Семинар «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
учебно-методический материал
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — это самая главная задача не только для родителей, но и для педагогов.
Для эффективного решения данной проблемы в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_zdorovesberegayushchie_tehnologii_dou.docx | 30.88 КБ |
prezentatsiya_zdorsberezhdou.ppsx | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Детский сад №1 «Умка»
г. Семилуки
Семинар – практикум
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Подготовила:
Воспитатель 1 кв.категории
Жерелина Анна Анатольевна
2022г.
Слайд 1
Вступительное слово:
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — это самая главная задача не только для родителей, но и для педагогов.
Для эффективного решения данной проблемы в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии.
Слайд 2
Что же это такое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья.
Одна из задач ФГОС ДОУ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия.
Слайд 3
Цель: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения, и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи: создать условия для их своевременного и полноценного психического развития
- обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Здоровье сберегающие технологии делятся на 3 группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
3. Коррекционные технологии.
Применение этих технологий актуально в случаях:
• гиподинамии (нарушения функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушения зрения и т. п.);
• детских стрессов (нервных расстройств, вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе);
• тревожности (недостатка эмоциональной поддержки в дошкольном учреждении и семье, недостатка информации).
Слайд 4
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Динамические паузы;
- Подвижные и спортивные игры;
- Релаксация;
- Пальчиковая гимнастика;
- Гимнастика для глаз;
- Дыхательная гимнастика;
- Динамическая гимнастика.
Слайд 5
Динамические паузы или физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).
Значение:
- улучшают кровообращение,
- снимают утомление мышц, нервной системы,
- активизируют мышление детей, создают положительные эмоции
- и повышают интерес к занятиям.
Длительность: 1,5-2 мин;
Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление.
Слайд 6
Подвижные так же как и спортивные игры используются для решения воспитательных, образовательных и оздоровительных задач.
Они развивают у детей настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление.
Могут проводиться на прогулке и в групповой комнате ежедневно.
Слайд 7
Релаксация. Учит детей расслабляться, способствует концентрации внимания, помогает снять напряжение, снимает возбуждение.
Слайд 8
Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений который служит основой для развития мелкой моторики, развивает координацию движения рук, что в свою очередь способствует развитию речевого центра головного мозга. Основной ценностью пальчиковой гимнастики является то, что интеллект ребёнка при этом развивается самым естественным, здоровым образом.
Слайд 9
Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.
Играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело, она развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и понимать ее, повышает речевую активность ребёнка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
Слайд 10
Зрительная гимнастика — одно из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем.
Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз;
Укрепляет мышцы глаз;
Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).
Слайд 11
Дыхательная гимнастика
Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани.
Улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; способствует восстановлению нормального крово и
лимфо снабжения; повышает общую сопротивляемость организма.
Слайд 12
Динамическая гимнастика — система развивающих упражнений для детей, распространенная в самых различных модификациях.
Динамическая гимнастика включает элементы массажа, обычной гимнастики, упражнений для развития вестибулярного аппарата. Только степень такого воздействия в динамической гимнастике выше.
Гимнастика пробуждения направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Воспитатель может начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа. Главное правило исключить резкие движения.
Слайд 13
Утренние гимнастики способствует укреплению здоровья детей и пробуждения организма для нормальной жизнедеятельности, поддерживает оптимальное физическое состояние, приобретение бодрствование.
Ходьба босиком по коррегирующим дорожкам с разными наполнителями, разными характерами поверхности, ребристой доске для профилактики плоскостопия;
Солнечные ванны, умывание прохладной водой. Это ведущий метод закаливания повышает устойчивость организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Слайд 14
Технологии обучения здоровому образу жизни
- Физкультурные занятия
- Занятия в бассейне
- Самомассаж
- Проблемно – игровые и коммуникативные игры
Слайд 15
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.
Для укрепления здоровья детей необходимо повышать уровень их двигательной активности, способствовать повышению функциональных возможностей организма, развивать физические навыки и умения.
Слайд 16
Занятия в бассейне
Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки.
Плавание – мощный эмоционально-положительный фактор, который позволяет решать важные задачи.
Слайд 17
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов.
Точечный массаж лица, ушных раковин, кистей рук. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится по специальной методике. Практика показывает, что массаж биологически активных точек является одним из наиболее перспективных, простых и доступных методов оздоровления детей.
Су-джок. Это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает воздействие на кору головного мозга. Этот метод вызывает раздражение рецепторов, расположенных на ладошках и стопах детей и вызывает приятные ощущения, развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное взаимодействие, активизирует развитие речи ребенка, позволяет эффективно развивать эмоционально-волевую и познавательную сферу, способствует общему укреплению организма ребёнка.
Слайд 18
Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.
Цель: социализация и адаптация в обществе.
Задачи:
- Способствовать быстрой адаптации в социуме.
-Способствовать эмоциональной разрядке. Негативные и положительные чувства должны находить выход, иначе они вызывают стресс. В процессе игры ребёнок не только избавляется от лишней энергии, но и выплёскивает свои эмоции, что вызывает расслабление.
- Развивать мимику и жесты.
- Развивать воображения, как базы для формирования творческих способностей, креативности.
- Развивать концентрации.
- Развивать способности анализировать и распознавать свои чувства, правильно доносить их смысл до окружающих.
- Формировать и развивать эмпатию, что способствует умению заводить друзей и поддерживать здоровые отношения с другими людьми.
- Учить соблюдению правил, способствовать осознанию норм поведения.
- Развивать позитивное восприятие окружающего мира.
- Формировать личностные характеристики ребёнка, как полноценной части социума.
Слайд 19
Коррекционные технологии
- Сказкотерапия;
- Песочная терапия;
- Арт –терапия;
- Музыкотерапия.
Слайд 20
Сказкотерапия
Это новое молодое течение в детских учреждениях. Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляет сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем вместе находят пути их решения. Герои сказок могут быть, как хорошо знакомые, так и придуманные самим ребенком.
Слайд 21
Песочная терапия
Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Слайд 22
Арт-терапия одно из направлений современной психотерапии, в котором основным средством достижения позитивных психологических изменений является творчество. В основном через рисование, создание коллажей, лепки, аппликации и т.п.
Слайд 23
Музыкотерапия, как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия на развитие ребенка включает такие направления, как вокалотерапия (пение, музыкотерапия в движениях), танцы, музыкально-ритмические игры, музицирование на музыкальных инструментах
Слайд 24
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Валеологическое просвещение - это процесс, который направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, родителей, педагогов, его осуществление связано с изменением отношения к здоровью родителей, ребенка, педагогического коллектива; это инновационный процесс, охватывающий весь коллектив, его осуществление связано с перестройкой в сознании всех участников педагогического процесса, то есть валеологическое просвещение выступает как комплексный педагогический феномен.
Именно детский сад является местом валеологического просвещения родителей. Формы взаимодействия с родителями разнообразны они могут быть как индивидуальные и групповые, так и традиционные и нетрадиционные.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Слайд 25
Вывод:
Здоровье не купишь, никто не продаст.
Его берегите, как сердце, как глаз!!!
Здоровье ребенка превыше всего и наша задача сохранить его!
Слайд 26
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровьесберегающие технологии: это система мер по охране и укреплению здоровья детей, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития 2
Цель : обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения, и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Задачи : создать условия для их своевременного и полноценного психического развития - обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Здоровье сберегающие технологии делятся на 3 группы : 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья 2 . Технологии обучения здоровому образу жизни 3 . Коррекционные технологии. 3
Динамические паузы; Подвижные и спортивные игры; Релаксация; Пальчиковая гимнастика; Гимнастика для глаз; Дыхательная гимнастика; Динамическая гимнастика. Технологии сохранения и стимулирования 4
Динамические паузы Динамические паузы или физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали). 5
Подвижные и спортивные игры это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. 6
Релаксация Релаксация (от лат. « Relaxation » – расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения дневной жизни. 7
Пальчиковая гимнастика Уникальный комплекс упражнений для ребёнка, используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников. 8
9
Гимнастика для глаз Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз; Укрепляет мышцы глаз; Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях). 10
Дыхательная гимнастика Задача укрепить дыхательную мускулатуру детей с целью повышения сопротивляемости к различным заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках. 11
Динамическая гимнастика Комплекс занятий и упражнений направленных на оздоровление ребенка. Оздоровительный эффект гимнастики достигается путем укрепления одних групп мышц и полного расслабления других. Пробуждающая гимнастика Утренняя зарядка 12
Оздоровительно-закаливающие процедуры Солнечные ванны Умывание прохладной водой после пробуждения Босохождение 13
Физкультурные занятия; Занятия в бассейне; Самомассаж ; Проблемно – игровые и коммуникативные игры. Технологии обучения здоровому образу жизни 14
Физкультурные занятия Одна из форм физкультурной – оздоровительной работы в ДОУ 15
Занятия в бассейне Плавание дает детям : · Закаливание, профилактику простудных и других заболеваний, укрепление иммунитета; · Формирование правильной осанки; · Улучшение обмена веществ, сна, аппетита; · Укрепление нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата; · Улучшение физических способностей: координация движений, силы, выносливости; 16
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Точечный самомассаж 17
Проблемно-игровые коммуникативные занятия Коммуникативные игры позволяют вовлечь ребенка в процесс социальной адаптации, помогают развить мимику, жестикуляцию, пантомимику. Такие как «ритуал приветствия», «утренний круг», «узнай о чем я говорю», «круг желаний» и т.п. 18
Сказкотерапия ; Песочная терапия; Арт –терапия; Музыкотерапия. Коррекционные технологии 19
Сказкотерапия Метод психологии, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи и др. 20
Метод песочной терапии эффективен в первую очередь для детей: переживает кризисы возрастов (3, 6-7, 13-15 лет) имеет заболевания ЦНС, опорно-двигательного аппарата подвергается серьезным стрессам страдает истерией, неврастенией очень впечатлителен замкнут, скрытен, не умеет выражать эмоции и не общается со сверстниками имеет задержки развития – речевого, физического, психомоторного имеет нарушения зрения, речи, слуха, некоторые формы шизофрении родился с аутизмом Песочная терапия 21
Арт-терапия Простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. 22
Музыкотерапия Дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, а также, является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, и при лечении различных соматических и психосоматических заболеваний. Танец-повторялка 23
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью. 24
Вывод: Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении имеет огромное значение в процессе оптимизации двигательной активности, способствует разностороннему развитию, укреплению здоровья детей и овладению навыками самооздоровления . Здоровье ребенка превыше всего и наша задача сохранить его! 25
Спасибо за внимание! 26
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка педагогического семинара "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста". Старший воспитатель 1й квалификационной категории Руденко Ольга Васильевна
Здоровье детей на первом месте в деятельности детского сада, вот почему педагоги углубленно изучают и внедряют современные технологии оздоровления детей....
семинар "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в ДОУ"
Уточнение понятия "здоровьесберегающие технологии" , формы этих технологий и применение их в повседневной работе педагогов с детьми....
Семинар «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в образовательной области «Музыка»
Цель семинара: повышение эффективности взаимодействия педагогов ДОУ в организации и проведении работы по укреплению здоровья детей....
Семинар "Здоровьесберегающие технологии"
Тема мастер - класса "Профилактика плоскостопия в детском саду"...
Семинар "Здоровьесберегающие технологии в организации образовательного роцесса в ДОУ"
Инструктор по физической культуре Белозёрова Людмила Николаевна выступила на семинаре "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" с сообщением на тему:"Современные технологии в работе с деть...
Методический семинар "Здоровьесберегающие технологии как одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса в ДО".
Методический семинар "Здоровьесберегающие технологии как одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса в ДО"...
Семинар "Здоровьесберегающие технологии в детском саду". Уровень ДОУ 2018г.
11 декабря 2018 года в нашем детском саду прошел семинар - практикум для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в воспитательно - образовательном процессе ДОУ". Цель данного семинара:...