов, которые носят взаимосвязанный и взаимозависимый характер.

  1. Комплекс художественно-образных представлений, освоение которых может обеспечивать создание в понимании ребенка целостно-смысловой эстетической картины мира как образа культуры.

В образовательный процесс в детском саду могут быть включены в тесном взаимодействии и музыкальная деятельность, изобразительная деятельность, чтение и анализ художественной литературы, а также соединение таких синтетических видов искусства, как театральное и танцевальное творчество.

Эта система, по мнению Т.С. Комаровой, Е.М. Торшиловой, является наиболее доступной для детей, помогая открывать более широкие перспективы в области развития их эмоционально-познавательной сферы и эстетической культуры.

2. Опыт практической деятельности, предполагает развитие специальных художественно-эстетических умений и навыков, которые обеспечивают наличие результативности в продуктивной художественно-эстетической деятельности. Вопросы освоения детьми спектра различных средств художественной выразительности на протяжении долгих лет были одними из самых дискуссионных. Концепция художественно-эстетического воспитания в той или иной педагогической стратегии проектировалась таким образом, что в ней доминирующим аспектом выступала организация: практической (продуктивной) художественной деятельности или развитие способности детей к восприятию искусства и красоты окружающего мира.

3. Опыт творческой деятельности, который связан с формированием творческого воображения, фантазии, специальных направлений и видов в искусстве. Благодаря опыту в художественно-творческой деятельности обеспечивается человеческое осознание способности к отражению и преобразованию действительности. Порождая поступление новой информации, творчество выступает как источник тех изменений, которые не могут отменить существование уже сложившихся традиций, а могут лишь видоизменить их в зависимости от определенных критериев по отбору эстетических и социально-нравственных ценностей и представлений об Истине, Добре и Красоте.

Дошкольный возраст характеризуется стремлением детей к проявлению самовыражения и творчества. Приобретение творческого опыта, пусть даже самого скромного, выступает как необходимое условие гармоничного художественно-эстетического развития личности дошкольника. Высокий уровень чувствительности сенсорных зон нервной системы детей дошкольного возраста, всех органов чувств способствует интенсивному обогащению зрительных, слуховых, обонятельных и особенно речеслуховых представлений, представляющих собой основу для развития образной памяти, ассоциативного мышления, воображения. Учитывая эти особенности детей дошкольного возраста, педагог включает дошкольников (и включается сам) в игровые действия, используя звук, цвет, движения.

                                                                                                                                   Содержание продуктивных видов деятельности ребенка представлено в русле программного направления «Художественно-эстетическое развитие дошкольника». Это относится к изобразительной и музыкально-художественной деятельности детей, но и к конструированию, в которое также включаются элементы художественного проектирования и которое, в данный момент, отнесено к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.

Художественное конструирование, художественный труд занимает все более прочное место в дошкольных учреждениях.

Предпосылки развития эстетической культуры ребенка и ее развитые формы складываются в процессе становления детского воображения. Этот процесс приобретает содержательно обогащенную основу в рамках продуктивных видов деятельности. В свою очередь, педагогический ресурс самих этих видов деятельности в плане развития воображения возрастает по мере их ориентации на исторически сложившиеся ценности художественно-эстетической культуры.

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей считается общепризнанным и является традиционным предметом психолого-педагогического анализа. В исследованиях и методических разработках (Т.Н. Доронова; С.Г. Якобсон; Т.Г. Казакова; Т.С. Комарова) высвечены различные грани творчески развивающего потенциала рисования, лепки, аппликации и иных видов этой деятельности на разных этапах дошкольного детства. Условия их формирования отражены в ряде дошкольных образовательных программ общего (например, «Радуга», «Детство», «Истоки», «Из детства в отрочество», «Преемственность») и специального профиля («Гармония», «Красота – радость – творчество», «Природа и художник»).

Организация художественной деятельности в детском саду выступает как значимое условие и средство эстетического воспитания дошкольников, в которой ведущую роль занимает как воспитатель, так и сам ребенок. Общепринятым является тот факт, что воспитание ребенка на основе деятельностного подхода, еще одна закономерность его эстетического воспитания.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

Для успешного освоения программ художественно-эстетического воспитания необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Блочная организация воспитательно-образовательного процесса способствует художественно-эстетическому развитию детей.

1 блок – организованная деятельность,

2 блок – совместная с воспитателем деятельность детей,

3 блок – самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Реализация инновационных технологий художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, основанных на инновационной деятельности педагога, включающих представленные выше направления, позволит максимально проявить художественно-творческие возможности детей, которые формируются в продуктивных видах деятельности; и способствуют развитию потребностей, интересов, творческих способностей каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

  ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как центральную фигуру образовательного процесса и подчеркивает необходимость уделять особое внимание накоплению опыта творческой деятельности как гармоничному объединению личностных новообразований, в которых ребёнок реализует свои ценностно-смысловые ориентации, формирующие его личностную культуру.

В настоящее время широко обсуждаются вопросы полноценного движения творческой личности в образовательном пространстве, особое место в данной дискуссии занимает аспект художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

В нынешней образовательной ситуации приходиться констатировать глубинное противоречие между: востребованностью педагогических знаний и технологий организации оптимального взаимодействия в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста при недостаточном использовании современных вариативных ресурсов, средств, форм и методов работы с дошкольниками; необходимостью научно-методического обеспечения и сопровождения ФГОС дошкольного образования в направлении художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста и педагогического поиска инновационных оснований организации художественно-эстетического образования ребёнка.

В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стало очевидно, что проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готового и способного к осуществлению педагогической деятельности.

Значение художественно-эстетического развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующее от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Эстетическая и художественная культура являются важнейшими составляющими духовного облика личности. В наиболее общем виде результатом художественно-эстетической культуры в педагогическом аспекте может выступать эстетико-поведенческий элемент культуры ребёнка, который реализуется в разных сферах человеческой деятельности (отношение к природе, эстетика общения, культура речи, изобразительное искусство).

Для обеспечения качественного результата художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста необходимо поддержание в детях постоянного интереса и увлечённости народной культурой; разными видами искусства и окружающим; желание каждый раз выражать свои чувства, своё видение и отношение к миру в ярких художественных образах.

В современном дошкольном образовании назрел вопрос о пересмотре содержательной стороны условий и иной оценки их роли в художественно-эстетическом и творческом развитии личности. Обоснование основных содержательных условий в педагогике предпринималось многими исследователями, которые рассматривали их как культурные ресурсы.

Практика работы в дошкольных учреждениях показала, что эффективность педагогической деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста немыслима без ресурсного обеспечения, которое понимается как необходимое информационно-методическое средство, позволяющее вывести всех участников образовательного процесса: «ДОО – ребёнок – родитель» на качественно новый уровень компетентности.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются в жизни с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневной трудовой деятельности, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде познание прекрасного и безобразного, трагического и комического может играть важную роль. Красота увиденного, способна доставлять радость и удовольствие, содействует стимуляции трудовой активности личности, наделять приятными чувствами встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствовать и сопереживать, комическое помогает преодолеть существующие недостатки.

Эстетическое воспитание является целенаправленным процессом развития творческой личности, которая способна к восприятию, анализу, пониманию и оцениванию прекрасного, созданию на этой основе системы художественных ценностей.

Стимулирование интегрального способа общения ребенка с миром, процесс эстетического воспитания готовит дошкольника на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения к гармонизации окружающей действительности и продуктов своей деятельности, себя и своего общения с другими людьми.

В.Н. Шацкая обозначает цель эстетического воспитания в том, чтобы служить формированию способности обучающихся эстетически активно формировать отношение к произведениям искусства, а также стимулировать посильное их участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты. Из приведенного определения автора следует, что важное место в процессе эстетического воспитания следует отводить знакомству с миром искусства. Искусство является частью эстетической культуры и художественного воспитания, важной, весомой составляющей, но охватывающей только одну сферу человеческой деятельности.

В процессе эстетического воспитания реализуется ряд специальных задач, которые можно дифференцировать по двум группам.

В первую группу задач, которая направлена на развитие эстетического отношения к миру прекрасного, включается следующее: развитие умений понимать и замечать красоту в природных явлениях, поступках людей, искусстве, оценивать красоту; воспитывая тонкость художественного вкуса, потребность в освоении прекрасного.

Во вторую группу задач, направленную на приобретение разнообразных художественных умений в областях разных искусств, включается: рисование, лепка, конструирование; пение, выполнение движений под музыкальное сопровождение; словесное творчество детей.

Определение уровня эстетической воспитанности личности, в значительной мере способствует совершенствованию работы по эстетическому развитию детской личности, которая может иметь более определенный и целенаправленный характер.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» представляется как педагогически адаптированным опытом, который состоит из нескольких компонентов, которые носят взаимосвязанный и взаимозависимый характер.

  1. Комплекс художественно-образных представлений, освоение которых может обеспечивать создание в понимании ребенка целостно-смысловой эстетической картины мира как образа культуры.

В образовательный процесс в детском саду могут быть включены в тесном взаимодействии и музыкальная деятельность, изобразительная деятельность, чтение и анализ художественной литературы, а также соединение таких синтетических видов искусства, как театральное и танцевальное творчество.

Эта система, по мнению Т.С. Комаровой, Е.М. Торшиловой, является наиболее доступной для детей, помогая открывать более широкие перспективы в области развития их эмоционально-познавательной сферы и эстетической культуры.

2. Опыт практической деятельности, предполагает развитие специальных художественно-эстетических умений и навыков, которые обеспечивают наличие результативности в продуктивной художественно-эстетической деятельности. Вопросы освоения детьми спектра различных средств художественной выразительности на протяжении долгих лет были одними из самых дискуссионных. Концепция художественно-эстетического воспитания в той или иной педагогической стратегии проектировалась таким образом, что в ней доминирующим аспектом выступала организация: практической (продуктивной) художественной деятельности или развитие способности детей к восприятию искусства и красоты окружающего мира.

3. Опыт творческой деятельности, который связан с формированием творческого воображения, фантазии, специальных направлений и видов в искусстве. Благодаря опыту в художественно-творческой деятельности обеспечивается человеческое осознание способности к отражению и преобразованию действительности. Порождая поступление новой информации, творчество выступает как источник тех изменений, которые не могут отменить существование уже сложившихся традиций, а могут лишь видоизменить их в зависимости от определенных критериев по отбору эстетических и социально-нравственных ценностей и представлений об Истине, Добре и Красоте.

Дошкольный возраст характеризуется стремлением детей к проявлению самовыражения и творчества. Приобретение творческого опыта, пусть даже самого скромного, выступает как необходимое условие гармоничного художественно-эстетического развития личности дошкольника. Высокий уровень чувствительности сенсорных зон нервной системы детей дошкольного возраста, всех органов чувств способствует интенсивному обогащению зрительных, слуховых, обонятельных и особенно речеслуховых представлений, представляющих собой основу для развития образной памяти, ассоциативного мышления, воображения. Учитывая эти особенности детей дошкольного возраста, педагог включает дошкольников (и включается сам) в игровые действия, используя звук, цвет, движения.

                                                                                                                                   Содержание продуктивных видов деятельности ребенка представлено в русле программного направления «Художественно-эстетическое развитие дошкольника». Это относится к изобразительной и музыкально-художественной деятельности детей, но и к конструированию, в которое также включаются элементы художественного проектирования и которое, в данный момент, отнесено к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.

Художественное конструирование, художественный труд занимает все более прочное место в дошкольных учреждениях.

Предпосылки развития эстетической культуры ребенка и ее развитые формы складываются в процессе становления детского воображения. Этот процесс приобретает содержательно обогащенную основу в рамках продуктивных видов деятельности. В свою очередь, педагогический ресурс самих этих видов деятельности в плане развития воображения возрастает по мере их ориентации на исторически сложившиеся ценности художественно-эстетической культуры.

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей считается общепризнанным и является традиционным предметом психолого-педагогического анализа. В исследованиях и методических разработках (Т.Н. Доронова; С.Г. Якобсон; Т.Г. Казакова; Т.С. Комарова) высвечены различные грани творчески развивающего потенциала рисования, лепки, аппликации и иных видов этой деятельности на разных этапах дошкольного детства. Условия их формирования отражены в ряде дошкольных образовательных программ общего (например, «Радуга», «Детство», «Истоки», «Из детства в отрочество», «Преемственность») и специального профиля («Гармония», «Красота – радость – творчество», «Природа и художник»).

Организация художественной деятельности в детском саду выступает как значимое условие и средство эстетического воспитания дошкольников, в которой ведущую роль занимает как воспитатель, так и сам ребенок. Общепринятым является тот факт, что воспитание ребенка на основе деятельностного подхода, еще одна закономерность его эстетического воспитания.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

Для успешного освоения программ художественно-эстетического воспитания необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Блочная организация воспитательно-образовательного процесса способствует художественно-эстетическому развитию детей.

1 блок – организованная деятельность,

2 блок – совместная с воспитателем деятельность детей,

3 блок – самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Реализация инновационных технологий художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, основанных на инновационной деятельности педагога, включающих представленные выше направления, позволит максимально проявить художественно-творческие возможности детей, которые формируются в продуктивных видах деятельности; и способствуют развитию потребностей, интересов, творческих способностей каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в продуктивных видах деятельности.

Проблема воспитания для современного общества является одной из актуальных проблем. Воспитание полноценного человека ставится во главе всех ценностей, так как только полноценный гражданин может принес...

Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности

Одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»является задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей....

Анализ организации продуктивных видов деятельности. Диагностика сформированности дошкольников по продуктивным видам деятельности.

              Диагностика изодеятельности детей 6 – 7 лет.Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуа...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в продуктивных видах деятельности

Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как центральную фигуру образовательного процесса и подчеркивает необходимость уделять особое внимание накоплению опыта творчес...

Консультация для воспитателей Теоретические основы развития речи дошкольников в продуктивных видах деятельности.

Продуктивная деятельность как средство всестороннего развития дошкольника....