Одаренность
статья (подготовительная группа)

Кузнецова Галина Александровна

Одаренность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialn._odarennnye_deti.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-педагогическая деятельность социального педагога с одаренными детьми в различных образовательных учреждениях.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Создание в ДОУ, как первой ступени,  благоприятных условий предполагает проявление периода дошкольного детства, когда ребенок может начать свой путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. 

Социальный педагог с одаренными детьми осуществляет работу по нескольким направлениям:

  1. Координационное направление.

 Осуществляется организация работы по созданию и руководству деятельностью экспериментальных площадок по работе с одаренными детьми. Организация и проведение массовых мероприятий. Организация и проведение олимпиад и научно-практических конференций.

Обеспечение нормативно-правовой базы. Деятельность, отслеживающая исполнение Закона «О защите прав ребенка» и других нормативных актов. Предоставление информации по правовой базе работы с одаренными детьми

2. Информационное направление.

 Формирование информационной базы данных о талантливых и одаренных детях школьного возраста. Создание банка методических материалов по работе с одаренными детьми.

Консультационная поддержка предполагает информирование родителей и педагогов по вопросам, связанным с выявлением, развитием и поддержкой одаренных детей. Организация подготовки специалистов по работе с семьей одаренного ребенка.

Привлечение внимания общественности, средств массовой информации: публикации в периодике, обозначение проблем одаренных детей на открытых конференциях, семинарах. Использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методике, психологии и т.д.; выход на различные целевые группы заинтересованных читателей; создание сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью;

3. Диагностическое направление.

Создание научно-исследовательских школ по различным учебным дисциплинам, интеллектуальных клубов для начального, среднего и старшего школьного возраста и других форм внешкольной организации образовательной деятельности, проведение предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций. Организация профильных лагерей, профильных (творческих) смен, учебно-тренировочных сборов, научно-исследовательских экспедиций в летних лагерях.

Диагностика. Помощь в выявлении одаренных детей, которое может осуществляться такими методами, как:

1) Изучение оригинальности задач на воображение. Выявление степень оригинальности, установление типа задач.

2) Подключение творческого потенциала ребенка.

Существуют три уровня диагностики:

Концептуальный. Из существующих концептуальных моделей наиболее адекватна дидактическим задачам концепция Дж. Рензулли, согласно которой одаренность следует рассматривать как сочетание трех основных факторов: мотивации, выдающихся способностей и креативности.

Методический. На этом уровне есть  разработки  комплектов диагностических методик по определению детской одаренности для психологов, для педагогов (воспитатели детских садов, учителя), для родителей, для самих детей.

Организационный. Диагностика становится не каким-то внешним, предшествующим образовательной деятельности действием и не способом контроля его эффективности, а необходимой составной частью всего образовательного процесса, она буквально вплетается в его ткань, что позволяет реализовать все существующие «принципы диагностики» (долговременности, комплексности и др.)

4. Кадровое направление.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

  • Профессиональная зрелость.
  • Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
  • Эмоциональная стабильность.
  • Способность к самоанализу.
  • Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
  • Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.
  • Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
  • Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
  • Умение координировать свои действия с действиями родителей.

Умение консультировать родителей и учащихся

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение

Успешный педагог для одаренных детей - прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Он должен разрабатывать гибкие, индивидуализированные программы; создавать теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставлять учащимся обратную связь; использовать различные стратегии обучения; уважать личность ребенка; способствовать формированию положительной самооценки ученика; уважать его ценности; поощрять творчество и работу воображения; стимулировать развитие умственных процессов высшего уровня; проявлять уважение к индивидуальности ученика

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

1) с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;

2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;

3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Также необходимо проводить информирование педагогов, работающих с одаренными детьми, разрабатывать концептуально новые учебные программы для обучения таких детей, менять содержание материалов. Это возможно с помощью стратегии обогащения, которая заключается в быстром продвижении к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, расширении изучаемой области знаний за счет получения дополнительного материала к традиционным курсам.

5. Развивающее направление.

Создание обучающей среды. Школы для одаренных детей. Осуществляется создание, развитие и поддержка образовательных учреждений, осуществляющих целенаправленную работу с одаренными детьми:

· создание очно-заочных школ;

· организация лицейских классов (направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, усвоение универсальных способов получения знаний, овладение способами научного исследования, осознание учеником своей индивидуальности, понимание им общечеловеческих культурных ценностей);

· поддержка научных обществ учащихся (данная деятельность связана не просто с удовлетворением потребностей учащихся дополнительном образовании, а с возможностью комплексно охватить каждого учащегося в соответствии с его талантами и желаниями, чтобы адекватно отслеживать и корректировать личностный рост учащихся, направленность интересов и будущий профессиональный выбор);

· вовлечение вузов в систематическую работу с одаренными детьми (мероприятия по профессиональной ориентации учащихся).

6. Психологическое сопровождение одаренных детей.

Компоненты психологического сопровождения:

· Психологический мониторинг;

· Психологические тренинги;

· Родительский клуб;

· Индивидуальные консультации для родителей;

· Коррекционная работа;

· Групповые консультации для учащихся;

· Психологические практикумы;

· Система развития детской одаренности;

· Система семинаров и практикумов для преподавателей;

· Средовые технологии

· раннее выявление одаренных детей;

· обеспечение психического и психологического здоровья одаренных детей, обучающихся по специальным программам;

· создание системы психологического сопровождения педагогического и учебного процессов;

· внедрение системы отслеживания развития детских способностей, закономерностей их динамики, построения набора возможных индивидуальных траекторий развития;

оказание своевременной психологической поддержки родителям одаренных детей

Первый этап. Вступительная диагностика, определяющая уровень развития познавательных процессов детей.

Второй этап. Определение мотивации к обучению, самооценки. Комплексный качественно-сравнительный анализ развития ребенка, выявление актуальной и скрытой одаренности, зоны ближайшего развития учащегося.

Третий этап. Выявление мотивации и эмоционального отношения к обучению, определение интеллектуальной активности, самооценки, силы воли, самоконтроля, тревожности.

Четвертый этап. Мотивация личностных достижений, самооценка, уровень притязаний, социометрия. Учет новых фактов проявления одаренности, внешняя экспертиза одаренности.

Структура работы с одаренными детьми на слайде

Взаимодействие

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с                этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами.

Работа с одаренными детьми должна вестись двумя группами педагогов: - учителями-предметниками и наставником (научным руководителем).

Таким образом, направления социального педагога в работе с одаренными детьми должны учитывать основные особенности одаренных детей в целом и потребности конкретного ребенка. Необходимо создавать индивидуальные условия не только для образовательной деятельности таких детей, но и для общекультурного развития, а также для активного включения в социум, осознания и принятия собственного «Я». Нельзя оставлять без внимания работу с окружением ребенка, так как это играет важную роль для его гармоничного развития.

Также необходимо осуществлять координацию работы с одаренными детьми, на всех этапах обучения и воспитания, разрабатывать  методические материалы для педагогов и родителей. Все это необходимо для выявления, развития, поддержки и включения в социум детей, проявляющих одаренность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская одаренность. Диагностика детской одаренности.

  В настоящее время проблема детской одаренности достаточно актуальна. В данной статье рассматривается понятие "одаренности", особенности развития одаренных детей, а также диагностика....

Инновационный проект «Одаренные малыши». Создание условий по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных дошкольников в возрасте от 3 до 6 лет на базе ДОО.

Проект создан для реализации в детском саду. Проект предусматривает дополнительное образование одаренных дошкольников от 3-6 лет в кружках, студиях, секциях по программам руководителей дополнительного...

Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»

 Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...

Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Доклад «Одаренность. Признаки детской одаренности»

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных за...