Мониторинг
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Диагностика уровня воспитанности
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В качестве предмета изучения качества воспитания может выступать уровень воспитанности обучающихся с нарушениями слуха.
Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека (к обществу, к себе, к труду, к людям).
Изучение и анализ уровня воспитанности слабослышащих обучающихся позволяет:
· конкретизировать цели воспитательной работы;
· дифференцированно подойти к слабослышащим обучающимся с разным уровнем воспитанности;
· обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
· обосновать выбор содержания и методов воспитания;
· соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;
· видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.
Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов воспитательного процесса.
Основная цель мониторинга - определение степени соответствия организованного воспитательного процесса воспитательным результатам – позитивным изменениям в личности ребёнка – с тем, чтобы прогнозировать его дальнейшее развитие.
При изучении уровня воспитанности особое внимание следует уделять выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. В этой связи следует создать систему хранения и интерпретации получаемой в течение нескольких лет информации, учитывая, что информация об уровне воспитанности отдельного обучающегося хранится в течение всего срока обучения. Об основных результатах исследования информируют родителей и обучающихся. Полученные данные обязательно сравниваются с уже имеющимися показателями по предыдущему периоду.
По результатам мониторинга воспитатель может наблюдать, в каких областях прежде всего, необходимо работать - ставятся конкретные цели и задачи воспитательной работы на ближайшее развитие, а также планируются на будущее вперед. Диагностику необходимо проводить минимально 2 раза в год - в начале и в конце учебного года.
В нашей школе при изучении уровня воспитанности за основу взята диагностика Н.Е. Щурковой ( программа воспитания школьников “Ступени взросления”), но адаптирована для слабослышащих обучающихся. В диагностике раскрыты основные проявления: отношение ученика к обществу, к труду, к людям, к себе по следующим критериям:
1. культура внешнего вида
2. фактически повседневное поведение
3. развитие словесной речи
4. навыки самообслуживания
5. навыки самоподготовки
6. отношение к труду
7. эмоционально волевая сфера
8. социальное поведение
Каждый воспитанник оценивается от 0 до 3 баллов по каждому критерию в соответствии с признаками проявления воспитанности:
0 баллов - нет продвижения
1 балл - минимальное продвижение
2 балла - среднее продвижение
3 балла - значительное продвижение
В качестве диагностического инструментария при проведении мониторинговых исследований результатов уровня воспитанности слабослышащих обучающихся используются следующие группы методов педагогической диагностики:
- информационно-констатирующие: беседа, интервью, анкета, ранжирование, тест, опрос;
- оценочные: оценка, самооценка, экспертная оценка, независимые характеристики;
- поведенческие: наблюдение, дискуссия, социометрия, анализ взаимодействия, ситуации (естественные и искусственные);
- игровые методы.
Диагностика уровня воспитанности обучающихся
5 класса II вида
2019-2020 уч. год
0 баллов - нет продвижения
1 балл - минимальное продвижение
2 балла - среднее продвижение
3 балла - значительное продвижение
№ | Критерии воспитательного процесса | ФИ обучающихся | Средний балл | ||||
В.З | К.О | К.В | Х.Т | Ц.А | |||
1 | Культура внешнего вида | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2 | Фактически повседневное поведение | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,8 |
3 | Развитие словесной речи | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1,2 |
4 | Навыки самообслуживания | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
5 | Навыки самоподготовки | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6 | Отношение к труду | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
7 | Эмоционально волевая сфера | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1,6 |
8 | Социальное поведение | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1,6 |
9 | Средний балл | 1,3 | 1,7 | 1,3 | 1,3 | 1,6 |
6 класс II вида
2020- 2021 уч.год
0 баллов - нет продвижения
1 балл - минимальное продвижение
2 балла - среднее продвижение
3 балла - значительное продвижение
№ | Критерии воспитательного процесса | ФИ обучающихся | Средний балл | ||||
В.З | К.О | К.В | Х.Т | Ц.А | |||
1 | Культура внешнего вида | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2 | Фактически повседневное поведение | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 | Развитие словесной речи | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,6 |
4 | Навыки самообслуживания | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,2 |
5 | Навыки самоподготовки | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1,6 |
6 | Отношение к труду | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1,6 |
7 | Эмоционально волевая сфера | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
8 | Социальное поведение | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
9 | Средний балл | 1,7 | 2,1 | 1,7 | 1,7 | 2 |
7 класс II вида
2021- 2022 уч.год
0 баллов - нет продвижения
1 балл - минимальное продвижение
2 балла - среднее продвижение
3 балла - значительное продвижение
№ | Критерии воспитательного процесса | ФИ обучающихся | Средний балл | ||||
В.З | К.О | К.В | Х.Т | Ц.А | |||
1 | Культура внешнего вида | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2 | Фактически повседневное поведение | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,2 |
3 | Развитие словесной речи | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
4 | Навыки самообслуживания | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,4 |
5 | Навыки самоподготовки | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
6 | Отношение к труду | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
7 | Эмоционально волевая сфера | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,2 |
8 | Социальное поведение | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2,2 |
9 | Средний балл | 2,1 | 2,3 | 2,1 | 2 | 2,2 |
8 класс II вида
2022- 2023 уч.год
0 баллов - нет продвижения
1 балл - минимальное продвижение
2 балла - среднее продвижение
3 балла - значительное продвижение
№ | Критерии воспитательного процесса | ФИ обучающихся | Средний балл | ||||
В.З | К.О | К.В | Х.Т | Ц.А | |||
1 | Культура внешнего вида | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2 | Фактически повседневное поведение | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,2 |
3 | Развитие словесной речи | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
4 | Навыки самообслуживания | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,4 |
5 | Навыки самоподготовки | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
6 | Отношение к труду | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
7 | Эмоционально волевая сфера | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,2 |
8 | Социальное поведение | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2,2 |
9 | Средний балл | 2,1 | 2,3 | 2,1 | 2 | 2,2 |
9 класс II вида
2023- 2024 уч.год
0 баллов - нет продвижения
1 балл - минимальное продвижение
2 балла - среднее продвижение
3 балла - значительное продвижение
№ | Критерии воспитательного процесса | ФИ обучающихся | Средний балл | ||||
В.З | К.О | К.В | Х.Т | Ц.А | |||
1 | Культура внешнего вида | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2, 2 |
2 | Фактически повседневное поведение | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,2 |
3 | Развитие словесной речи | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
4 | Навыки самообслуживания | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,6 |
5 | Навыки самоподготовки | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
6 | Отношение к труду | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
7 | Эмоционально волевая сфера | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,2 |
8 | Социальное поведение | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2,2 |
9 | Средний балл | 2,3 | 2,3 | 2,1 | 2 | 2,2 |
Диагностика уровня воспитанности обучающихся за
2019-2024 уч. года
Учебные годы | Критерии воспитательного процесса | |||||||
Культура внешнего вида | Фактически повседневное поведение | Развитие словесной речи | Навыки самообслуживания | Навыки самоподготовки | Отношение к труду | Эмоционально волевая сфера | Социальное поведение | |
2019-2020 5 кл II в | 2 | 1,8 | 1,2 | 2 | 1 | 1 | 1,6 | 1,6 |
2020-2021 6 кл II в | 2 | 2 | 1,6 | 2,2 | 1,6 | 1,6 | 2 | 2 |
2021-2022 7 кл II в | 2 | 2,2 | 2 | 2,4 | 2 | 2 | 2,2 | 2,2 |
2022-2023 8 кл. II | 2 | 2,2 | 2 | 2,4 | 2 | 2 | 2,2 | 2,2 |
2023-2024 9 кл II в. | 2,2 | 2,2 | 2 | 2,6 | 2 | 2 | 2,2 | 2,2 |
Результаты проведенного исследования
Подводя итоги, можно сделать выводы о том, что воспитательная работа в классе находится на хорошем уровне и дает положительные результаты.
По результатам диагностики, мы видим, что у обучающихся значительные продвижения наблюдаются в навыках по самоподготовки и положительное отношение к труду. Дети ответственно подходят к выполнению домашнего задания, наблюдается положительная самостоятельная деятельность. Активно помогают при дежурстве в классе, столовой, в общежитии и к дежурству по школе, а также во время субботников.
Среднее продвижение наблюдается по всем остальным показателям.
Подростковый возраст - это ключевой момент в развитии каждой личности, когда есть риск становления акцентуации характера по неустойчивому типу, который характеризуется безволием, тяге к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливостью, хвастовством, соглашательством, лицемерием, трусостью, безответственностью. Поэтому весь воспитательный процесс был нацелен на активную занятость детей. На них положительно действует хорошо организованный физический труд, так как он их дисциплинирует и в какой-то степени эмоционально разряжает.
Также у детей организован досуг. В нашей школе посещают секции дзюдо и вольной борьбы, кружок шашек и шахмат, танцевальный кружок и театр мимики и жеста.
Также необходимо продолжить работу над повышением уровня воспитанности детей через:
- проведение коррекционных занятий, которые должны быть направлены:
на повышение самооценки у воспитанников;
- постепенное развитие способности анализировать и контролировать себя, управлять собой;
- постепенное приучение ребят к оценке поведения товарищей и самооценке;
- формирование прочной системы нравственной саморегуляции, выработку потребности в высоконравственных поступках и самостоятельном поведении;
- формирование адекватной и объективной самооценки;
- овладение приемами снятия психоэмоционального напряжения;
- проведение творческих занятий;
- индивидуальные беседы и трудовые дела;
- включение слабослышащих обучающихся в такую деятельность, которая вызывала бы потребность и необходимость обдумывания своих действий и поступков и предвидения их последствий.
Вывод: Анализируя итоги мониторинга, можно сделать вывод , что успех в развитии воспитанности слабослышащих обучающихся зависит от того, насколько правильно построена воспитательная работа, соблюдается системность работы, учитываются индивидуальные способности. В целом для воспитания слабослышащего обучающегося следует приложить все усилия, чтобы развить у обучающихся стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию и социализации в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие «Сөйләм үсеше гомуми җитлекмәүнең III дәрәҗәсе булган балаларның сөйләм үсеше мониторингы» («Количественный мониторинг речевого развития детей с ОНР»)
В методическом пособии систематизирован практический материал по мониторингу речевого развития детей-билингвов с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей развития,...
Мониторинг развития музыкальных способностей по кружковой деятельности "Звук-волшебник" (вопросы и задания к мониторингу, условные обозначения, на 1-ый и на 2-ой год обучения)
Данный материал представлен музыкальным руководителям детских садов для отслеживания результатов усвоения детьми программы по музыкальному воспитанию Т.Н. Девятовой "Звук-волшебник", используемый для ...
"Роль службы мониторинга в реализации технологий мониторинга качества"
Технология мониторинга - это прорыв в будущее музыкально – педагогического процесса детского сада, ориентированного на успехи каждого ребенка в музыкальном образовании....
Презентация "Мониторинг физического развития дошкольников (единая российская система мониторинга)"
Мониторинг физического развития дошкольников (единая российская система мониторинга...
1.2 Результативность использования здоровьесберегающих технологий (справка от старшего воспитателя по итогам мониторинга. Формы мониторинга: обследование, диагностика, наблюдение)
1.2 Результативность использования здоровьесберегающих технологий (справка от старшего воспитателя по итогам мониторинга. Формы мониторинга: обследование, диагностика, наблюдение)...
Аналитическая справка по результатам итогового мониторинга мониторинга 2020-2021 учебный год
Результаты мониторинга...