Картотека игр по речевому развитию средняя группа
картотека (средняя группа)
Картотека игр по речевому развитию средняя группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека игр по речевому развитию средняя группа | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.
Дай определение словам
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления Ход игры: я начну, а ты закончи:
Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая Праздник (какой?) – веселый, долгожданный Дай действия словам
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:
Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…
Праздник (что делает?) – наступает, приходит, радует…
Наоборот
Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова Ход игры: я начну, а вы продолжите:
Веселый праздник – грустный Большой подарок – маленький Светлое небо – …
Чистое платье – … Хорошее настроение – … Теплая погода - …
Где Петрушка?
Наглядный материал: кукольная мебель, игрушечный Петрушка
Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за диван.
Дети объясняют, где Петрушка – Петрушка сидит на стуле.
Четвертый лишний
Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:
- тарелка, стакан, корова, чашка
- чашка, стакан, тарелка, кружка
Драматизация сказки «Человек и животные»
Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным
предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.
Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:
- Дай нам работу
- А что вы умеете делать?
Лошадь сказала: «Я буду возить грузы» Овца сказала: «Я буду давать шерсть» Собака – охранять дом
Курицы – нести яйца
Петушок – рано утром всех будить.
Отгадай предмет по названиям его частей
Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов. Ход игры:
- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)
- голова, туловище, лапы, крылья (птица)
Кто у кого?
Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом (А)
Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами
Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»
Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок»
Узнай по описанию
Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию
Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде
Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его. Усложнение:
дети объясняют свой выбор роль водящего выполняет ребенок
Угадай звук
Поднимите правую руку, если услышите в словах звук [c]: слоненок, Зоя, санки, матрас, золото…
хлопните в ладоши 1 раз, если услышите звук [ч], 2 раза – звук [ц], вставайте, если услышите звук [c].
Цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын. Цапля важная носатая,
Целый день стоит, как статуя Пес тоскует на цепи
А попробуй, отцепи;
В небе коршун кружится Третий час подряд
Но ему, разбойнику
Не украсть цыплят.
Отгадай-ка
Цель: упражнять детей в составлении описательных рассказов развивать умение внимательно слушать товарища
Ход игры: водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно
становится водящим.
В: ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета:
Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит. Каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен. В конце назовите для чего можно использовать?
Используй каждое мгновение
Дети, наверно, не раз рассматривали в книгах иллюстрации и рассказывали, что на них изображено. Сейчас на рассматривание незнакомой картинки дается не больше полминуты, причем, за это время картинка два раза прикрывается,
ненадолго тушится свет и т.д. И все же нужно подробно рассказать, что на ней изображено, запомнив, даже незначительные детали. Для этого необходимо полностью мобилизовать свое внимание и действительно суметь использовать каждое мгновение. Победителем считается тот, кто успел заметить больше других.
Что изменилось?
Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.
Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.
В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
Усложнение:
Описать предмет, которого не стало рассказать о месте, где он стоял
на какой звук начиналось название этого предмет в названии, каких еще предметов есть этот звук?
Измени предложение
Цель: учить согласовывать существительные, прилагательные и глаголы Ход: послушай первое предложение и закончи аналогично второе
Лена поливает цветы, Лена и Коля …
Что у вас?
Материал: на каждом столе 1 картинка
Ход игры: воспитатель спрашивает: «Что у вас на картинке?» Дети отвечают:
- У нас флаг
- У нас флаги
- У нас дом
- У нас дома
Один и много
Материал: картинки по числу детей с изображением 1 или нескольких предметов
Ход игры: воспитатель раздает картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают:
- У меня окно
- У меня окна
Затем составляют пары картинок по принципу: один – много.
Ласковые слова
Цель: активизация ласкательных существительных
Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:
Санки – саночки
Гора – горочка Зима – зимушка Шуба – шубка
Шапка – шапочка Снег – снежок
Что из чего сделано?
Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе
Ход игры:
Стакан из стекла – стеклянный Нож из железа – железный
Чашка из фарфора – фарфоровая Ваза из хрусталя – хрустальная Ложка из дерева - …
Сковорода из чугуна - …
Магазин
Практическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом (А)
Ход игры: на игровом поле расположены 3-4 куклы, 3-4 мишки и т.д. У воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:
- У меня мяч, а в магазине мячи
Я начну, а ты закончи
Цель: активизировать в речи предлога (У) Ход игры:
Красивое платье у кого? У Зины
Синий флажок у кого? У Саши
Кто как кричит
Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов.
Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.
Ход игры:
Вспомните, как подает голос поросенок Хрю – хрю
Что он делает? Хрюкает
Как подает голос котенок? Мяукает?
Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница»
Угадай дерево по листу
Материал: карточки с листьями знакомых деревьев
Ход игры: воспитатель показывает карточки одну за другой и спрашивает, какому дереву этот лист принадлежит. Дает образец ответа:
- Этот лист березы
- Этот лист клена
Кто с кем?
Наглядный материал: предметные картинки – взрослые животные и их детеныши
Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает ответить на вопрос: «Кто с кем вышел на поляну?» (лиса с лисенком, зайчиха с зайчонком)
Где мишка искала свой мяч?
Цель: привлечь внимание детей к различным вариантом пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги ПОД, ЗА, НА, ОКОЛО, С. Учить изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов.
Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают Что делает мишка? (спит)
Где спит мишка? (на кровати) Что сейчас делает мишка? (встал)
Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (не встал, еще сидит) Где он сидит? (на кровати)
Поиск мяча для мишки (за диваном, за столом…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет
Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...
Картотека дид-х игр по речевому развитию средняя группа
Картотека дид-х игр по речевому развитию средняя группа...
Картотека игр по речевому развитию (средняя группа)
Данные игры способствуют развитию связной речи, активизации словаря,формируют у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова,развивают внимание, сообразительность. ...
Картотека дидактических игр по речевому развитию (средняя группа)
Дидактические игры по речевому развитию...
Картотека загадок речевое развитие средняя группа
Загадки для 5-летних детей помогут организовать для ребенка-дошкольника веселый и познавательный досуг. В этом возрасте дети уже многое знают, но продолжают с удовольствием учиться и заниматься творче...
Картотека дидактических игр по речевому развитию - средняя группа
Дидактические игры с указанием дидактических задач, описанием хода игры, необходимого оборудования, а также возможные варианты игр....
Картотека дидактических игр по речевому развитию средняя группа
laquo;Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответит...