СТАТЬЯ "Коммуникативное развитие детей с ТНР"
статья (подготовительная группа)
Формированиу комуникативного развития у детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Форирование у детей с ТНР коуни кативного развития. | 35.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков коммуникативного общения у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.
Герасимова Людмила Пантелеевна,
воспитатель ГБДОУ №30 Приморского района г. Санкт-Петербург
Общение является одним из условий психического развития ребенка, проявляется во всех видах деятельности: учебе, игре, социальной ориентации и способствует социализации и интеграции детей в группу сверстников. Но главным образом, общение влияет на становление личности детей. В то же время оно не является врожденным видом деятельности.
Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).
В нашем образовательном учреждении педагоги и специалисты уделяют важное внимание развитию у детей коммуникативных умений и навыков. В настоящее время в детском саду открыта группа детей с ТНР.
У детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии: отмечается обедненность активного словаря, неумение правильно строить фразы, выражать интонационные оттенки в речи. Находясь в общении с детьми, имеющими такие же отклонения дети понимают друг друга, спокойно общаются, не замечают отклонений, но находясь в обществе с людьми, не имеющими таких отклонений, дети стесняются, появляются проблемы с коммуникацией. Тем более испытывают сложности в общении дети, имеющие дополнительно разные ограничения здоровья. Воспитанники осознают, что они не такие как все. Как помочь таким детям развить коммуникативные навыки общения? Навыки коммуникативного общения у воспитанников не могут быть сформированы вне деятельности. Поэтому деятельность мы рассматриваем как средство социализация личности. Именно в деятельности создаются возможности для преодоления формализма в знаниях детей о моральных нормах, воспитываются нравственно-волевые качества и доброжелательные отношения со сверстниками. Происходит установление между детьми и взрослыми личностных взаимоотношений.
Предпочтение отдаем деятельности совместного характера, педагог является партнером по деятельности и общению.
В различных видах деятельности используются фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы, проводятся беседы, игры, тренинги по темам: «Давайте познакомимся», «Давайте жить дружно», «Как важно делиться», «Никто кроме меня» (ответственные задания, поручения), «Вместе – мы сила», проводя их через все виды деятельности: продуктивную, театрализованную, трудовую, игровую и т.д.
Продуктивные виды деятельности (аппликация, рисование, лепка, тестопластика, художественный труд и т.д)помогают эффективно сформировать речевые коммуникации и связную речь развивать комуникативные навыки. Предвосхищение успеха побуждает к настойчивости, воспитывает произвольное поведение, умение не бросать начатое, достигать цели. Стоит заметить, что дети, находясь рядом с нуждающимися в их помощи сверстниками, стараются им помочь, и, таким образом, быстрее взрослеют, становятся более ответственными, учатся бережно, внимательно относиться к друг другу.
Сказкотерапия используется, как прием при создании и решение проблемных ситуаций, помогает через сюжет увидеть себя, свои проблемы как в зеркале, оценить свое поведение и попытаться их исправить. Сказки содержат полный набор «вечных» жизненных проблем человека, по-прежнему актуальных в наш век технического прогресса. Яркие, впечатляющие сказочные образы добрых богатырей и сильных рыцарей, волшебных фей и прекрасных принцесс помогут убедительно и красноречиво объяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо, в интересной для ребёнка форме передать знания об окружающем мире. Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые, читая и обсуждая сказки, заботливо наполнили его информацией, которая поможет ему в будущем принять правильное решение в реальной жизни.
Игры являются одним из наиболее эффективных методов при устранении артикуляционных и голосовых расстройств, развитии коммуникативного умения, либо предпосылок к их развитию. Игры с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей в группе.
В игре дети сталкиваются с ситуациями, характерными для реальной деятельности. Через сюжетно-ролевую игру происходит развитие коммуникативного общения. В результате создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков: умение получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности, стремление прийти на помощь другому, более слабому. Игры проходят непринужденно, когда взрослый незаметно включается в игру, беря на себя роль, направляя в нужное русло, а потом также незаметно выходит из нее.
Исследовательская деятельность позволяет детям самостоятельно познавать мир и делать открытия. Именно в экспериментальной деятельность детям предоставляется возможность самостоятельно решать поставленные задачи, находить пути их решения и реализации задуманных проектов.
Предлагая детям поставить опыт, ставим цель и задачи, которые должны быть решены. Детям дается время на обдумывание, и обсуждение хода эксперимента. Главное, дать дошкольникам возможность самостоятельно, в процессе деятельности прийти к выводу, что легче и проще найти решение, если работать, трудиться сообща, принимая во внимание мнение, знания, опыт своих товарищей, друзей. Дети непроизвольно начинают общаться между собой, вовлекая в деятельность все большее количество дошкольников, даже малоактивных, застенчивых, замкнутых, молчаливых.
Праздничные мероприятия: выступления детей на публике помогают преодолеть чувство неуверенности, тревожности, ощутить собственную значимость в социуме, преодолеть личные недостатки. К проведению детских праздников вовлечены педагоги, узкие специалисты, родители. Проговаривая свои роли , у детей выстраивается определенная модель речевого поведения, которую дети переносят в СРИ , а также в социум.
На организационном собрании в начале года мы обратили внимание родителей на то, что для достижения планируемых результатов, при коррекции речевого обучения детей и развития коммуникативных способностей необходимо выстраивать плодотворное сотрудничество родителей и педагогов. Для детей большое счастье, когда родители принимают участие в делах группы (праздники, выставки, сезонное оформление участка, группы и т.д.)
Работа по социально-коммуникативному развитию кропотливая и не всегда заметная, но она ежесекундная и в конце года мы замечаем результаты, что А это очень важно, чтобы ребенок может реализовать не только свое право на образование, но и, включившись в социальную жизнь сверстников, обрести право на счастливое детство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления социально-личностного воспитания и развития детей. Социально-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: возможности институтов детства. Киров, 2011г.
В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста....
Доклад на тему: "Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей"
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме
1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить с...
ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство
1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...
Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития:«Развитие детей старшего дошкольного возраста по физическому развитию через приобщение детей к здоровому образу жизни».
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития.Презентация....
ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по развитию детей 6-7 лет по образовательным областям: физическое развитие социально–коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно–эстетическое развитие
ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по развитию детей 6-7 лет по образовательным областям: физическое развитиесоциально–коммуникативное развитиепознавательное развитие речев...
- Мне нравится (1)