Конспект занятия в старшей группе "Мои права и обязанности"
план-конспект занятия (старшая группа)

"Мои права и обязанности" старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе«Мои права и обязанности»

ЦЕЛЬ: Создать условия для формирования основ правового сознания дошкольников.

ЗАДАЧИ:

1. Уточнить и обобщить представления детей о правах ребёнка.

2. Продолжить формирование навыков коллективной деятельности.

3. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

4. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Конверты с заданиями.

2. Рисунки детей.

3. Мультфильмы «Смешарики».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Чтение художественной литературы.

2. Беседы: «Дети и взрослые»«Что такое хорошо, что такое плохо»«Совершал ли ты поступки, за которые тебе было стыдно?» и др.

3. Разучивание стихотворений, пословиц о семье, Родине, детях.

4. Рисование на тему «Пусть всегда буду Я!»«Моя семья».

Ход ЗАНЯТИЯ:

Занятие начинается с физкультминутки.

Ручками захлопали,

Ножками затопали,

Там, там, там

Тихо сели по местам.

Воспитатель: - Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами будем отвечать на письма, которые принес нам утром почтальон. (Воспитатель приглашает детей сесть полукругом на стулья).

Воспитатель: - А для начала игры я предлагаю вам обсудить очень важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?»«Что они обязаны делать и чего не обязаны?»«На что они имеют право и на что не имеют?». Без ясного ответа на эти вопросы наша жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Рисунки, которые вы подготовили, лишь подтверждение тому, что вы такие разные, непохожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько и разных личностей и в каждой личности заложены свои качества.

Мультфильм «Смешарики. 01. Право на равенство».

Воспитатель: - Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. Вы знаете, что существуют документы, в которых прописаны наши права.

Ответы детей: – Декларация, Конвенция.

Воспитатель: - Правильно, ребята, умные люди придумали много правил, которые мы должны соблюдать, чтобы был везде порядок. А какие правила вы знаете?

Ответы детей: – Правила дорожного движения, правила личной безопасности, правила использования бытовых электроприборов, и т. д.

Воспитатель: - Молодцы! Вы конечно же правы, без соблюдения правил наша жизнь превратилась бы в сплошную путаницу. А сейчас расскажу вам немного о документе под названием «Конвенция о правах ребенка». Этот документ был принят в далеком 1989 году, двадцать три года назад. Это чудо-книга рассказывает о правах детей. Это главный документ, который подписали люди нашей планеты. Что написано в этом документе?

Ответы детей.

Воспитатель: - Ребята, главное право у человека – это право на жизнь. Как только ребенок родился на свет, ему дается имя, он получает право на имя.

Мультфильм «Смешарики. 03. Право на имя».

Воспитатель: - Сейчас я предлагаю вам открыть почтовый ящик и достать письма. (Один из воспитанников приносит письма из почтового ящика). В этих письмах есть интересные задания, с помощью этих заданий мы и познакомимся с некоторыми вашими правами. Вы мне поможете отвечать на письма?

Физкультминутка.

Задания – письма.

1 часть. Конверты с картинками из сказок:

В зависимости от уровня подготовки детей представлены два варианта заданий – по картинкам и с помощью вопросов воспитателя.

«Снежная королева»

«Три поросёнка»

«Золушка»

«Золотой ключик»

«Колобок»

«Айболит»

«Гадкий утёнок»

«Теремок»

«Маша и медведь»

Воспитатель задаёт вопросы.

1. Вспомните, в какой сказке злая Королева увезла маленького мальчика в свой ледяной дворец? Имела ли она на это право? Почему?

Сказка «Снежная королева»

Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать.

2. Кто в сказке «Три поросенка» нарушает права поросят? Назовите это право?

Права поросят нарушает волк.

Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме, никто не может без разрешения войти в чужой дом.

3. Какое право нарушила мачеха в сказке «Золушка»?

Право поиграть, отдохнуть и веселиться.

4. В какой сказке Карабас-Барабас держал кукол в рабстве и заставлял много работать? Какие права нарушались?

Сказка «Приключения Буратино».

Каждый ребенок должен быть свободным, имеет право на игру и свободный труд за вознаграждение.

5. Папа Карло купил Буратино азбуку, он очень хотел, чтобы Буратино был грамотным. О каком праве идет речь?

Каждый ребенок имеет право получать образование.

Мультфильм «Смешарики. 02. Право на развитие».

6. В сказке «Колобок» главному герою угрожали быть съеденным. Какое право хотели нарушить звери?

Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Какое право выполняет Доктор Айболит?

Каждый ребенок имеет право на получение медицинской помощи

7. Какое право по отношению к гадкому утенку нарушили в сказке Г. Х. Андерсена.

Право не подвергаться жестокому обращению

Мультфильм «Смешарики. 04. Право на заботу».

8. Какое право нарушил медведь в сказке «Теремок»?

Право на неприкосновенность жилища.

Физкультминутка.

2 часть. 

Воспитатель: - Ребята, мы на примере сказок посмотрели, какие права есть у маленьких детей. На защите ваших прав стоит наше государство, которое хочет, чтобы дети нашей большой страны выросли достойными, могли работать и жить на благо нашей родины.

Воспитатель задает вопросы.

- Как называется страна, в которой мы живем?

- Кто стоит во главе нашего государства?

- Как называется наша республика?

- Назовите столицу нашей страны и нашей республики.

Ответы детей.

3 часть. Загадки.

Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)

***

● Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны 
Право на …
(образование)

***

● Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина, 
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)

***

● Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку. 
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё)
 

4 часть. 

Мультфильм «Смешарики. 05. Право на любовь».

Игра «Пирамида любви»:

Дети встают в круг, по очереди все кладут руку друг другу сверху и говорят пожелание себе, родным, друзьям и. д. Образуется пирамида из рук детей.

5 часть. «Сказка, сказка, помоги, о правах нам расскажи».

Воспитатель: - Внимание на экран. Вы увидите эпизоды из сказок. Нужно назвать сказку, и какое право в ней нарушено.

а) Сказка «Красная шапочка» (нарушено право на жизнь, нарушил это право волк). За правильный ответ вручается символ «сердечко».

б) Сказка «Теремок» (медведь нарушил право на жильё). За правильный ответ вручается символ «сердечко».

в) Сказка «Морозко» (мачеха нарушила право на любовь и заботу родителей, право на непосильный труд).

г) Сказка «Гуси — лебеди» (право на неприкосновенность нарушили гуси).

6 часть. Обязанности.

Воспитатель: - Ребята, у нас остался последний конверт. А здесь вопрос «У каждого человека есть определённые права, а что у него ещё есть?» (Обязанности).

Воспитатель: - Ребята, что такое обязанности? Это определенные действия, обязательные для выполнения. А у детей есть обязанности? Как вы думаете, какие? Ответы детей: Убирать за собой игрушки после игры; заправлять постель, помогать маме в уборке дома, дети обязаны слушаться своих родителей).

Воспитатель: - Совершенно верно, у каждого члена семьи есть не только права, но еще и обязанности. Нужно слушать советы родителей и выполнять их требования, помогать по дому маме и бабушке, относится к ним с заботой, не огорчать их необдуманными словами, ни упрямством, ни дурными поступками. А в детском саду у детей есть обязанности? Как вы думаете, какие?

Ответы детей: Выполнять требования воспитателя, вести себя вежливо, здороваться с детьми и взрослыми, вешать одежду в шкафчик, надевать сменную обувь, мыть руки перед едой, правильно и красиво себя вести за столом, убирать за собой игрушки, не мешать другим детям, уважать взрослых, не ссориться с друзьями).   

Воспитатель: - Правильно, ведь права и обязанности живут рядом.

Игра «Собери солнышко»

– Возьмите по лучику, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в детском саду. Называем обязанность и прикрепляем лучик к солнышку.

– Посмотрите, что случилась с солнышком? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.

– Ребята, ещё одно письмо пришло на адрес нашего детского сада в группу №5. Это же вам. Откроем. (Воспитатель открывает конверт, в котором медальки …. Награждает каждого ребёнка).

После выполнения всех заданий. Воспитатель подводит итоги.

Воспитатель: - Ребята, я думаю, что права, о которых мы с вами говорили, вы будете помнить всегда и соблюдать их, не нарушая прав других людей. Дети имеют право на безопасные условия жизни. Право на безопасные условия жизни означает, что никто не может без разрешения входить в чужой дом. Также нельзя брать без разрешения чужие игрушки и вещи. Это право на имущество.

(Звучит песня «Пусть всегда будет солнце» (слова Л. Ошанина, музыка Ф. Островского).

Воспитатель: - Ребята, надо знать свои права. Такие же права есть у всех детей, нельзя нарушать права других детей.

«В жизни можно по-разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям.»

Список литературы для детей:

1. Андерсен Г. Х. Гадкий утёнок.

2. Барто А. Стихи.

3. Берестов В. Как хорошо уметь читать.

4. Катаев В. Цветик-семицветик.

5. Маршак С. Двенадцать месяцев.

6. Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.

7. Носов н. Фантазёры.

8. Осеева В. Просто старушка.

9. Перро Ш. Золушка.

10. Пушкин А. С. Сказки.

11. Толстой Л. Старый дед и внучек.

12. Толстой Л. Филиппок.

13. Пословицы и поговорки.

Список методической литературы:

1. Борисова О. Правовое образование дошкольников// Ребёнок в детском саду. 2002.№4.

2. Доронова Т. Н. Защита прав и достоинства ребёнка в дошкольном образовательном учреждении и семье//Дошкольное воспитание 2001. №8 -№12.

3. Козлова С. Мы имеем право. – М., 2010.

4. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М., 2006.

5. Мячина Л. К. Маленьким детям – большие права. – С. -П., 2007.

6. Права ребёнка. Нормативные правовые документы. М., 2007.

7. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка. - М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Правила безопасного пове6дения на железной дороге"

Чаще всего мы знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. И это понятно - скоро дети пойдут в школу и должны будут ориентироваться в "дорожной азбуке". Занятий по ознакомлению с правилами бе...

конспект занятия в старшей группе "Право на любовь"

Конспект занятия в старшей группе       «Право на любовь»Программное содержание: познакомить детей с правом на любовь, заботу; способствовать социально-нравственному развитию...

Конспект занятия на тему «Мои права и обязанности»

Конспект занятия на тему «Мои права и обязанности»...

Конспект занятия в старшей группе "Правила гигиены"

Основные правила личной гигиены.1. Умываться по утрам и вечерам.2. Чистить зубы нужно 2 раза утром и вечером,3. Ежедневно расчёсывать волосы,4. Стричь вовремя ногти....

Конспект занятия в старшей группе "Право ребенка жить и воспитываться в семье"

Цель данного занятия: формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Познакомить с правом ребенка жить  и воспитываться в семье. Ра...

Конспект занятия в старшей группе:"Права и обязанности детей"

Конспект занятия в старшей группе:"Права и обязанности детей"...