Взаимодействие с детьми и родителями Проект "Зимующие птицы нашего края"
проект

Наталья Александровна Фатхутдинова

 В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования  администрации муниципального образования

городского округа «Усинск »

«Усинск» кар кыштын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса  йöзöс

велöдöмöн  веськöдланiн

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10» г. Усинска  (МАДОУ «ДС № 10» г.Усинска)

«10 №-а челядьöс видзанiн» школаőдз велöдан Усинска карса муниципальнőй асшöрлуна учреждение («10 №-а ЧВ» ШВ Усинска карса МАУ)

Проект  «Зимующие птицы нашего края»

Возрастная группа дети 4-5 лет

                                                                                                             

                                                                                                        Авторы:                                                                                                                           Фатхутдинова Н.А

                                                                                                                           Ступникова М.Г

Усинск, 2021 г.

Проект «Зимующие птицы нашего края»

Проблема:  у воспитанников недостаточно знаний о птицах, остающихся зимовать в наших краях; путают зимующих и перелетных птиц.

Тип проекта: познавательно-творческий

Вид проекта: долгосрочный ( 3 месяца)

Участники: воспитатели, дети средней группы и родители.

Цель: ознакомление детей и родителей с зимующими птицами нашего края

Задачи:

Образовательные:

-Расширить знания детей о роли птиц в природе и в жизни человека;

-Сформировать представления о причинах гибели птиц в зимний период;

-Учить детей распознавать зимующих и перелетных по характерным признакам.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей желание помогать птицам в зимний период;

- Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц зимой.

Развивающие:

- Развивать творческие способности детей;

- Развивать познавательную активность, умения рассуждать.

Ожидаемые результаты:

- Дети знают и рассказывают о зимующих птицах;

- Расширились представления детей о жизни птиц в зимний период времени;

- Дети рассказывают о помощи человека зимующим птицам.

- Самостоятельное проявление у детей инициативы в рассматривании иллюстраций, участия в беседах, рисования на тему «Зимующие птицы нашего края»;

- Участие родителей в совместной деятельности с детьми, фото- и видео-отчет кормления и наблюдения за птицами во время прогулки во дворе и в лесу.

Продукт проектной деятельности:  оформление коллективной  работы «Синички Усинска» из крупы, «Скворечники для птиц», оформление презентации проекта «Зимующие птицы нашего края».

Этапы работы: с 5.11.2020г. по 31.01.2021г.

Содержание проекта:

  Подготовительный этап: Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Подбор методической литературы для реализации проекта. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы. Подбор видеоматериалов и музыкального сопровождения ( голоса птиц).

Основной этап:

– консультация для родителей «Знакомим детей с праздником «Синичкин день». «Интересные факты о синицах»; беседа с родителями «Как изготовить кормушки и чем кормить птиц зимой».

- Беседа с детьми «Что это за праздник «Синичкин день»». Просмотр слайдов с изображением синиц и кормушек для них. Прослушивание пения синиц.

- работа с родителями: изготовление кормушек для птиц.

-работа с родителями: прогулка родителей с детьми в городе и в лесу, кормление зимующих птиц, фотоотчет.

-Чтение рассказа «Веселая синичка», рассуждение по прочитанному. Пальчиковая гимнастика «Синички».

-Беседа «Зимующие птицы нашего края». Чтение сказки с показом слайдов «Сказка о зимующих и перелетных птицах». Подвижная игра «Птицелов».

-Загадки о зимующих птицах. Игры на внимание «Какой птицы не стало?», «Что за птица?». Наблюдение на прогулке за поведением птичек, кормление птиц на участке детского сада.

-Чтение стихотворения «Синичка». Изготовление коллективной работы «Синички Усинска» из крупы.

-Беседа с детьми и родителями о празднике «Всероссийский день зимующих птиц»

-Изготовление коллективной работы «Скворечники для птиц»

-Лепка «Птицы нашего края»

-Видео-презентация «Зимующие птицы нашего края»

Приложение 1

1.Рассказ «Веселая синичка»

Жила в лесу птичка-невеличка, по прозванию синичка. Она очень любила петь, а все обитатели леса с радостью слушали ее пение.
Белочка часто просила синичку спеть, а сама садилась на пенек и мечтала, глядя на проплывающие по небу облака.
Ежик часто брал в руки скрипку, и синичка устраивала концерты под его аккомпанемент.
Тут уж все лесные звери пускались в пляс, и веселее всех отплясывал маленький бурый медвежонок.
Больше всего любил пение синички зайка, и после таких концертов он всегда дарил ей большие букеты лесных цветов.
Однажды, когда уже наступила осень, синичке пришло письмо.
«Прилетайте скорее в город, дорогая синичка! — говорилось в нем. — Здесь все с нетерпением ожидают ваших гастролей!»
Собралась синичка и прилетела в город. Села она на скамейку и протенькала свою песенку для мальчика Пети.
— О, милая синичка! Ваше пение так прекрасно! Оставайтесь у нас насовсем! — воскликнул мальчик.
И с тех пор синички стали жить в городе.

2.«Сказка о зимующих и перелетных птицах»

Отцвело, отзвенело птичьими голосами красное лето. Наступила осень. Козявки, букашечки подальше спрятались от холодов. Птенцы выросли и птицы собрались на совет. Как дальше жить?

Доктор лесной – дятел сказал: «У меня клюв крепкий да язык длинный – откуда угодно погубителей деревьев короедов вытащу. Без моего присмотра деревьям нельзя ни зимой, ни летом».

Сова сказала: «Я тоже не могу лететь в тёплые края. Мышей летом много развелось, а если зимой их не уничтожать, то они летом все грибочки и ягодки съедят».

Голубь сказал: «Я хочу остаться, так как привык к людям. На крышах домов тепло и там мои гнёзда. Не хочу бросать свой дом».

Воробей подумал: «Чик-чирик, прыг-скок. Мы воробьи шустрые, быстрые. Люди вешают зимой кормушки, кормят нас и других птиц. Думаю, голода мы испытывать не будем.

Эти птицы стали зимующими.

Остальные птицы – цапля, лебедь, чайка, журавль, утка улетели потому что вода зимой в реках и озёрах замерзает, а они водоплавающие.

Скворцы, ласточки, кукушка и другие птицы которые питались насекомыми, тоже улетели в тёплые края и стали перелётными.

Один грач долго думал, а когда на полях снег закрыл осыпанные зёрна, тоже решил улететь, но обещал вернуться первым.

С тех пор так и повелось: одни птицы улетели в тёплые края, где вода не замерзает и много рыбы и насекомых. Некоторые птицы остаются и кормятся зимой сами. А многие птицы остались на попечение людей воспитывать доброту и чуткость к пернатым друзьям.

3. Загадки о зимующих птицах.

Плотник с острым долотом

строит дом с одним окном… (дятел).

Кто красуется на ветке

в желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

а зовут её (синичка)

Эта птица так болтлива,

воровата, суетлива,

стрекотунья, белобока,

а зовут её (сорока).

Красногрудый, чернокрылый,

любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

он появится опять. (Снегирь)

В серой шубке перовой

и в морозы он герой,

Зимовать не улетает,

под карнизом обитает. (Воробей)

4. Пальчиковая гимнастика «Синички»

Две синички прилетели, (Машем руками, изображая крылья)

На ладошки дружно сели, (Показываем ладошки).

Стали семечки клевать

И тихонько напевать. (Стучим пальчиками по ладошкам).

Мы погладим нежно птичек, (Гладим ручки со всех сторон.)

И отпустим невеличек. (Встряхиваем руками).

5. Подвижная игра «Птицелов»

Дети становятся по кругу, выбирается «птицелов» — водящий,

которому завязывают глаза. Каждый выбирает себе птицу,

голосу которой он будет подражать. Дети идут по кругу со словами:

Во лесу, во лесочке,

На заснеженном дубочке

Птицы сидели,

Тихо песни пели.

Вот птицелов идет —

В плен нас возьмет.

Дети разбегаются, а «птицелов» пытается кого-нибудь поймать.

Тот, кого поймали, изображает свою птицу голосом, а «птицелов» 

угадывает, какую «птицу» он поймал. Затем выбирается новый «птицелов».

6. Дидактическая игра «Какой птицы не стало?»

На стол выкладываются 4-5 карточек с изображением птиц.

Воспитатель предлагает детям запомнить. Затем дети закрывают глазки, а воспитатель убирает 1 карточку с изображением птицы. Дети открывают глаза, и вспоминают, какой птицы не стало.

 

7. Стихотворение «Синичка»

Прилетела к нам синичка,

Села прямо за окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И чтоб стало ей полегче,

Ведь исчезли червячки,

Для нее кусочки сала

Мы повесим на сучки.

Глазом бусинкой сверкает,

Смотрит, вертится, клюет.

От окошка улетая,

Песню весело поет.

Приложение 2

Фотоотчет и видеоотчет, презентация проекта «Зимующие птицы нашего края»

Приложение 3

Список использованной литературы:

  1. О.С Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников», Сфера, 2015г.
  2. О.А Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», Мозаика-Синтез, 2014г.
  3. Т.А Шорыгина «Птицы. Какие они?», Гном, 2017г.
  4. Г.Я Снегирев «Про птиц и зверей», Стрекоза, 2017г.
  5. Интернет-ресурсы: фото птиц для слайдов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ « ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ» С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ « ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ» С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...

Методическая разработка проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Птицы нашего края»

При проведении НОД по теме  «Птицы нашего края» решаются следующие задачи:          1. Развивать речевую  активность, зрительное восприятие и внимание, тво...

Конспект образовательной деятельности «Зимующие птицы нашего края» с детьми средней группы.

Познакомить детей со свиристелем. Расширить представления детей о зимующих птицах. Закрепить знание зимующих птиц нашего региона: синица, снегирь,  воробей, голубь, ворона, сорока. Учить раз...

Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...