Проблема исследования творческой активности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
статья (средняя группа)

Леткова Наталия Петровна

Проблема исследования творческой активности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

 

Образование и воспитание подрастающего поколения, согласно современным стандартам, должно строиться на подготовке детей к самостоятельной жизни, к умению решать повседневные задачи и вовлекаться в процесс самообразования. Достижение перечисленных результатов станет доступно после воспитания внутренних побуждений ребенка к расширению собственного интеллектуального потенциала, кругозора и творческих навыков. Приобретению данных качеств способствует педагог дошкольного учреждения, пробуждая в ребенке познавательный интерес.

Понятие познавательного интереса приводится в исследовании С.В. Бакуниной, где автор раскрывает его как: «особую избирательную направленность личности на процесс познания» [1, с. 122]. В связи с этим познавательный интерес понимается как глубоко личностное образование со сложной психологической природой. Опираясь на познавательный интерес, воспитатель может способствовать развитию у детей интеллектуальной, творческой активности, содействовать эмоционально-мотивационному подъему, поддерживать волевые устремления дошкольника.

Применительно к содержанию познавательного интереса важно обратить внимание такие понятия, как «творчество» и «творческая активность». В статье Р.К. Сережниковой творчество, как особый вид творческой деятельности характеризуется по ряду следующих признаков [2, с. 106-107]:

-                 присутствие противоречия или проблемной ситуации, требующего нестандартного решения;

-                 проявление в деятельности личной значимости и прогрессивности;

-                 присутствие знаний и умений личности, демонстрирующих ее творческий потенциал.

На основании данного перечня исследователь делает вывод о том, что творческий процесс проявляется в условиях, связанных с новизной и ценностью, а также с наличием сильной мотивации и устойчивости в мыслительном процессе. В свою очередь, под творческой активностью С.В. Бакунева понимает сложное отношение человека к действительности, путем объединения интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, а также творческого потенциала. При этом ключевой категорией, при характеристике творческой активности, будет выступать именно «творчество».

Проблема творчества в настоящее время хорошо изучена и имеет долгую историю, поскольку являлась объектом внимания философов, психологов и педагогов на всем протяжении существования данных научных отраслей знания. В философской литературе употребление понятия «творчество» многопланово. Оно рассматривается как «активность», «процесс», «вид деятельности», «форма деятельности» и т. д. Различные его стороны отражаются в понятиях «творческое начало», «творческое развитие», «творческие возможности», «творческое мышление», «творческая активность» [1, с. 123].

Тем не менее, изучение понятия творческой активности в психолого-педагогической литературе неотделимо от понятия «активность». Так уже советским педагогом Г.И. Щукиной, было отмечено, что активность дошкольника находится в прямой взаимосвязи с процессом становления его личности. Активность проявляется на различных уровнях. Одним из уровней активности исследователь выделяет [3, с.146–148]:

-                 репродуктивно-подражательная активность. Развиваясь на данном уровне активности, ребенок накапливает опыт деятельности посредством сотрудничества со сверстниками. Вступая во взаимодействие, ребенок также копирует идеальные образцы предметных действий и речевых форм;

Соответственно активность дошкольника, связанная с творчеством, согласно концепции А.М. Матюшкина, будет соотноситься с теми качествами личности, которые вступают во взаимодействие с признанными общечеловеческими ценностями. По этой причине в психолого-педагогической литературе понятие «творческой активности» нередко рассматривается, как самостоятельный феномен и анализируются применительно к разным возрастным этапам развития личности.

Поскольку процесс творчества и творческая активность, на уровне содержания дополняют друг друга М.А. Бондарь раскрывает понятие творческой активности, как способности личности самостоятельно и инициативно ставить задачи, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую [3, с.600]. В связи с этим в ходе творческой активности происходит взаимодействие субъекта и объекта с целью получения адекватной информации об объекте и выработке эмоционально-оценочного отношения к процессу деятельности. При этом деятельность может быть различного вида и как следствие творческая активность, находящаяся с ней в непосредственной взаимосвязи, будет проявляться в различных формах. Формы и проявления также будут зависеть от уровня познавательной активности ребенка.

На данное свойство, присущее творческой деятельности и как следствие творческой активности детей, обращал внимание советский психолог Л.С. Выготский. Ученый противопоставлял творческую деятельность, деятельности воспроизводящей. Способность к комбинированию явлений, выступает главным отличием между воспроизводящей и творческой деятельностью, как способность к воображению или возможность дополнения существующих в реальности явлений, ранее существовавшими или несуществующими в реальности. Л.С. Выготский говорил об этой способности следующим образом: «…всякая такая деятельность человека, результатом которой является воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения» [6, с.2]. Таким образом, в процессе творческой активности ребенок приобретает способность к конструированию новых образов, новых объектов материальной действительности, наделяя их свойствами, соотносимыми с его фантазией и воображением.

Поэтому задачей педагога по формированию условий для проявления творческой активности будет являться поощрение вышеназванных стремлений творчеству. Побуждение дошкольника к творческой активности посредством применения специальных педагогических приемов.

Так к существенным признакам творческой активности дошкольника следует относить: качество, деятельность (процесс и результат), готовность. На основании данных признаков представляется возможным охарактеризовать творческую активность как особое качество личности человека, выражающее степень интенсивности деятельности, с учетом содержания и устойчивости, определяемых факторами внешней и внутренней среды развития. На практике творческая активность может проявляться в эмоциональных проявлениях от ознакомления с художественными произведениями и способностью перенесения данных эмоциональных переживаний на условия материальной среды при помощи инструментов для творчества в процессе художественной практики.

Отсюда следует, что творческая активность обладает значительной мотивационной составляющей и как следствие проявляется в форме мотивационного критерия. В свою очередь мотивационный критерий отражается в наличии общего интереса к творчеству и потребности в творческом самовыражении личности. В дошкольном возрасте на данные показатели творческой активности следует акцентировать особое внимание.

Соответственно, если творческая активность находит свое проявление в различных личностных проявлениях: деятельностном и мотивационном, представляется возможным говорить о данном понятии как об интегрированной категории.

Поэтому при организации занятий важно комбинировать приемы, направленные на заучивание и воспроизведение готового материала с приемами творческими. Иными словами при организации занятий, направленных на развитие творческой активности необходимо избегать главенства воспроизводящей деятельности (по Л.С. Выготскому) над деятельностью творческой. Решение данной проблемы И.В. Груздова усматривает в привлечении к образовательному процессу творческих педагогов, поскольку именно творческий компонент в преподавании позволит переместить фокус внимания учащихся с формальных способов решения задач на неформальные (творческие).

В связи с этим И.В. Груздовой даются следующие характеристик творческого педагога [18, с.53]:

-                 способность к преобразованию педагогической практики;

-                 интерес к способностям и личностным качествам людей;

-                 высокий уровень эмпатии;

-                 наличие разнообразных интересов и увлечений;

-                 развитость волевых качеств личности.

Тем самым дошкольники, вступая во взаимодействие с педагогом, проявляющим личную творческую активность, большей степени будут склонны к развитию подобных качеств у себя.

 

Таким образом, на основании анализа творческой активности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе можно сделать следующие выводы:

  •    понятие «творческой активности» неотделимо от характеристик таких универсальных категорий, как «творчество», «активность» и «деятельность». Данные категории указывают на общие побуждения личности к преобразованию окружающей действительности путем сопоставления приобретенного опыта и личных впечатлений и переживаний;
  •         по итогам обобщения рассмотренных подходов к определению понятия «творческая активность», представляется возможным составить общее определение творческой активности. Согласно данному определению, творческая активность раскрывается как общая активность личности, направленная на участие в преобразующей творческой деятельности на деятельностном и мотивационном уровнях;  
  •    творческая активность в дошкольном возрасте проявляется на уровне различных показателей, позволяющих исследовать степень ее выраженности.

 К ключевым показателям творческой активности относятся: наличие интереса к творчеству, потребность в творческом самовыражении, присутствие творческого воображения, творческого мышления, умения сформировать замысел творческой деятельности и по ее завершению получить готовый оригинальный продукт.

 


                               Список используемой литературы

 1.       Бакунева С. В. Творческая активность как психолого-педагогическое явление // Царскосельские чтения. 2010. № 1. С. 122-124.

2.  Сережникова Р.К. Творческий потенциал младших школьников: проблема диагностики и пути решения // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. С. 106-108.

3.        Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М. : Педагогика, 1988.208с.,

4.        Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников. М. : Педагогика, 2011. 155 с.

5.         Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М. : Просвещение, 2017. 223 с.

          6.          Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд. М. : Просвещение, 1991. 90 с.

          7.       Филимонова В. Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 10. С. 51–55.

          8.    Коровкина Г. А. Развитие творческой активности подростков в процессе учебно-воспитательной деятельности центра народного творчества: Дис. ... канд. пед. наук. М.: 1996. 170 с.

          9.    Патяко Г. И. Педагогические условия развития творческой активности школьников в процессе групповых форм обучения: Дис. ... канд. пед. наук. М. : 1996. 219 с.

         10 .   Чапурных А. А. Психолого-педагогические условия развития творческого потенциала личности // Инновационное развитие науки и образования. 2018. № 2. С. 179-183.

         11.         Пикалов Б. Х. Комплексное учебное задание как средство развития творческой активности школьника: Дис. ... канд. пед. наук. – Оренбург : 1999. 170 с.

         12.      Рогалёва Е. В. Дидактические основы проектных заданий как средство развития творческой активности учащихся 5-7 классов в образовательной области «Технология»: Дис. ... канд. пед. наук. М.: 1999. 189 с.

         13.        Мурзина О. Б. Сущность и специфика формирования творческой активности младших школьников // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив. 2020. №2. С. 137-142.

         14.        Семенов И. Н. Рефлексивная персонология жизнедеятельности А.М. Матюшкина и изучение им мышления, творческой активности и одаренности // Психология. 2016. № 6. С. 49-73.

         15.        Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд. М. : Просвещение, 1991. 90 с.

         16.        Бибикова Н. В. Развитие креативности младших школьников в педагогическом процессе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова. – Ульяновск : 2004. 23 с.

          17.             Комарова А. А. Развитие творческой активности младших школьников путем организации мультипликационной студии в образовательном учреждении // Известия ВГПУ. 2016. №4. С. 52-55.

          18.       Груздова И. В. Творческое развитие младшего школьника. Тольятти : ТГУ, 2019. 160 с.

          19.       Мельникова М. Л. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 1. С. 101-106.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема исследования творческой активности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

 

Образование и воспитание подрастающего поколения, согласно современным стандартам, должно строиться на подготовке детей к самостоятельной жизни, к умению решать повседневные задачи и вовлекаться в процесс самообразования. Достижение перечисленных результатов станет доступно после воспитания внутренних побуждений ребенка к расширению собственного интеллектуального потенциала, кругозора и творческих навыков. Приобретению данных качеств способствует педагог дошкольного учреждения, пробуждая в ребенке познавательный интерес.

Понятие познавательного интереса приводится в исследовании С.В. Бакуниной, где автор раскрывает его как: «особую избирательную направленность личности на процесс познания» [1, с. 122]. В связи с этим познавательный интерес понимается как глубоко личностное образование со сложной психологической природой. Опираясь на познавательный интерес, воспитатель может способствовать развитию у детей интеллектуальной, творческой активности, содействовать эмоционально-мотивационному подъему, поддерживать волевые устремления дошкольника.

Применительно к содержанию познавательного интереса важно обратить внимание такие понятия, как «творчество» и «творческая активность». В статье Р.К. Сережниковой творчество, как особый вид творческой деятельности характеризуется по ряду следующих признаков [2, с. 106-107]:

                 присутствие противоречия или проблемной ситуации, требующего нестандартного решения;

                 проявление в деятельности личной значимости и прогрессивности;

                 присутствие знаний и умений личности, демонстрирующих ее творческий потенциал.

На основании данного перечня исследователь делает вывод о том, что творческий процесс проявляется в условиях, связанных с новизной и ценностью, а также с наличием сильной мотивации и устойчивости в мыслительном процессе. В свою очередь, под творческой активностью С.В. Бакунева понимает сложное отношение человека к действительности, путем объединения интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, а также творческого потенциала. При этом ключевой категорией, при характеристике творческой активности, будет выступать именно «творчество».

Проблема творчества в настоящее время хорошо изучена и имеет долгую историю, поскольку являлась объектом внимания философов, психологов и педагогов на всем протяжении существования данных научных отраслей знания. В философской литературе употребление понятия «творчество» многопланово. Оно рассматривается как «активность», «процесс», «вид деятельности», «форма деятельности» и т. д. Различные его стороны отражаются в понятиях «творческое начало», «творческое развитие», «творческие возможности», «творческое мышление», «творческая активность» [1, с. 123].

Тем не менее, изучение понятия творческой активности в психолого-педагогической литературе неотделимо от понятия «активность». Так уже советским педагогом Г.И. Щукиной, было отмечено, что активность дошкольника находится в прямой взаимосвязи с процессом становления его личности. Активность проявляется на различных уровнях. Одним из уровней активности исследователь выделяет [3, с.146–148]:

                 репродуктивно-подражательная активность. Развиваясь на данном уровне активности, ребенок накапливает опыт деятельности посредством сотрудничества со сверстниками. Вступая во взаимодействие, ребенок также копирует идеальные образцы предметных действий и речевых форм;

Соответственно активность дошкольника, связанная с творчеством, согласно концепции А.М. Матюшкина, будет соотноситься с теми качествами личности, которые вступают во взаимодействие с признанными общечеловеческими ценностями. По этой причине в психолого-педагогической литературе понятие «творческой активности» нередко рассматривается, как самостоятельный феномен и анализируются применительно к разным возрастным этапам развития личности.

Поскольку процесс творчества и творческая активность, на уровне содержания дополняют друг друга М.А. Бондарь раскрывает понятие творческой активности, как способности личности самостоятельно и инициативно ставить задачи, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую [3, с.600]. В связи с этим в ходе творческой активности происходит взаимодействие субъекта и объекта с целью получения адекватной информации об объекте и выработке эмоционально-оценочного отношения к процессу деятельности. При этом деятельность может быть различного вида и как следствие творческая активность, находящаяся с ней в непосредственной взаимосвязи, будет проявляться в различных формах. Формы и проявления также будут зависеть от уровня познавательной активности ребенка.

На данное свойство, присущее творческой деятельности и как следствие творческой активности детей, обращал внимание советский психолог Л.С. Выготский. Ученый противопоставлял творческую деятельность, деятельности воспроизводящей. Способность к комбинированию явлений, выступает главным отличием между воспроизводящей и творческой деятельностью, как способность к воображению или возможность дополнения существующих в реальности явлений, ранее существовавшими или несуществующими в реальности. Л.С. Выготский говорил об этой способности следующим образом: «…всякая такая деятельность человека, результатом которой является воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения» [6, с.2]. Таким образом, в процессе творческой активности ребенок приобретает способность к конструированию новых образов, новых объектов материальной действительности, наделяя их свойствами, соотносимыми с его фантазией и воображением.

Поэтому задачей педагога по формированию условий для проявления творческой активности будет являться поощрение вышеназванных стремлений творчеству. Побуждение дошкольника к творческой активности посредством применения специальных педагогических приемов.

Так к существенным признакам творческой активности дошкольника следует относить: качество, деятельность (процесс и результат), готовность. На основании данных признаков представляется возможным охарактеризовать творческую активность как особое качество личности человека, выражающее степень интенсивности деятельности, с учетом содержания и устойчивости, определяемых факторами внешней и внутренней среды развития. На практике творческая активность может проявляться в эмоциональных проявлениях от ознакомления с художественными произведениями и способностью перенесения данных эмоциональных переживаний на условия материальной среды при помощи инструментов для творчества в процессе художественной практики.

Отсюда следует, что творческая активность обладает значительной мотивационной составляющей и как следствие проявляется в форме мотивационного критерия. В свою очередь мотивационный критерий отражается в наличии общего интереса к творчеству и потребности в творческом самовыражении личности. В дошкольном возрасте на данные показатели творческой активности следует акцентировать особое внимание.

Соответственно, если творческая активность находит свое проявление в различных личностных проявлениях: деятельностном и мотивационном, представляется возможным говорить о данном понятии как об интегрированной категории.

Поэтому при организации занятий важно комбинировать приемы, направленные на заучивание и воспроизведение готового материала с приемами творческими. Иными словами при организации занятий, направленных на развитие творческой активности необходимо избегать главенства воспроизводящей деятельности (по Л.С. Выготскому) над деятельностью творческой. Решение данной проблемы И.В. Груздова усматривает в привлечении к образовательному процессу творческих педагогов, поскольку именно творческий компонент в преподавании позволит переместить фокус внимания учащихся с формальных способов решения задач на неформальные (творческие).

В связи с этим И.В. Груздовой даются следующие характеристик творческого педагога [18, с.53]:

                 способность к преобразованию педагогической практики;

                 интерес к способностям и личностным качествам людей;

                 высокий уровень эмпатии;

                 наличие разнообразных интересов и увлечений;

                 развитость волевых качеств личности.

Тем самым дошкольники, вступая во взаимодействие с педагогом, проявляющим личную творческую активность, большей степени будут склонны к развитию подобных качеств у себя.

Таким образом, на основании анализа творческой активности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе можно сделать следующие выводы:

  •    понятие «творческой активности» неотделимо от характеристик таких универсальных категорий, как «творчество», «активность» и «деятельность». Данные категории указывают на общие побуждения личности к преобразованию окружающей действительности путем сопоставления приобретенного опыта и личных впечатлений и переживаний;
  •         по итогам обобщения рассмотренных подходов к определению понятия «творческая активность», представляется возможным составить общее определение творческой активности. Согласно данному определению, творческая активность раскрывается как общая активность личности, направленная на участие в преобразующей творческой деятельности на деятельностном и мотивационном уровнях;  
  •    творческая активность в дошкольном возрасте проявляется на уровне различных показателей, позволяющих исследовать степень ее выраженности.

 К ключевым показателям творческой активности относятся: наличие интереса к творчеству, потребность в творческом самовыражении, присутствие творческого воображения, творческого мышления, умения сформировать замысел творческой деятельности и по ее завершению получить готовый оригинальный продукт.


                               Список используемой литературы

 1.       Бакунева С. В. Творческая активность как психолого-педагогическое явление // Царскосельские чтения. 2010. № 1. С. 122-124.

2.  Сережникова Р.К. Творческий потенциал младших школьников: проблема диагностики и пути решения // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. С. 106-108.

3.        Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М. : Педагогика, 1988.208с.,

4.        Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников. М. : Педагогика, 2011. 155 с.

5.         Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М. : Просвещение, 2017. 223 с.

          6.        Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд. М. : Просвещение, 1991. 90 с.

          7.       Филимонова В. Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 10. С. 51–55.

          8.    Коровкина Г. А. Развитие творческой активности подростков в процессе учебно-воспитательной деятельности центра народного творчества: Дис. ... канд. пед. наук. М.: 1996. 170 с.

          9.    Патяко Г. И. Педагогические условия развития творческой активности школьников в процессе групповых форм обучения: Дис. ... канд. пед. наук. М. : 1996. 219 с.

         10 .   Чапурных А. А. Психолого-педагогические условия развития творческого потенциала личности // Инновационное развитие науки и образования. 2018. № 2. С. 179-183.

         11.         Пикалов Б. Х. Комплексное учебное задание как средство развития творческой активности школьника: Дис. ... канд. пед. наук. – Оренбург : 1999. 170 с.

         12.      Рогалёва Е. В. Дидактические основы проектных заданий как средство развития творческой активности учащихся 5-7 классов в образовательной области «Технология»: Дис. ... канд. пед. наук. М.: 1999. 189 с.

         13.        Мурзина О. Б. Сущность и специфика формирования творческой активности младших школьников // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив. 2020. №2. С. 137-142.

         14.        Семенов И. Н. Рефлексивная персонология жизнедеятельности А.М. Матюшкина и изучение им мышления, творческой активности и одаренности // Психология. 2016. № 6. С. 49-73.

         15.        Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд. М. : Просвещение, 1991. 90 с.

         16.        Бибикова Н. В. Развитие креативности младших школьников в педагогическом процессе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова. – Ульяновск : 2004. 23 с.

          17.             Комарова А. А. Развитие творческой активности младших школьников путем организации мультипликационной студии в образовательном учреждении // Известия ВГПУ. 2016. №4. С. 52-55.

          18.        Груздова И. В. Творческое развитие младшего школьника. Тольятти : ТГУ, 2019. 160 с.

          19.        Мельникова М. Л. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 1. С. 101-106.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА...

Здоровье детей дошкольного возраста, как психолого-педагогическая проблема в дошкольном учреждении

           Здоровье -  естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изме...