Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная»
проект (старшая группа)
Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная»
«Кто в куклы не играл,
тот счастья не видал» –
Народная мудрость
Вид проекта: познавательный, творческий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.
Проблематика проекта:
Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.
Актуальность выбранной темы:
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
Цели проекта:
— формирование у детей 5-7 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;
— создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол.
Задачи проекта:
— познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;
— дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);
— изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка);
— развивать мелкую моторику рук;
— формировать индивидуальные творческие способности детей;
— учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;
— обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);
— стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.
Ресурсное обеспечение: конспекты занятий, материал для творчества, фотоальбом «Традиционная народная тряпичная кукла» с описанием кукол, презентации «Русская народная кукла», Мастер-класс «Кукла-девочка» (презентация).
Работа с родителями:
— Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей».
Цель: наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание народной куклы».
— Пополнение мини-музея тряпичными куклами, сделанными своими руками.
— Посиделки на Покров. Совместное занятие с родителями по изготовлению тряпичных кукол (пеленашка и кукла-колокольчик) «Рукам – работа, душе – праздник!»
Предполагаемый результат:
1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления
2. В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой. Есть:
— альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;
— подборка иллюстраций и фотографий;
— технологические карты по изготовлению тряпичных кукол;
— мини-музей тряпичной куклы «Куделька».
3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.
4. Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения.
5. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.
6. Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
1. Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор книг о тряпичных куклах.
2. Создание условий, необходимых для реализации проекта.
Основной этап:
1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
2. Презентация буклета «Традиционная тряпичная кукла».
3. Открытие в группе мини-музея «Куделька».
Реализация проекта
Познавательно-речевая деятельность:
— Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые). Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.
— Знакомство с жизнью и бытом предков.
— Просмотр презентации «Русская народная кукла».
— Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы), индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве».
— Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле (приложение № 1).
— Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».
— Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).
— Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».
Художественно-эстетическая деятельность:
— Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».
— Занятие «Иголочка и ниточка».
Задачи: учить детей пользоваться иголкой с ниткой, вдевать нитку в иголку, делать простые стежки («иголка вперед»).
— Знакомство с процессом изготовления кукол (Зайчик на пальчик, Закрутка, Берегиня).
— Изготовление с детьми кукол («пеленашка», «кукла-девочка»).
Цели и задачи: научить детей изготавливать куклу способом скрутки, развить интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы.
Игровая деятельность:
— Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».
Цель: обучение игровым действиям с куклами.
— Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.), игра-драматизация по сказке «Терешечка».
Дидактическая игра «Узнай элемент узора».
Цель: научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках.
Значение узоров:
Кресты – преграда и отвращение зла, знак закрытости.
Дерево (чаще всего елочка) – символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
Цветок – символ красоты и непорочности, красный цветок – символ земной любви, внешней привлекательности.
Звезды – знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей.
Круги – символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе.
Квадраты – знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадраты, иногда они усиливаются штриховкой вдоль или поперек квадрата.
Спираль – символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая – сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех «темных» сущностей теневого мира, если цвет красный, белый или же черный.
Волнистая линия – волны, вода, Мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам. Если линии расположены вертикально – это знак самосовершенствования, «лестница в небо», путь к тайным знаниям.
Треугольник – символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.
Дидактическая игра «Закончи узор».
Цель: развитие ручного праксиса.
Дидактическая игра «Народные промыслы».
Цель: развитие умений вычленять элементы различных промыслов и находить знакомые элементы.
Дидактическая игра «Стрелка, стрелка, покружись, всем ребятам покажись».
Цель: закрепить оттеночные цвета (розовый, оранжевый, салатный, малиновый и др.).
Дидактическая игра «Что из чего».
Цель: закрепить 1) названия тканей; 2) умение подбирать одежду к разным сезонам; 3) понятия зимняя и летняя одежда.
— Пальчиковые игры «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы»,
Физическо-оздоровительная деятельность:
— русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня».
— тренинг: «Боль» (уколол, порезал палец).
Цель: развить умение сопереживать, оказать посильную помощь.
Музыка:
— хороводные игры «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…» (Приложение №2)
— Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности.
Заключительный этап:
— Создание в группе мини-музея «Куделька».
Цель: способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей.
— Посещение музея детьми других групп и родителями.
— Презентация проекта «Куколка тряпичная – игрушка отличная».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по приобщению детей к истокам русской национальной культуры
Перспективный план по приобщению детей к истокам русской национальной культуры для детей старшей группы....
Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».
Презентация к сообщению - Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема:...
Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».
Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема: «Приобщение детей к...
Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная» (старший дошкольный возраст, познавательно-творческий)
- формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;- создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол. изготовленные совместно ро...
Презентация для педагогов "Приобщение детей к истокам русской национальной культуры"
Методическая неделя обмена опытом в рамках межрайона...
Приобщение детей второй младшей группы к истокам русской национальной культуры: «Куколка тряпичная – игрушка отличная».
Приобщение детей второй младшей группы к истокам русской национальной культуры: «Куколка тряпичная – игрушка отличная».Цели:1.Систематизация знаний детей об игрушке – кукле.2.Р...
Музыкально-танцевально-образовательный проект Тема: «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством музыки и танца»
Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая пробл...