Педагогический проект "Все мы разные! Все мы равные!"
проект (подготовительная группа)
Данный Проект направлен на формирование у детей 6- 7 лет основ толерантности, отзывчивости, доброжелательного отношения друг к другу, позволит внести позитивные изменения в психологический климат группы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект "Все мы разные! Все мы равные!" | 525.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК» Г. НАДЫМА»
Принят на заседании педагогического совета МДОУ «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма»
протокол педсовета № 1
от 30.04.2021 г.
Педагогический проект
«Все мы разные! Все мы равные!»
По типу деятельности: развивающий
По количеству участников: групповой
По продолжительности: краткосрочный
(сентябрь – ноябрь 2022г.)
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы,
родители воспитанников, воспитатель
Автор проекта: воспитатель Лыкова Н.А.
Редактор: методист Жигалова А.Л.
Надым
2022
«Если мы любим наших детей,
мы обязаны нежно и бережно любить Землю
и передать ее грядущим поколениям
во всем ее многообразии и красоте»
Хью Х. Илтис
Проблема:
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. Людей все менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, природно-средовые условия проживания и жизнедеятельности. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов. В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей. Аналогичные задачи ставятся в государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям».
Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сенситивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в и первую очередь толерантности. Под основами воспитания у детей толерантности понимается воспитание в духе общечеловеческих ценностей, нравственных основу поведения, взаимодействия и общения с людьми разных национальностей и культурных групп.
Актуальность темы проекта:
Старшую группу посещают дети 5 национальностей, среди них русские, татары, украинцы, киргизы, ненцы.
Мониторинг эмоционального состояния каждого ребенка в коллективе показал, что в группе детей наблюдаются проблемы межличностного общения детей друг с другом, которые напрямую влияют на распределение социальных ролей в группе детей. Данные проблемы возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком разных национальных групп.
Оценивая важность работы по формированию у старших дошкольников таких понятий, как «признание», «принятие», «понимание», «терпимость», т.е. чувств толерантности, было принято решение о создании группового краткосрочного проекта «Все мы разные! Все мы равные!» (далее по тексту – Проект).
Данный Проект направлен на формирование у детей 6- 7 лет основ толерантности, отзывчивости, доброжелательного отношения друг к другу, позволит внести позитивные изменения в психологический климат группы детей.
Цель проекта:
Воспитывать у детей чувства патриотизма, единства национальных групп России.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с национальными традициями, культурой и бытом различных национальных групп воспитанников: киргизов, татар, русских, украинцев, ненцев;
- Познакомить детей с народным фольклором: сказками, загадками, пословицами киргизов, татар, русских, украинцев, ненцев;
- Сформировать уважительное отношение, открытость, дружелюбие к сверстникам
Ожидаемые эффекты от реализации проекта:
Для детей:
- сформированы основы толерантного поведения по отношению к разным национальностям детей в группе;
- расширены представления детей о культуре и многонациональности народов России.
Для родителей:
- повысится компетенция в вопросах формирования толерантности у воспитанников;
- расширился кругозор по формированию нравственных качеств у воспитанников;
- упрочится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом.
Для педагога:
- в группе создана современная образовательная среда по формированию навыков толерантного поведения детей;
- составлены картотеки подвижных игр, сценариев спортивных праздников, совместных досугов детей и взрослых.
Принципы реализации проекта:
- принцип развивающего обучения;
- принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- принцип активности и созидательности;
- принцип комплексного решения образовательных задач (интеграция нескольких образовательных
областей);
- принцип доступности и наглядности.
Продукты реализации проекта:
1. Консультации для педагогов по темам «Воспитание культуры межнациональных отношений», «Понимание культуры и традиций другой национальной группы - источник конструктивного межнационального сотрудничества».
2.Консультации для родителей по темам «Воспитываем толерантность в себе и в детях», «Воспитание у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов».
3.Папки-передвижки «Мир семейных увлечений».
4.Картотеки подвижных игр, сценариев спортивных праздников, совместных досугов детей и взрослых.
Перспективно-календарное планирование
реализации мероприятий Проекта
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
| |||
Методическая работа | |||
1. | Разработать перспективный план работы по формированию чувства патриотизма, дружбы и единства с людьми различных национальностей для детей старшей группы | сентябрь 2022г | Воспитатели |
2. | Ознакомиться с методической литературой по вопросам формирования у детей толерантного поведения и общения с людьми различных национальностей. | сентябрь 2022г | Воспитатели |
3. | Подборка рассказов, презентаций разных о разных национальностях. Подборка музыкальных произведений разных народов. Создание картотеки подвижных игр народов России.
| сентябрь 2022г | Воспитатели |
4. | Создание альбомов об обычая и традициях народов России | сентябрь 2022г | Воспитатели |
2. Основной этап | |||
Совместная деятельность педагога с детьми | |||
Тема «Знакомство с Кыргызстаном» | |||
1. | НОД «Россия у нас у всех одна» - ознакомление с народностями, проживающими в России | 1-2 неделя октябрь 2022г. |
Воспитатели |
2. | Беседы с просмотром презентаций: «Моя малая Родина»; «Гостеприимный Кыргызстан». | ||
3. | Просмотр мультфильмов, видео «Гора самоцветов Кыргызстан». | ||
4 | Чтение художественной литературы «Сказки Киргизии»: «Девочка и Луна», «Трусливый батыр», «Ястреб и сова». | ||
5. | Художественная мастерская. Аппликация «Киргизский ковер» (знакомство с особенностями народного орнамента) | ||
6. | Подвижные игры «Пастушок», «Волк в отаре», «Ласточка» | ||
7. | Итоговое занятие в форме игры-викторины «Кыргызстан» | ||
Тема «Знакомство с Россией» | |||
1. | Беседы с просмотром презентаций: «Русская народная игрушка»; «Знакомство с домашней утварью старины»; «На досуге веселушка и накормит всех вокруг»; «Что прячется в старинном сундуке» | 3-4 неделя октябрь 2022г. | Воспитатели |
2. | Рассказ воспитателя «Московский Кремль» | ||
3. | Просмотр мультфильмов, видео, презентаций «По щучьему велению», «Сказ о хлебе». Презентация «Картины старины». | ||
4. | Экскурсия в мини-музей ДОУ «Русская изба». | ||
5. | Чтение художественной литературы. Заучивание стихотворения «Живут народы разные». Викторина «С волшебным клубочком в сказку войдем» (устное народное творчество). | ||
6. | Дидактические игры «Что было до», «Расскажи, какая роспись?», «Одень куклу в национальный костюм», «Герои русских сказок», «Богатыри земли русской» | ||
7. | Художественная мастерская. Рисование «Роспись ложки» | ||
8. | Подвижные игры «Петушиный бой», «Ворон», «Золотые ворота» | ||
9. | Развлечение «Народный праздник День жаворонка или день сорока птиц» | ||
Тема «Знакомство с Татарстаном» | |||
1. | Беседы с просмотром презентаций «Народы России. Татары»» «Национальна кухня татар»; «Национальные костюмы татар». | 1-2 неделя ноябрь 2022г |
Воспитатели |
2. | Просмотр мультфильмов, видео «Гора амоцветов. Татары», «Что за праздник «Навруз?», «Народные праздники и народные традиции» | ||
3. | Дидактические игры «Найди татарский орнамент», «Одень правильно куклу», «Назови татарские праздники», «Красивый коврик» | ||
4. | Художественная литература. Сказка «Шуравле», «Три дочери», пословицы, загадки. | ||
5. | Художественная мастерская Рисование + аппликация «Украшение фартука татарским национальным орнаментом» | ||
6. | Подвижные игры «Тимербай», «Капкалы», «Не пролей воды» | ||
7. | Развлечение «Посиделки у Айгуль» | ||
Тема «Знакомство с Ямалом» | |||
1. | Беседы «Край мой – северный Ямал», «Мой город» | 3 неделя ноябрь 2022г | Воспитатели |
2. | Просмотр мультфильма «Умка», видеофильма «На Ямальской земле» | ||
3. | Рассматривание альбома «Растительный и животный мир Севера» | ||
4. | Чтение художественной литературы. Ненецкие народные сказки «Кукушка», «Голубика» | ||
5. | Художественная мастерская. Рисование «Путешествие в тундру», Изготовление народной игрушки «Уточка» | ||
6. | Дидактические игры «Четвёртый лишний»,«Что растёт в тундре», «Угадай по описанию» | ||
7. | Подвижные игры «Важенки и оленята», «Рыбаки», «Ловля оленей» | ||
8. | Литературный конкурса чтецов «Вечер стихов Р. Ругина» |
Тема «Знакомство с Украиной» | ||||||
1. | Беседы с просмотром презентаций «Быт и традиции народов Украины»; «Украинское искусство вышивки»; «Профессия – гончар» | 4 неделя ноябрь 2022г | Воспитатели | |||
2. | Просмотр мультфильма «Соломенный бычок», видео «Гора самоцветов. Украина» | |||||
3. | Чтение художественной литературы. Сказки «Волчья песня», «Пан Котофей», «Серко». | |||||
4. | Литературная гостиная «В кругу друзей» | |||||
5. | Художественная мастерская. Аппликация «Веночек для девочки». Лепка «Глиняный горшочек». Рисование «Украшение рушника». Изготовление обрядовых кукол из ткани соломы, ниток. | |||||
6. | Дидактические игры «Что из чего сделано», «Одень куклу» | |||||
7. | Подвижные игры «Колдун», «Хлебчик», «Волк и козлята», «Мышка». | |||||
8. | Итоговое занятие в виде развлечения «Дружба народов» | |||||
3. Работа с родителями | Лыкова Н. А воспитатель; | |||||
1. | Анкетирование «Воспитание толерантности детей 6- 7 лет» | сентябрь – октябрь 2022г | Воспитатели | |||
2. | Презентация «Генеалогическое древо» | октябрь 2022г | Воспитатели, семьи воспитанников | |||
3. | Проведение мастер-класса по изготовлению народной ненецкой игрушки «Уточка» | ноябрь 2022г | Куртямова Е.Д. Родители воспитанника | |||
4. | Фотовыставки «Мы - разные, но мы вместе!»; «Традиции нашей семьи» | ноябрь 2022г. | Воспитатели, семьи воспитанников | |||
5. | Праздник ко Дню народного единства «Дружба народов» | ноябрь 2022г. | Воспитатели, | |||
4. Заключительный этап | ||||||
1. | Создание мини-музея в группе «Культура и традиции народов России» | октябрь – ноябрь 2 022г. | Воспитатели | |||
2. | Мониторинг реализации проекта | ноябрь 2022г. | Воспитатели | |||
3. | Выпуск стенгазеты «Мы вместе!» | ноябрь 2022г. | Воспитатели |
Средства обучения: дидактические игры, настольно-печатные игры, наглядно-демонстрационные материалы, презентации, видео, картины художников мира, альбомы об обычаях и традициях народов России, альбомы «Моя страна» «Мой город», «Русские народные праздники и традиции» , «Мужские и женские национальные костюмы», картотеки игр разных народов, аудиотека народных сказок, материал по изобразительной деятельности.
Литература:
- Аджиева Е.М. Этнопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 85-92.
- Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. — Волгоград «Учитель», 2007.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001
- Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
- Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина
- Мельников М. Н. Русский детский фольклор: М.: Просвещение, 1987–240с.
- Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. — М.: Просвещение, 1987.
- Пособие для воспитателей по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников «Мы живём в России». Издательство «Скрипторий», Москва, 2013.
- Смирнова Е.О. Влияние условий воспитания на формирование толерантности у дошкольников // Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2003. – С. 66-67.
Педагогический мониторинг индивидуального развития воспитанников по реализации проекта «Мы разные – но мы вместе!»
Уровни диагностического мониторинга
Низкий уровень характеризуется неустойчивым или отсутствием интереса, представлений, неумением выделять объекты национальной культуры. Ребенок самостоятельно называет не более 2 видов национального костюма. Путает или затрудняется назвать праздники, не может раскрыть их суть, называет предметы народного быта только при помощи взрослого.
Средний уровень характеризуется проявлением положительного интереса к традиционной культуре. Усвоение традиций дошкольниками правильные, но в значительной степени фрагментарные поверхностные представления о традициях. Ребенок затрудняется назвать некоторые элементы национального костюма, но называет принадлежность костюма, знает сказки, песенки, потешки, загадки, называет пословицы и поговорки, но раскрывает их смысл только с помощью взрослого. Называет не более двух народных праздников, раскрывает их суть при помощи дополнительных вопросов взрослого.
Высокий уровень характеризуется высоким интересом, правильным, обобщенным представлением о национальной культуре, выражающимся в развернутом суждении о ней. Ребенок называет все элементы национального костюма, дает их описание. Называет сказки, песенки, потешки, загадки по опорным картинкам, дает правильное название, объясняет смысл пословиц и поговорок без помощи взрослого. Правильно называет все праздники, раскрывает их содержание, традиции и обряды, называет предметы быта.
Педагогический мониторинг индивидуального развития воспитанников по реализации проекта «Мы разные – но мы вместе!» с воспитанниками
подготовительной к школе группы «В»
Сентябрь 2022 года
Список детей | Приобщение к истокам национальных культур | Знакомство с народным фольклором | Умение общаться с детьми других национальностей | Уровни сформиро ваности | ||||
Обычаи | Традиции | Праздники | Народные костюмы | Сказки | Народный фольклор | |||
1.Вова Г. | н .с | н .с | ч с | н .с | ч с | ч с | ч с | ч .с |
2.Вера Г. | ч с | н .с | н .с | н .с | н .с | н .с | ч с | н .с |
3. Фатима Д. | н .с | н .с | н .с | н .с | н .с | н .с | ч с | н .с |
4.Таня Ж. | н .с | н .с | н .с | н .с | н .с | н .с | ч с | н .с |
5. Родион И. | ч с | н .с | ч с | н .с | ч с | н .с | ч с | ч .с |
6. Вова К. | н .с | н .с | н .с | н .с | н .с | н .с | ч с | н .с |
7.Саша К. | н .с | н .с | н .с | н .с | н .с | н .с | ч с | н .с |
8.Даша Н. | н .с | н .с | ч с | н .с | ч с | ч с | ч с | ч .с |
9. Ильназ С. | ч с | ч с | н .с | н .с | ч с | ч с | ч с | ч .с |
10.Айназ С. | ч с | ч с | н .с | ч с | ч с | ч с | ч с | ч .с |
11 София С. | н .с | н .с | н .с | ч с | ч с | н .с | н .с | н .с |
12. Виталий Ш. | н .с | н .с | н .с | н .с | н .с | н .с | н .с | н .с |
13. Мира Я. | н .с | н .с | н .с | н .с | ч с | ч с | ч с | н .с |
Н – 8 чел. /62%; ЧС – 5 чел./38%; С – 0 чел./0% |
Ноябрь 2022 года
Список детей | Приобщение к истокам национальных культур воспитанников группы | Знакомство с народным фольклором | Умение общаться с детьми других национальностей | Уровни сформиро ваности | ||||
Обычаи | Традиции | Праздники | Народные костюмы | Сказки | Народный фольклор | |||
1.Вова Г. | ч с | с | ч с | с | с | с | с | с |
2.Вера Г. | ч с | ч с | ч с | ч с | ч с | ч с | ч с | ч с |
3. Фатима Д. | ч с | ч с | ч с | ч с | ч с | ч с | ч с | ч с |
4.Таня Ж. | н .с | ч с | н .с | ч с | ч с | ч с | ч с | ч с |
5. Родион И. | ч с | с | с | с | с | с | ч с | с |
6. Вова К. | ч с | н .с | ч с | н .с | н .с | н .с | ч с | ч .с |
7.Саша К. | ч с | ч с | ч с | ч с | ч с | ч с | ч с | ч с |
8.Даша Н. | ч с | ч с | ч с | ч с | с | с | с | с |
9. Ильназ С. | ч с | с | с | ч с | с | ч с | с | с |
10.Айназ С. | с | с | с | ч с | с | с | с | с |
11 София С. | ч с | ч с | ч с | ч с | ч с | ч с | ч с | ч с |
12. Виталий Ш. | н .с | н .с | ч с | н .с | ч с | н .с | ч с | н .с |
13. Мира Я. | ч с | с | ч.с | с | с | с | ч с | с |
Н –0 чел. /0%; ЧС –-7 чел./54 %; С 6 -46 % |
Выводы:
В результате реализации проекта у детей подготовительной к школе группы сформированы представления об обычаях, традициях, костюмах киргизских, татарских, русских, ненецких, украинских национальностей, дети знают сказки, пословицы, загадки татарских, киргизских, русских, украинских, ненецких народностей.
Результаты мониторинга показали, что на начало реализации проекта (сентябрь 2022г.) по педагогическому мониторингу индивидуального развития воспитанников по реализации проекта «Мы разные – но мы вместе!» наблюдалась несформированность (по критериям) у 8 детей/62%, сформированность – у 0 детей/.
На конец реализации проекта (ноябрь 2022г.) наблюдается сформированность представлений (по критериям) у 6 детей/46%, несформированнсть – 0 детей -0%.
У детей сформированы представления о культуре разных национальностей, дети знают сказки, интересуются обычаями и традициями киргизской, украинской, русской, татарской, ненецкой народностей, проявляют дружеские чувства ко сверстникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация педагогического проекта "Профессии разные нужны - профессии разные важны"
В данной презентации находится презентация образовательного проекта по ознакомлению детей младшей группы с трудом помощника воспитателя "Профессии разные нужны - профессии разные важны"...
Методическая разработка для проведения досуга посвященного дню толерантности в старшей группе "Все мы разные - но все равны".
Данная методическая разработка предназначена для детей старшей группы ( 4 - 6 лет ). В данной образовательной деятельности учавствуют 15 детей и воспитатели. Место проведения - библиотека, в котором п...
Конспект занятия в подготовительной группе "Все дети в мире разные, но абсолютно равные"2018г
«Все дети в мире разные, но абсолютно равные». Цель: Формирование у детей позитивной жизненной позициипо отношению к детям «НЕ ТАКИМ, КАК ВСЕ&r...
"Мы разные, но мы равны!"
Родительское собрание с элементами тренинга....
Мы разные, но мы равные. Час дружбы.
В случае возникновения конфликтных ситуаций в группе, можно провести час дружбы, где не только дети смогут высказаться, но и поиграть....
Занятие "Мы разные, но мы равные"
занятие по развитию воображения и толерантности...
Урок Доброты «Все мы разные, все мы равные»
Цель: Привлечь внимание детей дошкольного возраста к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья.Задачи: Познакомить детей с некоторыми проблемами детей с ОВЗ.Развивать чувство сострадания ...