Подходы к формированию гражданской и культурной грамотности в дошкольном возрасте. Мастер-класс для педагогов ДОУ.
методическая разработка (подготовительная группа)
В дошкольном возрасте формирование предпосылок гражданской грамотности, осуществляется через воспитание в самом широком смысле. В связи с этим мы ищем новые приемы, методы, способы и подходы в воспитании гражданственности. Предлагаем вашему вниманию алгоритм, как один из подходов воспитания гражданственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanskaya_i_kulturnaya_gammotnost.docx | 64.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс для педагогов
Подходы к формированию гражданской и культурной грамотности в дошкольном возрасте.
Подготовил педагог- организатор Вильданова Р.Ф.
Надым, 2021 г.
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!
А, что такое гражданин – отечества достойный сын!».
Н. Некрасов.
Сценарий.
Здравствуйте!
Мы рады приветствовать вас в нашем уютном Д/С «Огонёк».
Разрешите представиться….
РФ . А.Н.
Наш разговор мы начнем со слов главы государства В.В. Путина.
Президент Владимир Путин предложил Государственной Думе в мае прошлого года внести поправки в закон об образовании. В частности, он предложил указать, что воспитание должно быть направленно на формирование у учащихся «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти своих соотечественников». Ссылка https://sozd.duma.gov.ru/bill/960545-7
Гражданская грамотность у дошкольников, на наш взгляд не формируется особенным образом или способом, а развивается и воспитывается с первого дня взаимодействия ребенка с социумом (в нашем случае - с момента поступления ребенка в детский сад).
Организация жизнедеятельности наших воспитанников направлена на социальный заказ российского общества- формирование гражданина с высокой демократической культурой на основе толерантности и уважения к многонациональному составу российского общества.
В дошкольном возрасте формирование предпосылок гражданской грамотности, осуществляется через воспитание в самом широком смысле.
В связи с этим мы ищем новые приемы, методы, способы и подходы в воспитании гражданственности.
Предлагаем вашему вниманию алгоритм, как один из подходов воспитания гражданственности.
Алгоритм.
- Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с Основной Общеобразовательной Программой ДОУ.
- Раскрытие каждой темы в контексте интересов и потребностей детей.
Использование модели трёх вопросов.
-Что я об этом знаю?
-Что я хочу узнать?
- И как мы это будем узнавать?
3. В рамках темы, знакомство ребенка с исторически значимой личности соотечественника – изобретателя, ученого, государственного или общественного деятеля, представителя искусства.
* Работа с участниками мероприятия.
Ведущий предлагает участникам включить в тематическое планирование ДОУ исторически значимые личности соотечественников.
4. Организация образовательной среды для практико –ориентированной деятельности (созидательный компонент + развивающая предметно-пространственная среда).
5. Усвоение и применение мотивационно-ценностных установок , норм и образцов поведения в окружающем мире ребёнка.
В качестве примера возьмём тему: «В мире все так интересно. Неделя экспериментов и безграничного творчества».
- Дети обсуждают в группе с воспитателем, что им интересно узнать , изучить, исследовать. Детей заинтересовала тема – «Что такое информация?».
А взрослый как координатор с помощью наводящих вопросов и, опираясь на опыт ребенка, направляет детей на самостоятельный поиск ответов на вопросы.
Взрослый: Что ты об этом знаешь? Откуда ты можешь узнать, если ты этого не знаешь?
Ответы детей: Взрослые, книги, телефон, интернет.
Взрослый: Что является первоисточником информации? Что было сначала?
Продолжая диалог, взрослый спрашивает: А информацию мы видим, слышим?
Ответ детей: Да, видим и слышим.
Значит, первоисточником информации является знак и звук.
Вопрос взрослого: Что такое знак?
Ответы детей: Знак – изображение, буква, текст. (Детям предлагается картинка с изображением буквы)
Вопрос взрослого: Что такое звук?
Ответы детей: Звук – это крик, пение, грохот, звуки природы. (Детям предлагается картинка с изображением крика)
Следуя логике рассуждения, взрослый задает вопрос: Чтобы получить информацию, что нужно сделать?
Ответы детей: Передать информацию каким-то образом.
Вопросов не становится меньше.
Вопрос взрослого: Как передавали информацию в древние времена? Как можно передать информацию?
Ответы детей: Можно написать письмо и отправить гонца, можно отправить голубя с запиской, поместить послание в бутылку и бросить в море. (Картинка с изображением голубя с запиской).
Вопрос взрослого: Как передать звук?
Ответы детей: Прокричать, послать гонца, бить в колокол, трубить в рог. (Картинка с изображением посланника- гонца).
Взрослый. Итак, мы выяснили, как мы узнаем информацию и как ее передавали в древние времена. А сейчас мы тоже узнаем что-то новое с помощью голубей и гонцов?
Ответы детей: Нет. Сейчас нет почтовых голубей и людей-гонцов.
Вопрос взрослого: А вы хотите узнать, кто помог в нашей стране найти быстрый способ передачи информации? (Вопрос алгоритма: что я хочу узнать?)
Взрослый: История человечества не стоит на месте, а всегда движется вперед. А помогают этому движению великие люди – ученые, первооткрыватели и просветители. Приходит время географических открытий и изобретений. Возникает необходимость сохранить и передать эту информацию. И на помощь приходит – изобретатель.
* Знакомство с исторически значимой личностью соотечественника – изобретателя.
Идея печатания знаков в текст родилась в Германии изобретателем Иоганном Гуттенбергом. А в нашей стране в середине 16 века эту идею первым реализовал Иван Федоров- первый русский книгопечатник.
Инфографика ( портрет изобретателя, годы жизни, открытие, краткая историческая справка, отношение современников, общества, вклад в науку, культуру, историю, просвещение).
Идея использования электрических волн для создания беспроводной связи буквально весела в воздухе. Воплотил её в 1897 Генрих Герц. А в нашей стране его изобретение усовершенствовал и изобрел радио Александр Степанович Попов.
Инфографика ( портрет изобретателя, годы жизни, открытие, краткая историческая справка, отношение современников, общества, вклад в науку, культуру ,историю, просвещение.)
* Работа с участниками мероприятия.
Как известно 75% информации усваивается мозгом человека, только в том случае если она подкреплена практической созидательной, продуктивной деятельностью.
Мы предлагаем перейти к практике. Аудитория делиться на две группы испытателей-изобретателей.
В конкретно заданных условиях в соответствии с выбранной темой недели тематического планирования собирается и создается выставка экспонатов из истории печатного дела и радиотехники.
Взрослый: Как вы считаете, изобретатели нашли быстрый способ передачи информации?
Ответы детей: Да
Взрослый: А вы хотите, стать изобретателями? А что мы будем делать?
Ответы детей: Будем делать радио, и печатать текст.
Первая группа- печатники.
С помощью детской типографии (набор «Речевое развитие в детском саду» издательство Национальное образование сайт www nobr. Ru) литерами на бумаге дети набирают своё имя или заданное слова по образцу.
* Работа с участниками мероприятия. Участники мероприятия набирают текст – широко известную фразу А. Ахматовой «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово!»
Вторая группа- радиотехников.
С помощью электронного конструктора( «ЧУДО КИТ», «Знаток ТМ» ,автора А.А. Бахметьев) собирают по схеме цепь для получения звука.
* Работа с участниками мероприятия.
Таким образом от распространения знака и звука ,через историческую личность и его вклад в просвещение и науку путём осмысления технического процесса изобретения мы пришли к логическому вопросу.
А что дальше?
Очевидным является ответ необходимо соединить, синтезировать звук и знак. А это телефон, радио, аудиокниги, фильмы, видеоролики все те источники информации, насыщающие человеческий мир.
Взрослый: Итак, у нас получилось найти самый лучший способ передачи информации?
Ответы детей: Да получилось.
А сегодня мы тоже получаем информацию только из книг и радио?
Ответы детей: Нет, из телефона, телевизора, компьютера, интернета, «Алиса», кино, видеоролики, аудиокниги и т.п..( Всё это на данный момент в понимании ребенка является универсальным источником информации)
Взрослый: Изучив, исследовав, вы узнали -что такое информация и откуда она берётся? Вы нашли ответ на ваш вопрос?
Ответы детей: Да, мы узнали, что информация - это все, то новое, что мы узнаём об окружающем мире. Мы узнали, что источниками информации являются звук и знак. Нашли способ передачи знака и звука с помощью изобретений И.Федорова и А. Попова.
* Работа с участниками мероприятия.
Как результат совместного поиска мы предлагаем мнемо-схему (ассоциативный рисунок). Основная фигура круг, в центре которого изображения книги, телефона, телевизора, компьютера и др гаджетов. Восходящие лучи солнца это символы: знак-буквы, голубь с письмом, портрет соотечественника И. Федорова, печатный станок. С другой стороны символ звука- волна, гонец- посланник, портрет изобретателя А.Попова и радиоприемник.
Следуя логике алгоритма, детям необходимо применить полученные знания в окружающем их мире.
Участникам мероприятия предлагают ответить на вопрос, как ребенок это будет делать? (Рассказать знакомым сверстникам, друзьям, родителям и другим взрослым)
Собственным его, достоянием ребенка будет что?- исторически значимая личность – соотечественника.
Таким образом, наш подход отвечает социальному запросу общества -воспитание гражданской грамотности. Дети присваивают себе духовно-нравственные ценности и морально- этические принципы своих соотечественников. Такой подход позволяет нам воспитывать умного, пытливого, коммуникабельного и толерантного дошкольника и гражданина.
Общая цель воспитания в ДОО — личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых национальных ценностей российского общества через:
1. формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; 2. овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения; 3. приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Пример: Воспитание уважения к труду рабочих профессий
Изменили понятие “воспитание”.
В детском саду нужно воспитывать чувство патриотизма, заботливого отношения к природе, уважения к памяти защитникам Отечества, к труду и старшему поколению, к законам и к самому себе.
Обязали рассказать родителям об изменениях.
Сотрудники детских садов должны сообщить родителям о новой направленности учебной программы.
Воспитатели должны понимать главную цель постановления - воспитать разностороннюю и ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование тонких движений пальцев рук с использованием нестандартного оборудования в системе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста". Мастер класс.
Шаг в искусство делает любой человек в том или ином возрасте. Но замечено, что от того, каким будет этот первый шаг, сделанный ребёнком, зависит в дальнейшем уровень его общей культуры, характер миров...
"Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста". Мастер - класс для педагогов.
Как сделать так, чтобы в каждом ребёнке вызвать искренность его эмоций?Практика работы показывает, что поведение ребёнка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании...
«Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста» (мастер – класс для педагогов ДОУ)
Самый лучший учитель - жизнь. Цель технологии - помочь каждому ребенку определить собственный путь освоения знаний, через использование жизненных ситуаций...
«Народные игры в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов
laquo;Народные игры в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов...
День открытых дверей в рамках реализации районного инновационного проекта «Поделись опытом» по теме: «Формирование толерантности детей дошкольного возраста. Мастер-класс «Кукла -оберег – «Хозяюшка».
Мастер-класс «Кукла на ложке, оберег-Хозяюшка»https://disk.yandex.ru/i/fiGSzQNlCewoXg...
« Нейроигры и нейропсихологческие упражнения, как здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога с детьми дошкольного возраста». Мастер-класс для педагогов
Значение нейроигр и нейропсихологических упражнений вразвитии ребенка....
«Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (мастер-класс для педагогов)
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире. Иг...