Выступление на методическом объединении на тему " Использование разных видов театра в решении воспитательно - образовательных задач в работе с младшими дошкольниками"
учебно-методический материал (младшая группа)

Вандышева Валерия Ивановна

Выступление на методическом объединении

 

на тему  " Использование разных видов театра в решении воспитательно - образовательных задач в  работе с младшими дошкольниками"

 

Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

         Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад №17 города Белогорск»

Выступление на методическом объединении

на тему  " Использование разных видов театра в решении воспитательно - образовательных задач в                  работе с младшими дошкольниками"

Подготовила  воспитатель

          Вандышева Валерия Ивановна        

                                                           

                                                          г. Белогорск

     2022 г

«Творческие процессы лучше выражаются в играх детей.

 Играющие дети представляют примеры самого подлинного,

 самого настоящего творчества»                            

                                            Л.С. Выготский

Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как  интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Многие родители полагаются в решении проблемы в развитии речи детей на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность. Воспитатель своими пояснениями  направляет внимание детей на те предметы и явления, которые надо уточнить, закрепить в их сознании.

Для решения поставленных задач я использовала следующие приемы: выразительное рассказывание сказки, беседа по содержанию, артикуляционная гимнастика, отгадывание загадок, пальчиковые игры, дидактические игры; проговаривание чистоговорок, дыхательные упражнения и т.д. 

Театрализованные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  • В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
  • Развиваются внимание, память, воображение, восприятие.
  • Происходит развитие различных анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического.
  • Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи.
  • Совершенствуется моторика, координация.
  • Происходит коррекция поведения.
  • Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга.
  • Стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.
  • Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, увлекает их.

 С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому я пополнила уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным.

Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (игрушками). Благодаря применению кукол – образов, в каждом занятии присутствует элемент новизны, сюрпризности.  

 И каждый раз наполнение будет новым, и следовательно, неожиданным станет каждое занятие. Такие куклы интересны не только ребенку, но и взрослому! С одной стороны  - это образ, иногда знакомый по сказкам, иногда необычный, который и нарочно – то не придумаешь! С другой стороны, в кукле – образе может заключаться целая игра с многообразием вариантов! Такую куклу не купишь в магазине! Она создается специально, по мере необходимости, потребности взрослого и ребенка. Куклы могут всё или почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. Как сделать, чтобы радость от общения с ними стала ежедневной? Нужно создать кукольный театр в детском саду!

Пальчиковый театр

«Актёры» и «актрисы» в нём должны быть яркими, легкими, доступными в управлении. Для  детей  1-й младшей группы подойдёт пальчиковый театр. Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерстяных ниток. Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке.  Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте.

 Самых простых кукол вы можете сделать сами: на бумажном или матерчатом чехольчике (по размеру пальца) нарисуйте лицо и волосы. Я распечатала на обычном картоне героев из сказки, прорезала отверстия для пальцев. Ребёнок может перемещать  его на обычном столе  соответственно тексту, продев  в отверстия  указательный и средний пальцы.

  Игра с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Обычные пальчиковые игры станут интереснее.

Для детей 2-й младшей группы самый простой и доступный театр - это театр кукол на столе.

Настольный театр – это ощущение волшебства!

Как правило, основу настольного театра составляют наши любимые сказки. Все они очень хорошо знакомы детям, и очень любимы.

Целью настольного театра является формирование творческого мировосприятия жизни, художественной зоркости, развития воображения, эмоциональной сферы, игровых умений. Основными задачами театра- приобщение детей к миру игры и театра, развитие потребности в активном самовыражении, в творчестве. Основными принципами работы являются:

  • принцип интеграции музыкальной, изобразительной, речевой, игровой деятельности;
  •  принцип связи игры и искусства с жизнью;
  •  принцип сотворчества взрослых и детей.

 Основными методами работы являются метод драматизации, позволяющий решать воспитательные задачи через воплощение в художественный образ.

Настольный театр в детском саду может пронизывать все режимные моменты: включатся во всю НОД, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Во время образовательной деятельности воспитатель включает настольный театр как игровой прием и форму обучения детей. Игровая форма проведения способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры.

Все эти аспекты имеют большое значение во всестороннем развитии ребенка и в дальнейшей учебной деятельности. Именно настольный театр очень полезен и необходим ребенку на всех этапах его развития. Его  можно использовать на занятиях по развитию речи и просто для развлечения детей. Им будет интересно не просто слушать, но и смотреть.

Для своих детей я сделала театр « дисков»

Различных  героев  из сказок можно наклеить на диски. Вам  понадобится:

*диски;

*клей момент;

*глазки, купленные в канцтоварах:

*самоклеющая бумага или лакированный картон;

*бельевые прищепки;

*ножницы.

Вот как я сделала Лисичку-сестричку:

1. Приготовим трафареты – ушки, глазки, щечки, усы, нос, язычок, челку, лапки .

2. Трафареты накладываем на самоклеющую  бумагу или лакированный картон и вырезаем их.

3. Нос для лисички – сделаем так:

• Из самоклеющей бумаги или лакированного цветного картона  вырезаем полукруг;

• Один конец бумаги соединяем с другим, склеиваем - получится конус.

• На кончик носа наклеиваем черную бумагу.

• Вокруг носа сгибаем бумагу.

• На согнутый край носа наносим клей и приклеиваем его на диск.

4. Вырезанные шаблоны приклеиваем на картон.

5. Приготовленные детали и глазки приклеиваем на диск.

Примечание: шаблоны  чёлки, носа, лапок, усов и рта можно использовать для изготовления других героев, меняя форму ушей.

Наша лисичка готова.  Для удобства можно воспользоваться прищепками. Вот так: наша лисичка  может стоять сама.

Театр на прищепках 

Малышам понравятся новые, яркие и необычные дидактические игры или «настольный театр» с разноцветными прищепками. Эти пособия для развития мелкой моторики несложно изготовить своими руками. 

Множество прекрасных примеров тому можно найти на страницах интернета. В принципе, сама прищепка – уже готовая самостоятельная игрушка. Стоит лишь обыграть открытие-закрытие прищепки (лает собака, крякает утка и т.п.) А в сочетании с картонными силуэтами-заготовками можно систематично проводить работу с детьми по развитию всех сторон речи, одновременно развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику рук.

   Все дети любят сказки. Они готовы часами слушать о приключениях любимых героев. Дети готовы радоваться картинкам в книге, словно увидели их впервые. Теперь попробуйте представить, сколько счастья, восторга может подарить детям сказка. Детский кукольный театр – это дверь в удивительный мир фантазий и вечного праздника, где любимые герои оживают прямо на столе. В окружении декораций они говорят, бегают, послушно следуя движениям рук.

Кукольный театр – это не только увлекательное времяпровождение для детей, но и прекрасный повод познакомиться с героями русской народной сказки. Это еще и эффективный способ развить память, внимательность, воображение, научить говорить целыми предложениями и составлять связной рассказ.

 «Театр эмоций»

Театр для детей- это праздник, школа общения, школа чувств и эмоций.

Злость, радость, страх, спокойствие, грусть, удивление-это эмоции человека. Все эмоции у человека выражаются на лице с помощью бровей, глаз и рта и в зависимости от эмоционального состояния меняется внешность каждого из нас.

Чтобы научить своих воспитанников определять, распознавать, различать и изображать человеческие чувства и эмоции, я решила смастерить "театр эмоций»

Данный театр познакомит дошколят с мимическими выражениями различных чувств и эмоций, разбудит творчество и фантазию, поможет создать ребёнку своего героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции.

Для всех желающих иметь в своём групповом театральном уголке такой театр, предлагаю мастер-класс по созданию "театра эмоций".

 Распечатываем, вырезаем и ламинируем лица с изображением различных эмоций

 Приготовим деревянные шлифованные терапевтические шпателя и приклеим их с обратной стороны лиц.  Приготовим узкую атласную ленточку и смастерим из неё бантики. Шаг 4. Когда просохнет клей, переворачиваем заготовки и приклеиваем к каждой бантик, согласно фото.

"Театр эмоций" готов! Мастерите, удивляйте, радуйте и развивайте своих воспитанников!

Настольный театр на ложках «Семейка Ложкиных»

  В  нашей группе совсем недавно поселилась сказочная семейка "Ложкиных".  И как в обычной семье там есть и дедушка с бабушкой, и папа с мамой, ну и их дети, брат с сестрой. Для изготовления этих персонажей ложки подойдут любые, в данном случае я использовала пластиковые, они доступны по цене и удобны для использования в игре с детьми. Материал, который можно использовать в работе: набор ложек, шерстяные нитки, фетр или другой материал, ленточки и глазки. Волосы - помпоны из шерстяных ниток, приклеиваются клеем с внутренней стороны ложки. Одежда - конус из ткани,  фетра, либо связанный из ниток завязывается на ложке ленточкой. Глазки на ложке можно нарисовать или сделать аппликацией, я наклеила готовые бегающие глазки.  Детям они очень понравятся.  С помощью данных персонажей можно обыгрывать различные сюжеты и не только сказочные, но и на житейские нравственные темы. Таким образом решаются многие воспитательно-образовательные задачи. А сами дети учатся использовать полученные в игре навыки поведения в повседневной жизни.

Идеи по театральной деятельности я планировала, работая музыкальным руководителем. И поэтому, перейдя на должность воспитателя, я решила, а почему бы и не использовать свои запланированные задумки  в непосредственной образовательной деятельности  с детьми в своей группе. Развивая детское творчество в театрализованной деятельности, пользуюсь несколькими  технологиями: "Музыкальная игра-драматизация" (К. В. Тарасовой); "Театральные игры в детском саду" (Петровой Т. И.)«Театр всевозможного» (Бурениной А. И.);  "Играем в кукольный театр" и "Сценарии театральных кукольных занятий" (Сорокиной Н. Ф), что очень помогает в работе с дошколятами. Ну и конечно задумки и примеры других  на педагогических сайтах.

Я считаю, что  театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Таким образом  совместная театрализованная деятельность способствует развитию у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.).

Работу по использованию разных видов театра в решении воспитательно - образовательных задач в работе с младшими дошкольниками я планирую продолжить, совершенствуя и развивая свои умения и навыки. И считаю хорошей идеей, начиная со старшей группы, можно изготавливать героев совместно с детьми, проговаривая внешние признаки, повадки, вспоминая место обитания, характер непосредственно героев. И показ сказок из собственноручно приготовленных героев принесет много радости и удовольствия деткам. Планирую в дальнейшей работе привлекать  их родителей в расширении нашего театрального уголка.

Театрализованная игра (как и любая) должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Неудача – это тоже хорошо, ее не надо бояться. Такие ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать друг другу. А это так важно в нашей жизни!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 61 «Соловушка » Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 города Белогорск» « Использование разных видов театра в решении воспитательно - образовательных задач в работе с младшими дошкольниками » Воспитатель: Вандышева Валерия Ивановна

Слайд 2

«Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества» Л.С. Выготский

Слайд 3

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Слайд 4

Театрализованная деятельность – это игра, в которой ребёнок познаёт мир и развивает речевые навыки

Слайд 5

Задачи:

Слайд 6

Виды театра в предметно – пространственной среде КУКОЛЬНЫЙ НАСТОЛЬНЫЙ ПАЛЬЧИКОВЫЙ

Слайд 7

Пальчиковый театр

Слайд 9

«Театр « дисков» Различных героев из сказок можно наклеить на диски

Слайд 12

Театр на прищепках Малышам понравятся новые, яркие и необычные дидактические игры или «настольный театр» с разноцветными прищепками. Эти пособия для развития мелкой моторики несложно изготовить своими руками.

Слайд 13

Дидактическая игра « Выбери лакомство для Ёжика»

Слайд 14

Кукольный театр – это не только увлекательное времяпровождение для детей, но и прекрасный повод познакомиться с героями русской народной сказки. Это еще и эффективный способ развить память, внимательность, воображение, научить говорить целыми предложениями и составлять связной рассказ

Слайд 15

Настольный театр на ложках «Семейка Ложкиных»

Слайд 17

Используемые технологии:

Слайд 18

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни животных, растений, что даёт возможность глубже познать окружающий мир.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Методы активизации родителей в решении воспитательно - образовательных задач ДОУ»

В материал вошли деловые игры с педагогами по теме "Методы активизации родителей в решении воспитательно-образовательных задач ДОУ". Целью проведения мастер-класса является повышение уровня профессион...

«Методы активизации родителей в решении воспитательно- образовательных задач ДОУ»

повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах использования методов активизации родителей....

Проект "Знакомство младших дошкольников с разными видами театра"

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству; является важнейшим средством развития...

консультация "РАЗНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРА КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Театрализованная деятельность, разные виды театра не только способствуют развитию речи дошкольников, но и приобщает детей к художественной литературе......

"Виды театра и формы взаимодействия для развития связной речи младших дошкольников".

В статье рассматриваются различные виды театра и способы взаимодействия с ними для младшего дошкольного возраста....