Конспект открытого занятия «Занятие по воспитанию толерантности в детском саду”
методическая разработка
Конспект занятия « Занятие по воспитанию толерантности в детском саду”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost.docx | 16.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия « Занятие по воспитанию толерантности в детском саду”
Воспитатель Алискандарова А.Э.
Занятие по воспитанию толерантности в детском саду
Занятия по толерантности в детском саду проводятся в разных формах, объединяет их тематика — доброе отношение к ближним. В младших группах само слово «толерантность» в беседах с воспитанниками не звучит, с малышами говорят о дружбе, справедливом отношении к окружающим, добрых делах. Для детей 2–4 лет занятия чаще организуются интегрированные — с песнями, танцами, играми, простыми творческими заданиями. У старших дошкольников формируется способность к длительной концентрации внимания: они могут вдумчиво изучать фотоматериалы, карты. Уровень аналитических способностей позволяет детям 6–7 лет строить предположения и делать выводы. Поэтому в старшей и подготовительной группах теме толерантности посвящаются занятия НОД (непосредственно образовательной деятельности).
Девочка ведёт мальчика с завязанными глазами, педагог наблюдаетПроигрывание ситуаций, в которых необходимо помочь ближнему, воспитывает в детях эмпатию и доброту.
Занятия по воспитанию толерантности проводятся нечасто, рекомендуется включать их в календарно-тематическое планирование несколько раз в учебном году (например, в ноябре, январе и апреле). Структурные элементы занятия подвижны: воспитатель планирует формы и порядок работы с учётом конкретной группы, чтобы занятие прошло результативно. Обязательный элемент — этап рефлексии в конце занятия. С ребятами необходимо подвести итоги (старшие делают это самостоятельно), предоставить возможность высказаться — что на занятии понравилось, на что оно вдохновляет, хочется ли узнавать о толерантности больше.
К сожалению, не все воспитатели включают занятия по формированию толерантности в рабочее планирование. В саду проводится ежегодно Неделя толерантности, но этого недостаточно. К теме национальной терпимости необходимо возвращаться регулярно в образовательном процессе — это условие современной жизни.
Дети и воспитатель сидят на полу вокруг «Озера доброты»
Игровое упражнение «Озеро доброты» учит детей способам релаксации и побуждает поразмышлять о добрых делах
Длительность занятия
По нормам СанПиН, временные рамки занятия по формированию толерантности такие же, как для занятия НОД:
первая и вторая младшие группы — не более 15 минут;
средняя группа — 20 минут;
старшая группа — 25 минут;
подготовительная группа — 25–30 минут.
Дети рисуют красками коллективный плакат с изображением земного шара и цветными ладошками
Занятие со старшими дошкольниками длится 25 минут, за это время воспитанники могут нарисовать и представить коллективный плакат
Ход занятия В.: Какие страны вы знаете? В какой стране живём мы с вами? Значит, мы… (Ответы детей).
На земле живёт много людей. Они все разные и в то же время похожи друг на друга. Чем похожи все люди на Земле? Чем отличаются люди друг от друга? Почему вы не путаете свою маму, папу и других родственников с разными людьми? (Ответы детей).
А ещё люди отличаются по цвету кожи, волосам, разрезу глаз. Такие различия называются расовыми признаками. На земле живут люди разных рас.
Воспитатель обращает внимание детей на фото человека с белой кожей.
В.: Он похож на нас? Какой цвет кожи? (Белый). Такие люди живут в Европе, частях Азии, Австралии.
Есть люди, у которых кожа жёлтая. Это люди, живущие в Японии, Китае, Корее и других азиатских странах. <…>
Есть люди, у которых тёмная кожа, чернокожие. Эти люди живут в жаркой Африке. <…>
Большинство людей одной национальности живёт в одном месте, в одной стране.
Наша группа многонациональна. (Воспитатель предлагает детям назвать свою национальность и рассказать четверостишие на родном языке).
Все дети похожи друг на друга. Главное сходство между детьми разных стран в том, что они любят играть, веселиться, любят своих родителей, друзей.
Игра с мячом.
Россия — россияне.
Украина — украинцы.
Англия — англичане.
Америка — американцы.
Игра «Найди отличия».
В.: Вот задание, посмотрите на свои картинки. Разложите их на две стопки, определив главное отличие. (Картинки надо заранее подобрать таким образом, чтобы на них были представлены люди с разным цветом кожи. Но отличительным признаком было что-то другое, например, настроение). <…>
Дети выполняют задание и объясняют, почему так.
Воспитатель делает вывод, что ребята при выполнении задания обращали внимание не на цвет кожи, а на занятия, интересы. Дети могут быть в чём-то похожи и чем-то отличаться, национальность здесь ни при чём.
Девочки рассматривают фотографии с людьми разных национальностей
Дидактическая игра «Найди отличия» позволяет детям увидеть, что люди разных национальностей могут иметь общие интересы и увлечения
Приведённое в качестве примера занятие можно обогатить включением в середине познавательной беседы физкультминутки (на тему дружбы). Отсутствует этап рефлексии — это минус разработки. Выводы в конце занятия воспитатель делает исключительно к дидактической игре «Найди отличия», а не к проделанной работе в целом. Занятие спланировано для детей старшего дошкольного возраста, а значит, они могли высказать в завершение свои впечатления и пожелания.
Открытое занятие по воспитанию толерантности
Открытое занятие — возможность для педагога продемонстрировать уровень своего мастерства, презентовать личную разработку, поделиться опытом с коллегами. Методические положения к проведению открытого занятия:
Комфортные условия для воспитанников: для них это будет обычное занятие. С детьми нельзя репетировать ход занятия, заучивать ответы на вопросы беседы.
Предварительная работа с детьми приветствуется: изготовление плакатов, атрибутов для игрового задания, разучивание песни или стишков.
Воспитатель готовит подробный конспект занятия: актуальность темы, задачи, материалы, план НОД.
На занятие приглашаются методисты, воспитатели из других ДОУ, родители.
Самоанализ. После завершения занятия дети отправляются на прогулку или в группу (с младшим воспитателем, например), а проводивший открытое мероприятие педагог выступает с кратким сообщением. Он анализирует, были ли реализованы поставленные задачи, соответствовали ли приёмы и формы работы способностям детей, как можно улучшить занятие.
Картотека тем для открытого занятия по толерантности:
«Новогодняя кругосветка»,
«Песня шагает по планете»,
«Каким мы видим общество будущего?»,
«Сказкотерапия как средство формирования толерантности»,
«Народный театр»,
«Путешествие по …» (знакомство с культурой страны, представители которой есть в группе).
Педагог и малыши сидят за столом, перед ними — куклы и флаги
На открытом занятии педагог показывает эффективность своей работы в формировании толерантности у детей
Каким окажется будущее нашей страны и планеты в целом — зависит от нас, от того, как мы воспитаем подрастающее поколение. Современные дети живут в мире, границы которого подвижны и часто оказываются условными. Мир настоящего интересен и прекрасен, а может стать ещё лучше. Воспитание толерантности у дошкольников — сохранение в их сердцах добра. Занятия по толерантности в ДОУ помогают воспитанникам увидеть в ближнем прежде всего личные качества, а не внешнюю оболочку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Воспитание толерантности в детском саду
Воспитание толерантности в детском саду.Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику. ...
Воспитание толерантности в детском саду.
Консультация для родителей....
Статья "Воспитание толерантности в детском саду"
Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием семьи, сверстников и других окружающих людей. Наш детск...
Конспекты бесед по воспитанию толерантности в детском саду
Данные подборки будут полезны воспитателям...
Воспитание толерантности в детском саду.
Быть толерантным – означает «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантно...
Конспект открытого интегрированного занятия по пластилинографии в средней группе детского сада к 23 февраля
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования (пластилинография) "Медаль на удачу" в подарок папе на 23 февраля....