Проект "Рождественские колядки"
проект
Исследовательско - творческий проект "Рождественские колядки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Рождественские колядки" | 243.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 20 городского округа Вичуга
Автор: музыкальный руководитель
Белова Алла Александровна
Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси.
Задачи:
- Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
- Познакомить детей и родителей с рождественскими обрядовыми песнями;
- Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;
- Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности;
- Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Тип проекта:
Вид проекта: исследовательско - творческий.
Продолжительность проекта: средней продолжительности.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Предполагаемый результат: тематический вечер «Колядки».
Интеграция с образовательными областями:
Музыка, познание, развитие речи, художественное творчество.
Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Колядки были важной частью древнего фольклора. Они исполнялись на традиционном празднике языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами Святок являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания. Дети с огромным удовольствием распевают колядки, т.к. они близки им своим веселым содержанием, незатейливой мелодией. Поэтому и возникла идея в проведении тематического вечера «Колядки» силами педагогов, родителей и ребят.
Проблема проекта: К сожалению, мы отходим от народных традиций в проведении календарных праздников, в том числе и исполнении колядок, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Участники проекта: Музыкальный руководитель.
Воспитатели старшей, подготовительной групп.
Родители.
Дети старшей, подготовительной групп 5-7 лет.
Сроки реализации проекта – два месяца (декабрь, январь).
Ожидаемые результаты проекта:
- Приобщение детей и родителей к традиции проведения народного праздника через исполнение колядок, сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, изготовление костюмов и атрибутов.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному фольклору.
- Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к родной истории.
Планирование работы над проектом:
1-й этап: подготовительный – сбор информации, материала.
2-й этап: организационный – разработка плана проведения праздничной недели.
3-й этап: формирующий – проведение мероприятий согласно плану с детьми и родителями.
4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, обобщение опыта).
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей и родителей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных колядок, закличек и игр-инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Приложения к проекту:
- План проведения проекта «Рождественские колядки».
- Приложение:
- Организованная образовательная деятельность по теме «Колядки».
- Наглядный материал.
- Консультация для родителей «Колядование на Руси».
- Консультация для родителей «Игры и забавы на улице. Народные приметы, поговорки».
- Консультация для воспитателей «Подвижные народные игры и забавы на улице».
- Творческая мастерская «Изготовление шумовых инструментов в совместном творчестве взрослого и ребёнка».
- Сценка для кукольного театра «Небылицы».
- Сценарий театрализованного представления «Колядки».
- Рисунки конкурса: «Весёлая Коляда».
Оборудование:
Костюмы для взрослых: русские сарафаны, кокошники.
Костюмы для детей: русские сарафаны, кокошники, косоворотки, фуражки, костюм Медведя, костюм Козы.
Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, трещотки, свистульки.
Самодельные музыкальные инструменты, изготовленные в творческой мастерской (для шумового оркестра): коробочки, погремушки, доски.
Атрибуты: мешок для угощения, куклы би-ба-бо, ширма.
Папка передвижка, иллюстрации, аудиозапись русских наигрышей.
Технические средства обучения: музыкальный центр, ноутбук.
Музыкальный репертуар:
Колядки: «Авсень», «Тётенька добренька», «Сею-вею», «Прощальная», русские народные наигрыши.
Музыкальные и подвижные игры: «Прятки», «Гори ясно», «Катание с горки», «Жмурки», «Горшки», «Звонарь», «Карусель», «Бабка-Ёжка», «Коза» и т.п.
Используемая литература:
Материалы из периодических изданий
1. Журнал Музыкальный руководитель № 8-2008.
2. Журнал Музыкальная палитра № 6-2008 г., № 7-2009 г., №7-2010.
3. Журнал Дошкольное воспитание № 10-1993 г., № 12-1993.
4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении. ООО «Гном-Пресс» 2000.
6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
7. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 2002.
8. Битютская Н.П. Система педагогического проектирования. Учитель, 2012.
План подготовки к итоговому мероприятию: тематическому вечеру «Колядки»
№ п/п | Совместная деятельность | Цель | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 неделя | - Организованная образовательная деятельность на тему: «Колядки»; - Консультация для воспитателей «Поиграем, позабавимся!»; - Подвижные игры на прогулке «Змея», «Звонарь» и т.п.; - Консультация для родителей «Колядование на Руси»; - Привлечение родителей к изготовлению костюмов. | Повышать познавательный интерес среди детей к родной истории. Приобщать родителей к традиции проведения народного праздника – Колядки. | Воспитатели, музыкальный руководитель |
2 неделя | - Разучивание закличек, колядок, пословиц, поговорок, игр; - Подвижные игры на прогулке «Горелки», «Горшки» и т.п. | Учить эмоционально и выразительно исполнять колядки, развивать ритмический слух и двигательную активность. | Музыкальный руководитель, воспитатели |
3 неделя | - Кукольный театр «Небылицы»; - Народные подвижные игры на прогулке: «Бабка Ёжка», «Карусель», «Жмурки» и т.п. | Расширять кругозора детей. | Воспитатели, музыкальный руководитель |
4 неделя | - Закрепление музыкального репертуара; - Подвижные игры на прогулке «Прятки», «Катание с ледяной горки» и т.п. | Побуждать детей проявлять инициативу. Формировать эмоционально и выразительно исполнять колядки. | Музыкальный руководитель, воспитатели |
5 неделя | - Театрализованное представление «Колядки»; - Выставка детского рисунка; - Выставка коллективных работ «Рождественский пряник»; - Подвижные игры на прогулке «Перетяжка», «У дядюшки Трифона» и т.п.; - Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой». | Стимулировать творческую активность; Воспитывать уважение к народным традициям. | Музыкальный руководитель, воспитатели |
6 неделя | - Мастер-класс для родителей по изготовлению шумовых музыкальных инструментов; - Консультация для родителей «Игры и забавы на улице. Народные приметы». | Развивать творчество и воображение в совместной деятельности детей и родителей. | Музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
7 неделя | - Беседа по теме «Что вы узнали о Колядках»; - Подвижные игры по желанию детей; - Самостоятельная игровая деятельность. | Стимулировать творческую активность; Закреплять пройденный материал; Воспитывать уважение к народным традициям | Музыкальный руководитель, воспитатели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему:"Колядки,колядки,собрались ребятки"
Непосредственная образовательная деятельность с детьми младшей и подготовительной группы в рамках партнёрского проекта....
Конспект занятия на тему:"Колядки,колядки,собрались ребятки"
Интегрированное занятие с детьми младшей и подготовительной группы в рамках партнёрского проекта...
«КОЛЯДКИ-КОЛЯДКИ - ИГРАЮТ РЕБЯТКИ»
Цель: Воспитывать любовь и интерес к народным праздникам. Создавать радостное, праздничное настроение....
«Колядки, колядки –собрались ребятки»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13907043","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...
Сценарий развлечения для детей средних групп детского сада «Колядки, колядки, собрались ребятки»
Сценарий развлечения для детей средней группы...
"Как пришли святки - мы поем колядки"Рождественские колядки. Сценарий фольклорного тематического праздника.
quot;Как пришли святки - мы поем колядки". Рождественкие колядки, сценарий фольклорного тематического праздника....
Сценарий развлечения для детей младших и средних групп детского сада «Колядки, колядки, собрались ребятки»
Сценарий развлечениядля детей младших и средних групп детского сада«Колядки, колядки, собрались ребятки» ЦЕЛЬ: Приобщение детей к русской традиционной культуре.ЗАДАЧИ:1.Познакоми...