МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ И В ПРИРОДЕ
статья (старшая группа)
Описание методов и приёмов формирования у детей навыков безопасного поведения в быту и в природе из опыта воспитателя детского сада
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сорокина Р.А., воспитатель
ГБДОУ центр развития ребёнка - детский сад № 125 Невского района
Санкт- Петербурга
«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ И В ПРИРОДЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ)
С ранних лет необходимо формировать у детей сознательное и ответственное отношение к вопросам по здоровьесбережению и личной безопасности в окружающей среде. А также воспитывать культуру безопасности.
Дети должны осознавать ценность жизни во всех направлениях, получать представления об источниках опасности, причинах их возникновения и средствах предупреждения, преодоления. Поэтому в нашем детском саду уделяется большое внимание овладению детьми навыками безопасного поведения на улице, в быту, в природе, во взаимодействии со сверстниками…
Целью нашей работы является формирование и развитие навыков основ безопасного поведения, сохранения здоровья и формирование предпосылок экологического сознания.
Залогом успешности образовательной деятельности по данной теме является системное сочетание разных видов детской деятельности: игровой, познавательной, художественной, коммуникативной. А также использование традиционных и инновационных форм и методов работы, позволяющих сформировать у дошкольников необходимые знания по безопасному поведению и здоровому образу жизни. Организация нашей работы строится с учётом принципов, которые взаимосвязаны и строятся в единстве.
Реализация содержания работы по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста представлена в наиболее приемлемых формах работы с детьми дошкольного возраста: беседы, ситуационно - имитационное моделирование, использование заранее приготовленной педагогической ситуации, анализ заданных ситуаций, детское экспериментирование и проектная деятельность, прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, дидактические игры, игры –инсценировки, развлечения по каждой теме, которые проводятся в свободной деятельности детей. Образовательный материал соответствует ФГОС, систематизирован и представлен в виде перспективного плана с приложением конспектов. Соответствует возрасту детей 5-6 лет.
Поскольку ведущей деятельностью детей является игра. Мы применяем игровые методы и приёмы. В игре формируется характер детей. Мы придумали, а так же подобрали уже из известных игр такие, в которых присутствует развивающая игровая деятельность в соответствии с поставленными воспитательными задачами.
Это сюжетно-ролевые игры, например: «Больница» - сюжет: мишка баловался и обжёг себе лапку. В этой игре дети учатся безопасному поведению с электроприборами, также знакомятся с профессией врача, медсестры, учатся элементарным навыкам оказания первой помощи.
Дидактические игры по экологии, ПДД, безопасного поведения в быту, на воде представлены в разных развивающих центрах группы и ДОУ. К образованию развивающей среды привлекаются все субъекты образовательного процесса. Сотрудники ДОУ в тесном сотрудничестве с родителями оборудуют центры безопасности, сюжетно- ролевых, экологических игр, науки.
Наблюдая за детьми, мы поняли, как важно обеспечить им «зону» ближайшего развития, поэтому дети старшего возраста принимают посильное участие в обогащении развивающей среды. Вместе с детьми мы создаём макеты улиц и дорог нашего микрорайона, обыгрываем их. У нас в саду созданы центры безопасности на дорогах, в природе, в быту, в оформлении которых наши дети принимают активное участие. При оформлении мы учитываем, что ребёнок быстрее запоминает яркое, необычное, интересное. Создана картотека различных по тематике, содержанию и характеру игр. Подобран наглядно - дидактический демонстрационный материал, сюжетные и предметные картины, плакаты для формирования у детей навыков безопасности жизнедеятельности.
В саду большое внимание уделяется знакомству с профессиями, поэтому дети старшего возраста «работают» экскурсоводами в центрах безопасности, рассказывают малышам о безопасном поведении на дорогах, в быту, природе. Это стимулирует детей к познанию основ безопасности, ответственности за себя и других.
Художественное слово всегда заставляет ребёнка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать её. В работе с детьми старшего дошкольного возраста мы постоянно используем приём чтения художественной литературы (рассказы, сказки, стихи…). Проводим анализ произведения на примере поступков героев с целью самостоятельного выделения ребёнком мер предосторожности, учим самостоятельно делать выводы, заключения.
Детям очень нравятся игры – драматизации, инсценировки. На основе прочитанных произведений обыгрываются сюжеты, отрывки произведений. Для постановки используются различные виды театров: бибабо, шаговый, театр теней, театр кукол. Так же ребята готовят спектакли по сказкам и показывают их родителям и своим сверстникам («Кошкин дом» С. Маршака, по р.н. сказке «Волк и семеро козлят» для детей младшего возраста,….). В ходе игр - драматизаций дети проживают поступки вместе с героями, быстрее усваивают правила безопасности.
Так же мы проводим с детьми беседы из личного опыта, где каждый ребёнок делится своими впечатлениями о посещении общественного пространства города, парков, лесов… предлагает выход из проблемной ситуации, которую задаёт взрослый. В процессе беседы ребенок учится видеть и понимать окружающий мир, его красоту, опасности, подстерегающие человека. У него формируется понимание того, что в природе всё взаимосвязано, нельзя нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить природе, животному миру. Закладываются основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
Гуляя по улицам города дети замечают, как некоторые люди нарушают правила дорожного движения, это способствует формированию осознанного отношения и соблюдения правил дорожного движения, безопасного поведения на улицах.
Ознакомление детей с техническими явлениями показало, что ребятам доступны сведения о магнетизме, электричестве, механических и физических явлениях, устройстве бытовых и транспортных машин. Поэтому проблему обеспечения безопасности при пользовании приборами мы решили при помощи создания «Лаборатории проектно- экспериментального моделирования», где подобраны виды конструкторов, различные виды материалов, металлов, магниты… детям очень нравится творить, исследовать, участвовать в проектной деятельности. Все свои наблюдения и выводы они зарисовывают в альбомы по темам.
Одним из ведущих видов деятельности детей старшего возраста (5-6 лет) является рисование. Дети очень много рисуют, создают альбомы по безопасному поведению и здоровому образу жизни. Придумывают свои сказки и рассказы по темам безопасности, делают мини книги, которые размещают в уголках безопасности, дарят малышам.
Так же ребята участвуют в районных, городских конкурсах рисунка по ОБЖ (пожарная безопасность, безопасность на дорогах, экологическая безопасность)….
Обеспечение безопасного здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных, совместном поиске и нахождении выхода из трудной ситуации, совместного обсуждения проблем, ведения диалога.
Хочется закончить словами В.А. Сухомлинского: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар практикум для родителей на тему: «Формирование у детей навыков безопасного поведения по пожарной безопасности».
Семинар практикум для родителей на тему: «Формирование у детей навыков безопасного поведения по пожарной безопасности».Цель. Стимулировать желание родителей к совместному сотрудничест...
Статья "Методы и приемы формирования у детей навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя средней группы)"
Методы и приемы формирования у детей навыков безопасного поведения....
Педагогический проект «Формирование у детей навыков безопасного поведения в природе»
Одна из основных задач в работе дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья детей. Взрослые (педагоги и родители) должны оберегать и защищать ребенка, подг...
Методы и приемы формирования у детей навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)
В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка — научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приоб...
Картотека игр-тренингов по формированию у детей опыта безопасного поведения в быту, социуме, на природе.
Данная картотека игр позволит детям сформировать безопасное поведение в быту, социуме, на природе....
Опыт работы по формированию у детей основ безопасного поведения в быту, социуме и природе
Опыт работы по формированию у детей основ безопасного поведения в быту, социуме и природе...
Педагогический проект «Формирование у детей навыков безопасного поведения в природе»
Одна из основных задач в работе дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья детей. Взрослые (педагоги и родители) должны оберегать и защищать ребенка, подготовить его к встрече с различными...