Методическая разработка по теме: 《Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития.》
методическая разработка (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_materialy.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Ивлева Анастасия Александровна, воспитатель
ГБДОУ детский сад 18 Приморского района
В статье представлен опыт работы театра-студии « В гостях у сказки». Работа строилась в рамках единого образовательного пространства «детский сад – ребенок – семья».
Педагогическая наука признает значение театра в художественно-эстетическом развитии детей. Но чаще всего театрализованная деятельность не находит широкого применения в педагогической практике в ДОУ, поэтому существует дефицит восприятия театрального искусства и опыта совместной деятельности в жизни детей
Между тем театрализованная деятельность оказывает неоценимую помощь воспитателю в художественно-эстетическом развитии детей, развивает эмоциональную сферу ребенка.
ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, для развития эстетических чувств детей.
Перед нами стояли следующие задачи: развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость, творческие способности, воображение,фантазию; сформировать опыт эмоциональных навыков поведения детей .
Решению этих задач нам помогает театр-студия «В гостях у сказки» целью которого является художественно-эстетическое развитие воспитанников.
Театр-студия помогает нам ввести детей в мир художественной культуры, способствует воспитанию художественно-эстетического вкуса, развивает творческую активность, инициативу детей в театрализованных играх, самостоятельность в создании художественного образа ; формирует умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции ; развивает представления о нравственных качествах человека .
Идея создания театра-студии появилась в ходе работы с детьми в период адаптации воспитанников к детскому саду.
Для преодоления робости и застенчивости детей мы вовлекали их в образно-ролевые игры, в которых нет необходимости вступать детям во взаимодействие друг с другом. Когда ребенок изображал два противоположных образа одного и того же героя ( например сначала зайчика трусливого, потом смелого), он получал огромное удовольствие. Это поддерживало его положительную самооценку, вызывало желание взять на себя другие роли-образы. Затем дети с удовольствием участвовали в играх драматизациях . Постепенно даже застенчивые детки стали активно участвовать в драматизация стихов и потешек . Это увлечение детей натолкнуло на мысль о создании театра-студии « В гостях у сказки»
Родители с воодушевлением принялись мастерить костюмы, проявляя чудеса изобретательности и оказывая помощь друг другу в подборе нужных аксессуаров и изготовлении декораций.
Перезваниваясь и встречаясь семьями вместе с детьми, совещаясь и советуясь друг с другом по поводу костюмов и декораций к спектаклям, родители быстро сдружились. В атмосфере взаимного доверия на родительском собрании в форме круглого стола, в индивидуальных и групповых беседах мы доносили до родителей мысль, что без приобщения к искусству невозможно полноценное становление личности ребенка. Родители сами убедились в важности художественно – эстетического воспитания поскольку оно тесно связано с развитием эмоционального мира ребенка и его интеллектуальным развитием, формированием духовно-нравственных ценностей .
Благодаря сотворчеству детей и взрослых, родители стали активными участниками педагогического процесса и художественно – эстетического воспитания детей. Кто принимает участие в изготовлении декораций к спектаклям , кто сочиняет сказку в стихах для презентации проекта по здоровьесбережению, кто сочиняет стихи вводя в пьесу много новых героев , чтобы все желающие могли принять участие в спектакле , а кто то принимает участие в подготовке и проведении литературно - музыкальных гостиных. Одна из семей воспитанников охотно приняла предложение сыграть роли лисы Алисы и кота Базилио. Зрители были в восторге от игры родителей .
Мы привлекали к постановкам в спектакле и подготовке и проведению театрально литературных гостиных не только родителей, но и старших сестер воспитанников, выпускников нашей группы. Так дети поддержали и пригласили нашу выпускницу прошедшую отборочный тур в нашем городе , но не прошедшую «слепое» прослушивание 6на проекте «Голос . Дети» в Москве .
Ребята с удовольствием просмотрели запись выпуска киножурнала «Ералаш», в котором снималась наша выпускница и оценили игру детей-актеров.
В нашей группе все развивающие центры в рамках реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие» очень насыщены и вариативны. Все материалы и оборудование которые необходимы детям для любой им деятельности, находятся в свободном доступе, разнообразная вариативная насыщенная, учитывающая индивидуальные интересы детей предметно - пространственная развивающая среда обеспечивает свободу выбора на любимое занятие или театрализацию любимого произведения. Поэтому в нашей зоне театрализованной деятельности имеются наборы кукольного и пальчикового театра, маски и костюмы персонажей и декорации для инсценировок сказок. Предметно – пространственная развивающая среда постоянно обновляется. Ребята разыгрывают простые потешки,сказки,эпизоды из театральной постановок в свободной деятельности. Театральные постановки в детском саду помогают раскрывать творческие способности ребят. Каждый может выбрать себе занятие по душе: рисовать декорации, разучивать песни, участвовать в танцевальном выступлении, заучивать и выразительно рассказывать стихи для исполнения роли.
Премьере спектакля предшествует большая и интересная совместная работа:
- чтение сказки и обсуждение ее с детьми;
- деление сказки на этюды и работа над эпизодами;
- Поиск музыкальных и хореографических решений отдельных эпизодов;
- придумывание совместно с детьми и родителями костюмов и декораций;
- работа над выразительностью речи;
- репетиция отдельных эпизодов;
- генеральная репетиция;
- премьера спектакля и обсуждение его со зрителями и детьми.
Мы используем разные формы театрализованной деятельности:
- игры в кукольный театр ( настольный театр, пальчиковый театр);
- игры – драматизации ( инсценировки песен, потешек, стихов, игровое творчество детей ) ;
- игры спектакли (драматический спектакль, театр масок);
- театрализованное действие ( праздники, развлечения,досуги)
В репертуаре театра студии « В гостях у сказки» несколько театральных постановок: «Красная шапочка», « Теремок» ( на стихи С. Маршака ), «Зимовье зверей», « Откуда дырки в сыре?» , «Козленок который умел считать до десяти» , «Бычок-смоляной бочок» , а также драматизация множества стихов и потешек . В рамках театра- студии было подготовлено множество театральных и литературно музыкальных детско-родительских гостиных .
Результаты работы театра-студии отражены в «Копилке наших достижений» и в альбоме «Наши сценические успехи».
В результате деятельности театра студии «В гостях у сказки «появилось тесное сотрудничество в рамках социального партнерства между школой и детским садом; возросла мотивация детей к участию в театральных проектах и творческих конкурсах, к участию в подготовке и проведении театральных и литературно-музыкальных детско-родительских гостиных.
Нам удалось вызвать у родителей интерес к жизни детей в ДОУ и к созданию необходимой художественно-эстетической среды при организации семейного досуга.
Таким образом, театрализованная деятельность сопровождает детей нашей группы от периода адаптации к детскому саду до выпуска в школу и играет огромную роль в художественно-эстетическом воспитании дошкольников, формировании творческой личности, развитии эстетических чувств детей, художественного восприятия и творческих способностей.
Литература:
- Гончарова О.В. «Театральная палитра» М., 2010г.
- Карамаенко Т.Н. «Кукольный театр – дошкольникам» М., 2010г.
- Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М., 2007г.
- Чистякова М.И. «Психогимнастика» М., 1990г.
- Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М., 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО
Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (опыт работы)...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №119»...
Методическая разработка на тему: «Решение задач образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» средствами ИКТ на музыкальных занятиях».
Мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, видеофильмы, интерактивные игры оказывающие неоценимую помощь в художественно – эстетическом развитии детей. А ведь именно ху...
Методическая разработка по теме "Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения"
Данный материал отражает систему работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности через театрализованную деятельность с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка на тему:" Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравст...
Методическая разработка на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста.»
Актуальной проблемой в настоящее время является формирование коммуникативных навыков общения в дошкольном возрасте. Это связано с одной стороны, с особенностями социального окружения ребёнка, в которо...