Методические рекомендации для педагогов "ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "
методическая разработка (подготовительная группа)
"ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Методические рекомендации для педагогов
Для всестороннего развития личности педагоги ДОО могут систематически включать старших дошкольников в проектную деятельность. Это поможет повысить эффективность процесса формирования познавательного интереса к книге, книжной иллюстрации, ведь каждый проект реализуется через различные формы его организации и дает возможность сделать пути детского познания интересными и доступными. Поэтому приоритет этой работы закрепляется за такими формами, которые интересны и успешны в плане познавательного и личностного развития ребенка данного возраста. Реализуя данную работу, можно использовать разные формы и методические приемы: беседы; использование ИКТ; выставки книг; исследование графических материалов; изготовление книжек-малышек; рисование; схемы; викторина.
Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором - это прекрасные образцы творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству. Книга направляет его природную любознательность, развивает ее и углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Велика роль книжной иллюстрации и в раскрытии идейно-художественного своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов. Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Всем детям понравились иллюстрации Владимира Конашевича к книгам В. Сутеева «Кто сказал мяу?», «Мешок яблок», «Елка», «Крошка-енот» и др.; к сказкам «Тараканище», «Чудо-дерево» Корнея Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и другим произведениям. Всегда вызывали добрую улыбку и радостный смех детей иллюстрации В. Конашевича к сказкам К. Чуковского; иллюстрации Ю. Васнецова к народным сказкам; заставляли задуматься проникновенные зарисовки Е. Чарушина; рисунки В. Горяева содействуют восприятию стихов А. Барто; Ф. Лемкуль, иллюстрировавший произведения С. Михалкова, помогает детям уточнить их словесные образы.
Через указанное разнообразие форм совместной деятельности старшие дошкольники поняли, что герои книжных иллюстраций изображены очень естественно, они добры и просты. Дети сочувствовали им и незаметно проникались убеждением, что помогать друг другу в чем-либо - хорошее и важное дело. То есть, мастерство художника делает рисунки выразительными, интересными, находящими отклик в душе ребенка. Познакомившись по сказкам с работами художника Ю. А. Васнецова, дети убеждались в его изобретательности: как много создано иллюстраций, и среди них нет ни одного повтора. Много персонажей нарисовал художник, но все они разные. У каждого – свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде: все они в разной одежде - у девочек-мышек яркие юбочки, украшенные полосочками, а у мальчиков-мышат разноцветные рубашечки с пуговками и т. д.
В самостоятельной деятельности старшим дошкольникам предлагали нарисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Задумав проект, дети обсуждают его дома с родителями. Самодельную книгу помещаем в библиотеке группы или методического кабинета. Спустя определенное время, ее обязательно показываем детям очередной старшей группы, рассказываем, как она была сделана.
Изготавливая книжки-малышки, старались подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе. Книги получались выразительные, яркие - начиная с переплета, качества бумаги, детских иллюстраций, доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств (детей и родителей).
Таким образом, иллюстрация активно толкует текст, и нередко выступает как самостоятельное произведение. Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя. Знакомство старших дошкольников книжной иллюстрацией в проектной деятельности позволяет решать задачи нравственного, эстетического, патриотического воспитания детей, а также способствует эмоциональному и умственному развитию ребёнка.
Для того, чтобы определить эффективность проведенной работы по организации проектной деятельности старших дошкольников, педагогам важно провести повторную диагностику. Цель её – контроль уровня знаний и умений воспитанников, а также эффективности проведенной работы в группе по теме ознакомления детей старшего дошкольного возраста с книжной иллюстрацией в проектной деятельности и сравнение результатов с данными констатирующего этапа исследования. С целью получения данных могут быть использованы те же методы, что и на констатирующем этапе исследования.
Также особенно ценно сделать педагогические выводы по качественному анализу рассказов воспитанников. Он должен показать, что дети оценивают поведение и поступки героев по иллюстрации на основе понимания идеи произведения; что видно по тому, как они адекватно применяют мимические и пантомимические движения; используют богатый словарный запас.
Таким образом, нами сделаны общие выводы о том, что применение проектной деятельности повышает эффективность ознакомления старших дошкольников с книжной иллюстрацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации для педагогов | 15.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов
Для всестороннего развития личности педагоги ДОО могут систематически включать старших дошкольников в проектную деятельность. Это поможет повысить эффективность процесса формирования познавательного интереса к книге, книжной иллюстрации, ведь каждый проект реализуется через различные формы его организации и дает возможность сделать пути детского познания интересными и доступными. Поэтому приоритет этой работы закрепляется за такими формами, которые интересны и успешны в плане познавательного и личностного развития ребенка данного возраста. Реализуя данную работу, можно использовать разные формы и методические приемы: беседы; использование ИКТ; выставки книг; исследование графических материалов; изготовление книжек-малышек; рисование; схемы; викторина.
Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором - это прекрасные образцы творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству. Книга направляет его природную любознательность, развивает ее и углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Велика роль книжной иллюстрации и в раскрытии идейно-художественного своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов. Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Всем детям понравились иллюстрации Владимира Конашевича к книгам В. Сутеева «Кто сказал мяу?», «Мешок яблок», «Елка», «Крошка-енот» и др.; к сказкам «Тараканище», «Чудо-дерево» Корнея Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и другим произведениям. Всегда вызывали добрую улыбку и радостный смех детей иллюстрации В. Конашевича к сказкам К. Чуковского; иллюстрации Ю. Васнецова к народным сказкам; заставляли задуматься проникновенные зарисовки Е. Чарушина; рисунки В. Горяева содействуют восприятию стихов А. Барто; Ф. Лемкуль, иллюстрировавший произведения С. Михалкова, помогает детям уточнить их словесные образы.
Через указанное разнообразие форм совместной деятельности старшие дошкольники поняли, что герои книжных иллюстраций изображены очень естественно, они добры и просты. Дети сочувствовали им и незаметно проникались убеждением, что помогать друг другу в чем-либо - хорошее и важное дело. То есть, мастерство художника делает рисунки выразительными, интересными, находящими отклик в душе ребенка. Познакомившись по сказкам с работами художника Ю. А. Васнецова, дети убеждались в его изобретательности: как много создано иллюстраций, и среди них нет ни одного повтора. Много персонажей нарисовал художник, но все они разные. У каждого – свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде: все они в разной одежде - у девочек-мышек яркие юбочки, украшенные полосочками, а у мальчиков-мышат разноцветные рубашечки с пуговками и т. д.
В самостоятельной деятельности старшим дошкольникам предлагали нарисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Задумав проект, дети обсуждают его дома с родителями. Самодельную книгу помещаем в библиотеке группы или методического кабинета. Спустя определенное время, ее обязательно показываем детям очередной старшей группы, рассказываем, как она была сделана.
Изготавливая книжки-малышки, старались подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе. Книги получались выразительные, яркие - начиная с переплета, качества бумаги, детских иллюстраций, доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств (детей и родителей).
Таким образом, иллюстрация активно толкует текст, и нередко выступает как самостоятельное произведение. Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя. Знакомство старших дошкольников книжной иллюстрацией в проектной деятельности позволяет решать задачи нравственного, эстетического, патриотического воспитания детей, а также способствует эмоциональному и умственному развитию ребёнка.
Для того, чтобы определить эффективность проведенной работы по организации проектной деятельности старших дошкольников, педагогам важно провести повторную диагностику. Цель её – контроль уровня знаний и умений воспитанников, а также эффективности проведенной работы в группе по теме ознакомления детей старшего дошкольного возраста с книжной иллюстрацией в проектной деятельности и сравнение результатов с данными констатирующего этапа исследования. С целью получения данных могут быть использованы те же методы, что и на констатирующем этапе исследования.
Также особенно ценно сделать педагогические выводы по качественному анализу рассказов воспитанников. Он должен показать, что дети оценивают поведение и поступки героев по иллюстрации на основе понимания идеи произведения; что видно по тому, как они адекватно применяют мимические и пантомимические движения; используют богатый словарный запас.
Таким образом, нами сделаны общие выводы о том, что применение проектной деятельности повышает эффективность ознакомления старших дошкольников с книжной иллюстрацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по обучению старших дошкольников различным видам художественной росписи
Знакомство детей с основами народного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах, не достато...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП ПО ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
Данные методические рекомендации созданы в помощь воспитателям, специалистам ДОО, полезны родителям дошкольников.В рекомендациях представлена система занятий в старшей группе, разработанная...
Методические рекомендации по обучению старших дошкольников элементами игры в городки.
Данные рекомендации будут полезны для обучения детей игре в городки....
Методические рекомендации по ознакомлению старших дошкольников с искусством "Оригами"
Содержание материала раскрывает эстетические и культурно-познавательные ценности окружающего мира, выраженные через художественный образ языком искусств. Поможет внес...
Методические рекомендации по обученю старших дошкольников финансовой грамотности
В методических рекомендациях раскрыты методы, формы и организация обучения детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности, а так же подробное описание основных (4- х) блоков образо...
"Огород. Овощи". Методические рекомендации для родителей старших дошкольников с ЗПР
Лексическая тема "Огород. Овощи". Рекомендации для родителей детей с ЗПР (6-7 лет)...
Методические рекомендации "Игры со старшими дошкольниками"
ФГОС ДО определяет ребенка дошкольника, как «человека играющего». С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность - работа, служба. Ка...