Подходы к формированию гражданской и культурной грамотности в дошкольном возрасте. Мастер-класс для педагогов ДОУ.
методическая разработка (подготовительная группа)

В дошкольном возрасте  формирование предпосылок гражданской грамотности, осуществляется через воспитание в самом широком смысле. В связи  с этим мы ищем новые приемы, методы, способы и подходы  в воспитании гражданственности. Предлагаем вашему вниманию алгоритм, как один из подходов воспитания гражданственности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanskaya_i_kulturnaya_gammotnost.docx64.23 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: C:\Users\User\Pictures\3.png

Мастер класс для педагогов

Подходы к формированию гражданской и культурной грамотности в дошкольном возрасте.

Подготовил педагог- организатор Вильданова Р.Ф.

Надым, 2021 г.

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!

А, что такое гражданин – отечества достойный сын!».

Н. Некрасов.

Сценарий.

Здравствуйте!

Мы рады приветствовать вас  в нашем уютном Д/С «Огонёк».

Разрешите представиться….

РФ . А.Н.

 Наш разговор мы начнем со слов главы государства В.В. Путина.

Президент Владимир Путин предложил Государственной Думе в мае прошлого года внести поправки в закон об образовании. В частности, он предложил указать, что воспитание должно быть направленно на формирование у  учащихся «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти своих соотечественников». Ссылка https://sozd.duma.gov.ru/bill/960545-7

Гражданская грамотность у дошкольников, на наш взгляд не  формируется особенным образом или способом, а развивается и воспитывается с первого дня взаимодействия ребенка с социумом (в нашем случае - с момента поступления ребенка в детский сад).

Организация жизнедеятельности наших воспитанников направлена на социальный заказ российского  общества- формирование гражданина с высокой демократической культурой на основе толерантности и уважения к многонациональному составу российского общества.

В дошкольном возрасте  формирование предпосылок гражданской грамотности, осуществляется через воспитание в самом широком смысле.

В связи  с этим мы ищем новые приемы, методы, способы и подходы  в воспитании гражданственности.

Предлагаем вашему вниманию алгоритм, как один из подходов воспитания гражданственности.

Алгоритм.

  1. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с Основной Общеобразовательной Программой ДОУ.
  2. Раскрытие каждой темы в контексте интересов и потребностей детей.

Использование модели трёх вопросов.

-Что я об этом знаю?

      -Что я хочу узнать?

      - И как мы это будем узнавать?

3.  В рамках темы, знакомство ребенка с  исторически значимой личности соотечественника – изобретателя, ученого, государственного или общественного деятеля, представителя искусства.

* Работа с участниками мероприятия.

Ведущий предлагает участникам включить в тематическое планирование ДОУ  исторически значимые личности соотечественников.

4. Организация образовательной среды для практико –ориентированной деятельности (созидательный компонент + развивающая предметно-пространственная среда).

5.  Усвоение и применение  мотивационно-ценностных установок , норм и образцов поведения в окружающем  мире  ребёнка.

В качестве примера возьмём  тему: «В мире все так интересно. Неделя экспериментов и безграничного творчества».

  1. Дети обсуждают в группе с воспитателем, что им интересно узнать , изучить, исследовать. Детей заинтересовала тема   – «Что такое информация?».

А взрослый как координатор с помощью наводящих вопросов  и,  опираясь на  опыт ребенка, направляет детей на самостоятельный  поиск ответов на вопросы.

Взрослый: Что ты об этом знаешь?  Откуда ты можешь узнать, если ты этого не знаешь?

Ответы детей: Взрослые, книги,  телефон, интернет.

Взрослый:  Что является первоисточником информации? Что было сначала?

 Продолжая диалог, взрослый  спрашивает: А информацию мы видим, слышим?

Ответ детей: Да, видим и слышим.

Значит, первоисточником информации является знак и звук.

Вопрос взрослого: Что такое знак?

Ответы детей: Знак – изображение, буква, текст. (Детям предлагается картинка с изображением буквы)

Вопрос взрослого: Что такое звук?

Ответы детей: Звук – это крик, пение, грохот, звуки природы. (Детям предлагается картинка с изображением крика)

Следуя логике рассуждения, взрослый задает вопрос: Чтобы получить информацию,  что нужно сделать?

Ответы детей: Передать информацию каким-то образом.

Вопросов не становится меньше.

Вопрос взрослого: Как передавали информацию в древние времена? Как можно передать информацию?

Ответы детей: Можно написать письмо и отправить гонца, можно отправить голубя с запиской,  поместить послание в бутылку и бросить в море. (Картинка с изображением голубя с запиской).

Вопрос взрослого: Как передать звук?

Ответы детей: Прокричать, послать гонца, бить в колокол, трубить в рог. (Картинка с изображением посланника- гонца).

Взрослый. Итак, мы выяснили, как мы узнаем информацию и как ее передавали в древние времена. А сейчас мы тоже  узнаем что-то новое с помощью голубей и гонцов?

Ответы детей: Нет. Сейчас нет почтовых голубей и людей-гонцов.

Вопрос взрослого: А вы хотите узнать, кто помог в нашей стране найти быстрый способ передачи информации? (Вопрос алгоритма: что я хочу узнать?)

Взрослый: История человечества не стоит на месте, а всегда движется вперед. А помогают этому движению великие люди – ученые, первооткрыватели и просветители. Приходит время географических открытий и изобретений. Возникает необходимость сохранить и передать эту информацию.  И на помощь приходит – изобретатель.

     *  Знакомство с  исторически значимой личностью соотечественника – изобретателя.

Идея  печатания знаков в текст родилась в Германии изобретателем  Иоганном Гуттенбергом. А в нашей стране в середине 16 века эту идею первым реализовал Иван Федоров- первый русский книгопечатник.

Инфографика ( портрет изобретателя, годы жизни, открытие, краткая историческая справка, отношение современников, общества, вклад в науку, культуру, историю, просвещение).

Идея использования электрических волн для создания беспроводной связи буквально весела в воздухе. Воплотил её в 1897 Генрих Герц. А в нашей стране его изобретение усовершенствовал  и изобрел радио Александр Степанович Попов.

Инфографика ( портрет изобретателя, годы жизни, открытие, краткая историческая справка, отношение современников, общества, вклад в науку, культуру ,историю, просвещение.)

* Работа с участниками мероприятия.

Как известно 75% информации усваивается мозгом человека, только в том случае если она  подкреплена практической созидательной, продуктивной деятельностью.

Мы предлагаем перейти к практике. Аудитория делиться на две группы испытателей-изобретателей.

В конкретно заданных условиях  в соответствии с  выбранной темой недели тематического планирования  собирается и создается выставка экспонатов  из истории печатного дела и радиотехники.

Взрослый: Как вы считаете,  изобретатели нашли быстрый способ передачи информации?

Ответы детей: Да

Взрослый: А вы хотите, стать изобретателями? А что мы будем делать?

Ответы детей: Будем делать радио, и печатать текст.

Первая группа- печатники.

С помощью детской типографии (набор «Речевое развитие в детском саду»    издательство Национальное образование сайт  www nobr. Ru) литерами на бумаге дети набирают своё имя или заданное слова по образцу.

* Работа с участниками мероприятия. Участники мероприятия набирают текст – широко известную фразу А. Ахматовой «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово!»

Вторая группа- радиотехников.

С помощью электронного конструктора( «ЧУДО КИТ», «Знаток ТМ» ,автора А.А. Бахметьев) собирают по схеме цепь для получения звука.

* Работа с участниками мероприятия.

 Таким образом от распространения знака и звука ,через историческую личность и его вклад в просвещение и науку путём осмысления технического  процесса изобретения мы пришли к логическому вопросу.

 А что дальше?

Очевидным является ответ необходимо соединить, синтезировать звук и знак. А это телефон, радио, аудиокниги, фильмы, видеоролики все те источники информации, насыщающие человеческий мир.

Взрослый: Итак, у нас получилось найти самый лучший способ передачи информации?

Ответы детей: Да получилось.

А сегодня мы тоже получаем информацию  только из книг  и радио?

Ответы детей: Нет, из телефона, телевизора, компьютера, интернета, «Алиса», кино, видеоролики, аудиокниги и т.п..(  Всё это  на данный момент в понимании ребенка является универсальным источником информации)

Взрослый: Изучив, исследовав, вы узнали -что такое информация и откуда она берётся? Вы нашли ответ на ваш вопрос?

Ответы детей: Да, мы узнали, что  информация - это все, то новое, что мы узнаём об окружающем мире. Мы  узнали, что источниками информации являются звук и знак. Нашли способ передачи знака и звука с помощью изобретений  И.Федорова и А. Попова.

* Работа с участниками мероприятия.

Как результат  совместного поиска  мы предлагаем мнемо-схему (ассоциативный рисунок). Основная фигура круг, в центре которого изображения книги,  телефона, телевизора, компьютера  и др гаджетов. Восходящие лучи солнца это символы: знак-буквы, голубь с письмом, портрет соотечественника И. Федорова, печатный станок. С другой стороны символ звука- волна, гонец- посланник, портрет изобретателя А.Попова и радиоприемник.

Следуя логике алгоритма, детям необходимо применить полученные знания в окружающем их  мире.

Участникам  мероприятия предлагают ответить на вопрос, как ребенок это будет делать?  (Рассказать знакомым сверстникам, друзьям, родителям и другим взрослым)

Собственным его, достоянием ребенка  будет что?- исторически значимая личность – соотечественника.

 Таким образом, наш подход отвечает социальному запросу общества -воспитание гражданской грамотности. Дети присваивают себе  духовно-нравственные ценности и морально- этические принципы своих соотечественников. Такой подход позволяет нам воспитывать умного, пытливого, коммуникабельного и толерантного дошкольника и гражданина.

Общая цель воспитания в ДОО — личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых национальных ценностей российского общества через:

 1. формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; 2. овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения; 3. приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Пример: Воспитание уважения к труду рабочих профессий

Изменили понятие “воспитание”.
В детском саду нужно воспитывать чувство патриотизма, заботливого отношения к природе, уважения к памяти защитникам Отечества, к труду и старшему поколению, к законам и к самому себе.

Обязали рассказать родителям об изменениях.

Сотрудники детских садов должны сообщить родителям о новой направленности учебной программы.

 

Воспитатели должны понимать главную цель постановления - воспитать разностороннюю и ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование тонких движений пальцев рук с использованием нестандартного оборудования в системе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста". Мастер класс.

Шаг в искусство делает любой человек в том или ином возрасте. Но замечено, что от того, каким будет этот первый шаг, сделанный ребёнком, зависит в дальнейшем уровень его общей культуры, характер миров...

"Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста". Мастер - класс для педагогов.

Как сделать так, чтобы в каждом ребёнке вызвать  искренность его эмоций?Практика работы показывает, что поведение ребёнка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании...

«Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста» (мастер – класс для педагогов ДОУ)

Самый лучший учитель - жизнь. Цель технологии - помочь  каждому ребенку определить собственный путь освоения знаний, через использование жизненных ситуаций...

«Народные игры в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов

laquo;Народные игры в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов...

«Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (мастер-класс для педагогов)

       Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире. Иг...