Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа)

Садовникова Оксана Петровна

В настоящее время в качестве приоритетного направления используется деятельный подход к личности ребенка, одним из видов которого, является экспериментирование. Наряду с игрой, экспериментирование считается ведущей деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_nahodka.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность в развитии дошкольников.

Слайд 1.

Слайд 2.

Когда я начала работать воспитателем, я стала искать ответы на вопросы: Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть к познанию мира? Как способствовать развитию творческого потенциала, инициативности, уверенности в своих силах? В настоящее время в качестве приоритетного направления используется деятельный подход к личности ребенка, одним из видов которого, является экспериментирование. Наряду с игрой, экспериментирование считается ведущей деятельностью.

Слайд 3.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Дети с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в твёрдом и жидком состоянии, экспериментируют с песком, бумагой, глиной, магнитом.

Слайд 4.

 Я стала включать в образовательную деятельность элементы экспериментирования. И уже на сегодняшний день, оценивая результаты своей работы, сделала вывод, что экспериментальная деятельность является эффективным средством развития познавательного интереса у детей. В этой деятельности воспитатель должен выступать для них не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Слайд 5.

Давайте, для начала, вспомним, какую роль играет экспериментирование в развитии дошкольника.

Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, расширению кругозора, поддержанию инициативы, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности, творческих способностей. Ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, обогащает свой словарный запас. При планомерной исследовательской деятельности ребята со временем могут самостоятельно выбирать объект для эксперимента, подбирать методы исследования. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка.

Для этого нужно создавать предметно-развивающую среду в группе.

Слайд 6.

С этой целью была создана мини-лаборатория. При её оборудовании учитывались следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья
  • достаточность
  • доступность расположения.

Каждый раз проводится инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговориваются совместно с воспитанниками правила безопасности. Большинство материалов для лаборатории найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые стаканчики, пищевые красители, болтики, магниты и прочее. Есть картотека карточек-схем для проведения опытов. Опыты я подбираю простые, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов.

Слайд 7.

Комплексные виды опытов обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру.

 Экспериментирование я использую в различных сферах детской деятельности. Считаю важным при обучении задействовать все органы чувств ребенка. Очень интересные игры с угадыванием предметов: «Что в коробочке», «Узнай по запаху».

Лучше начинать проводить опыты с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Исследовательская деятельность способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

Слайд 8.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории. Для родителей создана картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. При проведении опытов в группе, завершающий эксперимент может быть проведён «наполовину». Допустим, мы ставим проблему или проводим опыт в определенных условиях, а затем выдвигаем гипотезу и предлагаем детям проверить её и провести вторую часть эксперимента дома с родителями. Детям будет интересно продолжить опыт и узнать, что же произойдет? На следующем занятии они делятся ходом эксперимента, подробностями его проведения (опыт с мандаринами в воде) и сделанными выводами.

Слайд 9.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Понимая значение экспериментирования для развития ребенка в детском саду, я разработала общеразвивающую программу естественнонаучной направленности по опытно-экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста 5-7 лет. Главная идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования представлений дошкольников об окружающем мире.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование, как форма деятельности, является отличным практическим методом для развития познавательной активности и самостоятельного творческого мышления, умения анализировать, логически мыслить и делать выводы и обобщения. Появляется возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия с объектами и явлениями окружающей действительности.

Слайд 10.

Задачи:

Обучающие.

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.

Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

Активизировать речь детей, пополнять словарный запас.

Развивающие

Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости, анализировать, обобщать.

Развивать мыслительные операции, умение сравнивать, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).

Воспитательные

Способствовать воспитанию самостоятельности, активности. Поддерживать у детей инициативу, пытливость, критичность.

Алгоритм организации детского экспериментирования формируется следующим образом:

  • ребенок с помощью воспитателя или самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
  • предлагает различные варианты ее решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы.

Слайд 11.

Организация детского экспериментирования осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда для проведения опыта детям даются задания различного уровня сложности. Разноуровневые задания даются во время прогулок, по проведению экспериментирования с водой, песком, воздухом. Ребята так же делятся на подгруппы, проводят опыты, после проводится совместное обсуждение.

Слайд 12.

  Например, на занятии «Тонет — не тонет» первой подгруппе детей даётся задание провести опыт на определение плавучести кубиков одинакового размера из разных материалов (дерево, пластмасса, стекло, металл, пенопласт, камень), а второй подгруппе — определить плавучесть предметов разного веса и формы, но состоящих из металла (кубик, миска, кораблик). Первое задание предполагает выводы о плавучести более лёгких материалов, второе задание подразумевает сложный вывод о способности предметов плавать в зависимости от их общей плотности и объёма. Я всегда поощряю детские вопросы: «Что такое туман? Из чего состоят облака? Почему они летают? Почему трава зелёная? Почему море солёное?». Эти вопросы становятся темой для новых опытов и экспериментов.

Слайд 13.

Механизмом оценки сформированности у детей дошкольного возраста навыков экспериментальной деятельности служат разработанные карты мониторинга показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

  • Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.
  • Ребёнок может поставить проблему, выдвинуть гипотезу.
  • Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…).
  • Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.
  • Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи.
  • Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.
  • Самостоятельно может делать выводы по результатам опытов.

Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Слайд 14.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...