Программа танцевального кружка "Танцуем вместе"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа танцевального кружка для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tantsevalnogo_kruzhka_tantsuem_vmeste.docx | 47.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 86
«Сударушка»
Васильева О.А.
Программа танцевального кружка
«Танцуем вместе»
для детей 6-7 лет
Музыкальный руководитель:
Гракова А.С.
2022-2023 учебный год
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка……………………………………………3
1.2 Цель и задачи программы……………………………………………3
1.3. Психолого-возрастные особенности воспитанников……………..4
1.4.Принципы и подходы к формированию программы…………5
1.5.Планируемый результат, целевые ориентиры………………………………………………. 6
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Диагностика ………………………… 7
2.2. Кружковая работа…………………………….9
2.3.Взаимодействие с педагогами и родителями воспитанников ……….16
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды………………………………………………………………………18
3.2 Перечень методических пособий…………………………………….18
3.3. Литература……………………………………………………………18
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Ритмика- один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Занятия «хореографией» оказывают положительное влияние на организм детей: профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы, плоскостопия; улучшение осанки, силы, гибкости, выносливости; приобретение жизненно-необходимых двигательных умений и навыков; развитие двигательной памяти.
Каждый ребенок дошкольного возраста стремится к красоте и гармонии, старается выразить себя посредством движения, и помочь ему в этом могут специально организованные танцевально-ритмические занятия в рамках кружка, которые призваны более глубже развивать в ребенке выразительность, пластичность, общую культуру движений.
Овладение элементами хореографии, народных и современных танцев в непосредственно образовательной музыкальной деятельности повышает уверенность в себе, коммуникативную активность, доброжелательность, внимательность к другим. Танцевальные игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями, создают условия эмоциональной разрядки, улучшают функции внимания.
В наше непростое и жестокое время очень важно воспитать маленького человека, способного сопереживать, сочувствовать другим людям, животным, прививать ему чувство такта, воспитать культурного . полноценного члена общества.
1.2.Цель и задачи программы.
Цель:
Приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкально-ритмических способностей, формирование эстетического вкуса интересов; активизация творчества через двигательный мир ребенка.
Задачи:
- Приобщение детей к танцевальному искусству, обогащение знаний о танцах.
- Побуждение к импровизации под музыку, сочинению собственных композиций, придумыванию своих оригинальных движений.
- Развивать чувство ритма, темпа, координацию и свободу движений.
- Развивать у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
- Формирование нравственно-эстетических отношений между детьми и взрослыми.
- Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
- Обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
1.3. Психолого-возрастные особенности воспитанников
подготовительной группы(6-7 лет)
Дети 6 -7 лет нуждаются в двигательной активности больше, чем дети младшего или среднего дошкольного возраста. Этот возраст врачи и физиологи называют « возрастом двигательной расточительности». Именно занятия танцевального кружка помогают творчески реализовать эту потребность, ведь разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, но и мускулатуру, стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребёнка.
К 6 годам дети умеют самостоятельно определить на слух характер музыки и передать его в движении, слышать вступление, легко различать 2 частную форму произведения. Отмечают в движении изменение темпа, динамики, чувствуют чередование музыкальных фраз, выделяют акценты, с желанием откликаются на творческие задания, проявляя творческую активность.
У детей 6-7 лет достаточно развиты двигательные навыки: они ритмично ходят, легко и энергично бегают, умеют скакать с ноги на ногу… Именно сейчас они способны самостоятельно определить музыку танца, подобрать соответствующий характер движения (польки, вальса, пляски.); использовать элементы народного танца в своих импровизациях.
В возрасте 6-7 лет наблюдается незавершенность строения стопы, важно предупредить появление плоскостопия. Именно движения ног, правильно подобранные упражнения могут решить проблему плоскостопия. Важно давать детям правильные нагрузки, не навредить, не перетрудить стопу.
К 6 годам у ребёнка хорошо развиты мышцы туловища, надо развивать и мелкие мышцы, чтобы они не остались по-прежнему слабыми. Ребёнок 6 лет может выполнять движения с различной амплитудой от медленных переходить к более быстрым движениям. Именно в хореографии много движений для пальцев рук – это является стимулирующим фактором развития и совершенствования речи в дошкольном возрасте.
Благодаря целенаправленным занятиям улучшается координация движений детей, им становится доступно выполнение разнообразных упражнений на равновесие.
Размеры дыхательных путей ребенка значительно уже, чем у взрослых, поэтому важна правильная организация двигательной активности, ибо если её недостаточно, чаще случаются заболевания органов дыхания. При выполнении танцевальных движений вентиляция легких увеличивается в 2-7 раз, при беге и прыжках – ещё больше.
В этом возрасте созревают лобные доли мозга, благодаря чему ребенку удаётся управлять своими движениями, действием, поведением. Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью в достижении желаемого, способны ставить перед собой определенные цели. При правильной физической нагрузке старший дошкольник в состоянии без особого напряжения заниматься в течение 30-35 минут.
1.4. Принципы и подходы к формированию программы.
Принципы работы на кружковых занятиях:
- Отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение к настроениям и самочувствиям детей.
- Каждый ребёнок принимается таким, какой он есть; признаётся его ценность, значимость, уникальность.
- Недопустимы упрёки и порицание за неуспехи.
- Занятия проводятся в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
- Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребёнка.
- Большое внимание на занятиях уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы, т.к. самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослых.
- Отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение к настроениям и самочувствиям детей.
- Каждый ребёнок принимается таким, какой он есть; признаётся его ценность, значимость, уникальность.
- Недопустимы упрёки и порицание за неуспехи.
- Занятия проводятся в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
- Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребёнка.
- Большое внимание на занятиях уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы, т.к. самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослых.
Занятия по программе кружка « танцуем вместе » проводятся с детьми подготовительной логопедической группы ( 6 -7 лет) в течение учебного года, с частотой 4 занятия в месяц в среду
Продолжительность одного занятия: 25 мин.
1.5. Планируемый результат, целевые ориентиры.
- У детей развиты самостоятельность, коммуникативные качества, память. Творческие и музыкальные способности.
- Раскроется индивидуальность каждого ребенка, проявится его одаренность.
- Установятся доброжелательные отношения между детьми.
- Становление устойчивого познавательного интереса, интереса к различным источникам получения информации.
- Пополнение предметно-развивающей среды в детском саду.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Диагностика.
Диагностическая программа
Проведение диагностики музыкально-ритмического развития ребёнка необходимо для:
- Выявления уровня развития музыкальных и двигательных способностей детей, состояния эмоциональной сферы.
- Проектирования индивидуальной работы.
- Оценки эффекта педагогического воздействия.
В процессе наблюдения педагог оценивает проявления детей, сравнивая их между собой, и условно ориентируется на лучшие показатели, выявленные для данного возраста.
ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ: Выявление уровня музыкально-ритмического развития ребёнка.
Метод диагностики: Наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях исполнения знакомых танцев и упражнений, разучивания новых движений.
В процессе оценки музыкально- ритмической деятельности детей используется 5-бальная шкала. Критерии развития музыкально-ритмической деятельности детей ориентированы на объём умений детей.
5 баллов- движения выражают музыкальный образ и совпадают с музыкальными фразами.
4-2 баллов – передают только общий характер, темп и метроритм.
0-1 балл – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а так же на счёт и показ взрослого.
К концу учебного года проводится повторная диагностика детей и составляется диаграмма показателей развития детей.
2.2. Кружковая работа.
МЕСЯЦ | ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ЗАДАЧИ |
Сентябрь-ноябрь | Вводное занятие Беседа «Что такое танец?» Приветствие. Основные правила поведения в зале, правила техники безопасности. Постановка корпуса, положение рук и ног. | -Формировать интерес к занятиям. -Формировать общую культуру личности ребенка. -Формировать правильную осанку и положение головы, положение рук на талии, позиции ног. |
Музыкально-ритмические движения, упражнения. - Маршировка- «Топ по паркету» (шаг с носка, перестроения- круг, из круга большого в маленький круг и обратно, колонна, круг)- Упражнение с мячом «С неба капельки упали». (различные способы обращения с мячом) Переменный шаг. «Ливенская полька» р.н.м. | Формировать правильное исполнение танцевального шага. -Формировать умение ориентироваться в пространстве. -Научить перестраиваться из одного рисунка в другой. -Разогреть мышцы. -Развивать первоначальные навыки координации движений. - Учить детей ощущать метрическую пульсацию через движения с мячом, - ощущать акценты на сильную долю; ощущать музыкальную фразу, метрическую пульсацию через движения с мячом, в размере 4/4 - осваивать хороводный шаг- переменный, -закреплять навыки ориентировки в пространстве. -восприятие сильной и слабой доли на слух. -почувствовать жанровую основу музыкальных произведений. | |
Танцевальные композиции Танец «Осенняя полька» Танец «Песнь о Смоленске» (составление схемы танца) Танец «Девочка – Россия» | -Познакомить детей с танцем полька и ритмом плясового шага в этом танце; -усвоить стиль исполнения задорной польки; -развивать образность и выразительность движений; согласовывать все движения с музыкой; -следить за ритмичностью, выразительностью исполнения движений - Развивать образность и выразительность движений; - согласовывать свои движения с музыкой; - реагировать на изменение музыкальных фраз; -следить за четкостью, ритмичностью, выразительностью исполнения движений. -Учить составлять схему танца. | |
Игры, Игры-инсценировки Р.н.и. «Плетень» Творческие задания, заключительная часть. Импровизация с мячом | - Пробуждать в детях творческую фантазию. - познакомить детей с темпами (умеренный, оживленный); - учить ощущать и осознанно определять смену темпов; - учить выразительно двигаться в соответствии с характером музыки. Осознание и закрепление результатов своей работы на занятии. - научить получать удовольствие от исполнения; -сочинить небольшую танцевальную композицию. | |
Игры, игры-инсценировки Игра «Музыкальные ворота» Творческие задания, заключительная часть. Импровизация с лентами | - Продолжать знакомить детей с динамическими оттенками музыки; - учить строить рисунки танца; - формировать умение ориентироваться в пространстве. - закрепить результаты своей работы на занятии; - учить сочинять небольшие танцевальные композиции. | |
Декабрь-февраль | Вводная часть, разминка «Сказочные герои» | -разогреть мышцы; -учить передавать заданный образ; -развивать навыки координации движений; -развивать чувство ритма, согласованность действий. |
Музыкально-ритмические движения. Упражнения Строевые упражнения. Упражнения на ориентировку в пространстве. (ходьба по залу, марш с хлопками. Упражнения на координацию рук и ног, бег на носочках «змейкой», поскоки, боковой галоп, дробный шаг, хороводный шаг. «Веселые пары» («4 таракана и сверчок») Хлопки с разведением рук в стороны, приставные шаги, перестроение в два круга, четыре. | -Развивать слуховое внимание детей; - развивать чувство ритма; - закреплять способность различать части музыки; -формировать правильное исполнение танцевального шага; -учить перестраиваться из одного рисунка в другой; - закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, - формировать пластику, культуру движения, их выразительность; - совершенствовать исполнение выученных движений. | |
Танцевальные композиции «Новогодний вальс» «Зима – красавица» (составление рисунка танца) | - Развивать образность и выразительность движений; - согласовывать движения с музыкой; - развивать чувство ритма; - формировать пластику, культуру движения, - учить составлять рисунок танца -Развивать способность выразительно передавать в движении характер музыки; -отрабатывать четкое исполнение танцевальных движений; -развивать творческую фантазию детей; -учить согласовывать движения с музыкой и словом; -развивать образность и выразительность движений | |
Игры, игры-инсценировки «Музыкальные змейки» Творческие задания, заключительная часть. Импровизация с поклоном «Белые снежинки» | - развивать творческие способности детей; - развивать воображение, фантазию; - формировать умение ориентироваться в пространстве. - сочинить небольшую танцевальную композицию (1-2) движения с поклоном в конце - развивать воображение детей, творческие способности; - учить придумывать композиции из 2-3 движений. | |
МАРТ- МАЙ | Вводная часть, разминка «Я рисую солнце», «Чунга-Чанга» | -развивать координацию движений рук и ног; -развивать умение согласовывать движения с музыкой и словом; -работать над единым ритмом. |
Музыкально-ритмические движения, упражнения. Шаг с ударом; притопы одинарные, двойные, тройные; Хлопки в разных ритмических рисунках. «Ручеек» ( с платочком)- Перестроения из ручейка в круг, закручивание спирали, передача платка по кругу. «Друзья» ( в парах) | -- развивать чувство ритма детей; - формировать пластику, культуру движения, их выразительность; - учить выполнять движения в едином ритме; - развивать слуховое внимание детей; - развивать чувство ритма; -совершенствовать умение слышать музыкальные фразы; - закреплять умение ориентироваться в пространстве; -воспитывать коммуникативные качества развивать чувство ритма; -развивать выразительность, точность и координацию движений; -развивать воображение детей; -побуждать детей к импровизации; -Ощущать музыкальную форму произведения, пульсацию на сильную долю такта; -развивать образность и выразительность движений; -развивать координацию движений, чувство ритма. | |
Танцевальная композиция «Хор рук с цветами» | - развивать музыкальность детей; -формировать плавность и мягкость движений рук; -развивать творческую фантазию детей, умение импровизировать движения; -формировать культуру движений, их выразительность; -развивать чувство ритма; -учить перестраиваться из одного рисунка в другой; -работать со схемами; -развивать музыкальность, чувство ритма. | |
Танец «Почемучки» | -развивать творческую фантазию детей, умение импровизировать движения; -согласовывать все движения с текстом песни и музыкой; -формировать культуру движений, их выразительность; -развивать чувство ритма; -учить перестраиваться из одного рисунка в другой; -формировать правильное исполнение танцевальных движений; -работать со схемами; -развивать музыкальность, чувство ритма. | |
Игры, игры-инсценироки Игра «Карусель» Игра «Скорый поезд» Творческие задания, заключительная часть. «Хоровод цветов» | -развивать творческие способности детей; -формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер. Передавать их танцевальными движениями; -формировать правильную осанку; -выполнять упражнения в едином ритме. -развивать музыкальный слух и чувство ритма; -учить импровизировать; -развивать умение детей перестраиваться с одного темпа музыки на другой; -развивать воображение детей, творческие способности; -учить детей составлять небольшие композиции (2-3 танцевальных движения) | |
Итоговая диагностика | Подведение итогов работы кружка. Оценка динамики познавательного развития (наглядно-образного мышления, зрительно-моторной координации и т.д.) детей |
2.3.Взаимодействие с педагогами и родителями воспитанников.
Создание условий для проявления творческой активности ребёнка – первостепенная задача взрослых.
Педагогу принадлежит ключевая роль в организации образовательной среды для развития мышления и воображения у детей. Основополагающим моментом является способность педагога устанавливать субъект-субъектные взаимодействия с воспитанниками.
Для педагогов разработаны рекомендации по развитию творческого мышления и воображения у детей. Вот некоторые из них:
- Организовывать творческую деятельность детей через игру.
- Учить детей действовать самостоятельно, избегать прямых инструкций.
- Не сдерживать инициативы детей.
- Не делать за детей то, что они могут сделать сами, или то, что они могут научиться делать самостоятельно.
- Не спешить с вынесением оценочных суждений.
- Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
- Ориентировать детей на их собственные наблюдения и эксперименты.
- Учить прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями.
- Помогать детям формировать навыки самостоятельного решения определённых проблем, поощрять оригинальные решения, умение делать выбор.
- Побуждать детей к самостоятельной постановке вопросов, обнаружению противоречий, формулированию проблемы.
- Использовать различные виды творческих работ.
Педагог-психолог и воспитатели решают проблему развития творческого мышления у старших дошкольников совместно с родителями. Одной из форм работы с родителями по данной проблеме является проведение родительской встречи, на которой педагоги и психолог рассказывают о роли творческого мышления в интеллектуальном и личностном развитии детей, обсуждают с родителями результаты анкетирования, а также формы и методы работы с детьми по развитию творческого мышления и воображения. Кроме этого с родителями проводятся индивидуальные консультации по вопросам развития их ребёнка, обсуждается уровень усвоения материала малышом на занятиях, роста его личного творческого потенциала, проблем психоэмоционального здоровья и т.д.
Для родителей разработаны рекомендации по развитию творческого мышления и воображения у детей. Вот некоторые из них:
- Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком; интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; воспринимать вопросы и высказывания ребёнка всерьёз.
- Уважать право ребёнка на собственное мнение и относиться к ребёнку как к равноправному партнёру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; включать ребёнка в совместное обсуждение общих семейных дел.
- Предоставлять ребёнку жизненное пространство: с вниманием относится к его потребностям, снабжать ребёнка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий; не запрещать ребёнку играть «со всяким хламом» - это стимулирует его воображение; найти место, где ребёнок смог бы показывать свои работы и достижения; не ругать ребёнка за беспорядок на столе, если он ещё не закончил занятия (однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания).
- Приучать ребёнка мыслить и действовать самостоятельно; побуждать ребёнка находить проблемы и затем решать их (не спешите предлагать готовых ответов), поощрять в ребёнке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.
- Помогать ему строить свои собственные планы и давать ребёнку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.
- Побуждать ребёнка придумывать истории и фантазировать, делать это вместе с ним, брать его в поездки по интересным местам.
- Развивать в ребёнке позитивное восприятие мира, хвалить ребёнка за конкретные поступки и успехи и делать это искренне, не сравнивать своего ребёнка с другими, указывая при этом на его недостатки.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1.Особенности организации развивающей предметно –пространственной среды.
Занятия проходят в музыкальном зале
Игровое пространство:
Ковер, музыкальные инструменты и игрушки, ленты, платки, шарфы, полотна. Обручи, мячи. Степы, различные атрибуты
3.2 Перечень методических пособий.
нотный материал, иллюстрации, костюмы, фонограммы, СD, DVDдиски
Литература.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика ( Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста)
- Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей.
- Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду (старшая и подготовительная группа)
- Суворова Т.А. «Танцевальная ритмика для детей»
- «Са-фи-дансе» (танцевально-игровая гимнастика для детей)
- Горшкова Е.В. От жеста к танцу
- Барышникова Т.В. Азбука хореографии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».
Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...
Сюжетно – игровое физкультурное развлечение Тема: «День здоровья. Вместе с мамой, вместе с папой». (старшая группа)
Сюжетно – игровоефизкультурное развлечение...
Вместе с мамой, вместе с папой
Консультативный центр...
Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"
Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...
Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".
«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...
"Вместе с папой, вместе с мамой"
Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....
Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"
Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...