Проектная деятельность как одна из возможностей развития самостоятельности и любознательности в экологическом воспитании дошкольников.
материал (средняя группа)

Ивлева Юлия Викторовна

Создание педагогических условий, для обеспечения развития любознательности и самостоятельности у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как одна из возможностей развития самостоятельности и любознательности в экологическом воспитании дошкольников.

   Дошкольный возраст- это возраст почемучек. Любознательность- это внутренний стимул к получению новой информации с целью развития, расширения кругозора. Это повышенный интерес к тому, что может пополнить копилку жизненного опыта и впечатлений человека.

   Учеными педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают развитие любознательности и самостоятельности у дошкольников:                                                                                                 1.Создание обогащенной предметно- пространственной среды для начала развития интереса и самостоятельности;                                                                           2.Включение занимательности в содержание занятий;                                       3.Создание проблемно-поисковых ситуаций;                                                  4.Вовлечение в выполнение творческих заданий;                                    5.Стимулирование проявления положительно- эмоционального отношения ребенка к явлениям, предметам и видам деятельности.

   Ребенок 4-5 лет играет не только с игрушками, но с мыслями. Формой проявления детской любознательности в этом возрасте являются детские вопросы. Одной из моих задач - учить ребенка видеть и формулировать проблему, ставить вопрос и отражать результат познания. Необходимо вовлечь детей в проблему, вынести ее на обсуждение. Определить цель - итог проекта.

   В среднем возрасте дети активно интересуются информацией природоведческого характера (насекомые, птицы, животные, времена года, деревья, цветы). С наступлением осени ребята обращали внимание на опавшие листья. Сравнивали их между собой по форме, размеру, цвету. Что и подвело к знакомству с листовичками, маленькими человечками. Я прочитала ребятам сказку о листовичках, ведь именно сопереживание интересам героев сказки мотивирует последующий процесс познания. В сказке мы познакомились с листовичками - маленькими человечками, которые живут в листве на деревьях. Например: березовички - на березе, осиновички - на осине и т.д. В сказке описывается жизнь листовичков в разные времена года. В программно – методическом комплексе «Радуга» знакомству с листовичками уделено особое внимание. Ведь это увлекательное путешествие детей в мир природы, где ребята вместе с человечками знакомятся  с деревьями нашего края, отправляются на поиски клада и т.д. Я рассказала детям что, уходя домой,  вечером услышав шорох, обнаружила маленьких человечков в группе. Выяснилось, что с наступлением холодов не все листовички успели спрятаться под землей. Мы с ребятами приняли решение оставить их у нас в группе. Возникла проблема – у человечков нет дома. Так возник проект «Домик листовичков». Дети с радостью откликнулись на помощь в изготовлении домика.                                  

Следующим шагом была разработка совместного плана действий по достижению цели. Проводили беседы, наблюдения, рассматривали картинки на тему: «Какие бывают дома», «Из какого материала», «Что необходимо предусмотреть при изготовлении дома (окна, двери, крыша)». На основе полученных знаний и наблюдений дети учились рассуждать, думать, предполагать. С учетом пожеланий детей мной был изготовлен домик для листовичков, в котором мы предусмотрели окна, дверь, крышу (крыша съемная). Домик был готов, но с помощью человечков была  обозначена следующая проблема, листовички хотят красивый домик - дом не украшен. Необходимо было вызвать желание оказать помощь и всем вместе украсить для них домик: поддерживать любую инициативу детей, помогать им, реализовывать задуманное, учить, при украшении использовать различные изобразительные материалы, формы листьев. Очень важно было подчеркнуть преимущества коллективной работы детей , при этом успех зависел от разделения обязанностей. По желанию одни украшали крышу, другие стены и т.д. Старалась развивать умение действовать самостоятельно, избегая прямых инструкций, не сдерживала инициативы воспитанников. После того как листья были готовы и наклеены к домику, мы любовались полученным результатом. Листовички благодарили ребят. В дальнейшем дети проявили желание раскрасить наличники и ставни, красиво расписать их узор. Я продолжала вызывать у воспитанников желание помогать листовичкам. Чтобы заинтересовать детей для следующего проекта «Создание мебели листовичкам», я рассказала ребятам о том, как вечером человечки осматривали сделанный для них домик. Дом им очень понравился, но они столкнулись с трудностями - в домике не оказалось мебели. Ребята с удовольствием откликнулись на просьбу. Мы рассматривали предметы мебели в группе, беседовали о том,  какая мебель присутствует у детей дома, высказывали свои предположения о том, какая мебель понравилась бы листовичкам, рассматривали демонстрационный материал, с помощью мнемотаблицы учили стихотворение «Много мебели в квартире». Обсуждали, из какого материала сделана мебель. Я побуждала ребят к самостоятельному выбору материала (пластилин, коробочки), помогала довести изготовление задуманных предметов до конца. По окончании работы дети самостоятельно устанавливали готовую мебель в домике для листовичков. В дальнейшем с удовольствием играли и радовались результату своего труда, изготавливали угощения и подарки для листовичков, закрепляя полученные навыки и умения.                                                                                                                                      Дети с огромным увлечением слушали сказку о листовичках, в которой узнали что многие человечки с наступлением холодов умеют прятаться в земле, под снегом. Ребятам стало любопытно, и мы отправились на участок в поисках человечков. Заинтересованность детей я использовала в осуществлении следующего проекта «Свойства воды». На участке мы обнаружили «обледенелые драгоценности». Возникла проблема - необходимо было вызволить их из ледяного плена. Мы читали сказку «Путешествие капельки», наблюдали за состоянием воды при различной температуре, беседовали «Где живет вода», высказывали свои мысли и предположения. Драгоценности извлекали разными способами: погружая в теплую и холодную воду, оставляли возле батареи (горячим воздухом), оставляли на солнечном подоконнике, согревали своим дыханием. Дети с любопытством наблюдали, сравнивали, высказывали свое мнение, я помогала им делать выводы. Предполагая, что же там внутри, задавала наводящие вопросы, загадывала загадки. Освобождение драгоценностей произвело много положительных эмоций на воспитанников, вызвало восторг. Полученными подарками ребята с удовольствием играют, а интерес послужил стимулом к получению новой информации.                                                                        Дети с любопытством слушали продолжение сказки о листовичках, в которой гуляли по лабиринту, ходили в гости к кроту, попадали в берлогу к медведице. В это путешествии ребята узнали о том как тяжело приходится зимой друзьям листовичков- пернатым, им не хватает корма. И мы перешли к следующему проекту «Покорми птиц». Было принято решение изготовить кормушки и принести корм. С привлечением родителей изготовили кормушки. Я подобрала наглядный материал, читала рассказы, слушали аудиозапись «Голоса зимнего леса», с помощью мнемотаблиц учили стихи, проводили дидактические и подвижные игры и т.д. Имея уже опыт украшения домика листовичков, ребята предложили украсить кормушки для птиц. Я способствовала проявлению у них желания самостоятельно выбирать материалы и способы украшения, побуждая к активному использованию знаний. Умений и навыков, полученных ранее. На всем протяжении процесса изготовления подбадривала и хвалила ребят. Готовые кормушки мы разместили на нашем участке и несколько перед окнами группы. Чтобы у детей была возможность наблюдать за птицами на протяжении всего дня.  Во время наблюдений за пернатыми у кормушек, отметили, какой корм они больше предпочитают (семена, зерна подсолнечника, пшеницу, горчицу, жир и т.д.).  Исходя из наблюдений, изготовили «зерновые прянички» для птиц, которые можно было на выбор  положить в кормушки или подвешать на ветки деревьев. При изготовлении корма я также стимулировала самостоятельность и инициативность, дети сами выбирали состав и форму «пряника», место и способ его размещения. С нетерпением наблюдали за птицами, их разновидностью, количеством и какой корм больше понравится. С этим проектом мы с ребятами приняли участие в муниципальной акции «Покорми птиц». А листовички от имени друзей пернатых благодарили ребят за помощь и подарили нам в группу «Травянчика» (забавный сувенир, комнатное растение , внутри которого находится питательный грунт с семенами, прорастающими при регулярном поливе) .                                                                                                    Изготовление корма для птиц из зерен и семян, а также взошедшие ростки «Травянчика» послужили возникновению вопроса у детей - «Как появляются растения». В это же время к концу зимы у героя сказки о листовичках заканчиваются запасы, что послужило дальнейшей мотивацией детей к организации проекта «Огород на окне». Ребята с удовольствием откликнулись на помощь. Я разработала место для огорода.  Совместно с родителями оформили и подготовили все необходимые материалы. С ребятами рассматривали демонстрационный материал, проводили беседы, дидактические и подвижные игры, заучивали с помощью мнемотаблиц стихотворения, пробовали во время обеда овощи на вкус и высказывали свои мысли и впечатления. При посадке огорода предоставила детям право выбора семян и возможность самим распределять обязанности. С большим интересом ребята наблюдают за ростом растений, осуществляют уход и ждут наступления лета, чтобы помогать взрослым при посадке огорода, потому что необходимые знания, навыки и умения уже имеются. За обедом мы угощаемся зеленым луком с нашего огорода и размышляем - «Что же ожидает нас в сказке о листовичках…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детского творчества в процессе экологического воспитания дошкольников

Материал предназначен для воспитателей детских садов, а также родителей воспитанников....

Консультация для воспитателей "Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольников"

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...

Консультация: «Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольников».

Что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? Мастер-класс по проведению квест-игры «Помоги фокуснику Крексу»....

Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольников

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...

Презентация «Театрализованная деятельность как одно из условий развития творческого потенциала и социально - коммуникативных навыков дошкольников»

Презентация «Театрализованная деятельность как одно из условий развития творческого потенциала и социально - коммуникативных навыков дошкольников»...