Поддержка инициативы.
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности на разных возрастных этапах развития дошкольников»
Подготовила:
Хазалова Т.А., старший воспитатель
Цель: познакомить педагогов с особенностями развития детской инициативы и самостоятельности на разных возрастных этапах.
Задачи:
1.Познакомить педагогов с характерными чертами детской инициативы и самостоятельности.
2. Раскрыть содержание условий для развития детской инициативы и самостоятельности на разных возрастных этапах.
3. Упражнять в отборе способов поддержки детской инициативы и самостоятельности, присущих определенному возрасту.
Участники: педагоги.
Продолжительность: 45-60 минут.
Ход:
1.Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определено, что для успешной реализации Программы должны быть обеспечены определенные психолого-педагогические условия. Одним из них является поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
В младшей и средней группах самостоятельность проявляется при формировании навыков самообслуживания (умения есть, умываться, одеваться, раздеваться) и овладении разными видами детской деятельности.
В старшей и подготовительной группах самостоятельность может проявляться при выборе тематики игр, выборе партнеров по игре, выборе материалов для деятельности и предоставления детям возможности моделировать (изменять) предметную среду группового помещения в соответствии со своими интересами и желаниями.
Характерными чертами развитой самостоятельности являются:
- стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей.
- умение ставить цель деятельности.
- осуществление элементарного планирования деятельности.
- реализация задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.
Инициатива-это начало, почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) инициативность проявляется в постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка - общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Он может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности.
Ребенок по своей природе является деятелем. Включаясь в разные виды деятельности, он стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив. Поэтому воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие. Давайте посмотрим, что же нужно делать для поддержки детской инициативы на разных возрастных этапах развития дошкольника.
В 1 младшей группе (2-3 года) приоритетной сферой проявления детской инициативы является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
- предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.
- отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей.
- не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
- формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия.
- приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности.
- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру).
- поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
- устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми.
- проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки.
- поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.
Во 2 младшей группе (3-4 года) приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность.
Для поддержания инициативы ребенка 3-4 лет взрослым необходимо:
- создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка.
- отмечать любые успехи детей.
- постоянно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу.
- помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей.
- способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости.
- с пониманием относиться к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе.
- не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих.
- учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.
- уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку.
- всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.
В средней группе (4-5 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
- способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением.
- обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли.
- создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе «дом», укрытие для сюжетных игр.
- при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз.
- обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры.
- привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения.
- побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого.
- привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий.
В старшей группе (5-6 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.
- уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
- поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу).
- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
- привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.
- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
- вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий.
- спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы.
- создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность.
- обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников.
- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами.
- создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запроса.
- проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения.
- представлять продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.).
2. А сейчас вы получите перечни с разными способами поддержки детской инициативы (Приложение 1). Многие из них вам знакомы, поэтому я не останавливаюсь на их содержании. Вам будет необходимо выбрать из общего перечня, те способы, которые вы можете использовать в вашей возрастной группе. (После выполнения и обсуждения задания – выделяем общие способы поддержки инициативы и присущие только одному возрасту – Приложение 2).
3. Обязательным условием формирования детской инициативы и самостоятельности является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важно, чтобы в группе были оформлены все центры деятельности и наполнены содержанием в соответствии с возрастом. Кроме этого содержание должно меняться в соответствии с темой недели.
При наполнении центра необходимо, чтобы у детей была возможность выбора – разных материалов для поделок, рисования, разных материалов для проведения опытов, разных интеллектуальных игр и т.д. Обязательно выкладывайте для детей пустые заготовки алгоритмов – чтобы они могли спланировать опыт, какую-либо деятельность, последовательность выполнения поделки и т. д.
Во всех центрах необходимо иметь алгоритмы деятельности – описания игрушек, предметов, алгоритм составления загадок, рассуждения, алгоритмы выполнения преобразования предметов, проведения опытов и экспериментов, алгоритмы дежурства по столовой, в социо-эмоциональном центре алгоритмы изменения настроения, способов помириться, договориться. Кроме этого в центрах необходимо помещать как можно большее количество разных вариантов заданий типа «Дорисуй», «Закончи поделку», «Закончи рассказ», «Нарисуй вторую половину». С целью осуществления дифференцированного подхода к детям задания, которые помещаются в центры, должны быть разной степени сложности: легкие, средней и сложные. Хорошим стимулом к развитию самостоятельности и инициативы у детей является наличие в группе неоформленных материалов: большая картонная коробка, разные куски ткани, отдельные карманы, легкие накопители, которые дети могут использовать в игре.
4. А теперь выполним задание, используя полученные знания и перечни способов поддержки инициативы и самостоятельности у детей (задание дается педагогам разных возрастных групп).
1 младшая группа: какие способы поддержки детской инициативы будут наиболее эффективны при знакомстве с новой игрушкой (неваляшкой)?
2 младшая группа: подберите способы поддержки детской инициативы для ознакомления детей с темой «Игрушки».
Средняя группа: какие способы поддержки детской инициативы позволят вызвать и поддержать интерес к теме «Волшебница-вода»?
Старшая группа: какие способы поддержки детской инициативы могут привести детей к созданию коллекции экзотических животных?
Подготовительная группа: какие способы поддержки детской инициативы могут помочь использовать рассказы детей о путешествиях в отпуске для решения задач общеобразовательной программы ДС?
5. Подведение итога. Таким образом, все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:
- самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры.
- развивающие и логические игры.
- музыкальные игры и импровизации.
- речевые игры, игры с буквами, звуками и слогам.
- самостоятельная деятельность в книжном уголке.
- самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей.
- самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений.
- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте.
- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу.
- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.
- своевременно обращать особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу.
- дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
Приложение 1
Способы и направления поддержки детской инициативы
Направления | Способы поддержки детской инициативы |
Социально–коммуникативное развитие |
|
Познавательное развитие |
|
Художественно–эстетическое развитие |
- индивидуальные формы сопровождения развития детей (портфолио, индивидуальные занятия, индивидуальное сопровождение в рамках образовательной деятельности); - формы организации внутригруппового взаимодействия (проекты, экскурсии, познавательные беседы и развлечений, музыкальные викторины, конкурсы, художественные мастерские, музыка в режиме дня, праздники и развлечения); -формы организации одновозрастного взаимодействия (совместное музицирование творческих детских коллективов (ансамбли, дуэты, оркестровки, музыкальные игры - импровизации и пр.); - игровая деятельность (театрализованные музыкальные игры, музыкально-дидактические игры, игры с пением, ритмические игры). |
Речевое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Приложение 2
Способы поддержки детской инициативы | 1 мл. | 2 мл. | Ср. | Ст. | Подг. | |
Социально–коммуникативное развитие |
| + + + | + + + + + + + + + | + + + + + + + + + + + | + + + + + + + + + + + | + + + + + + + + + + + |
Познавательное развитие |
Конструирование: по образцу, по схемам, по замыслу. | +
+ + | + + + + + + + | + + + + + + + + + | + + + + + + + + + + | + + + + + + + + + + |
Художественно-эстетическое развитие |
-экспериментирование (с цветом, звуком и т.п.), -метод проектов, -элементов музейной педагогики,
метода(работа по трафарету, карте-схеме, моделирование, создание худ. образа); -эвристического метода (выполнение части задания самостоятельно) -исследовательского метода
-посещение музеев. -выставок.
- индивидуальные формы сопровождения развития детей (портфолио, индивидуальные занятия, индивидуальное сопровождение в рамках образовательной деятельности); - формы организации внутригруппового взаимодействия (проекты, экскурсии, познавательные беседы и развлечений, музыкальные викторины, конкурсы, художественные мастерские, праздники и развлечения); -формы организации одновозрастного взаимодействия (совместное музицирование творческих детских коллективов – ансамбли, дуэты, оркестровки) -игровая деятельность (театрализованные музыкальные игры, музыкально-дидактические игры, игры с пением, ритмические игры). | + + + + + | + + + + + + + + | + + + + + + + + + + + | + + + + + + + + + + + + + + | + + + + + + + + + + + + + + |
Речевое развитие |
-«Интервью», -«Карусель», -«Дерево знаний»
| + + + + | + + + + + + + + | + + + + + + + + + + | + + + + + + + + + + + + | + + + + + + + + + + + + |
Физическое развитие |
| + + + + + + + | + + + + + + + + + | + + + + + + + + + + + | + + + + + + + + + + + + + | + + + + + + + + + + + + + + + + |
Литература:
1.Дыбина, О.В., Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности дошкольников старшего дошкольного возраста: методические рекомендации, под ред. О.В.Дыбиной, М., Центр педагогического образования, 2008.
2.Коротаева Ю, Е.В., Святцева, А.В. Подходы к развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста, Современные проблемы науки и образования, 2016, № 2.
3. Воспитываем дошкольников самостоятельными, Сборник статей Российского государственного педагогического университета им.Герцена, СПб, «Детство-Пресс», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы в разных видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
В Федеральных государственных образовательных стандартах указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Показ...
Презентация педагогического совета "Метод проектов – как средство развития и поддержки инициативы и самостоятельности у дошкольников"
Презентация, сопровождающая педагогический совет...
Семинар-практикум для педагогов «Поддержка инициативы в двигательной деятельности у дошкольников»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития двигательной деятельности дошкольников.Задачи:1. Уточнить знания педагогов по физическому воспитанию и развитию двигательн...
Поддержка инициативы в детском коллективе через речевую деятельность
выступление на методическом объединении для воспитателей, работающих с детьми младшего дошкольного возраста...
Статья «Поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности»
Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков. Она всегда заключена в жёсткие рамки принятых в обществе норм....
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в ДОУ
Данный материал расчитан для работы с педагогами. Даны рекомендации для стимуляции творческой активности, рассмотрено развитие инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, а та...
Поддержка инициативы детей в проектно - исследовательской деятельности.
Слайд№1Тема: Поддержка инициативы детей в проектной – исследовательской деятельности. Вот в народе часто говорят «инициатива наказуема». Но современный мир, быстро меняющийся, ...