проект по теме "Злаки"
методическая разработка (младшая группа)
проект разработан на один год, для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zlaki_office_word.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №44 г.Иркутска»
(разработала воспитатель: Иванникова Надежда Владимировна
Проект «Злаки» (рассчитан на год)
Наблюдая за детьми на протяжении многих лет, я пришла к выводу, что не в каждой семье детям прививают бережное отношение к хлебу, а иногда и сами родители показывают пример неуважительного отношения к нему.
Свой проект я назвала «Злаки» потому. Задач в проекте много, и они расписаны в каждом виде деятельности, но цель единая – воспитывать уважение к труду людей, участвующих в процессе выращивания и изготовления хлеба, а также бережное отношение к нему.
Проект был рассчитан на год, завершается открытым итоговым занятием.
Дети стали намного бережнее относиться к хлебу.
Задачи: познакомить детей с зернами, рассказать, какой длинный путь проходит зернышко к караваю, прививать навыки посадки семян, расширять экологический кругозор, анализировать и устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения.
Цель: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в процессе выращивания хлеба.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители
Реализация проекта
Перспективный план работы над проектом «Злаки»
Срок | Мероприятие | Цель мероприятия | Место проведения |
Март, 3-я неделя | Беседа о злаках с рассматриванием зерен пшеницы, овса | Познакомить с зернами пшеницы, овса: рассказать, какой длинный путь проходит зернышко к караваю, предложить проследить за превращением зерна в хлеб | Группа |
Март, 4-я неделя | Беседа «Что необходимо для роста растений?». Посадка зерен в горшочки | Упражнять работать коллективно, учить проверять семена на всхожесть, прививать практические навыки посадки семян, расширять экологический кругозор | Природный уголок |
Апрель, 2-я неделя | Занятие «Хлеб –всему голова» | Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов и к труду вообще, познакомить с методами выращивания хлеба, с орудиями труда | Группа |
Апрель, 3-я неделя | Беседа, чтение стихов, пословиц и поговорок о труде | Воспитывать трудолюбие, уважение к труду хлебороба, учить анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщение | Группа |
22 апреля | Праздник «День земли» | Донести до сознания детей, что Земля – наш общий дом и ее нужно беречь, учить радоваться красоте природы, помочь почувствовать красоту и щедрость родной земли | Музыкальный зал |
Приложение 1
Беседа о злаках с рассматриванием зерен пшеницы и овса
Цель: Развивать познавательный интерес; формировать представления о злаковых культурах; воспитывать уважение к труду хлеборобов; учить различать семена пшеницы и овса, сравнивать, анализировать; рассказывать, какой длинный путь проходит зернышко к караваю; предложить понаблюдать за превращением зерна в хлеб, рассказать о предстоящей работе.
Ход беседы
Дети вместе с воспитателем сидят за столом, на котором стоят ваза с колосками злаковых культур и вазочки с семенами.
Воспитатель. Я расскажу вам сегодня о злаках. Злак – это растение со стеблем в виде полой соломинки, заканчивающейся колоском или метелкой. К злакам относятся пшеница и рожь, овес и ячмень, а также просо, кукуруза и рис.
Мы о злаках вам расскажем,
Что у нас в полях растут.
Из крупы их варят каши,
Из муки блины пекут.
Мы расскажем о пшенице
И о ржи – ее сестрице.
Они кормят за обедом
Нас душистым, пышным хлебом.
Вы узнаете, ребятки,
Про зерно и про початки,
И запомните все мигом,
Коль прочтете эту книгу.
Воспитатель показывает книгу о злаках.
Воспитатель. Как вы думаете, какой злак чаще всего можно увидеть на полях? (ответы) Верно, в нашей местности это пшеница, рожь и овес. Все злаки содержат полезные для человека вещества: углеводы, растительные жиры, витамины, минеральные соли и аминокислоты.
Злаки – древнейшая пища человека. Из злаков люди научились готовить множество вкусных и полезных блюд: каши, пудинги, запеканки, кисели, а из муки – выпекать хлеб и изготавливать пирожные, торты. Сдобные булочки, пряники и другие кондитерские изделия. Попробуйте представить себе завтрак, обед, ужин без хлеба, булочек и печенья… Нет, это невозможно! На завтрак мы кладем на ломтик хлеба кусочек сыра, колбасы или намазываем хлеб маслом. И суп, и второе блюдо мы едим с хлебом, а вечерний чай, как правило, сопровождают бутерброды с вареньем или медом. Как вы думаете, что нужно для того, чтобы на нашем столе появился хлеб, печенье или булочки? (ответы) Для этого необходимо долго и много работать. Попробуем сами посадить зерна и псомотрим, что из этого получится. Но мы это сделаем в следующий раз, а сейчас внимательно рассмотрим и сравним зерна пшеницы, овса.
Спелые зерна пшеницы – желтовато- золотистого цвета, окружены твердой оболочкой, защищающей зерно от высыхания. Зерна имеют продолговатую форму. Летом пшеничный колос наливается золотой спелостью, становится крупным и тяжелым.
У созревшей пшеницы
Стебелек клонится,
Он не может устоять,
Тяжкий колос удержать.
У овса колоски совсем другие- оони расположены на веточках метелок, каждый колосок содержит два или три зернышка, зернышки удлиненные, продолговатые. Из овсяной муки варят вкусную и полезную овсяную кашу, пекут овсяное печенье и овсяные лепешки. Из овсяных зерен получают воздушные овсяные хлопья, которые называют «Геркулес». Кроме того, овес – любимый корм лошадей.
Любят ребята овсяную кашу,
Вкусная каша – кормилица наша!
Любит овес и гнедая лошадка:
Резвою станет,
Веселой и гладкой.
Если овсом я ее покормлю,
Пышную гриву рукой потреплю.
Вот сколько всего интересного вы узнали сегодня о злаках. А сейчас я предлагаю вам поиграть.
Игра «Из чего сварили кашу?».(овсяную – из овса. Манную –из пшеницы, гречневую – из гречки и т.д.)
Приложение 2
Беседа «Что необходимо для роста растений?»
Цель: Развивать интерес к жизни растений; уточнить представления об условиях, необходимых для жизни растений (вода, почва, свет, тепло); воспитывать трудолюбие; прививать практические навыки посадки семян в землю; учить работать коллективно; расширять экологический кругозор; предложить проверить семена на всхожесть.
Ход беседы
Воспитатель. Посмотрите внимательно на растения в уголке природы. Как вы считаете: растения – живые существа или нет? Конечно, живые! И как всем живым существам, им необходимы хорошие условия. Какие? Давайте по порядку: сначала растения сажают; значит, для этого нужна земля. А если растение не поливать, что с ним может случиться? Оно завянет. Значит, необходима вода. В темное место растения не ставят; значит, им нужен свет. А еще им необходимо тепло, потому что на холоде ничего не растет. А в чем еще нуждаются растения? За ними нужно ухаживать – рыхлить землю, пропалывать ее, удобрять, укрывать растения от холода, обрабатывать от вредителей. А если просто посадить и не ухаживать за ними, растения погибнут.
Сейчас мы посадим в горшочки семена злаковых культур, чтобы проверить их на всхожесть, потому что семена хранятся определенное время и могут не взойти, но сначала вы должны определить, какие это семена, а я подпишу горшки с землей.
Дети вместе с воспитателем сеют зерна пшеницы и овса в горшочки, накрывают их пленкой, чтобы земля не высохла и семена взошли быстрее, и ставят на подоконник, на солнечную сторону.
Воспитатель. Давайте заведем дневник наблюдений и будем записывать в него все изменения, которые произойдут с зернами. Псомотрим, вырастут у нас в группе колоски или нет. А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки о злаках, о труде, о хлебе.
До поры до времени не сеют семени.
Сей в срок – будет прок.
Хорошо зерно в землю спать уложишь- хорошо и разбудишь, сыт будешь.
Какова земля, таков и хлеб.
Труд кормит, а лень портит.
Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
Молодцы, а теперь объясните их значение.
В конце похвалить детей за старательность.
Приложение 3
Занятие «Хлеб – всему голова»
Цель: Развивать познавательный интерес, укреплять бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба; учить систематизировать знания о процессе выращивания хлеба; познакомить с орудиями труда, которыми пользовались древние славяне при выращивании и переработке хлеба; соха, борона, серп, жернова; сравнить их с современными техническими средствами хлеборобов; закреплять полученные знания в процессе моделирования.
Предварительная работа. Посадка зерен пшеницы, овса в горшочки, чтение пословиц и поговорок о хлебе.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает о том. что еда у наших предков была простая и очень полезная: овощи, грибы, фрукты и каши.
Воспитатель. Но без чего не может обойтись ни один обед, вы узнаете, если отгадаете загадку: «Всем нужен, а не всякий сделает».
Верно, это хлеб. Дети вспоминают пословицы.
Воспитатель. К хлебу всегда было особое уважение, так как хлеб – результат долгого и тяжелого труда.
Рассказывает о процессе выращивания хлеьа нашими предками, об орудиях труда и вместе с детьми сравнивает их с современными орудиями труда хлебороба.
Воспитатель. Наши предки – славяне. Они, как и в наше время, еще зимой начинали подготовку к будущему урожаю (дети подбирают картинки, на которых изображено снегозадержание) и обращались к нему словами:
Падай, падай, белый снег!
Хватит, хватит всем на всех!
Падай, падай на село,
На гусиное крыло!
Поле белым укрывай-
Будет летом урожай.
Как только наступала весна. Плугом пахали землю и сеяли в нее зерна пшеницы и овса (дети выставляют картинки). Зерна прорастают, тянутся к солнышку. Если лето засушливое, то люди обращались к дождю:
Дождик, дождик, поливай!
Будет славный урожай,
Долгий лен, зеленый хмель,
Будет белая пшеница,
И в амбар пшено катиться,
И веселый хоровод.
Когда хлеб поспевал, в поле выходили жнецы. Срезали колосья серпом.
Воспитатель показывает детям серп. Дети выставляют картинку «Уборка хлеба».
Воспитатель. Колосья везут на мельницу, где их обмолачивают. Затем получившееся зерно мелют (дети подбирают картинку).
Дидактическая игра «Мельница». Дети становятся в круг и поют.
Мели, мели, мельница!
Жерновочки вертятся.
Мели, мели, засыпай
И в мешочки набивай!
На последнем слове необходимо остановиться.
Воспитатель. Далее из муки месили тесто и пекли хлеб. Что еще можно испечь из теста? (дети называют мучные изделия)
В конце занятия воспитатель предлагает сделать из теста красивый каравай.
Приложение 4
Конкурс «Кто больше знает стихов, пословиц и поговорок о труде, о хлебе?»
Задачи: Развивать речь, коммуникативные качества; вызвать желание поделиться информацией; доставить эмоциональное удовольствие; нацелить на создание книги «Народные приметы».
Предварительная работа. За неделю до конкурса воспитатель дает детям и родителям задание: выучить стихи, пословицы и поговорки о труде, о хлебе, вспомнить народные приметы и сделать к ним рисунки, просит родителей приготовить для детей призы.
Ход конкурса
Воспитатель. Мы много говорили о хлебе, труде хлеборобов, знакомились с народными приметами, а сейчас мы проверим, кто из вас их запомнил. Может быть, кто-то из вас знает стихи о труде, хлебе, а того, кто больше всех вспомнит, ждут призы.
Дети читают стихи. Пословицы, поговорки, народные приметы. Далее рассматривают рисунки и подбирают к ним пословицы, поговорки, стихи. В конце воспитатель спрашивает детей, что им больше всего понравилось и запомнилось. Предлагает сделать свою книгу пословиц, поговорок, народный примет, загадывают загадки об орудиях труда.
Днем на поле блестел,
К ночи на небо взлетел (серп)
Птица –возница
На ветер глядит,
Крыльями машет,
Сама ни с места (мельница) и т.д.
Приложение5
Праздник «День Земли»
Задачи: Развивать представления о жизни на Земле, об общих условиях для развития растений, животных, людей (воздух, вода, пища, температура); воспитывать чувство гордости за свою планету; пробуждать желание сделать для Земли что-либо приятное, например сказать хорошие слова.
Ход праздника
Праздник проводится в огороде.
Ребенок:
Здравствуй, матушка Земля!
Здравствуйте, луга, поля!
Здравствуй, речка, здравствуй, луг!
Все, что видим мы вокруг!
Ведущий. Сегодня мы празднуем День Земли. Мы Землю славим и за все ее благодарим. Все живые существа на Земле находят для себя пропитание. Все. Что нужно для жизни, дает нам Земля: пищу, материал для одежды, воду. Земля – прекрасная планета! Люди должны любить и беречь ее, ведь она – наш общий дом. Я вас всех поздравляю с праздником Земли! Отгадайте мои загадки!
-Никого не родила, а все матушкой зовут.
-В долг зерном берет, караваем отдает.
-И топчут ее, и режут ее, а она не серчает, добром отвечает.
-Весь мир кормлю, а сама не ем.
-Кто в году четыре раза переодевается.
Далее дети читают стихи о земле А.Масленской
Многогранна жизнь наша земная-
На земле, с Землей мы процветаем.
Мир людской вырастила ты, Земля.
Счастливы мы здесь- и ты, и я.
Ты все отдаешь всего на всех хватает.
В обилии всего нам подставляешь.
Не платим мы тебе- но ты прощаешь,
Хоть от людей так часто ты страдаешь.
Как благодарны мы тебе, Земля,
Что ты такая щедрая, родная,
Хвала тебе, любимая Земля!
Будем беречь ее все мы – и ты, и я.
Ведущий. А сейчас давайте споем для Земли- матушки песню. (исполняю.т песню «Земелюшка –чернозем»)
Далее дети поочередно говорят пословицы о родной земле.
-Всем мила родная сторона.
-Своя сторона не бывает холодна.
-Родная землица и во сне снится.
-Возвращая земле долг – будет толк.
-Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
-Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь.
Инсценируется потешка «Трактора»
Тара –тара –тара –ра,
Как из нашего двора
Выезжают трактора.
Будем землю пахать,
Будем рожь засевать.
Будем хлеб молотить,
Малых детушек кормить.
Проводится аукцион «Полем грядку!»
Ведущий. Вы уже большие и понимаете, что Земля – наша кормилица и поилица.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой ведь на свете нету!
Развеем над нею и тучи, и дым!
В обиду ее никому не дадим!
Список литературы
Андреева И.И., Родман Л.С. «Колос», 2001. -488с.
Баранов В.Д. «Мир культурных растений», 1994. -381с.
Биологический энциклопедический словарь под. Редакцией Гилярова М.С., 1989. -864 с.
Васильев А.Е. «Анатомия и морфология растений», 1982. -264 с.
Цвелёв Н.Н. «Злаки»
Нецветаев В.П. «Сорта озимой пшеницы»
Батыгина Т.Б. «Хлебное зерно»
Ресурсы интернета
Овчинников Н.Н. «Секретное зерно»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...