Семинар-практикум по использованию современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ
методическая разработка
Методическая разработка
«Методическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО и введения Профстандарта»
Семинар-практикум
по использованию современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Дата: 12.11.2019
Пояснительная записка
Методическая работа в ДОУ призвана помочь добиться высоких результатов при минимальных затратах времени и усилий. Наиболее эффективно будет так организовать работу в данном направлении, чтобы каждый педагог мог бы проявить свои способности, приобрёл новые знания, умения и навыки, способствующие повышению его педагогической компетенции, и это в свою очередь приведёт к повышению эффективности и качеству образования учреждения в целом.
Одной из эффективных форм методической работы в детском саду является семинар-практикум, он позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики.
Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации данного вида деятельности в определённых условиях.
Кроме этого, в ходе семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволят выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.
Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждаемую тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovoditelnyy_tekst.docx | 32.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Методическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО и введения Профстандарта»
Семинар-практикум
по использованию современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Дата: 12.11.2019
Пояснительная записка
Методическая работа в ДОУ призвана помочь добиться высоких результатов при минимальных затратах времени и усилий. Наиболее эффективно будет так организовать работу в данном направлении, чтобы каждый педагог мог бы проявить свои способности, приобрёл новые знания, умения и навыки, способствующие повышению его педагогической компетенции, и это в свою очередь приведёт к повышению эффективности и качеству образования учреждения в целом.
Одной из эффективных форм методической работы в детском саду является семинар-практикум, он позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики.
Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации данного вида деятельности в определённых условиях.
Кроме этого, в ходе семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволят выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.
Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждаемую тему.
Цель: совершенствование профессионального мастерства педагогов в освоении и последующем применении здоровьесберегающих технологий в практической деятельности
Задачи:
1. Актуализировать знания педагогов в необходимости использования здоровьесберегающих технологий в своей деятельности.
2. Сформировать представление о здоровьесберегающих технологиях.
3. Определить рамки возможного использования современных здоровьесберегающих технологий.
4.Познакомить участников семинара с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Предварительная работа:
- выявление наиболее эффективных и востребованных видов здоровьсберегающих технологий (ЗСТ) из опыта работы ДОУ;
- обсуждение с педагогами их выступлений;
- поиск современных ЗСТ, ранее неиспользованных в ДОУ;
- подготовка сопроводительного материала: презентация.
Оборудование:
- стол для игр с водой, ёмкости с водой, акварельные краски, кисточки (для водотерапии);
- су-джок, мячики - «попрыгунчики» (для пальчиковой гимнастики);
- зелёное ароматное яблоко, апельсин, лимон, базилик, бергамот, мята, лаванда, зёрна кофе (для аромотерапии);
- песочный стол, контейнер с «живым песком», формочки для песка (для песочной терапии), коллекции с миниатюрными фигурками;
- белая и цветная бумага, клей, ножницы (для арт-терапии).
Наглядный материал: сопроводительная презентация.
Сопроводительный текст
Слайд№1 Титульный слайд
Слайд №2 Эпиграф к презентации: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля…» (Шопенгауэр Артур)
Слайд № 3 Неоспорима связь между психологическим здоровьем и физическим
Слайд № 4 Портрет психологически здорового человека: в ходе совместного обсуждения с участниками семинара составляем «портрет» психологически здорового человека, используя метод «корзина идей».
Слайд № 5 Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов, самообладания и саморегуляции. По степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. тех, кто непосредственно работает с людьми. Поэтому изучение стрессоустойчивости педагога является одной из наиболее актуальных научно-практических задач.
Слайд № 6 Стресс- это системная реакция организма на любое физическое, биологическое, химическое, физиологическое, психологическое воздействие.
Выделяют:
- отрицательную (дистресс) формы стресса. Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции.
- Положительную форму (эустресс) - стресс, вызванный положительными эмоциями» или «несильный стресс, мобилизующий организм».
Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма, тренирует защитные механизмы.
Слайд № 7 Причины стресса: перегрузка, маленькая заработная плата, мало отдыхаем, небольшой приток новых кадров- вынашивание, повышенное чувство ответственности, женский коллектив… и пр.
Проблема стрессоустойчивости педагогов выступает как проблема обеспечения сохранения и повышения продуктивности профессиональной деятельности в условиях резкого возрастания нагрузок, укрепления психологического здоровья, преодоления критических жизненных ситуаций.
Слайд № 8 Пути выхода из стресса:
1.Изменение среды: общение с домашними и (или) друзьями, погружение в среду, способную нейтрализовать стресс (литература, искусство), спортивные соревнования, церковь, смена профессии и пр.
2.Антистрессовые средства: вступление в сообщество партнеров по увлечениям, дыхательная гимнастика, исповедь, исполнение молитвы, гимнастика, мысленное перевоплощение в других и пр.
Слайд № 9 Типы ЗСТ:
- сохранение и стимулирование здоровья (стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая, минутки вхождения в день и минутки шалости, кинезиологические упражнения и пр.).
- коррекционная технология (арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика и пр.).
- технология обучения ЗОЖ (физкультурное занятие, проблемно-игровые ситуации (игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж и пр.).
Слайд № 10 Хромотерапия- это один из способов влияния на психическое состояние детей при помощи определенных цветов. Благодаря данной методике можно понизить тревожность, освободится от страхов, повысить коммуникативность.
Цветотерапия для дошкольников – это также хорошая возможность выразить свое настроение, передать эмоции и чувства, которые сложно объяснить словами укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольников.
ЦВЕТ | ВЛИЯНИЕ |
Синий | стимулирует умственную деятельность, оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит. |
Голубой | оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении |
Фиолетовый | угнетает психические процессы, снижает настроение |
Красный | активизирует, повышает физическую работоспособность, улучшает кровообращение, нормализирует работу пищеварительного тракта, оказывает благотворное действие на нервную систему при депрессии, стрессе, головных болях, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы |
Зеленый | успокаивает, повышает защитные силы организма |
Розовый | оказывает тонизирующее воздействие |
Желтый | вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия |
Белый | считается цветом очищения, единения, открытости, оказывает тонизирующее действие на организм человека |
Слайд №11 Водотерапия - использование воды в целях оздоровления – метод древний, доказавший свою эффективность. Вода обладает свойством смывать не только грязь, но и отрицательные эмоции. По воздействию на организм вода может быть приравнена к физическим упражнениям, в результате которых тонизируется сердечная мышца, сосуды и капилляры, усиливается кровоток. Для расслабления полезно просто смотреть на воду. Самое доступное упражнение – мытье рук от локтей к запястьям в прохладной воде, таким образом, активизируется мозговое кровообращение, снимается усталость.
Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию. Они обладают психотерапевтическими свойствами, способствуют релаксации. Создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы детей. Игры способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз-рука», позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать приемы логического мышления.
Слайд №12 Пальчиковая гимнастика с использованием нетрадиционного оборудования – мы развиваем речь. Для этого необходимо стимулировать работу пальчиков ребенка, начиная с раннего возраста. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально приятным, неутомительным и динамичным. Существует множество игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, игры с прищепками, скрепками, эспандерами, Су-Джок терапия, лепка и рисование, массаж пальчиков. Дети с большим увлечением выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала.
Целью упражнений с использованием нетрадиционного материала являются:
- развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности;
- закрепление названия цветов;
- развитие логического мышления;
- воспитание усидчивости;
- расширение и активизация словаря;
- развитие творчества и воображения;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- развитие сенсорных навыков;
- развитие пространственных представлений.
Слайд №13 Массаж
Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической, и с гигиенической целью. Детский игровой массаж оказывает влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Так же игровой массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубже лежащих тканей. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания.
Цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья и приобщение дошкольников к основам здорового образа жизни, через игровой массаж.
Массаж для детей дошкольного возраста чрезвычайно полезен. Он способствует релаксации всего организма. В профилактических целях его лучше делать вечером, перед самым сном. С его помощью достигаются следующие результаты:
- укрепляется иммунитет;
- улучшается кровообращение;
- нормализуется мышечный тонус;
- успокаивается нервная система;
- развиваются органы дыхания;
- улучшается пищеварение;
- выделяется витамин D, препятствующий возникновению рахита.
Слайд №14 Дыхательная гимнастика - один из способов повысить иммунитет, предотвратить частые простудные заболевания, восстановить дыхательную систему после болезни.
Слайд №15 Ароматерапия - это лечение ароматами, процесс дыхания ароматов, использование растительных экстрактов за счет эффективного воздействия на эмоции и настроение. В процессе аромотерапии активизируются биологические процессы в организме, повышается общая работоспособность организма, появляется чувство радости, замедляются процессы утомления. Примеры ароматов:
- зелёное яблоко- при мигрени;
-апельсин-работоспособность;
-лимон- помогает адаптироваться к новым условиям;
-базилик-устраняет комплексы;
-бергамот-позволяет добиться успехов;
-мята- обновляет энергетику;
-лаванда- восстанавливает силы.
Слайд №16 Песочная терапия позволяет поддерживать психическое здоровье, развивает познавательные процессы. Однако стоит помнить, что в ходе песочной терапии не нужно специально учить ребёнка каким-то специальным поведенческим навыкам, нужно дать ему возможность быть самим собой.
Песочная терапия помогает снимать стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций. С помощью игр с песком можно развивать и интеллектуальные способности, и тактильно-кинестетическую чувствительность, и мелкую моторику, и фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету. Однако стоит помнить о противопоказаниях: повышенный уровень тревожности; астма или аллергия на пыль и мелкие частицы; кожные заболевания и порезы на руках.
Этапы работы с песком: прикосновений на поверхности сухого песка, игра и упражнения с погружением рук в песок, этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.
Слайд №17 Диссоциация - это технология, позволяющая мысленно отстраниться от нежелательного явления или проблемы, это взгляд со стороны.
Пример: как-то Наполеон в присутствии всего двора накричал на своего министра иностранных дел графа Талейрана, бросая ему в лицо самые низкие ругательства, называя его вором, клятвопреступником, изменником и пр. Зная эту хитрую лису Талейрана, можно было предположить, что обвинения не беспочвенны, а, зная Бонапарта, можно было предположить, что дело принимает крутой оборот.
Многие наполеоновские вельможи и после менее серьезных разборок заканчивали жизнь кто от инфаркта, кто на эшафоте. Тем не менее, министр молча, без всякого выражения на высокомерном лице, выслушал императора и, ничего не сказав в ответ, повернулся и вышел из парадного зала в переднюю, где бросил только одну, но убийственную фразу. Эти слова вмиг перевели его из категории «мальчика для битья» в глазах придворных, в более привычный для него статус мудрейшего человека Европы. Уходя из дворца, Талейран произнес: «Как жаль, что такой великий человек, так дурно воспитан». (Мы, конечно, не знаем, о чем думал граф Талейран, когда его распекал император, но, судя по его реакции и последним словам, он представил, как это выглядит со стороны: маленький, брызгающий слюной человечек, называющий себя владыкой мира, осыпает самыми последними ругательствами мудрейшего дипломата Европы, который по возрасту годится ему в отцы. Забавная и поучительная картинка, но не более того. Разве здесь есть повод переживать?)
Способы дислоцированного восприятия:
А) Например, вы можете представить свою стрессовую ситуацию в виде фильма, который вы наблюдаете на экране. Представьте, что неприятная ситуация снята режиссёром, и вы просматриваете эту запись, как сторонний наблюдатель. Как это выглядело со стороны, где вы были, что делали, как двигались и т. д. Попробовали? Хорошо. Теперь сделайте изображение черно-белым, и мысленно прокрутите пленку еще раз. Почувствуете, как угасают ваши эмоции? Убавьте звук и уменьшите изображение, и ваши неприятные переживания тоже потускнеют и окажутся вдали от вас.
Б) Вас задел за живое сослуживец, который приписал себе решение производственной задачи, в то время как идея пришла первой в вашу голову? Вы вне себя от ярости и праведного гнева? Замечательно. А теперь представьте, как эта ситуация выглядит с борта Международной космической станции? А с поверхности Марса? Или измените не пространственный, а временной масштаб. Подумайте, как вы будете думать о своем эмоциональном порыве через месяц? Наверное, он покажется мелкой стычкой по забытому поводу. А через год вы будете помнить, из-за чего у вас сегодня подскочило давление? Вряд ли. А через пятьдесят лет?
В) Упражнение «Тело и настроение»:
«Сядьте, согнувшись вперед и обхватив руками голову, после чего, находясь в таком положении, четко произнесите фразу «Человек - звучит гордо», после чего прислушайтесь к своим ощущениям. Насколько они соответствуют пафосному характеру этой фразы.
Теперь выполните вторую часть упражнения. Выпрямитесь, пошире расставьте ноги, раскиньте руки в стороны и сладко потянитесь, как это делают люди после долгого сна. Теперь, оставаясь в том же положении, улыбнитесь и вслух произнесите: «Как паршиво я себя чувствую». Как ощущения? Вы поверили своим словам?
Слайд №18 Смехотерапия:
смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе. Смех и эмоции способны делать необъяснимые с точки зрения науки чудеса: укреплять иммунитет, лечить разные болезни, справляться с теми трудностями, которые раньше нам были не под силу. Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ!
Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада, ещё 10минут смеха нормализуют давление.
Слайд №19 Садовая терапия - это осознанное использование растений и природных материалов в здоровьесберегающих целях. Работа с растениями является одним из старейших видов активной терапии, которая положительно влияет на психологическое и физическое состояние человека. Она включает в себя: легкую физическую нагрузку, нахождение на свежем воздухе при работе в саду, улучшается координация движения и концентрируется внимание, развивается память, зрительные образы, запахи, звуки, тактильные ощущения и другие виды чувственной стимуляции (взаимодействуют все органы чувств, запускается звуко-, арома-, цветотерапия и пр.), устанавливается эмоциональный контакта с природой, ответственность за растения, (воспитывается вера в себя и чувство любви к себе, уменьшаются агрессия и стрессовое напряжение, возрастают возможности личности для социализации).
Слайд № 20 Арт-терапия - (лат. аrs – искусство, творчество, греч. therapeia – лечение, исцеление) представляет собой ЗСТ, которая основывается на художественном творчестве. Это естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик. Для методов арт-терапии характерно то, что в центре внимания находится не столько произведение искусства (продукт творчества), сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами. При этом рассматриваются процессы взаимодействия личности с произведением искусства (с творческой продукцией) во всем их качественном многообразии. Здесь нет никаких норм, есть лишь некоторые параметры для относительного сравнения, например, по глубине воздействия.
В завершении встречи: притча о морских звёздах:
Человек шёл по берегу, и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошёл ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морских звёзд. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звёзд, берег буквально усеян ими на много километров.
- Зачем ты бросаешь этих морских звёзд в воду? — спросил человек, подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнётся отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
- Но это просто глупо! – закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими! Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:
- Нет, мои попытки изменят очень многое… именно для этой звезды!
- Давайте же стремиться помочь как можно большему количеству людей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»
Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста.1. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольно...
Семинар-практикум с педагогами "Использование современных образовательных технологий как средство качества дошкольного образования"
Семинар-практикум содержит консультационный и практический материал из опыта работы Гусаровой Е.В....
Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»
Семинар- практикум для педагогов "Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста"...
Семинар - практикум для педагогов и родителей на тему: «Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и в семье»
Раскрыть смысл необходимости внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ и в семье....
Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в формировании финансовой грамотности дошкольников»
Цель: познакомить педагогов с технологиями экономического воспитания...
Семинар-практикум для педагогов "Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников"
Цель: Развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий (игровой технологии )....
Семинар-практикум для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов«Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»...