Проект "Ловкие пальчики"
проект (подготовительная группа)

Скурятина Анна Александровна

Проект краткосрочный. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Направлен на развитие мелкой моторики рук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx49.99 КБ
PDF icon proekt_lovkie_palchiki.pdf865.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 9»

457017, Челябинская область, Увельский район, п. Каменский, ул. Заводская, 12

ИНН 7440006969   КПП 742401001    Тел: 8(351)-66-63-184   Email: mkdouds9@mail.ru

Проект по теме самообразования

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Характеристика проекта:

Исполнители проекта:

  • Скурятина Анна Александровна, учитель-логопед.
  • Дети старшей логопедической группы

Вид проекта: творческий

Срок реализации: краткосрочный (февраль-апрель)

Февраль, 2021

Введение

Сегодня к будущему первокласснику предъявляются высокие требования при поступлении в школу. У ребёнка должна быть сформирована готовность к поступлению в школу. Немаловажным является наличие умения ребёнка грамотно говорить, использование всех частей речи, овладение элементарными овладение элементарными навыками письма. Должна быть развиты волевые качества, познавательные процессы. Все это необходимо развивать в дошкольном учреждении. Достаточно большая роль отводится сформированной мелкой моторике рук дошкольника.

Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев
рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и
мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать
маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие
мышцы организма.

Мелкая моторика оказывает большое влияние на развитие ребенка.
1. Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые
необходимы ребёнку в повседневной жизни.

2. Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических
процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания
и речи.

3. Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей
готовности к обучению ребёнка в школе.

Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким
последствиям для малыша:

  • отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
  • сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе:
  • ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп
    обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
  • недостаточное развитие творческих способностей, мышления и
    внимания;
  • неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и
    писать цифры или буквы;
  • если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не
    может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает.

Цель проекта: создание условий для развития мелкой моторики у детей
дошкольного возраста посредством разных видов деятельности.

Задачи:

  • Использовать разные виды детской деятельности;
  • Создать развивающую предметно-пространственную среду для развития
    мелкой моторики;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Психические познавательные процессы (память, мышление,воображение, речь, восприятие);
  • Формировать волевые навыки;
  • Воспитывать умение работать в коллективе;
  • Формировать положительные эмоции.

Данный проект рассчитан на два месяца и охватывает детей старшего дошкольного
возраста.
Объект исследования: мелкая моторика рук.
Предмет исследования: влияние разных видов детской деятельности на
развитие мелкой моторики рук.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту;
  • Овладение разными видами трудовой деятельности;


Описание проекта

Развитие мелкой моторики рук - залог нормального развития интеллекта ребенка. На протяжении всего детства дошкольника четко выступает эта зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает, а затем и учится в школе. Во время стимуляции моторных навыков пальчиков ребёнка его речевой центр начинает активизироваться, а это в будущем повлияет на почерк, ловкость рук, скорость реакции.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. А в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Перед тем как изучить особенности развития мелкой моторики руки старших дошкольников, рассмотрим развитие познавательной сферы в данном возрасте.

Старший дошкольный возраст - это период активного развития познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребенка. В этом возрасте главней задачей педагогов и психологов является подготовка к школьному обучению, к письму. Об этом отечественные и зарубежные психологи отмечают в своих работах, изучившие психологические особенности детей дошкольного возраста.

У ребенка в старшем дошкольном периоде активно развиваются внимание, восприятие, память, мышление, воображение и речь. Происходит изменение в ведущем виде деятельности, конструкторская игра постепенно превращается в трудовую деятельность. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается активное мышление. В игре ребенок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свое действие, совершенствуется ручные движения и умственные операции, воображение и представления.

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Начало формирования произвольного внимания связано с внутренним регулируемым восприятием и активным владением речью. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он принимает у взрослых. Таким образом, возможности произвольного внимания к 6-7 годам уже достаточно велики».

К концу дошкольного возраста структура памяти претерпевает изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.

Мышление в дошкольном возрасте развивается по следующим линиям: совершенствование наглядно-действенного мышления на основе развивающегося воображения, улучшение наглядно-образное мышления путем формирования произвольной и опосредствованной памяти, начало формирования словесно-логического мышления на базе использование речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. Следовательно, у ребенка в старшем дошкольном возрасте присутствует наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое мышление.

Одним из основных новообразований дошкольного возраста является воображение. Воображение, так же, как и восприятие, внимание и память постепенно переходит из непроизвольного в произвольное, из непосредственного превращается в опосредствованное. Формирование воображения в старшем дошкольном возрасте находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка.

В старшем дошкольном возрасте развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей этого возраста правильно произносят слова. Происходит увеличение словарного запаса и понимание слов. По утверждению Л. С. Выготского, «история письма у ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо написать букву». То есть, рисование является предпосылкой формирования письменной речи.

Таким образом, развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи влияют на психологическую готовность к школьному обучению. В развитии восприятия, внимания, памяти, мышления и речи большую роль играет мелкая моторика рук.


Методы развития мелкой моторики рук старших дошкольников

Таблица 1.

Традиционные методы

Нетрадиционные методы

Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание).

Самомассаж кистей и пальцев рук с предметами (грецкими орехами, карандашами).

Пальчиковые игры с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.

Игры с различными бытовыми предметами: прищепками, резинками для волос, пуговицами, пробками, скрепками и т.д.

Игры: мозаика, конструкторы, пазлы, шнуровка, бусы, кубики, пристегивание, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, палочками и т.д.

Игры с песком.

Благодаря вышеизложенным методам у старших дошкольников развивается не только мелкая моторика рук, но и такие психические процессы, как внимание, воображение, память, мышление, а также речь.

При выполнении заданий на развитие мелкомоторных умений необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: его возраст, настроение, желание и возможности, чтобы ребенок занимался с удовольствием. Для достижения хорошего результата важно регулярно делать упражнения. Они могут быть как частью образовательного процесса, так и элементом домашних дел. Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. 

Систематические упражнения с участием рук и пальцев у старших дошкольников гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

        


Виды деятельности, развивающие мелкую моторику:

Развивая мелкую моторику, на занятиях мы используем только игровую деятельность, а именно:  

  • Пальчиковые игры и упражнения;
  • Массаж кистей рук и пальцев;
  • Игры со шнуровкой;
  • Игры с массажными мячами;
  • Игры на световом столе.

Средства развития мелкой моторики рук:

  • Пластилин
  • Крупа, бусы, пуговицы
  • Песок, вода
  • Бумага
  • Карандаши, счётные палочки
  • Прищепки, шнурки
  • Природный материал
  • Верёвки, ткани, нитки.


Методическое обеспечение проекта

Реализация проекта зависит от методического обеспечения. Для работы
с детьми дошкольного возраста необходимо подготовить материальную
среду, которая бы содержала основной материал, который будет
использоваться в работе с детьми.

В первую очередь необходимо подготовить:

  • Дидактические игры со шнуровкой;
  • Пуговицы;
  • Пальчиковые игры;
  • Шипованные (массажные) мячики;
  • Счетные палочки;
  • Комплект пуговиц;
  • Модель ёжика без иголок и прищепки.

                Следует подготовить картотеку пальчиковых игр и упражнений.

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);

Исполнители: учитель-логопед.


Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный

Подготовительный этап с 1 февраля по 12 февраля 2021 года

  • Определение видов деятельности, наиболее эффективных для развития
    мелкой моторики рук;
  • Создание предметно-развивающей среды (создание Центра «Познавай-ка» и насыщение его наглядным, практическим, художественным материалом);
  • Разработка перспективного плана для работы с детьми.

Основной этап: деятельностный с 15 февраля по 15 марта 2021 года

  • Реализация перспективного плана для работы с детьми, родителями,воспитателями.
  • Накопление материала по проекту: конспектов мероприятий, создание
    дидактических игр, творческих альбомов;

Заключительный этап: с 15 марта по 26 марта 2021 года.

  • Подведение итогов по реализации проекту;
  • Представление опыта педагогической общественности;
  • Публикация материалов;
  • Участие в конкурсах;

Ожидаемые результаты:

  • Максимально использовать разные виды детской деятельности;
  • Создана развивающая предметно-пространственная среду для развития
    мелкой моторики;
  • Развита мелкая моторика рук;
  • Развиты психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, восприятие);
  • Сформированы волевые навыки:
  • Воспитано умение работать в коллективе;
  • Развита эмоциональная сторона ребенка.

Перспективный план работы на февраль-март

№ п/п

Неделя

Тема недели

Задачи

Упражнения

ФЕВРАЛЬ

1.

1 неделя

Инструменты.

  1. Развивать мелкую моторику рук;
  2. Систематизировать знания об инструментах, умение называть их.
  3. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками;
  4. Учить детей завязывать узелки и бантики.
  5. Стимулировать тактильные ощущения.
  • Как взялась кума за дело

Завизжала и запела:

Ела, ела дуб, дуб

Поломала зуб, зуб.

  • Выложить из счетных палочек лопатку;
  • Пальчиковая гимнастика № 1. (см. приложение)

2.

2 неделя

Морские, речные и аквариумные обитатели.

  1. Развивать мелкую моторику рук;
  2. Систематизировать знания о речных, морских и аквариумных рыбах.
  3. Учить детей подражать движениям взрослого.
  4. Развивать хватательные движения рук.

  • «Акула»

Приплывали две севрюги,

    Двумя ладонями дети изображают, как плывут рыбы

У них спины, словно дуги

    Выгибают ладони тыльной стороной вверх

Налетели с двух сторон

    Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу

Ты, акула, выйди вон!

    Делают толчок ладонями от груди.

  • Выкладывание «Рыбки» из счетных палочек

3.

3 неделя

День защитников отечества.

  1. Развивать мелкую моторику рук;
  2. Развивать силу рук.
  3. Формировать навык расстегивания и застегивания прищепок.
  4. Развивать хватательные движения рук.
  • Игра с прищепками.
  • Игра «Забавные шнурки». (шнуровка)

4.

4 неделя

Транспорт.

  1. Развивать мелкую моторику рук;
  2. Формировать навык работать двумя руками.
  3. Развивать движения рук.

Вот машинка на ладошке (катание машинки на ладошке)

Едет, будто по дорожке.

Раз, два, три. Раз, два, три.

На машинку посмотри.

МАРТ

5.

1 неделя

Весна.

  1. Совершенствовать мелкую моторику рук;
  2. Формировать навыки работать двумя руками.
  3. Развивать силу рук.
  • Игра «Пришей ёжику грибы и фрукты» (шнуровка).
  • Выкладывание из счетных палочек «Грибок» (см.приложение)
  • Пальчиковая гимнастика «Весна»

6.

2 неделя

Весна. Мамин праздник.

  1. Совершенствовать мелкую моторику рук;
  2. Систематизировать знания о весне.
  3. Формировать умения называть пальчики.
  • Игра «Пришей белочке грибочки и яблоки»
  • Пальчиковая игра «В гости к пальчику большому» (см. приложение)
  • Выкладывание из пуговиц «Цветок».

7.

3 неделя

Перелётные птицы весной.

  1. Совершенствовать мелкую моторику;
  2. Систематизировать знания детей о перелетных птицах.
  3. Активизировать все точки, находящиеся на кистях рук.

Массаж рук с применением массажного мячика;

  • Взять в руки мяч и покатать его вперед и назад по ладошке;
  • Покатать круговыми движениями по ладошке, в одну и в другую сторону;
  • Катать мячик по столу или полу с разной нагрузкой (то слабо надавить на мяч, то сильно)

8.

4 неделя

Растения и животные весной.

  1. Систематизировать знания о том, как ведут себя растения и животные весной.
  2. Совершенствовать умение отгадывать загадки.
  3. Развивать мелкую моторику рук с помощью прищепок.
  4. Подведение итогов

Упражнения с прищепками и пуговками:

Дети отгадывают загадку и получают плоскостное изображение ежа без иголок и комплект прищепок. Произнося текст, они ритмично прикрепляют прищепки к плоскостному изображению.

Кто фырчит под лапой ёлки,

Растопырились иголки?

Быстро листья тащит в норку,

Делает в лесу уборку.  

        Выводы:

Работая над проектом у детей появилось желание всё больше и больше строить фигурки из счетных палочек, развилось воображение.

Мною были проведены занятия в соответствии с тематическим планом с применением упражнений (указанных выше). По данным полученным в результате можно сделать вывод о том, что счётные палочки не только развивают мелкую моторику рук у старших дошкольников, но и развивают воображение, творчество, счет, что способствует хорошей подготовкой к школе.

Главное направление - развитие мелкой моторики рук через дидактические игры, так как через развитие мелкой моторики рук развивается и наша речь, а это значит, что наша цель достигнута, задачи решены.   Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Ведь как писал В.А.Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальце»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...