Народная игра как средство развития дошкольника
консультация
Предварительный просмотр:
«Народная игра как средство развития дошкольника».
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными и веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности.
Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески использует игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, побуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.
Прошли годы, века, и игры постепенно ушли из дворов и из деятельности детей. Теперь у наших детей появились другие ценности: телевизор, компьютер, развивающие кружки и секции. Да, мир изменился, изменились интересы. Многие из дворовых игр, в которые мы играли в детстве, сейчас позабыты. Но давайте не будем терять нити, связывающие нас с историей и богатством родной культуры.
Названия и правила народных игр часто были различны в разных областях России, но всегда в них было общее — это желание одержать победу, единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость.
Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать следующие задачи:
- Знакомить с народными праздниками, с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
- Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
- Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.
Народные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны.
Д. С. Лихачёв писал: «Народ не должен терять своего нравственного авторитета, не должен забывать о своём культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи...»
Народные игры неоценимы в педагогическом отношении, в их влиянии на воспитание характера, воли, нравственных чувств, они укрепляют ребенка физически, создают определенный духовный настрой, формируют интерес к народному творчеству.
Народное творчество во всем его многообразии является благоприятной почвой для основ патриотического воспитания дошкольников, оно способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Завершить свое выступление я хочу такими словами:
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания».
Народная подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Литература
1. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В. Бурляева и др. Саранск, 2015. -84с.
2. О. Л.Князева, М. Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л.С. Куприна, Т. А.Бударина, О. А.Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАРОДНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Анализ фольклорных произведений показывает, что в народной мудрости зафиксирован образ ребенка — оптимиста....
Презентация "Народные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Презентация...
народная игра как средство развития физических качеств дошкольника
материал к аттестации...
Проект «Русские народные игры как средство развития физических качеств у старших дошкольников». Старшая группа «Сказка»
Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению игр русского народа.Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории русского народа , его ку...
Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...
Консультация для родителей «Русские народные игры как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры».
Консультация для родителей...