конспект занятия "Золотая осень"
методическая разработка (подготовительная группа)
Расширение и обогащение представления детей о временах года (Осень золотая), с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности, учить понимать и видеть признаки и приметы осени, «золотой осени».
Развиватие наблюдательности, познавательных интересов, речи.
Воспитание бережного отношения к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тема "Золотая осень" | 153.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Филимоновский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»»
663620, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Филимоново,
ул. Новая, 9 ,
т. 8 (39161) 9 – 22 - 33; Е-mail: fil_detskiy_sad@mail.ru filimonovskiy.ds@gmail.com
Тема занятия: «Золотая осень»
Старший воспитатель
высшей категории
Н.А. Кирьянова
2022
Тема занятия: | « Золотая осень» |
Образовательные области: | познавательное развитие, речевое развитие, художествено – эстетическое, физическое развитие |
Возрастная группа: | подготовительная к школе группа |
Цель занятия: | закрепление представлений об осени |
Задачи: | обучающие: – расширять и обогащать представления детей о временах года (Осень золотая), с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности; – учить понимать и видеть признаки и приметы осени, «золотой осени»; развивающие: – развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь; – совершенствовать умения слушать, отвечать на вопросы полным предложением; - совершенствовать и развивать коммуникативные навыки детей в совместной образовательной деятельности; – закрепить навык образования прилагательного от существительного; – продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения воспитательные: – воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает. |
Планируемый результат занятия: | Дети устанавливают причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей). Расширены и уточнены представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях Умеют обобщать и систематизировать представления о временах года. Знают о том, что сентябрь – первый осенний месяц; замечают приметы осени (похолодало; опадают листья -листопад, первые заморозки; на земле иней; замерзли лужи, на них появилась корочка льда; земля от заморозков стала твердой, при дыхании изо рта идет пар……). |
Предшествующая работа: | - экскурсия , целевая прогулка в лес; - наблюдение за осенней природой; - беседы : по картине «Золотая осень»; животные в природе; труд людей: в огороде, в поле…… - рассматривание картин, иллюстраций , мультфильмов (осенние изменения в природе); - разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени, знакомство со стихами русских поэтов: А.С. Пушкин «Унылая пора. Очей очарованье»; А. Н. Плещеев «Уж небо осенью дышало»; Предшествующая работа. Работа по картине проводится в конце сентября. Содержание картины. Картина «Золотая осень» Левитана известна каждому русскому человеку. На ней автор изобразил начало осени. С помощью желтовато-золотистых оттенков Левитану удалось изобразить тишину и спокойствие, жизнерадостность и небольшую тоску по уходящему лету. На картине изображена природа. Это березовая роща на берегу реки. Светит солнце. Тишина и спокойствие. Деревья на картине изображены по-разному: на каких-то деревьях уже опали листья, на каких-то еще красноватые листики, на каких-то листья только пожелтели, а на каких-то листья все еще зеленые. Автор картины показывает, что деревья наслаждаются последними лучами солнца. Река, рядом с которой расположились деревья, уходит вглубь. Вдалеке виднеются дома. Левитан показывает близость человека к природе. Люди живут посреди такой красивой местности. Левитан показал переход природы от лета к осени. Такую пору принято называть золотой осенью. Листья деревьев уже пожелтели, хотя трава еще до сих пор зеленая. Левитан использует краски, способные передать разные временные пласты. Преобладает желтый и даже золотистый цвета, которые говорят о том, что осень вступила в свои права. На смену времени года указывает и красный цвет кустарников и листьев деревьев. На заднем плане ярко видны зеленые деревья, которые показывают, что лето ушло еще не до конца. Оттенки желтого и красного цветов перемежаются с оттенками синего. Голубоватое небо уже заволокло облаками, оно отражается в реке синеватого цвета. Все краски, которые использовал Левитан при написании пейзажа, сочетаются между собой и помогают выразить основную идею картины – показать переход от лета к осени. Показывая переходное состояние природы, автор хотел попрощаться с летом. Преобладают нотки грусти, на что указывают опавшие листья на деревьях, которые находятся на первом плане. Однако в целом настроение положительно: автор ностальгирует по прошедшему времени, но ждет наступление новой поры. Для него важным было показать момент смены времени года, когда лето сочетается с осенью, что воспринимается человеком как процесс перехода от одного периода жизни к другому. Золотистые краски, использованные автором, способствуют жизнеутверждающему настроению. Описание картины Левитана «Золотая осень» заставляет задуматься о движении жизни, о переходе одного явления в другое. Автор показал, что и осень, которую часто сравнивают с тоской и унынием, может быть красивой. Главное – увидеть эту красоту и радоваться ей. И. Левитан «Золотая осень» 1895. Один из самых знаменитых осенних пейзажей принадлежит кисти Исаака Левитана. Написан он в Тверской губернии, на берегу реки Съежа, неподалеку от усадьбы Горка. |
Материалы и оборудование: | Экран, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация Осень в картинах русских художников https://yandex.ru/video/preview/?text=картины%20про%20осень%20русских%20художников%20для%20дошкольников&path=yandex_search&parent-reqid=1664500853818930-3748178945216290484-sas2-0820-842-sas-l7-balancer-8080-BAL-5006&from_type=vast&filmId=18319128697186925465 |
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты | |
1. | Организационно – мотивационный этап | - создание эмоционального настроя – переключение внимания детей на предстоящую деятельность, – стимуляция интереса к ней | Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Сейчас Наташа прочитает вам стихотворение Ивана Бунина «Листопад». Ребята, как вы думаете о каком времени года это стихотворение? Воспитатель. За окном - настоящая золотая осень, солнечная и ласковая. А сколько красок (и погодных сюрпризов) она покажет нам в ближайшие недели! | Словесный | Читает стихотворение «Листопад» Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, Ответы детей | Создан эмоциональный настрой. Дети настроены на предстоящую деятельность, проявляют интерес | |
2. | Основной этап | ||||||
2.1. | Этап постановки проблемы | – создание педагогом условий для самостоятельной умственной и практической деятельности | Послушайте, какая красивая звучит музыка. Эту мелодию композитор Антонио Вивальди назвал «Осень». Многие художники старались поймать и запечатлеть красоту русской осени. Подготовительная беседа: – Какие осенние месяцы вы знаете? – Какой месяц начинает осень? – А после сентября следует? – А после октября? Игра. «Погода осенью». Я называю вам вариант, а вы называете какая погода? – Когда идет дождь – – Когда дует ветер – Холодно – Пасмурно – Хмуро – хмурая; – Сыро – Ясно Верно, Замечательно, все старались ответить правильно, четко, внятно. Физкультурная Минутка «Дует ветер нам в лицо» | Видео клип Наглядный /показ презентации/ Вопросы Игровой | Слушание – Осенние месяцы – Сентябрь, Октябрь, Ноябрь – Сентябрь – Октябрь – Ноябрь – Дождливая – Ветренная – Холодная – Пасмурная – Хмурая – Сырая – Ясная | формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки любуются осенними, разнообразными, пейзажами умеют обобщать и систематизировать представления о временах года; - знают о том, что сентябрь – первый осенний месяц; - замечают приметы осени (похолодало; земля от заморозков, стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве). | |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | – создание педагогом условий для выполнения всех поставленных учебных задач | Ребята, что происходит с наступлением осени? Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? – Правильно! Есть две осени: Одна – радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. Это поздняя осень. – Почему осень называют золотой? Удивительная, неповторимая пора – увядание. Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Как ни хороша осенняя погода, а все в природе готовятся к суровым холодам, а птицы улетают на юг. Одна из первых примет осени – на деревьях появляется разноцветные листочки, желтеет и высыхает трава, идет моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы. Раньше всех начинает желтеть липа. Есть такая поговорка в народе «Мигнула липа пестрым листом – осень позвала». Затем начинают желтеть березы. Начинают желтеть листья рябины, кружатся в воздухе опадающие листья. Это явление называется ….!
Физкультминутка «Листочки». Осенние листочки закружились. Веселый ветер зашумел над ними, Весело они летели И на землю сели. Вот ветер снова тихо набежал, Вдруг листочки красивые поднял. Весело они летели И на землю сели. | Словесный | Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай. – Осень бывает ранняя и поздняя. – Золотой называют, потому что листья на деревьях становятся разноцветными (желтыми, красными, оранжевыми) – Листопад! Дети имитируют действия листочков в соответствии с текстом стихотворения | - знания детей об осени и осенних явлениях систематизированы; - активизирован глагольный словарь по данной теме осень; - могут согласовывать движения с речью; - отвечают на вопросы правильно, полным предложением | |
2.3. | Этап практического решения проблемы | – создание педагогом условий для того, чтобы каждый ребенок достиг результата; – минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение | Игра. «Подбери действие». Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Встретила я его по дороге на работу, и он мне подарил волшебный мяч. Мяч веселый и волшебный, Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Листья осенью (что делаю?) Дождь осенью Урожай осенью Птицы осенью Деревья осенью . Звери осенью За осенью идёт… А после зимы... После весны идёт... А за летом наступает… Воспитатель: Потом всё повторяется в природе. /дети садятся на стульчики/ Д/и «С какой ветки детки?» карточки с изображением листьев и плодов деревьев и кустарников. Дети, внимательно посмотрите на доску и назовите листья деревьев и кустарников. Ваша задача ПРАВИЛЬНО подобрать к каждому листу соответствующий плод. Д/и «Угадай» Ребята, давайте с вами внимательно посмотрим на экран и когда я скажу действие овощей, вы на доске нажмете на правильный ответ. Поспевает (что?) Зреет (что?) Краснеет (что?) Зеленеет (что?) Созревает (что?) Вырастает (что?) Д/и «Подарки осени» Из предложенных картинок отнесите в корзинку только те гостиницы, которые относятся к дарам осени | игровой | Дети встают в круг. По очереди ловят мяч и отвечают на вопросы ведущего Листья осенью желтеют, опадают и т.д. Дождь осенью моросит, идет и т.д. Урожай осенью убирают. Птицы осенью улетают. Деревья осенью роняют листья. Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки… Зима Весна Лето осень Дети по желанию работают у доски, выполняя задание Остальные внимательно смотрят и отвечают правильно выполнено задание, если нет, то почему? Дети по очереди работают у доски Работа в парах | расширены и уточнены представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. устанавливают причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей), | |
3. | Заключительный этап | – рефлексия, – подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности | – Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили? – Какие характерные черты золотой осени? Если Вам понравилось занятие возьмите желтые листочки и прикрепите к нашему дереву. Если Вы испытывали трудности при выполнении практических заданий возьмите красные лист очки и прикрепите к нашему дереву. Если вам было скучно на занятии возьмите зеленые листочки и прикрепите их внизу у нашего дерева. Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за работу. | Ответы детей Дети выбирают и прикрепляют листочки к дереву | Расширены представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Осень, осень..." во 2 младшей группе
Игровое занятие с детьми 3-4 лет, в процессе этого занятия дети закрепят признаки осени, продолжают работать с сюжетными картинами и описывают, что изображено. Закрепляют как надо одеваться и помогают...
Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.
Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...
Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.
Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...
Конспект ООД "Осень, осень, в гости просим"
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной техники лепки (пластилинография)...
Конспект праздника "Осень, осень, В гости просим!"
Сценарий для проведения осеннего праздника в старшей группе...
Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию
Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....
Конспект утренника "Осень, осень, осень..."
Конспект утренника...