Проект "Ловкие пальчики"
проект (подготовительная группа)
Проект краткосрочный. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Направлен на развитие мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 49.99 КБ |
proekt_lovkie_palchiki.pdf | 865.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 9»
457017, Челябинская область, Увельский район, п. Каменский, ул. Заводская, 12
ИНН 7440006969 КПП 742401001 Тел: 8(351)-66-63-184 Email: mkdouds9@mail.ru
Проект по теме самообразования
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»
Характеристика проекта:
Исполнители проекта:
- Скурятина Анна Александровна, учитель-логопед.
- Дети старшей логопедической группы
Вид проекта: творческий
Срок реализации: краткосрочный (февраль-апрель)
Февраль, 2021
Введение
Сегодня к будущему первокласснику предъявляются высокие требования при поступлении в школу. У ребёнка должна быть сформирована готовность к поступлению в школу. Немаловажным является наличие умения ребёнка грамотно говорить, использование всех частей речи, овладение элементарными овладение элементарными навыками письма. Должна быть развиты волевые качества, познавательные процессы. Все это необходимо развивать в дошкольном учреждении. Достаточно большая роль отводится сформированной мелкой моторике рук дошкольника.
Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев
рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и
мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать
маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие
мышцы организма.
Мелкая моторика оказывает большое влияние на развитие ребенка.
1. Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые
необходимы ребёнку в повседневной жизни.
2. Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических
процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания
и речи.
3. Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей
готовности к обучению ребёнка в школе.
Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким
последствиям для малыша:
- отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
- сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе:
- ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп
обучения ему кажется слишком быстрым и сложным; - недостаточное развитие творческих способностей, мышления и
внимания; - неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и
писать цифры или буквы; - если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не
может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает.
Цель проекта: создание условий для развития мелкой моторики у детей
дошкольного возраста посредством разных видов деятельности.
Задачи:
- Использовать разные виды детской деятельности;
- Создать развивающую предметно-пространственную среду для развития
мелкой моторики; - Развивать мелкую моторику рук;
- Психические познавательные процессы (память, мышление,воображение, речь, восприятие);
- Формировать волевые навыки;
- Воспитывать умение работать в коллективе;
- Формировать положительные эмоции.
Данный проект рассчитан на два месяца и охватывает детей старшего дошкольного
возраста.
Объект исследования: мелкая моторика рук.
Предмет исследования: влияние разных видов детской деятельности на
развитие мелкой моторики рук.
Ожидаемые результаты:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту;
- Овладение разными видами трудовой деятельности;
Описание проекта
Развитие мелкой моторики рук - залог нормального развития интеллекта ребенка. На протяжении всего детства дошкольника четко выступает эта зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает, а затем и учится в школе. Во время стимуляции моторных навыков пальчиков ребёнка его речевой центр начинает активизироваться, а это в будущем повлияет на почерк, ловкость рук, скорость реакции.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. А в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Перед тем как изучить особенности развития мелкой моторики руки старших дошкольников, рассмотрим развитие познавательной сферы в данном возрасте.
Старший дошкольный возраст - это период активного развития познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребенка. В этом возрасте главней задачей педагогов и психологов является подготовка к школьному обучению, к письму. Об этом отечественные и зарубежные психологи отмечают в своих работах, изучившие психологические особенности детей дошкольного возраста.
У ребенка в старшем дошкольном периоде активно развиваются внимание, восприятие, память, мышление, воображение и речь. Происходит изменение в ведущем виде деятельности, конструкторская игра постепенно превращается в трудовую деятельность. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается активное мышление. В игре ребенок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свое действие, совершенствуется ручные движения и умственные операции, воображение и представления.
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Начало формирования произвольного внимания связано с внутренним регулируемым восприятием и активным владением речью. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он принимает у взрослых. Таким образом, возможности произвольного внимания к 6-7 годам уже достаточно велики».
К концу дошкольного возраста структура памяти претерпевает изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.
Мышление в дошкольном возрасте развивается по следующим линиям: совершенствование наглядно-действенного мышления на основе развивающегося воображения, улучшение наглядно-образное мышления путем формирования произвольной и опосредствованной памяти, начало формирования словесно-логического мышления на базе использование речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. Следовательно, у ребенка в старшем дошкольном возрасте присутствует наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое мышление.
Одним из основных новообразований дошкольного возраста является воображение. Воображение, так же, как и восприятие, внимание и память постепенно переходит из непроизвольного в произвольное, из непосредственного превращается в опосредствованное. Формирование воображения в старшем дошкольном возрасте находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка.
В старшем дошкольном возрасте развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей этого возраста правильно произносят слова. Происходит увеличение словарного запаса и понимание слов. По утверждению Л. С. Выготского, «история письма у ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо написать букву». То есть, рисование является предпосылкой формирования письменной речи.
Таким образом, развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи влияют на психологическую готовность к школьному обучению. В развитии восприятия, внимания, памяти, мышления и речи большую роль играет мелкая моторика рук.
Методы развития мелкой моторики рук старших дошкольников
Таблица 1.
Традиционные методы | Нетрадиционные методы |
Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание). | Самомассаж кистей и пальцев рук с предметами (грецкими орехами, карандашами). |
Пальчиковые игры с речевым сопровождением и без речевого сопровождения. | Игры с различными бытовыми предметами: прищепками, резинками для волос, пуговицами, пробками, скрепками и т.д. |
Игры: мозаика, конструкторы, пазлы, шнуровка, бусы, кубики, пристегивание, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, палочками и т.д. | Игры с песком. |
Благодаря вышеизложенным методам у старших дошкольников развивается не только мелкая моторика рук, но и такие психические процессы, как внимание, воображение, память, мышление, а также речь.
При выполнении заданий на развитие мелкомоторных умений необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: его возраст, настроение, желание и возможности, чтобы ребенок занимался с удовольствием. Для достижения хорошего результата важно регулярно делать упражнения. Они могут быть как частью образовательного процесса, так и элементом домашних дел. Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту.
Систематические упражнения с участием рук и пальцев у старших дошкольников гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
Виды деятельности, развивающие мелкую моторику:
Развивая мелкую моторику, на занятиях мы используем только игровую деятельность, а именно:
- Пальчиковые игры и упражнения;
- Массаж кистей рук и пальцев;
- Игры со шнуровкой;
- Игры с массажными мячами;
- Игры на световом столе.
Средства развития мелкой моторики рук:
- Пластилин
- Крупа, бусы, пуговицы
- Песок, вода
- Бумага
- Карандаши, счётные палочки
- Прищепки, шнурки
- Природный материал
- Верёвки, ткани, нитки.
Методическое обеспечение проекта
Реализация проекта зависит от методического обеспечения. Для работы
с детьми дошкольного возраста необходимо подготовить материальную
среду, которая бы содержала основной материал, который будет
использоваться в работе с детьми.
В первую очередь необходимо подготовить:
- Дидактические игры со шнуровкой;
- Пуговицы;
- Пальчиковые игры;
- Шипованные (массажные) мячики;
- Счетные палочки;
- Комплект пуговиц;
- Модель ёжика без иголок и прищепки.
Следует подготовить картотеку пальчиковых игр и упражнений.
Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);
Исполнители: учитель-логопед.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
Подготовительный этап с 1 февраля по 12 февраля 2021 года
- Определение видов деятельности, наиболее эффективных для развития
мелкой моторики рук; - Создание предметно-развивающей среды (создание Центра «Познавай-ка» и насыщение его наглядным, практическим, художественным материалом);
- Разработка перспективного плана для работы с детьми.
Основной этап: деятельностный с 15 февраля по 15 марта 2021 года
- Реализация перспективного плана для работы с детьми, родителями,воспитателями.
- Накопление материала по проекту: конспектов мероприятий, создание
дидактических игр, творческих альбомов;
Заключительный этап: с 15 марта по 26 марта 2021 года.
- Подведение итогов по реализации проекту;
- Представление опыта педагогической общественности;
- Публикация материалов;
- Участие в конкурсах;
Ожидаемые результаты:
- Максимально использовать разные виды детской деятельности;
- Создана развивающая предметно-пространственная среду для развития
мелкой моторики; - Развита мелкая моторика рук;
- Развиты психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, восприятие);
- Сформированы волевые навыки:
- Воспитано умение работать в коллективе;
- Развита эмоциональная сторона ребенка.
Перспективный план работы на февраль-март
№ п/п | Неделя | Тема недели | Задачи | Упражнения |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1. | 1 неделя | Инструменты. |
|
Завизжала и запела: Ела, ела дуб, дуб Поломала зуб, зуб.
|
2. | 2 неделя | Морские, речные и аквариумные обитатели. |
|
Приплывали две севрюги, Двумя ладонями дети изображают, как плывут рыбы У них спины, словно дуги Выгибают ладони тыльной стороной вверх Налетели с двух сторон Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу Ты, акула, выйди вон! Делают толчок ладонями от груди.
|
3. | 3 неделя | День защитников отечества. |
|
|
4. | 4 неделя | Транспорт. |
| Вот машинка на ладошке (катание машинки на ладошке) Едет, будто по дорожке. Раз, два, три. Раз, два, три. На машинку посмотри. |
МАРТ | ||||
5. | 1 неделя | Весна. |
|
|
6. | 2 неделя | Весна. Мамин праздник. |
|
|
7. | 3 неделя | Перелётные птицы весной. |
| Массаж рук с применением массажного мячика;
|
8. | 4 неделя | Растения и животные весной. |
| Упражнения с прищепками и пуговками: Дети отгадывают загадку и получают плоскостное изображение ежа без иголок и комплект прищепок. Произнося текст, они ритмично прикрепляют прищепки к плоскостному изображению. Кто фырчит под лапой ёлки, Растопырились иголки? Быстро листья тащит в норку, Делает в лесу уборку. |
Выводы:
Работая над проектом у детей появилось желание всё больше и больше строить фигурки из счетных палочек, развилось воображение.
Мною были проведены занятия в соответствии с тематическим планом с применением упражнений (указанных выше). По данным полученным в результате можно сделать вывод о том, что счётные палочки не только развивают мелкую моторику рук у старших дошкольников, но и развивают воображение, творчество, счет, что способствует хорошей подготовкой к школе.
Главное направление - развитие мелкой моторики рук через дидактические игры, так как через развитие мелкой моторики рук развивается и наша речь, а это значит, что наша цель достигнута, задачи решены. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Ведь как писал В.А.Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальце»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"
Развитие мелкой моторики у ребенка....
«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».
Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....
Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...
Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?». ...