I Республиканский конкурс "Лучший уголок уединения"
методическая разработка (средняя группа)

Цырегма Аюшеевна

                                                                                                                                                                                                   «Уголок моих эмоций»

                                                                       Жапова Цырегма Аюшеевна

                                                            МБДОУ Детский сад «Алтан-Сэсэг»

                                                                     Иволгинский район с.Гурульба 

В настоящее время всё больше внимания уделяется проблеме эмоционального благополучия ребёнка. Эмоциональное благополучие обеспечивает дошкольнику высокую самооценку, формирует самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт. Поэтому одной из главных задач взрослых является обеспечение ребёнку состояние эмоционального благополучия.   Большую роль в эмоциональном благополучии ребёнка играет окружающая среда. В детском саду должны быть созданы условия для полноценного развития дошкольников. Основа такого развития — психологическое здоровье. А основы психологического здоровья закладываются в детстве. 

С этой целью в МБДОУ «Алтан-Сэсэг» в средней группе «Улаалзай» был создан уголок уединения, использование которого способствует:

·                     обучению детей способам выражения гнева в приемлемой форме, приемам саморегуляции;

·                     формированию умения владеть собой в различных ситуациях;

·                     формированию и развитию бесконфликтного общения, обучению навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде;

·                     повышению самооценки тревожных, неуверенных в себе детей.

                      создать в детском коллективе положительный микроклимат   

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ детский сад « Алтан-Сэсэг » С редняя группа « Улаалзай » «Уголок моих эмоций» (центр уединения и релаксации) Составила воспитатель: Жапова ЦА 2022г

Слайд 2

Материал для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции .

Слайд 5

Материал для снятия агрессии/гнева:

Слайд 6

Эмоционально-развивающие игры, направленные на обучение детей бесконфликтному общению.

Слайд 9

Материал для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям

Слайд 10

Материал для повышения самооценки тревожных неуверенных в себе детей

Слайд 11

В основе педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.



Предварительный просмотр:

                                                                                            «Уголок моих эмоций»

                                                                       Жапова Цырегма Аюшеевна

                                                            МБДОУ Детский сад «Алтан-Сэсэг»

                                                                     Иволгинский район с.Гурульба  

В настоящее время всё больше внимания уделяется проблеме эмоционального благополучия ребёнка.  Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия – без него не сложится гармоничная личность. Эмоциональное благополучие обеспечивает дошкольнику высокую самооценку, формирует самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт. Поэтому одной из главных задач взрослых является обеспечение ребёнку состояние эмоционального благополучия.   Большую роль в эмоциональном благополучии ребёнка играет окружающая среда.

Кроме того, сегодня большой процент воспитанников детского сада — это дети, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в коллективе, не уважающие другого человека, его чувства, эмоции, настроение.

В детском саду должны быть созданы условия для полноценного развития дошкольников. Основа такого развития — психологическое здоровье. А основы психологического здоровья закладываются в детстве.  

С этой целью в МБДОУ «Алтан-Сэсэг» в средней группе «Улаалзай» был создан уголок уединения, использование которого способствует:

  • обучению детей способам выражения гнева в приемлемой форме, приемам саморегуляции;
  • формированию умения владеть собой в различных ситуациях;
  • формированию и развитию бесконфликтного общения, обучению навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде;
  • повышению самооценки тревожных, неуверенных в себе детей.
  • создать в детском коллективе положительный микроклимат                  

Пространство уголка психологической разгрузки сформировано с учетом принципов:

  • гибкости и управляемости среды — поскольку пространство групповой комнаты ограничено, все материалы распределяются с учетом удобства их использования (в т. ч. и в спальне);
  • активности, самостоятельности — предоставлена возможность свободного доступа к материалам, инициирования и поощрения потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;
  • индивидуального подхода — учитываются особенности личности ребенка (темперамента, настроения, интеллектуальных возможностей) в формировании положительных представлений о себе.

Центр психологической разгрузки был составлен из двух зон: место, где разместили стол с материалом для игр, который укрыт в виде шатра. В качестве несущей конструкции дуги использовали пластиковую трубу и крепления, в качестве занавеса мы использовали светлую легкую ткань. Дети свободно могут закрыть его и открыть. Так же есть переносной домик шатер, для снятия напряжения, стабилизации эмоционального состояния либо просто для уединения, чтобы отдохнуть и побыть одному. Такой шатер удобен тем, что его можно переносить с места на место по желанию детей и воспитателя.

Мы знакомим воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрируем способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения. Содержимое уголка периодически обновляется, однако какие-то предметы находятся в уголке постоянно.

Нам хочется рассказать и показать вам, что именно вошло в состав нашего уголка, каким образом это работает и используется. 

Экскурсия по уголку уединения

Материал для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции:

Обязательный атрибут —мягкие подушки, на которые ребёнок может прилечь и отдохнуть.

 «Семейный альбом» где хранятся фотографии детей и родных. Также положили в уголок игрушечный телефон, по которому можно «понарошку» позвонить маме с папой.

Тактильные игрушки в нашем уголке уединения используются для успокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций. Это: тактильная книжка, массажные мячики-ежи, тактильные мешочки, шнуровка. Так же есть игрушки снимающие стресс, напряжение, волнение, беспокойство: «Поп-ит» и «Капитошка- мялка», которые способствуют улучшению настроения и стабилизации эмоционального фона.  Лепбук «Собери сказку» - ребята с помощью липучек присоединяют на общий фон героев сказки. Также размещена корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.

Изобразительная деятельность: «Нарисуй свое настроение», «Дорисуй смайлик»; Кинетический песок «Слепи свой гнев».  

Книги с любимыми сказочными героями. Для релаксации используем песочные часы и портативную колонку c расслабляющей музыкой (шум воды, дуновение ветра, пение птиц, звуки дождя).

Всё это способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния. Успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции.

Материал для снятия агрессии/гнева:

Коврик «злости», вытирая ноги о который дети могут потоптаться и избавиться от плохого настроения. Подушка для битья – чтобы выпустить весь свой негатив. В гневе дети выбрасывают всю свою «злость и обиду». «Стаканчик гнева» - это красиво оформленный стакан с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его или вытряхивает в мусорное ведро.

Так же мы используем игру «Дартс» для снятия агрессивного поведения и негативных эмоций. Она полезна для концентрации внимания, тем самым отвлекая ребенка от плохого настроения.

Эмоционально-развивающие игры, направленные на обучение детей бесконфликтному общению:

 В уголке размещены различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний. Дети отвлекаются от своих отрицательных переживаний и, как следствие, забывают о них, таким образом, поднимается положительное настроение в группе.  «Зеркало эмоций», которое привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности. «Кубики настроения» (на гранях кубиков – разные эмоции. Ребенок рассматривает их, выбирает ту, где изображено то, что он чувствует, а потом ту, которую хотел бы почувствовать)

Немаловажный атрибут уголка уединения, целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры – «Коробка-Мирилка», «Варежка-мирилка». Поссорившиеся дети засовывают с разных сторон руки, находят друг друга и произносят разные стихи – мирилки. «Жилет примирения» - это красиво оформленный, сшитый своими руками жилет. Поссорившиеся дети одевают его и разрешают конфликт, мирятся. Самый любимый атрибут нашего уголка - Подушка обнимушка, которую можно обнять и прижать к себе.  Дидактические игры: «Назови эмоцию» и «Круг настроения», «Подбери эмоцию» - портрет с шаблоном лица, где надо собрать эмоцию, «Маски эмоций», «Пазлы – сказочные герои». «Собери бусы» - берет на себя функцию умиротворения, создание красивых вещей, поможет ребенку быть в гармонии с собой.

Материал для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям:

Деревянная машинка лабиринт- прокатить шарик по лабиринту при помощи наклона игрового поля. Деревянная игрушка «Рыбалка». Настольно- печатная игра ходилка «В поисках эмоций». Игры отвлекают детей от негативного настроя, слез и гнева, тем самым способствует снятию напряжения психического и физического.

Материал для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей:

Волшебные предметы: шляпа волшебника, волшебная палочка.  Они помогают детям совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение со сверстниками сказочным. Солнышко «Добрых дел» - где каждый ребёнок может прикрепить свою фотографию, если он считает, что совершил хороший поступок. Это пробуждает и стимулирует у детей желание «творить добро».

Пребывание в уголке уединения позволяет им расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.

Уголок уединения в детском саду необходим, ведь его целью является создание условий для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня. Он необходим для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.

Ребёнок может самостоятельно проявить желание побыть в уголке уединения, а также и при помощи взрослого. Если мы видим, что ребёнок себя некомфортно чувствует, то можем предложить ему посидеть в тишине, раздражённого, агрессивного ребёнка к уголку уединения подводите постепенно, предварительно сняв состояние напряжения.

В основе педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.

Список использованной литературы:

  1. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с  федеральным  государственным  образовательным  стандартом дошкольного образования»
  2. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста/ О.А. Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р. Радионова, П.Д.Рабинович,  Е.М.Марич.  -  М.: Федеральный институт развития  образования, 2014. 
  3. Т. А. Данилина «В мире детских эмоций»,
  4. Е. В. Белинская «Сказочные тренинги»,
  5. М. Лебедева «Азбука развития эмоций ребенка», «Волшебный сундучок»
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/03/04/mirilki-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta
  7.  Справочник педагога психолога №2 2016г уголок психологической разгрузки «Комната фей» https://e.psihologsad.ru/440634
  8.  Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис –пресс, 2004. – 160с – (Библиотека психолога образования)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

оформление группы "уголок уединения"

Здравствуйте, уважаемые, коллеги! Хочу представить вам "уголок уединения" сделанный мною. Ребятам очнь нравится. Если кто-то из них устал от шума или просто хочет отдохнуть, то ребёнок садится в кресл...

Уголок уединения в детском саду

В группе вновь решили организовать уголок уединения. В работе представлено краткое описание того, что в уголке находится. Работа в этом направлении только началась....

"Уголок уединения"

Уголок уединения- это ниша покоя, место для фантазий.Благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излиш...

Уголок уединения "Наше настроение"

Уголок уединения в группе – это место, где ребенок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоится и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, пори...

Консультация "Уголок уединения"

Данный материал будет полезен к выступлению о уголках уединения, а также вдохновит воспитателей на создание собственного интересного, неповторимого уголка....

Многофункциональный, развивающий уголок уединения «Чудо уголок природы»

Многофункциональный, развивающий уголок уединения «Чудо уголок природы»Развивающая предметно пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности д...