Консультация для педагогов «Использование фольклора в организации игр с дошкольниками»
консультация
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_folklora_v_organizatsii_igr_s_doshkolnikami.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование фольклора в организации игр с дошкольниками»
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства помним: «Аты-баты, шли солдаты...» Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.
Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины».
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание — движущая сила в развитии ребенка!
Предлагаем варианты использования фольклора в повседневной жизни ребенка в дошкольных образовательных учреждений и дома.
Использование фольклора в режимных моментах
Умывание
Из колодца принесла Курочка водицы, И ребята всей гурьбой Побежали мыться.
***
Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся.
***
Чистая водичка умоет
Саше личико Анечке — ладошки,
пальчики — Антошке.
Когда дети умываются, расскажите им потешку, спросите: «Где у нас личико? Где глазки? Г д е носик и ротик?» Дети покажут, охотнее будут умываться, а слова потешки постепенно выучат наизусть.
Расчесывание волос
Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят — Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся. Маму, дочка, слушайся.
***
Уж я косу заплету, Уж я русу заплету, Я плету, плету, плету, Приговариваю: — Ты расти, расти, коса, Всему городу краса!
Потешку также можно использовать во время игр с куклами.
Во время еды
Умница, Катенька, ешь кашку
сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую,
душистую.
Травка-муравка со сна
поднялась Птица-синица за зерна
взялась Зайка за капусту, мышка —
за корку. А детки — за молоко. Пейте, детки, молоко —
будете здоровы!
***
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. Кто кашу не ест,
Молоко не пьет — Забодает, забодает
***
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Либо деткам снесть?
Я и сам укушу,
Да и деткам снесу.
Во время игр
***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись!
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
***
Как у нашего кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы!
Глазки смелые,
Зубки белые!
***
Ай, ду-ду ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолоченная,
Песня ладная,
Сказка складная.
У Аленки в гостях
Два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане.
А корова — в юбке,
В теплом полушубке.
Выход на прогулку
Эта потешка научит детей ориентироваться в собственном теле.
***
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождик подойдет
-Мы пойдем в сапожках.
***
Наша Таня маленька,
На ней шубка аленька.
***
Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять!
Считалка поможет детям запомнить порядковый счет. Сама процедура одевания пройдет веселее и быстрее.
Во время прогулки
Показывая детям деревья, цветы или наблюдая за живыми объектами, можно рассказывать подходящие для этого случая потешка или заклички:
Зеленейся, зеленейся, мой
зеленый сад. Расцветайте, расцветайте,
мои алые цветочки!
***
Божья коровка, Черная головка. Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного, белого, Только не горелого.
***
— Сосна, сосна, отчего ты
красна?
— Оттого я красна, что под
солнцем посла!
***
Воробей, воробей! Не гоняй голубей, Не клюй песок, Не тупи носок!
***
— Жук, жук, где твой дом?
— Мой дом под кустом.
Ехали бояре —
Мой дом растоптали.
***
Пчелы гудят — В поле летят. С поля идут — Медок несут.
А эти заклички познакомят детей с разными природными явлениями:
Дождик, дождик, полно лить, Малых детушек мочить!
***
Солнышко-ведрышко, Взойди поскорей, Освети, обогрей Телят да ягнят, Еще малых ребят!
***
Ой, ты, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка!
***
Ой, ты, зимушка-зима, Ты с морозами пришла. Ветер воет, вьюга вьет, Вдоль по улице метет.
***
Вей, вей, ветерок, Натяни парусок!
Обед
Используются те же потешки, что и во время завтрака, только не повторяйте одну и ту же, а чередуйте их.
Перед сном
Баю-баю-баиньки,
прилетели чайки, Стали крыльями махать, Наших деток усыплять.
***
Я Баю-баю-баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули, Наших деток не буди.
Котя, котенька, коток. Котя — серенький лобок, Приходи к нам ночевать Наших деточек качать. А уж я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога Да кувшин молока.
После сна
Можно рассказывать потешку и гладить ручки, ножки ребенка, помогая ему проснуться. Имя заменяется на соответственное.
Можно принести в спальню игрушечного петушка и потихоньку будить детей, рассказывая потешку:
Петушок, петушок — Золотой гребешок, Масляна головушка Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?
Эта потешка настроит детей на бодрящую гимнастику после сна:
Рано солнышко встает, На зарядку всех зовет.
Если ребенок плачет
Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка Принесет орешки — Для тебя потешки
Не плачь, не плачь,
Куплю калач
Не плачь, дорогой,
Куплю другой.
Не плачь, не реви,
Куплю тебе три!
С помощью этих потешек можно отвлечь ребенка, успокоить. Показать игрушку белку или сделать пальцами рожки, втянуть ребенка в игру.
Использование фольклора для развития движений ребенка
Пальчиковые игры
Сорока-белобока
Печку топила,
Кашку варила.
На порог скакала.
Деток созывала.
Этому дапа
Этому дала
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дапа:
— Ты, малец-удалец.
За водой не ходил,
Дров не носил
Кашу не варил.
И не получил! Дети водят пальчиком правой руки по ладони левой. Потом загибают пальчики и в конце грозят.
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
Дети хлопают в ладоши.
Потешка не только развивает моторику рук малыша, но еще ненавязчиво учит не лениться и помогать взрослым.
Улитка, улитка! Покажи свои рога, Дам кусочек пирога, Пышки, ватрушки, Сдобной лепешки. Указательным и средним пальцами дети учатся делать рожки улитки.
Эту потешку можно использовать и на прогулке, наблюдая за улиткой
Игры на развитие общих движений тела
Поехали, поехали За грибами, за орехами... Приехали, приехали С грибами и орехами! Дети скачут, как лошадки, затем приседают.
Большие ноги Шли по дороге: ТОП, ТОП, ТОП. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Дети учатся делать широкие и
мелкие шаги.
Дедушке — поклон, Бабушке — поклон, Папе — поклон, Маме — поклон, А вам, детушки, Рост большой! Ддеет ии ввы ппооллнняяю т н аа кк ллоон ы овпереид .
Народные подвижные игры
Мыши водят хоровод. На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод!
— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну, летите же домой!
— Серый волк под горой Не пускает нас домой!
— Ну, летите как хотите, Только крылья берегите!
Скачет зайка маленький Около завалинки. Быстро скачет зайка, Ты его поймай-ка!
Как у дяди Трифона Было семеро детей, Семь сыновей. Они не пили, не ели, Друг на друга все глядели. Делали все так... Водящий или взрослый показывает движения, а дети повторяют за ним Ваня,
Считалки
Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы — Ты пойди-ка поводи!
Шла кукушка мимо леса — За каким-то интересом, Инти-инти-интерес, Выходи на букву «с».
Потешки для новичков
Педагогам известно, как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним можно использовать следующие потешки, подставляя в текст нужное имя:
Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший, это Ванечка пригожий!
Познакомьтесь, дети, ваш новый друг.
Красные кафтанчики, Синие карманчики, На дубу они сидят, Меж собою говорят — Все про Галеньку, Все про маленьку.
Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.
Литература
1 Современный словарь иностранных слов. — СПб., 1994.
2. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Ю. Г. Круглов. — СПб., «Просвещение», 1993.
Источник: "Дошкольная педагогика", Январь , 2011г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности дошкольника"
Данный материал рекомендован воспитателям детских садов для правильной организации самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду, при организации музыкальных центров в групповых комнатах, о ...
Консультация для педагогов: "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС ДО"
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...
Консультация для педагогов "Социоигровая технология в организации образовательной деятельности дошкольников"
В консультации для педагогов представлена суть социоигровых технологий, которую можно раскрыть в шести самых основных правилах и условиях....
Консультация для педагогов "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с реализацией ФГОС ДО"
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...
Консультация для педагогов «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...
Консультация для педагогов "Использование фольклора в режимных моментах в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Цель: Создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к малым фольклорным формам в режимных моментах....