«Социальные и благотворительные акции в детском саду».
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
«Социальные и благотворительные акции в детском саду».
«Каждый человек хочет жить в красивой и богатой стране, но одного этого не достаточно. Судьба человечества зависит не от высоких технологий, не от того, сумеем ли мы произвести больше продуктов, скорее всего, она зависит от количества доброты и сострадания. Цивилизация 20 века была технической, а не человеческой, она себя не оправдала» – писал Даниил Александрович Гранин в статье «Потерянное милосердие». Поэтому 21 век мы хотим видеть веком добрым и человечным, где главным становится внимание и заботливое отношение к человеку.
Качество нового века определят сегодняшние дети. Воспитание гражданина, способного сопереживать, сочувствовать и содействовать, обязательно должно начинаться с дошкольной ступени.
Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию. Психологи утверждают, что именно эта способность является важной частью эмоционального и социального интеллекта.
Поэтому, очень важная задача – это воспитание человечности, доброты и отзывчивости у детей в социальных и благотворительных акциях.
Почему важно развивать эти качества у детей уже с дошкольного возраста? Нам часто приходится слышать: «всему свое время», «ребенок вырастет – сам поймет»; есть опасения, что чрезмерные отзывчивость и сострадание могут ранить душу ребенка, или, что в детском саду ребенок еще не способен понять проблему, требующую участия, сострадания и помощи.
У нас другое мнение. Мы рассматриваем дошкольное детство как период особой социально-эмоциональной чувствительности, как время открытий мира для себя и себя для мира. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте, это общение со сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Начиная с трех-четырех лет самым интересным содержанием воспитания и развития для ребенка становится социальное наполнение жизни. Не случайна и ведущая роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников. Именно ее Лев Семенович Выгодский называл «школой социальных чувств».
У ребенка-дошкольника активно формируются нравственные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», моральные оценки собственных действий и поступков сверстников. Идентификация со сверстниками развивает у него способность ставить себя на место других, глядя на себя как бы со стороны и соотнося при этом свое поведение с нормами морали. В соответствии с этими постулатами осуществляется принятие решения и «проигрывание» собственного действия в воображаемом плане. В сознании ребенка происходит предвидение того результата, который произведет его поступок, и предчувствие возможных последствий этого поступка для него самого и окружающих.
Зерно человечности, доброты и отзывчивости, вовремя брошенное в детскую душу, поможет создать чуткого, внимательного и неравнодушного взрослого, способного изменить мир в лучшую сторону. Поэтому, основная идея нашей книги – становление Человека-преобразователя мира на идеалах добра, душевной чуткости, сочувствия и содействия.
Почему форма социальных и благотворительных акций была выбрана ведущей для реализации нашей идеи?
Воспитание человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда участники акций непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что в силах сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее.
Можно сказать, что социальная акция – это один из видов социальной деятельности, целями которой является привлечение внимания общества к некоторой проблеме, изучение отношения социума к чему-либо, распространение информации среди групп населения, содействие формированию общественного сознания.
Благотворительная акция – это оказание помощи (в том числе, и безвозмездной) нуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помочь себе самостоятельно.
Для детей дошкольного возраста социальная акция – это участие в событиях, имеющих социальную значимость, возможность самореализации и оказания помощи тем, кто в ней нуждается. С одной стороны, участие в акции позволяет ребенку освоить социальный опыт внутри социальных отношений, с другой – это активная деятельность по воспроизводству социальных отношений и действий, приводящих к положительному результату. Социальная акция – это хороший способ помочь ребенку получить опыт сопричастности и научиться творить добро.
В чем же значимость и ценность социальных и благотворительных акций для дошкольника?
1. Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают реальные представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи. И что даже ребенок способен изменить в лучшую/худшую сторону свое окружение, свой мир!
2. С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт. Это такой вид культурной практики социальной направленности (социального содержания), который позволяет развивать у дошкольников эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребенка, побуждает к эмпатии (сопереживанию-сочувствию-содействию) и рефлексии (самоанализу).
3. Акция – это возможность участия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров), а ее подготовка и проведение реализуют принцип интеграции различных видов деятельности, задач социального развития ребенка, содержания разных образовательных областей.
4. Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребенка, что принципиально важно для позитивной социализации детей дошкольного возраста. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом.
Участие детей в социальных акциях может/должно быть интересным, увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием, которое позволяет ребенку и взрослому вместе с ним пережить свою значимость и нужность.
Отличительной чертой Российского народа всегда отмечалась доброта и отзывчивость, милосердие, готовность прийти на помощь. Основные благотворительные функции в предыдущие века выполняли церкви. Два века назад в процесс включились меценаты из знати, а также купцы. Мы вспоминаем имена выдающихся меценатов и благотворителей нашей страны: Мамонтова, Шереметьева, Морозова, Третьякова. Их вклад в поддержку российской культуры поистине неоценим. На средства благотворителей создавались учебные заведения, открывались библиотеки и больницы, строились памятники и храмы. В советский период понятия благотворительности не существовало: была социальная ответственность, которая наиболее ярко выражалась в шефстве предприятий и организаций над объектами культуры и образования. Сегодня эти славные традиции прошлого служат для нас тем прочным фундаментом, на котором основывается уже современная, но столь же необходимая людям, благотворительность. Акции «БумБатл», "Добрые крышечки", «Батарейки», «Посылка для солдата», которые с недавних пор стали проводится в нашем дошкольном учреждении, дают возможность объединить усилия каждого из нас на пути благородных начинаний.
Целью данных мероприятий является создание условий для формирования социально-нравственных, духовных ценностей дошкольников и привлечение детей, родителей и педагогов к благотворительному движению. В преддверии любой благотворительной акций педагогами проводится очень большая предварительная работа с детьми и родителями. Акция «Покорми птиц зимой»: совместными усилиями детей и родителей было изготовлено кормушки для птиц. В любое время года подкармливаем птиц, особенно в зимнее время.
Акция «Добрые крышки». Беседа о волонтерах, просмотр презентаций, видеофильмов на заданную тематику. Сбор крышек может стать доброй традицией вашей семьи, ведь так просто собирать небольшие яркие капельки добра всей семьей.
Эффективной формой общественно полезной деятельности в детском саду является благотворительная акция-оказание помощи. Вовлечение детей в общественно полезную деятельность поможет защитить их от влияния агрессивного окружения. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Благотварительная акция в детском саду
немного о проведении акции в детском саду...
Статья "Методика проведения природоохранных акций в детском саду"
В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста, используются разнообразные формы и методы работы. Одной из эффективных форм работы с детьми старшег...
Отчет по экологической акции в детском саду «Покормите птиц зимой!»
Задачи:- расширить представления детей о птицах,об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;- закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное вр...
Благотворительные акции в детском саду
Педагоги, воспитанники, родители нашего детского сада - активне участники благотворительных акций и мероприятий!...
Методическая разработка. Коммуникативная акция в детском саду Тема: Коммуникативная акция «Белая береза»
Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач воспитания детей в детском саду. В нашей стране особое внимание уделяется формированию национального сознания и гражданственно...
Экологическая акция в детском саду «Покорми птиц зимой» (приурочена к Всероссийской акции ко Дню Птиц)
laquo;Мы кормушки смастерили,Мы столовую открыли,Воробей, снегирь – сосед,Будет здесь для всех обед» З.Александрова...
Социально-благотворительная акция "Из детских рук частичку доброты"
Акция в рамках празднования Дня пожилого человека "Из детских рук ччастичку доброты"....