Отчёт по самообразования "Особенности игровой деятельности у детей с РАС"
материал (средняя группа)
Изучение проблемы у детей с РАС по игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_samoobrazovaniyu_dekabr_2022.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «СВЕТЛЯЧОК»
(МБДОУ № 3)
155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,
тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru
ИНН 3704002708 КПП 370401001
ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С РАС»
по самообразованию
образовательная область
«познавательное развитие»
возраст 5-6 лет, дети ЗПР
Разработала:
Воспитатель: Ковалева М.Д.
Тейково
2022
При работе по теме самообразования было изучено много литературы, отражающей характеристику и специфику развития детей с расстройствами аутистического спектра. Был изучен педагогический опыт Сударикова М.А. «Использование игр с правилами для установления сотрудничества и преодоления импульсивности в работе с ребенком с аутизмом».
Далее: - оформление предметно – развивающей среды., пополнение картотеке игр по данной теме.
Коммуникативные и социальные недостатки, характерные для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), приводят к нарушениям их игровой деятельности.
В итоге, в специфической игре детей с аутизмом отмечается отсутствие социально-коммуникативной направленности
В ряде случаев у детей с аутистическими расстройствами могут быть сформированы отдельные стереотипные игровые действия. Но дети осуществляют их в одиночку, «не пускают» других людей в свою игру и не проявляют интерес к участию в играх других детей.
Многие дети с аутизмом даже не способны играть рядом с другими детьми.
Иногда у детей, имеющих РАС, сохраняется мотивация к совместным игровым действиям, но взаимодействие оказывается затруднено из-за несформированности у них способов социальной игры.
Дети не владеют навыками имитационных (подражательных) игр, не умеют делиться игровыми материалами, не усваивают многочисленных социальных правил игры, совершать действия с переходом ходов.
Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра во время урока и внеурочное время
В результате вместо игрового взаимодействия они демонстрируют дезадаптивное неигровое поведение. Наблюдения показывают, что нарушения социальной игры отмечаются у всех детей с РАС.
Однако внимательный анализ данной проблемы показывает, что в современной литературе не описана детально проработанная система коррекционной работы, направленной на формирование навыков социальной игры у детей с аутизмом. В то же время обучение этих детей социальной игре в значительной мере способствует преодолению трудностей их социального взаимодействия и социализации.
Навыки игры часто считаются далеко не самыми приоритетными, и они регулярно оказываются в самом конце списка важных навыков, которым нужно учить ребенка с аутизмом, тем не менее, следует делать акцент на том, что нужно учить ребенка играть. Игровые навыки влияют на различные ситуации обучения, и если ребенок не умеет играть, то ему будет труднее установить социальные связи со сверстниками. Это связано с тем, что большинство случаев коммуникации и социального взаимодействия между детьми связаны с игрой. Отсутствие навыков игры, соответствующих возрасту, может оказаться огромным социальным недостатком, а также может быть связано с трудностями в таких областях как умение делиться/договариваться, навыки самостоятельного досуга, умение делать что-то по очереди, правила хорошего тона и так далее. Маленькие дети учатся этим базовым концепциям благодаря сложным играм.
Коррекционная работа, направленная на формирование навыков социальной игры, включает следующие направления:
1. Формирование разделенного внимания
Основной целью этого направления является формирование умения перемещать внимание с игрового предмета на партнера по игре и наоборот.
• формирование умения обращать внимание на действия другого участника игры;
• формирование умения перемещать внимание с игрушки на второго участника игры.
2.Формирование навыков имитационной игры
• формирование умения имитировать отдельные, изолированные игровые
действия;
• формирование умения имитировать последовательные игровые действия;
• закрепление формирующихся навыков имитации в малой группе;
• обучение использованию игрового материала;
• формирование умения находиться в роли ведомого в процессе игры.
3. Формирование навыков параллельной игры
В процессе данного направления осуществляется формирование умения выполнять игровые действия, находясь рядом с другим ребенком.
• формирование умения играть рядом с другим ребенком;
• формирование умения использовать собственный набор игровых материалов в ходе параллельной игры;
• формирование умения использовать общие игровые материалы в ходе параллельной игры.
4. Формирование навыков хороводных игр и игр в кругу
Главная цель – научить детей выполнять синхронные действия в кругу, в
группе детей и взрослых.
5. Формирование навыков игры с переходом ходов. Целью этого направления является обучение навыкам игры с переходом ходов.
6. Формирование умения делиться игровыми материалами.
Цель коррекционной работы – научить ребенка делиться игровыми материалами с другим ребенком во время участия в различных видах игр.
7. Формирование навыков игрового сотрудничества. Основной целью этого направления является формирование умения взаимодействовать и сотрудничать с другим ре-
Организация коррекционной работы по формированию навыков игровой деятельности.
Задачи коррекционной работы:
• формирование умения делать последовательные ходы;
• формирование умения ожидать своей очереди;
• формирование умения содействовать и оказывать помощь партнеру
по игре;
• формирование умения достигать общей цели игры. Обучение навыкам игровой деятельности осуществляется на основе следующих принципов, разработанных в общей педагогике, коррекционной педагогике и специальной психологии:
• комплексного воздействия;
• систематичности;
• обучения от простого – к сложному;
• принципа прочности;
• наглядности;
• принципа дифференцированного
подхода к обучению;
• индивидуального подхода.
У детей с РАС отмечаются значительные трудности переноса формирующихся умений и навыков из одной социальной
ситуации в другую. Например, ребенок может демонстрировать навыки имитационной игры на игровых занятиях с одним педагогом, но не способен вступить в эту же игру в другом кабинете с другим взрослым или дома – с братом. Включение в процесс обучения максимального количества участников позволяет в значительной мере преодолеть эти трудности, облегчить перенос навыков социальной игры в условия повседневной жизни и закрепить их. При этом воздействие на ребенка должно быть согласовано и синхронизировано, что достигается при тесном взаимодействии и сотрудничестве родителей ребенка, других членов семьи, дефектолога, психолога и других специалистов.
Принцип обучения от простого – к сложному тесно связан с принципом систематичности и предполагает необходимость формирования навыков игровой деятельности в определенной последовательности с постепенным усложнением коррекционных задач.
• На всех этапах работы используется наглядное моделирование, демонстрация игровых действий.
• На каждом занятии используется наглядное расписание, отражающее последовательность игр.
• При проведении спортивных игр в качестве визуальной подсказки может служить веревка на полу, которая указывает место, с которого нужно кидать мяч.
• Для формирования умения совершать последовательные игровые действия в ходе параллельной игры в качестве наглядной подсказки используются сюжетные картинки.
При обучении детей с РАС навыкам социальной игры для повышения эффективности работы необходимо соблюдать ряд условий.
Важным условием является учет личных интересов и потребностей детей. В связи с тем, что у детей с РАС социальная мотивация отсутствует или сильно ослаблена, особое внимание взрослого должно быть направлено на создание мотивации, основным источником которой являются интересные для ребенка виды игровой деятельности, игровой материал. Игрушки, подобранные в соответствии с интересами ребенка, будут мотивировать его на игру и социальное взаимодействие.
Для формирования каждого навыка игровой деятельности разрабатывается серия однотипных игр.
Например:
1. Цель: - формирование умения делать ход и передавать его партнеру по игре.
2. Моделирование, демонстрация игрового действия: двое взрослых стоят на отмеченных местах и кидают мяч друг другу.
3. Взрослые помогают детям занять исходные места. Одному из детей дается мяч. Детям предоставляется время для самостоятельной игры.
4. Если дети испытывают затруднение, один из взрослых дает вербальную подсказку («кидай!») либо оказывает невербальную помощь, например, сзади слегка подталкивает руки ребенка, чтобы он кинул мяч. Второй взрослый помогает второму ребенку поймать мяч.
5. Каждый переход хода подкрепляется похвалой каждому участнику.
6. Закрепление и генерализация навыка осуществляются в ходе многократного проведения аналогичных игр в различных местах с разными партнерами.
В результате проделанной работы:
- активизировался познавательный интерес дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
- прививать детям интерес с помощью интересных заданий и игр.
- В следующем учебном году планируется продолжить работу по формированию использовании игровой деятельности.
Свою деятельность выстраивала поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитывала особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным учебным предметам. При организации игр словесного содержания я использовала сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Игры включала в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу.
Анализ показывает, что в работе наблюдается стабильная положительная динамика. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы неустойчивы.
Таким образом, игра активно воздействует на познавательную деятельность обучающихся, на их эмоциональную сферу, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, даёт возможность повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Эффективность игры во многом будет зависеть и от эмоционального настроя педагога.
Свой отчет я хочу закончить высказыванием великого педагога В.А.Сухомлинского «Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Так пусть этот огонек сможет зажечь каждый педагог и отдать частичку огонька своим воспитанникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
Предлагаю материал по развитию игровой деятельности у детей раннего возраста который был опробован на приктике в детском саду....
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Зайка знакомится с правилами дорожного движения» (игровая деятельность) для детей средней группы.
Данный конспект разработан в рамках проекта: «Вместе мы играем - правила движения соблюдаем» для детей средней группы (4-5 лет) во время прохождения курсов повышения квалификации для воспитателей ...
Игры и игровые упражнения с использование подвижной игровой деятельности для детей младшего дошкольного возраста
Игра "Прятки" - на преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения. Играть можно с 1 года. Оговариваем, где нельзя прятаться. С детьми пос...
Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на
Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...
Совместная игровая деятельность для детей с ОВЗ и детей общеразвивающей группы
Две игры для совместной деятельности детей с ОВЗ и детей общеразвивающей группы...
Педагогическая поддержка игровой деятельности у детей в условиях дошкольных образовательных учреждений Игры для развития сенсорных способностей у детей от 2-3 лет.
Данного методическая разработка направлена на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт....
Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы: Смирнова Е.О Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю.
Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы: Смирнова Е...