Формы работы по развитию этических норм и правил у детей дошкольного возраста (младшая группа)
материал (младшая группа)
Отчет о работе по парциальной программе «Этикет с детских лет» в младшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_po_etike.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»
«Формы работы по развитию этических норм и правил у детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель Евса Т.А.
2021-2022г г.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одним из приоритетных направлений деятельности является социально – личностное развитие. Возраст 3-7 лет весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка. То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека. Дошкольные учреждения работают над созданием условий для развития личности ребенка, развитием мотивации к познанию и творчеству, приобщением к общечеловеческим ценностям, для его социального и культурного самоопределения. Поэтому в МБДОУ «Снежинка» одной из годовых была поставлена задача по развитию этических норм и правил у детей дошкольного возраста.
Педагоги младшей группы выбрали для работы над этой задачей парциальную программу «Этикет с детских лет», которая составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста, а работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.
Цель программы: развитие нравственно культурной личности путём накопления практического опыта.
Задачи первого года обучения (младшая группа):
- В совместной деятельности с взрослым, играх-занятиях учить детей элементарным нормам поведения;
- Прививать детям основы таких моральных качеств как доброта, чуткость, милосердие; воспитывать чувство симпатии к сверстникам и взрослым, учить отрицательно, относиться к грубости и жадности;
- Учить вступать в общение с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять просьбы взрослых;
- Приучать следить за своим внешним видом; учить при помощи взрослого приводить себя в порядок, формировать навыки пользования индивидуальными предметами;
- Воспитывать умение получать удовольствие от добрых действий.
- Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;
- Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки;
- Учить самостоятельно, использовать в речи «вежливые» слова, говорить приветливо, доброжелательно;
- Учить обращаться к взрослым по имени и отчеству, называть на «Вы»;
- Приучать к совместным действиям со сверстниками, воспитывать умение играть рядом и в подгруппах; учить называть сверстников по именам, иногда используя при этом уменьшительно-ласкательные формы. Приучать детей общаться между собой спокойно, без крика.
- Учить детей обращать внимание на эмоциональное состояние окружающих, проявлять сочувствие, оказывать элементарную помощь;
- Формировать навыки поведения за столом.
Перспективно – тематический план работы в младшей группе
№п\п | Тема | Цель | Срок проведения |
1 | Каждой вещи свое место | Воспитывать бережное отношение к вещам, аккуратность | 1-2 неделя сентября |
2 | Мы убираем игрушки | Воспитывать бережное отношение к игрушкам, стремление содержать их в порядке | 3-4 неделя сентября |
3 | Мы едим | Воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть; спокойно сидеть за столом, соблюдать правильную позу, правильно держать ложку, набирать в ложку немного еды, есть с широкого края, бесшумно. | 1 -2 неделя октября |
4 | Умоем куклу Таню | Воспитывать потребность мыть руки с мылом перед едой, после посещения туалета, игр; учить умываться после сна, соблюдать последовательность действий умывания, насухо вытирать руки и лицо полотенцем, полоскать рот после еды. | 3-4 неделя октября |
5 | Оденемся на прогулку | Воспитывать потребность в аккуратности и порядке, бережное отношение к одежде. Формировать навык последовательных действий одевания и раздевания, умение складывать, вешать вещи в свой шкаф. | 1 -2 неделя ноября |
6 | Мы моем свои расчески | Воспитывать у детей навыки пользования своей расческой и ухода за ней. Учить чистить расческу и промывать её. | 3-4 неделя ноября |
7 | В гостях у матрешки | Воспитывать у детей привычку приветливо здороваться, произносить приветствие отчетливо, бодро; прощаться при расставании, вежливо делая поклон головой. | 1-2 неделя декабря |
8 | Кукла Таня у нас в гостях | Формировать навыки поведения за столом, общения с гостем; воспитывать приветливость заботливость. | 3-4 неделя декабря |
9 | Кукла Таня простудилась | Формировать навык пользования носовым платком. Приучать детей при чихании и кашле прикрывать рот носовым платком, если кто-нибудь находится рядом отвернуться. | 2-3 неделя января |
10 | Кукла Таня собирается в гости. | Воспитывать элементы организованности и аккуратности. Умение не заставлять себя ждать, не опаздывать, приходить чистым и аккуратно одетым, приводить в порядок костюм перед зеркалом. | 4 неделя января, 1 неделя февраля |
11 | Наши хорошие поступки. | Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, способность замечать красивые поступки окружающих. Способствовать усвоению правил культурного общения со сверстниками; спокойно играть, не мешая другим, проявлять общительность. Делиться игрушками. Помочь товарищу убрать игрушки, застегнуть пуговицы, проявлять сочувствие к другим детям, родителям, близким. | 2 -3 неделя февраля |
12 | Наши мамы. | Воспитывать чувство любви к самому близкому и дорогому человеку. Привязанность к семье, способность замечать некоторые трудовые действия: мама шьёт, стирает, готовит… | 4 неделя февраля, 1 неделя марта. |
13 | Общение с родными | Воспитывать умение правильно общаться с близкими людьми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, братом, сестрой | 2-3 неделя марта |
13 | Общение со сверстниками и друзьями | Воспитывать умение поддерживать со сверстниками и друзьями ровные, хорошие отношения. | 4 неделя марта, 1 неделя апреля |
14 | Давай побеседуем | Воспитывать умение вежливо слушать, не перебивая, дослушивать до конца разговора. | 2-3 неделя апреля |
15 | У меня зазвонил телефон | Воспитывать умение вежливо разговаривать по телефону, начинать беседу и заканчивать. | 4 неделя апреля, 1 неделя мая |
16 | Как вести себя в общественных местах. | Воспитывать у детей умение вести себя в общественном месте. | 2 -3 неделя мая |
17 | Мониторинг | Выявление уровня усвоения знаний | 4 неделя мая |
18 | Какого человека можно назвать культурным? | Закрепление материала | июнь- август |
Анализ проделанной работы.
Темы первого полугодия, направленные на формирование культурно-гигиенических навыков (это темы, касающиеся принятия пищи, умывания, одевания, причесывания, пользования платком, туалетом и т.д.), изучались еще в группе раннего возраста, поэтому никакого затруднения не вызвали у детей и педагогов.
Для закрепления знаний и формирования навыков по этим темам использовались:
- игровые формы деятельности со словесными приемами: общение со сказочным персонажем , с игрушкой-гостем, драматизация, заучивание потешек и чтение художественной литературы;
- практические действия в виде упражнений (показ образца действия педагогом и ребенком , помощь детей друг другу);
- наглядные приемы с использованием словесных в виде схем-картинок для проговаривания алгоритма действия, беседы по картинам и иллюстрациям.
Помимо организованных образовательных занятий постоянная работа над этими темами велась в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей, чтобы полученные знания и навыки становились привычкой.
Большое значение педагоги придавали высокой культуре собственного поведения: следили за грамотным показом образца применения правила (речевые формулы вежливости, пользование столовыми приборами, внешний вид, тактичность и т.д.), выстраивали партнерские взаимоотношения взрослых и детей, взаимодействуя с детьми, проявляли доброжелательность, искренность, заинтересованность в их успехах, стремились оказывать детям своевременную психологическую поддержку.
Большую сложность вызвали темы второго полугодия, когда вся тематика была связана с усвоением правил культурного общения со сверстниками, воспитанием доброжелательности по отношению к окружающим.
Все виды деятельности при изучении этих тем использовались игровые, познавательные и в виде развлечений. Наглядные методы работы (иллюстрации, мультфильмы) комбинировались со словесными (общение, разъяснение, обсуждение проблемных ситуаций, беседы, поощрения, чтение художественной литературы)
В качестве игровых приемов использовались игровые ситуации, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, подвижные, драматизации, а также игровые упражнения на взаимодействие детей друг с другом, заучивались мирилки, считалки.
Также планировалась работа в режимных моментах в течение всего дня, во всех видах деятельности, т.к. дети только начинают себя ощущать в социуме, с трудом мирятся с его порядками, с трудом принимают правила общения в коллективе, хотя знают о них и понимают, договариваться друг с другом детям сложно.
Сложности вызвал учет индивидуальных особенностей дошкольников, поиск выхода из конфликтных ситуаций, не подрывая детского уважения к особо темпераментным и гиперактивным детям.
Хороший результат показала индивидуальная работа с родителями. После частных бесед менялось поведение ребенка, его отношения со сверстниками. При таком подходе родители более отзывчиво откликаются. Так, показательным оказался совместно организованный досуг, где была видна культура поведения как взрослых, так и детей.
Работа по развитию этических норм и правил продолжится и в следующем году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Педагогическая статья...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Дети дошкольного возраста любознательны, им нравится наблюдать и экспериментировать. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Значит, и главной задачей педагога б...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Статья на представленную тему...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организо...