"Какое значение имеет педагогическая этика в работе с детьми", О.Н.Садлий, МБДОУ № 22
консультация

Психологическое сообщество «СТАРТ»

Представлен материал о педагогическом такте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_etika_pri_rabote_s_detmi.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Какое значение имеет педагогическая этика в работе с детьми.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий  его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас  с вами высокого профессионализма и педагогического такта.

Слово  «такт» в переводе с греческого – « легкое прикосновение». «Легкое прикосновение» к человеку, его мыслям, чувствам, умение понять, посочувствовать, пожалеть. Говоря словами Г. Гуцкова «Такт – высшее развитие способности общения. Чтобы быть тактичным, мало одной сердечной доброты или природной скромности. Такт – рассудок сердца». Педагогический такт – это всегда творчество и поиск.

Постоянное общение воспитателя с детьми требует от него «большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание». Все это – важнейшие показатели его профессиональных способностей и возможностей.

 Обладая педагогическим тактом, воспитатель умеет разговаривать с детьми, выслушивать их. Если взрослый не может выслушать ребенка, ему даже не стоит делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание. Если же в данный момент  не можете этого сделать, объясните ребенку, что сейчас вы заняты и подойдете к нему, как только освободитесь. Но при этом чрезвычайно важно помнить ваше обещание и,  не дожидаясь повторного напоминания, уделять ребенку внимание, как только появится такая возможность.

Воспитатель проявляет выдержку в любых обстоятельствах; находит способы воздействия на  детей, учитывая их самолюбие, выбирает место и время для  разговора по душам; понимает и оценивает детские поступки, и, главное, умеет индивидуализировать методы и приемы воспитания, опираясь на лучшее, что есть в ребенке. Высокая требовательность воспринимается детьми, как акт справедливости, когда она сочетается с чуткостью, деликатностью и терпением. Гуманность педагога проявляется в неуклонном соблюдении прав и свобод ребенка. Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных наказаний и т.д.

Каждый ребенок неповторим, каждый ребенок особенный. И чтобы приоткрыть дверцу в мир детской души, необходимо правильно подобрать ключ. Но, даже имея в руках ключ, было бы, наверное, неправильно думать, что эта дверь может легко открыться. Воспитатель должен уметь «влезть в шкурку ребенка», проникнуться его замыслами и интересами, быть близким ему по духу и эмоциональной отзывчивости. Завоевать доверие детей, стать поверенным их тайн можно только одним путем: уважая их самих, их секреты, мечты, интересы, переживания, стремления. Русский философ В.В. Розанов рассуждал: «Гениальный ли ум нужен для этого, глубокое проницание? Нет, более трудное, чем это: простое, любящее сердце – только…»

  У чуткого любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать к себе расположение дошколят. От того, как вы выглядите в глазах детей, зависит многое: станут ли они верить в вас, в ваш авторитет, будут ли перенимать от вас лучшие качества. Ведь дети учатся быть доброжелательными, приветливыми, вежливыми, внимательными, чуткими на примере своего наставника. Они видят сочувствие на лице воспитателя, если кто-то ушибся; неподдельную радость, когда они добиваются успехов; огорчение, когда у них неудачи. Они наблюдают за вами, когда вы терпеливо что-то разъясняете няне, приветливо встречаете их родителей…Дети, находясь в детском саду весь день, видят в нас образец поведения.

        Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети, непременно спросит себя, кем он является для своих воспитанников:

        Он – старший товарищ:  поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное.

        Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести.

        Он – защитник: оградит от обидчика.

        Он – творец детской радости: с ним интересно, весело.

        Он  мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит.

        Он – близкий человек, который заменяет ребенку мать в ее отсутствие. Рядом с ним по-домашнему тепло и уютно, и потому ребенок расцветает, раскрывается, несет ему самое заветное, сокровенное.

Только такой педагог, радостно

 и активно отдающийся  любимому делу,

может  создать для ребенка атмосферу  

радости и комфорта!

Педагог-психолог Садлий О.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей: «Какое значение имеет кризис 3-х лет в развитии ребёнка»

Собрание для родителей: «Какое значение имеет кризис 3-х лет в развитии ребёнка»...

Консультация на тему: «Какое значение имеет пальчиковое рисование для ребенка»

Рисование пальчиками можно предложить даже маленькому ребенку, только важно при этом следить, чтоб он не захотел попробовать пальчики на вкус. Краски желательно использовать специальные — для па...

"Какое значение имеет педагогическая этика в работе с детьми"

Представлена информация о педагогическом такте и педагогической этике....