Консультация для педагогов "Формы и методы экологического воспитания детей"
материал по окружающему миру (средняя группа)

Гераськина Юлия Шарифзяновна

Консультация для педагогов "Формы и методы экологического воспитания детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_ekologicheskoe_vospitanie.docx926.32 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/005e/0005ccbd-90d05c45/hello_html_7cffb0ee.png

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» города Щигры Курской области».

Консультация на тему:

«Формы  и методы работы с детьми по экологическому воспитанию».

Подготовил воспитатель

Гераськина

Юлия Шарифзяновна

https://i.pinimg.com/736x/ef/40/a4/ef40a4b4f74e58d20c6b1d6b4143822d--fram-wallpaper.jpg

             1. Формы экологического воспитания:

           

1.1 Занятия.

        Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Воспитатель проводит занятия со всей группой детей в строго отведенное время. Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.

        Занятия по ознакомлению детей с природой проводятся во всех группах детского сада. В младшей группе в первом полугодии их организуют с подгруппой детей.

        

        1.2 Походы и экскурсии.

        Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение-это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Поход-это комплексное мероприятие прежде всего по своей организации: его планируют, обдумывают, готовят и проводят несколько взрослых - инструктор по физическому воспитанию, медсестра, старший воспитатель и, конечно, воспитатель группы.

        Ведущее значение среди этих мероприятий имеют наблюдения - они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения, опыта посещения ее детьми. Поход в лес предполагает ознакомление дошкольников с сообществом растений - им надо показать и назвать деревья, кустарники. Важно познакомить детей и с лесными животными, прежде всего по различным следам их деятельности.

        Походы нужно организовывать в разные сезоны, что позволяет наблюдать неодинаковое состояние растений и периоды  их развития.

        На нравственное развитие детей большое влияние оказывает практическая природоохранная деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее время, домиков для птиц осенью или весной, ограждение муравейников в теплое время года. Хорошо организовать уборку и очистку от лесного и бытового мусора. Правильная организация этой части похода очень важна - взрослые показывают дошкольникам, как они сами относятся к природе, как любят ее на деле, как заботятся о доме, в котором живут все вместе.

        Эстетическое воспитание детей на природе начинается с демонстрации территории- педагоги говорят, что здесь красиво, потому что все чисто и ухожено. И, наоборот, замусоренные участки леса, поляны не будут красивыми, даже если на них много цветущих растений.

        

https://i.pinimg.com/736x/ef/40/a4/ef40a4b4f74e58d20c6b1d6b4143822d--fram-wallpaper.jpg

Природное окружение должно быть хорошо обследовано и изучено взрослыми.

Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, решаемых педагогических задач, видов деятельности, подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.

        Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятие под открытым небом.

        Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.  Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

        Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием на воздухе, с движением, что способствует укреплению здоровья.

        Экскурсии как форма занятий проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах.

По содержанию они делятся на два вида: природоведческие экскурсии - в парк, лес, на реку- и экскурсии на сельскохозяйственные объекты- в поле, на огород, на птицеферму.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем чтобы показать детям сезонные изменения в природе.

        

        1.3 Экологические праздники и досуги.

        Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на  личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком.

        Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы. Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.

        Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы - их организует воспитатель.

        

        

https://i.pinimg.com/736x/ef/40/a4/ef40a4b4f74e58d20c6b1d6b4143822d--fram-wallpaper.jpg

1.4 Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.

        Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводятся в тесной связи с работой в повседневной жизни.

        Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам, организует разнообразные игры с природным материалом- песком, глиной, льдом, листьями и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей  (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально).

        Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы. Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и  на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона.

        Интересная и разнообразная работа проводится в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.

        Труд и наблюдения в цветнике и на огороде проводятся утром и вечером. Со всеми детьми можно проводить посадку, посев, сбор урожая. Такой труд, как подготовка земли, полив, рыхление, срезка сухих листьев, сбор семян лучше проводить с подгруппой детей.

         В старшей и подготовительной к школе группах, возможна организация дежурств по участку весной и летом или закрепление групп детей за грядкой, клумбой.

        В уголке природы дети имеют возможность хорошо рассматривать растения и животных, наблюдать за ними длительное время; они овладевают трудовыми навыками, учатся заботиться о своих питомцах.

        Труд и наблюдения в уголке природы с детьми воспитатель проводит ежедневно. Форма организации деятельности разная (в зависимости от возраста). К отдельным трудовым поручениям привлекаются дети, начиная с младшей группы. Постоянные дежурства в составе 2-3 человек вводятся со старшей группы.

        

        

https://i.pinimg.com/736x/ef/40/a4/ef40a4b4f74e58d20c6b1d6b4143822d--fram-wallpaper.jpg

1.5 Элементарная поисковая деятельность детей.

        Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.

        Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятие детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения, отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

        Доказано, что процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста.

        Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. В соответствии с программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций на природоведческих занятиях или в разнообразной деятельности, связанной с природой (труд, наблюдения, игры).

        Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут. Необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа в такой ситуации носит поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известных знаний и способов действий. Незнания должны быть частичными, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения.

        Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале - простые, содержащие однозвенные связи, затем - более сложные, содержащие цепочки связей.

        

https://i.pinimg.com/736x/ef/40/a4/ef40a4b4f74e58d20c6b1d6b4143822d--fram-wallpaper.jpg

https://i.pinimg.com/736x/ef/40/a4/ef40a4b4f74e58d20c6b1d6b4143822d--fram-wallpaper.jpg

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать все предположения детей, обратить внимание на их противоречивость. Необходимо учитывать каждое предположение детей; если они не выдвигают идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

        Возникшие у детей в ходе анализа ситуаций и выдвижения предположений интерес к решению задачи следует использовать для отбора способов проверки предположений.

        Заключительным этапом поисковой деятельности является формулирование выводов. К самостоятельному формулированию выводов детей необходимо побуждать. Случается, что они делают неправильные выводы. В этом случае можно организовать дополнительные опыты или наблюдения, чтобы каждый пришел к  правильным выводам.

        В процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей.

        Осуществляя руководство поисковой деятельностью детей, важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе.

        В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее появляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению.

2. Методы экологического воспитания.

        Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

        В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.

        К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

        Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

        Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. 

        

https://i.pinimg.com/736x/ef/40/a4/ef40a4b4f74e58d20c6b1d6b4143822d--fram-wallpaper.jpg

https://i.pinimg.com/736x/ef/40/a4/ef40a4b4f74e58d20c6b1d6b4143822d--fram-wallpaper.jpg

В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

        

        2.1 Наблюдение

        Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

        Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста.

        Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

        Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.

        Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3-6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем.

                

2.2 Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми

        Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы.

        Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (диких или домашних зверей других климатических зон).

        Иллюстративно-наглядный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлений. С его помощью удается успешно обобщать и систематизировать знания детей.

        Большое значение имеет иллюстративно-наглядный материал в формировании эстетического восприятия природы, в обогащении эстетических впечатлений и чувств. Эти задачи успешно решаются при рассматривании репродукций с художественных картин, просмотре кинофильмов.

        

https://i.pinimg.com/736x/ef/40/a4/ef40a4b4f74e58d20c6b1d6b4143822d--fram-wallpaper.jpg

https://i.pinimg.com/736x/ef/40/a4/ef40a4b4f74e58d20c6b1d6b4143822d--fram-wallpaper.jpg

При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми необходимо учитывать ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника. Не менее важна и художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием.

        Необходимо учитывать также возрастные возможности восприятия детей.

        Животные и растения на картинах должны быть показаны крупным планом, в естественных условиях.

        2.3 Ознакомление детей с природой в играх

        В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры.

        Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе.

        Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

        Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки.

        В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

        Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов.

        Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

        Творческие игры природоведческого содержания. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно.

        Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

        

https://i.pinimg.com/736x/ef/40/a4/ef40a4b4f74e58d20c6b1d6b4143822d--fram-wallpaper.jpg

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года.

        2.4 Несложные опыты и экспериментирование

        Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

        В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно- следственных связей.

        Проводят опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

        Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками.

        2.5 Моделирование

        Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

        Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

        2.6 Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы

        На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах.

        Использовать рассказ как метод ознакомления с природой можно уже в младших группах. Для малышей рассказ должен быть предельно кратким и тесно связанным с их жизненным опытом. В старшем дошкольном возрасте используются не только рассказы, повествующие о каком-либо событии, но и такие, которые ставят перед детьми вопросы, заставляющие их размышлять, делать выводы.

        Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографий, слайдов и т. д. Это помогает детям понять его смысл.

        2.7 Использование художественной природоведческой литературы

        Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже, всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

        

https://i.pinimg.com/736x/ef/40/a4/ef40a4b4f74e58d20c6b1d6b4143822d--fram-wallpaper.jpg

https://i.pinimg.com/736x/ef/40/a4/ef40a4b4f74e58d20c6b1d6b4143822d--fram-wallpaper.jpg

        К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Важно отбирать высокохудожественную литературу.

        Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах.

Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг – сочетание чтения с непосредственным наблюдениям в природе.

        2.8  Беседа как метод ознакомления детей с природой

        Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями:

- для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией);

- для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.

        В каждой беседе решается задача развития речи детей.

        Большое влияние на экологическое воспитание оказывает создание предметно-развивающей среды в ДОО.

        В группах необходимо создать уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории ДОО должна быть экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, необходимо использовать как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, можно выбрать деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также очень занимательно наблюдение за старым пнем, мхом, муравьиными  дорожками и  их ходами, « скопление солдатиков». Полянка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. На одной высокой берёзе – гнездо.      

https://i.pinimg.com/736x/ef/40/a4/ef40a4b4f74e58d20c6b1d6b4143822d--fram-wallpaper.jpg

https://i.pinimg.com/736x/ef/40/a4/ef40a4b4f74e58d20c6b1d6b4143822d--fram-wallpaper.jpg

Литература:

  1. Бондаренко Т. М. «Экологическое воспитание 5-6 лет»: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. - Воронеж: ИП Лакоценина Н. А. ,2012.
  2. Иванова А. А. Программа экологического образования дошкольников Живая экология. – М.: Сфера, 2009. Иванова А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: Сфера, 2010.
  3. Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. – М.: АРКТИ, 2005.
  4. Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа. – М.: Гном, 2013.
  5. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М.: Академия, 2011. - 336 с.
  6. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2009. - 227 с.
  7. С.Н. Николаева «Юный эколог» Программа экологического воспитания в детском саду. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календари природы как метод экологического воспитания детей

Календари природы как метод экологического воспитания детей Систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы целесообразно фиксировать в календарях. В этом случае могут быть...

Перспективный план по теме: «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» в старшей группе.

Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста методом проектной деятельности....

Перспективный план по по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» во 2 младшей группе

Перспективный план по по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» во 2 младшей группе...

Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.

Формы экологического воспитания:        1.1 Занятия.         Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлен...

«Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Экологическое образование включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого образования заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического соз...

Консультация для воспитателей «Моделирование - ведущий метод экологического воспитания детей»

Руководя познанием природы и приобретением детьми навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы....