"Башкирская народная одежда и украшения"
консультация
Башкирская народная одежда и украшения
Одежда
В одном из башкирских преданий о начале жизни на земле говорится: "после зарождения мира расселились люди в разных местах и стали жить - поживать. Каждому народу был дан свой определенный язык, своя одежда, своя особая пища". (Башкирские предания и легенды. Уфа, 1985. С.258). Башкирский традиционный костюм не повторяет одежду ни одного другого народа, хотя за долгое время своего развития впитал различные стили предшественников. Он - своеобразный. Его специфика обусловлена многими факторами: историческими, хозяйственно - производственными, природно - климатическими, мировоззренческими и т.д. У башкир как у других этносов (например, русских, татар) не было традиционного костюма, единого для всех этнографических групп. Одежда башкир Челябинско - Курганского Зауралья отличалась от одеяния Пермских или Самаро - Саратовских башкир. Горнолесное население одевалось иначе, нежели степное и т.д. Словом, что не регион, то свой костюм. И такое складывалось испокон веков, о чем можно судить по эпическим сказаниям народа. В эпосе "Кара юрга" (Вороной иноходец) дочь Масем - бая Мактымхылу по одежде определила, что юноша (Аблай), пришедший на яйляу (летовку) ее отца в верховьях Агидели (реки Белой), с чужой, степной стороны. "Полы твоей одежды закруглены, - сказала она юноше с берегов южной реки Сакмары, - на жителя степей ты похож" (Башкирский народный эпос. С. 430).
В другом эпическом сказании "Алдар и Зухра", в котором много внимания уделено взаимоотношениям башкир с их соседями, бай Кидряс своих гостей на празднике также определяет по их костюмам. Это ближние мои соседи, - говорит он о башкирах с берегов реки Кармасан (на северо - западе Башкортостана), степи у них просторные и скотоводство великое. Овцы их приносят длинную и белую, как снег, шерсть, и оттого видишь их одетыми в белую одежду. Башкир с реки Бирь он назвал "великими звероловами": шапки у них были из медвежьих шкур. С берегов реки Дема (юго - запад) прибыли гости в красных кафтанах и шапках из черно - бурых лисиц. О северных башкирах он отозвался как охотниках на куниц и белок: "Их убивают там такое множество, что на всяком увидишь кунью шубу". (Башкирское народное творчество: Эпос. Уфа, 1987. Т. 1. С. 386 - 388).
В башкирской традиционной одежде выделяют семь комплексов: северо - западный, северо - восточный, юго - западный, юго - восточный, центральный, восточный и самаро - иргизский. Первый комплекс охватывал западный Ик, междуречье западного Ика и Агидели, Агидели и Уфы, смежные с Башкортостаном районы современного Татарстана и Пермской области. Он имел много общего с северо-восточным комплексом, распространенным на северо-востоке Башкортостана и соседних с ним районах Челябинской и Свердловской областей. Своеобразием отличался юго-западный комплекс, характерный для башкир по р.р Деме, Уршаку и левобережью Агидели (севернее г. Мелеуза до устья Демы). Он заключался в том, что в нем сочетались отдельные черты юго - восточного и северо - западного комплексов. Редкостной целостностью отличался юго - восточный комплекс, сформировавшийся на большой территории, включавший юго -восток и Зауралье Башкортостана и смежные с ним районы Оренбуржья. В верховьях Агидели и бассейнах рек Зилим и Инзер был распространен центральный комплекс одежды, примечательностью которого, по мнению известного исследователя башкирского костюма С. Н. Шитовой, является обувь ката с войлочными голенищами, украшенными разноцветными суконными полосами. Самаро - иргизский комплекс бытовал среди иргизо - камеликских (по названиям рек Иргиз и Камелик в Самарской и Саратовской областях) и токсуранских башкир (по рекам в Оренбургской области Ток и Соран). Он вобрал в себя, особенно в украшениях, культурные традиции, восходящие к юго-восточным и юго-западным регионам исторического Башкортостана.
Традиционная одежда башкир с верховьев реки Урал (в Учалинском районе Башкортостана), Аргаяшского, Кунашакского, Сосновского и других районов Челябинской, Альменевского и Сафакулевского районов Курганской областей выделена в восточный (или Зауральский) комплекс. (Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа, 1995. С. 162 - 171).
В любом костюмном комплексе есть элемент, характерный только для него. Для центрального комплекса таковым была ката с войлочными голенищами, для юго-восточного - кашмау, оригинальный головной убор, покрытый серебром и т.д.
Мужская одежда состояла из широкой и длинной рубахи с прямым разрезом ворота, штанов с широкими шагом, легких прямоспинных и расклешенных халатов. камзолов и тулупов. Головные уборы у мужчин - тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, шляпы. Среди башкир, как и у других мусульманских народов бытовал мужской головной убор - чалма. Она была не повседневным головным убором. Ее носили в основном пожилые мужчины при посещении мечети и служители культа - муллы.
В прошлом были и другие головные уборы. Башкирских конников, участвовавших в Отечественной войне с французами в 1812 г., Западная Европа запомнила по их конусообразным островерхим шапкам с меховой оторочкой и т.д.
Традиционной женской одеждой были: платье с оборками, передник, камзол. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет (селтэр, hакал). Весьма разнообразными были головные уборы башкирок. Головной убор замужних женщин - кашмау - представлял чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами и с длинной лопастью, пришитой сзади к кашмау. Девичьим головным убором была такыя, шлемовидная шапочка, покрытая серебряными монетами и бахромой из нитей кораллов по краю. Башкирские девочки обычно, особенно летом, ходили с непокрытой головой, взрослые девушки и женщины всегда носили ситцевые платки.
Старинным головным убором был и кушъяулык - большой двойной платок, который носили молодые женщины. Пожилые башкирки носили тастар - головной убор типа полотенца длиной примерно 250 - 280 см и шириной 35 - 40 см. Им женщина обматывала себе голову, оставляя лицо открытым; вышитые концы его лежали: один на груди, другой также украшенный на спине. Поверх него носили меховые шапки. В женский костюм некогда входил и хараус - продолговатый лоскут холста с вышивкой. Истинное его назначение уже забыто. Полагают, что когда - то он был частью свадебного набора - подарка.Головные повязки с налобниками из бисера - сарават бытовали в прошлом у южных хантов (Народы Сибири. М.- Л., 1956. С. 589)
Обувью служили кожаные сапоги, башмаки, ичиги, бахилы, кое - где и лыковые лапти. Кожаные сапоги носили как мужчины, так и женщины. Их надевали с портянками, реже с вязанными шерстяными или суконными чулками. Довольно широко были распространены также низкая обувь из кожи вроде туфель - башмаки и сарыки. У последних головка была из кожи домашней выделки, верх - голенище из сукна. Сарыки носили и мужчины и женщины, в праздники и будни. Женские сарыки отличались от мужских тем, что их задники на белых суконных голенищах украшались узором, вырезанным из красного сукна. Лыковая обувь получила распространение у северо-западных башкир, в южной части Башкортостана ее носили в основном во время полевых работ. Известный русский историк Н.Костомаров относительно русской народной одежды писал, что она одинакова по покрою как у царей, так и у крестьян, отличия определялись лишь уровнем отделки. Перефразируя это высказывание, можно сказать, что традиционный мужской и женский костюм башкир по покрою и материалу одинаков, только женская одежда отличается богатством декоративной отделки.
Для создания одежды использовались многие декоративно - художественные приемы: узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирные изделия, нашивки из кораллов, бисера, серебра, теснение по коже. Одежду шили из клетчатой или полосатой пестроткани. Для изготовления праздничного костюма использовали узорную (браную) домотканину. Платья, рубахи, головные уборы, верхняя одежда, иногда и обувь украшались вышивкой. При этом использовали различные приемы: тамбурный шов, косую сетку, счетную гладь. Широко применялась аппликация. Этот способ декоративного оформления наиболее ярко проявился в украшении сарыков. В декорировании народной одежды использовались кораллы, бусы, серебряные монеты, цветные стекла, полудрагоценные камни, раковины и др. По древним представлениям людей украшениям и звону серебра приписывалась сила, которая способна отгонять злых духов. Монетами, серебром одежду орнаментировали многие народы Востока. И общим для них было то, что на костюме украшались разрезы, вырезы, подол, ворот, рукава, застежки, то есть уязвимые места, через которые могли проникнуть злые духи.
Мужской костюм при этом отделывался гораздо сдержаннее, чем женский. Национальный костюм башкир, несмотря на локальные варианты, представляет единый этнокультурный комплекс, имеющий местные особенности.
Башкирские украшения
Ассортимент башкирских ювелирных изделий широк, способы их отделки разнообразны.
Женский костюм дополняло множество украшений: массивные нагрудники, нагрудные перевязи, затылочные украшения, накосники. Их изготавливали, нашивая на тканевую основу кораллы, бусы, монеты, ювелирные подвески, цепочки, бубенчики, раковины-ужовки, перламутровые пластины и пуговицы. Традиционным украшением были серебряные ювелирные изделия. Часть украшений носили постоянно, большинство сложных украшений было предназначено для торжественных случаев, праздников. В праздничных костюмах нагрудник сочетали с перевязью, ожерельем, бусами, наспинником.
Подбор материалов для украшений был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывалась защитная, очистительная сила, его блеску и звону - способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Не зря существовала пословица, что башкирскую женщину сначала можно услышать, затем увидеть. Считалось, что кораллы обеспечивают плодовитость и богатство. Этот редкостный по красоте материал попадал на местные рынки с восточных базаров. По обычаю жених перед свадьбой должен был подарить невесте определенное количество кораллов для украшения еляна.
Из полудрагоценных камней наибольшее распространение получил сердолик. Его использовали в ожерельях, накосниках, вставляли в кольца и браслеты. Корни этой традиции связаны с Ближним Востоком и Средней Азией, где сердолик почитался как камень счастья.
Оберегом от дурного глаза являлись белые раковины-ужовки, или каури. Их добывали у берегов Индийского океана, а затем караванными торговыми путями доставляли в Европу и Азию.
На браслеты и серьги, перстни и кольца, различные (косные, шейные, нагрудные) подвески и застежки, пряжки и поясные накладки узоры наносились гравировкой, чеканкой, штампом, черчением. Довольно широко применялись скань, а также вставки из цветного камня, главным образом, из бирюзы и сердолика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей.«Влияние башкирских народных сказок на развитие речи дошкольников»
Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны.Проанализировав со̣сто̣яние̣ про̣бле̣мы влияния сказки на эмо...
"Приобщение дошкольников к народной культуре при знакомстве с башкирскими народными праздниками »
Опыт работы по ознакомлению дошкольников с башкирской культурой....
Башкирская национальная одежда
quot;После зарождения мира расселились люди в разных местах и стали жить-поживать. Каждому народу был дан свой определенный язык, своя одежда..." - гласит одно из башкирских преданий. Но ведь на...
Приобщение дошкольников к народной культуре при знакомстве с башкирскими народными праздниками
Опыт работы по теме "Приобщение дошкольников к народной культуре при знакомстве с башкирскими народными праздниками"...
Самообразование по теме «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредством башкирских народных сказок с различными видов театра».
Анализ проделанной работы по самообразованию на 2020-2021 учебный годФ.И.О. Беглова Танзиля РашидовнаДолжность: воспитатель.Тема: «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредств...
МАСТЕР - КЛАСС на тему: «Приобщение детей к истокам народной культуры через башкирские народные игры»
Повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании башкирских народных игр, как средство приобщения к истокам народной культуры....
Конспект занятия по ознакомлению детей с искусством башкирского народа. Тема: Башкирская национальная одежда
Дети, у каждого народа своя национальная одежда, которая выражает характер людей, их настроение. Старшее поколение берегут такие вещи, т. к. у каждой вещи своя история....