Выступление на методическом объединении на тему " Использование разных видов театра в решении воспитательно - образовательных задач в работе с младшими дошкольниками"
учебно-методический материал (младшая группа)
Выступление на методическом объединении
на тему " Использование разных видов театра в решении воспитательно - образовательных задач в работе с младшими дошкольниками"
Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 города Белогорск»
Выступление на методическом объединении
на тему " Использование разных видов театра в решении воспитательно - образовательных задач в работе с младшими дошкольниками"
Подготовила воспитатель
Вандышева Валерия Ивановна
г. Белогорск
2022 г
«Творческие процессы лучше выражаются в играх детей.
Играющие дети представляют примеры самого подлинного,
самого настоящего творчества»
Л.С. Выготский
Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Многие родители полагаются в решении проблемы в развитии речи детей на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность. Воспитатель своими пояснениями направляет внимание детей на те предметы и явления, которые надо уточнить, закрепить в их сознании.
Для решения поставленных задач я использовала следующие приемы: выразительное рассказывание сказки, беседа по содержанию, артикуляционная гимнастика, отгадывание загадок, пальчиковые игры, дидактические игры; проговаривание чистоговорок, дыхательные упражнения и т.д.
Театрализованные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
- В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
- Развиваются внимание, память, воображение, восприятие.
- Происходит развитие различных анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического.
- Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи.
- Совершенствуется моторика, координация.
- Происходит коррекция поведения.
- Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга.
- Стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.
- Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, увлекает их.
С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому я пополнила уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным.
Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (игрушками). Благодаря применению кукол – образов, в каждом занятии присутствует элемент новизны, сюрпризности.
И каждый раз наполнение будет новым, и следовательно, неожиданным станет каждое занятие. Такие куклы интересны не только ребенку, но и взрослому! С одной стороны - это образ, иногда знакомый по сказкам, иногда необычный, который и нарочно – то не придумаешь! С другой стороны, в кукле – образе может заключаться целая игра с многообразием вариантов! Такую куклу не купишь в магазине! Она создается специально, по мере необходимости, потребности взрослого и ребенка. Куклы могут всё или почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. Как сделать, чтобы радость от общения с ними стала ежедневной? Нужно создать кукольный театр в детском саду!
Пальчиковый театр
«Актёры» и «актрисы» в нём должны быть яркими, легкими, доступными в управлении. Для детей 1-й младшей группы подойдёт пальчиковый театр. Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерстяных ниток. Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте.
Самых простых кукол вы можете сделать сами: на бумажном или матерчатом чехольчике (по размеру пальца) нарисуйте лицо и волосы. Я распечатала на обычном картоне героев из сказки, прорезала отверстия для пальцев. Ребёнок может перемещать его на обычном столе соответственно тексту, продев в отверстия указательный и средний пальцы.
Игра с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Обычные пальчиковые игры станут интереснее.
Для детей 2-й младшей группы самый простой и доступный театр - это театр кукол на столе.
Настольный театр – это ощущение волшебства!
Как правило, основу настольного театра составляют наши любимые сказки. Все они очень хорошо знакомы детям, и очень любимы.
Целью настольного театра является формирование творческого мировосприятия жизни, художественной зоркости, развития воображения, эмоциональной сферы, игровых умений. Основными задачами театра- приобщение детей к миру игры и театра, развитие потребности в активном самовыражении, в творчестве. Основными принципами работы являются:
- принцип интеграции музыкальной, изобразительной, речевой, игровой деятельности;
- принцип связи игры и искусства с жизнью;
- принцип сотворчества взрослых и детей.
Основными методами работы являются метод драматизации, позволяющий решать воспитательные задачи через воплощение в художественный образ.
Настольный театр в детском саду может пронизывать все режимные моменты: включатся во всю НОД, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Во время образовательной деятельности воспитатель включает настольный театр как игровой прием и форму обучения детей. Игровая форма проведения способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры.
Все эти аспекты имеют большое значение во всестороннем развитии ребенка и в дальнейшей учебной деятельности. Именно настольный театр очень полезен и необходим ребенку на всех этапах его развития. Его можно использовать на занятиях по развитию речи и просто для развлечения детей. Им будет интересно не просто слушать, но и смотреть.
Для своих детей я сделала театр « дисков»
Различных героев из сказок можно наклеить на диски. Вам понадобится:
*диски;
*клей момент;
*глазки, купленные в канцтоварах:
*самоклеющая бумага или лакированный картон;
*бельевые прищепки;
*ножницы.
Вот как я сделала Лисичку-сестричку:
1. Приготовим трафареты – ушки, глазки, щечки, усы, нос, язычок, челку, лапки .
2. Трафареты накладываем на самоклеющую бумагу или лакированный картон и вырезаем их.
3. Нос для лисички – сделаем так:
• Из самоклеющей бумаги или лакированного цветного картона вырезаем полукруг;
• Один конец бумаги соединяем с другим, склеиваем - получится конус.
• На кончик носа наклеиваем черную бумагу.
• Вокруг носа сгибаем бумагу.
• На согнутый край носа наносим клей и приклеиваем его на диск.
4. Вырезанные шаблоны приклеиваем на картон.
5. Приготовленные детали и глазки приклеиваем на диск.
Примечание: шаблоны чёлки, носа, лапок, усов и рта можно использовать для изготовления других героев, меняя форму ушей.
Наша лисичка готова. Для удобства можно воспользоваться прищепками. Вот так: наша лисичка может стоять сама.
Театр на прищепках
Малышам понравятся новые, яркие и необычные дидактические игры или «настольный театр» с разноцветными прищепками. Эти пособия для развития мелкой моторики несложно изготовить своими руками.
Множество прекрасных примеров тому можно найти на страницах интернета. В принципе, сама прищепка – уже готовая самостоятельная игрушка. Стоит лишь обыграть открытие-закрытие прищепки (лает собака, крякает утка и т.п.) А в сочетании с картонными силуэтами-заготовками можно систематично проводить работу с детьми по развитию всех сторон речи, одновременно развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику рук.
Все дети любят сказки. Они готовы часами слушать о приключениях любимых героев. Дети готовы радоваться картинкам в книге, словно увидели их впервые. Теперь попробуйте представить, сколько счастья, восторга может подарить детям сказка. Детский кукольный театр – это дверь в удивительный мир фантазий и вечного праздника, где любимые герои оживают прямо на столе. В окружении декораций они говорят, бегают, послушно следуя движениям рук.
Кукольный театр – это не только увлекательное времяпровождение для детей, но и прекрасный повод познакомиться с героями русской народной сказки. Это еще и эффективный способ развить память, внимательность, воображение, научить говорить целыми предложениями и составлять связной рассказ.
«Театр эмоций»
Театр для детей- это праздник, школа общения, школа чувств и эмоций.
Злость, радость, страх, спокойствие, грусть, удивление-это эмоции человека. Все эмоции у человека выражаются на лице с помощью бровей, глаз и рта и в зависимости от эмоционального состояния меняется внешность каждого из нас.
Чтобы научить своих воспитанников определять, распознавать, различать и изображать человеческие чувства и эмоции, я решила смастерить "театр эмоций»
Данный театр познакомит дошколят с мимическими выражениями различных чувств и эмоций, разбудит творчество и фантазию, поможет создать ребёнку своего героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции.
Для всех желающих иметь в своём групповом театральном уголке такой театр, предлагаю мастер-класс по созданию "театра эмоций".
Распечатываем, вырезаем и ламинируем лица с изображением различных эмоций
Приготовим деревянные шлифованные терапевтические шпателя и приклеим их с обратной стороны лиц. Приготовим узкую атласную ленточку и смастерим из неё бантики. Шаг 4. Когда просохнет клей, переворачиваем заготовки и приклеиваем к каждой бантик, согласно фото.
"Театр эмоций" готов! Мастерите, удивляйте, радуйте и развивайте своих воспитанников!
Настольный театр на ложках «Семейка Ложкиных»
В нашей группе совсем недавно поселилась сказочная семейка "Ложкиных". И как в обычной семье там есть и дедушка с бабушкой, и папа с мамой, ну и их дети, брат с сестрой. Для изготовления этих персонажей ложки подойдут любые, в данном случае я использовала пластиковые, они доступны по цене и удобны для использования в игре с детьми. Материал, который можно использовать в работе: набор ложек, шерстяные нитки, фетр или другой материал, ленточки и глазки. Волосы - помпоны из шерстяных ниток, приклеиваются клеем с внутренней стороны ложки. Одежда - конус из ткани, фетра, либо связанный из ниток завязывается на ложке ленточкой. Глазки на ложке можно нарисовать или сделать аппликацией, я наклеила готовые бегающие глазки. Детям они очень понравятся. С помощью данных персонажей можно обыгрывать различные сюжеты и не только сказочные, но и на житейские нравственные темы. Таким образом решаются многие воспитательно-образовательные задачи. А сами дети учатся использовать полученные в игре навыки поведения в повседневной жизни.
Идеи по театральной деятельности я планировала, работая музыкальным руководителем. И поэтому, перейдя на должность воспитателя, я решила, а почему бы и не использовать свои запланированные задумки в непосредственной образовательной деятельности с детьми в своей группе. Развивая детское творчество в театрализованной деятельности, пользуюсь несколькими технологиями: "Музыкальная игра-драматизация" (К. В. Тарасовой); "Театральные игры в детском саду" (Петровой Т. И.); «Театр всевозможного» (Бурениной А. И.); "Играем в кукольный театр" и "Сценарии театральных кукольных занятий" (Сорокиной Н. Ф), что очень помогает в работе с дошколятами. Ну и конечно задумки и примеры других на педагогических сайтах.
Я считаю, что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Таким образом совместная театрализованная деятельность способствует развитию у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.).
Работу по использованию разных видов театра в решении воспитательно - образовательных задач в работе с младшими дошкольниками я планирую продолжить, совершенствуя и развивая свои умения и навыки. И считаю хорошей идеей, начиная со старшей группы, можно изготавливать героев совместно с детьми, проговаривая внешние признаки, повадки, вспоминая место обитания, характер непосредственно героев. И показ сказок из собственноручно приготовленных героев принесет много радости и удовольствия деткам. Планирую в дальнейшей работе привлекать их родителей в расширении нашего театрального уголка.
Театрализованная игра (как и любая) должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Неудача – это тоже хорошо, ее не надо бояться. Такие ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать друг другу. А это так важно в нашей жизни!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества» Л.С. Выготский
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Театрализованная деятельность – это игра, в которой ребёнок познаёт мир и развивает речевые навыки
Задачи:
Виды театра в предметно – пространственной среде КУКОЛЬНЫЙ НАСТОЛЬНЫЙ ПАЛЬЧИКОВЫЙ
Пальчиковый театр
«Театр « дисков» Различных героев из сказок можно наклеить на диски
Театр на прищепках Малышам понравятся новые, яркие и необычные дидактические игры или «настольный театр» с разноцветными прищепками. Эти пособия для развития мелкой моторики несложно изготовить своими руками.
Дидактическая игра « Выбери лакомство для Ёжика»
Кукольный театр – это не только увлекательное времяпровождение для детей, но и прекрасный повод познакомиться с героями русской народной сказки. Это еще и эффективный способ развить память, внимательность, воображение, научить говорить целыми предложениями и составлять связной рассказ
Настольный театр на ложках «Семейка Ложкиных»
Используемые технологии:
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни животных, растений, что даёт возможность глубже познать окружающий мир.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме: «Методы активизации родителей в решении воспитательно - образовательных задач ДОУ»
В материал вошли деловые игры с педагогами по теме "Методы активизации родителей в решении воспитательно-образовательных задач ДОУ". Целью проведения мастер-класса является повышение уровня профессион...
«Методы активизации родителей в решении воспитательно- образовательных задач ДОУ»
повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах использования методов активизации родителей....
Использование различных видов театра для решения задачи на развитие творческих способностей ребенка по ФГОС ДО
меняем среду в соответствии с ФГОС. Театральный уголок....
Проект "Знакомство младших дошкольников с разными видами театра"
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству; является важнейшим средством развития...
консультация "РАЗНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРА КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Театрализованная деятельность, разные виды театра не только способствуют развитию речи дошкольников, но и приобщает детей к художественной литературе......
"Виды театра и формы взаимодействия для развития связной речи младших дошкольников".
В статье рассматриваются различные виды театра и способы взаимодействия с ними для младшего дошкольного возраста....